Становление и развитие социологии как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:44, контрольная работа

Краткое описание

Момент возникновения человеческого общества невозможно точно определить, но, во всяком случае, это произошло не менее чем 40 - 50 тыс. лет назад. И нет никакого сомнения, что с тех давних времён людей стали интересовать механизмы взаимодействия индивидов между собой, т.е. общественные отношения. Человек всегда пытался понять, как устроено общество себе подобных.

Файлы: 1 файл

Становление и развитие социологии как науки.docx

— 41.65 Кб (Скачать)

Виднейшим представителем натурализма в социологии был  английский учёный Герберт Спенсер (1820-1903), который в созданной им системе синтетической философии  пытался объединить все теоретические  науки того времени. Его взгляды  основывались на аналогии между биологическим  и социальным организмами. Эволюция, по Спенсеру, - это интеграция материи, когда из бессвязной однородности возникает  социальное целое (общество), но при  этом целое не может и не должно поглощать отдельную личность. Спенсер  выступал не только против идей социальной революции, но и против каких бы то ни было социальных реформ, и даже против любого вмешательства государства  в общественную жизнь. Он полагал, что  забота о сиротах, больных, нищих  и обездоленных противоречит теории естественного отбора, согласно которой выживать должен сильнейший, а слабый уступает ему жизненное пространство. Своим анализом понятий общества, социального роста, социальной структуры, социальных функций различных систем и органов общественной жизни Спенсер заложил фундамент понятийной системы социологии, а также основы методики структурно-функционального анализа.

В конце XIX в. усилилось  влияние психологической тенденции  в социологии, имеющей следующие  самостоятельные направления: "психология народов", тесно связанное с  этнографией; "групповая психология"; "интеракционизм" (от лат. interaction - взаимодействие), считающее первичной единицей социологического исследования межличностное взаимодействие. Результатом поисков явилось появление социальной психологии как самостоятельной дисциплины. Из её наиболее ярких представителей нужно отметить Гюстава Лебона (1841-1931) и Габриэля Тарда (1843-1904).

Если сторонники рационализма признавали естественные права человека и право народа на собственное  разумное установление своего общественного  устройства, то приверженцы историзма, напротив, подчёркивали важность традиционных основ человеческого общежития. Попытку соединить эти методы произвёл немецкий социолог Фердинанд Теннис (1885-1936).

Одним из крупнейших социологов XIX в. является Карл Маркс (1818-1883), который вместе с Фридрихом Энгельсом (1812-1895) разработал концепцию общественно-истрической формации, обусловленной материалистическим пониманием истории (исторический материализм), а также провёл детальный научный анализ современного ему капиталистического общества. Именно К.Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса цивилизации.

Таким образом, в XIX в. создались предпосылки для превращения  социологии в общепризнанную универсальную  социальную науку и это событие  нужно также связывать, прежде всего, с именами таких выдающихся европейских  социологов, как Макс Вебер и Эмиль  Дюркгейм.

Макс Вебер (1864-1920) - немецкий экономист и выдающийся социолог, глубоко проник в предмет  исследования с целью поиска исходных, базовых элементов, с помощью  которых можно было бы прийти к  пониманию закономерностей общественного  развития. Социология, по его мнению, должна быть "понимающей", поскольку действия индивида - "субъекта" социальных отношений, являются осмысленными. А осмысленные (предполагаемые) действия и отношения способствуют пониманию (предвидению) их последствий. Средством обобщения всего многообразия эмпирической действительности выступает у Вебера понятие "идеальный тип", которое и служит главным инструментом познания. "Идеальный тип, - писал Вебер, - это картина однородного мышления, существующая в воображении учёных и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее типичных социальных фактов". Идеальные типы - это предельные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реальности.

По Веберу, все социальные факты объясняются социальными  типами. Он предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности, оперируя такими идеальными типами, как "капитализм", "бюрократия", "религия", "государство" и др. На основе приложения к политике такого понятия, как "социальное действие", Вебер вывел три чистых типа легитимного (признанного) господства (лидерства, управления):

ѕ легальный тип, при котором как управляемые, так и управляющие подчиняются не конкретной личности, а закону;

ѕ традиционный тип, обусловленный в первую очередь привычками и нравами данного общества;

ѕ харизматический тип, основанный на экстраординарных способностях личности руководителя.

Социология, по его  мнению, должна основываться на бесстрастных научных суждениях максимально  свободных, как от разного рода личных пристрастий учёного, так и от политических, экономических, идеологических ценностей, влияющих на исследование.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической  школы, практически первым попытался  теоретически обосновать и выделить такой специфический предмет  научного изучения социологии, как "социальная сфера". Им разработаны методология  и методы социологических исследований, которые позволили подвести под  социологическую науку базу эмпирических исследований и акцентировать внимание на её прикладном характере. Будучи преемником О.Конта, Дюркгейм, однако, разделял не все его воззрения. Он отвергал закон  о трёх стадиях интеллектуального  и социального развития. В противовес Конту, провозглашавшему отказ от причинности  в научном объяснении и замену вопроса "почему" на вопрос "как", Дюркгейм упорно искал причины социальных явлений. Индивидуализму Спенсера он противопоставил  идею "коллективности" - примат общества над личностью. Но Дюркгейм оспаривал  и позицию марксизма в смысле неправомочности экономического редукционизма. А в отличие от Вебера он считал, что общество - это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от отдельных действий индивидов. Здесь в действие вступают "социальные факты" , которые существуют вне индивида и их можно изучать как вещи, к тому же они оказывают на индивида принудительное воздействие. Действия индивида подчиняются правилам-нормам, которые Дюркгейм назвал "коллективным сознанием".

Э.Дюркгейм много внимания уделял изучению форм и видов поведения  людей в моменты общественной дезорганизации. Состояние общества, которое характеризуется отсутствием  социальной сплочённости или её резким ослаблением, он обозначил термином "аномия" (безнормативность). Аномия свидетельствует, что общество перестало быть регулирующей силой по отношению к своим членам, а люди перестали верить в ценности общества и тем самым оказались дезориентированными, не способными понять, что есть "хорошо", а что есть "плохо". Проведённые им исследования позволяют дать объяснение причин девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, дефектов социальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения.

Учение об обществе Дюркгейма стало основой многих современных социологических теорий и структурно-функционального анализа. Всё это выразилось у Дюркгейма  в понятии "социологизм". Центральной  же социологической идеей творчества учёного является теория общественной солидарности, где источником социальной солидарности выступает разделение труда, обусловливая поведение индивида принадлежностью его к одному из двух типов общества - традиционному  или современному.

Таким образом, в классическом периоде развития социологии можно  выделить такие главные черты:

1) произошла структурализация уровней социологического анализа общества;

2) сформировались  различные школы, направления,  теоретико-методологические подходы  в социологии;

3) существенно обновилось  само социологическое знание.

Развитие  социологии в России

Общественная жизнь, а также мировоззренческие теории её представителей в России отличались определённым своеобразием по сравнению  с социальными теориями Запада. Этому  имелся ряд причин.

Во-первых, в течение  длительного времени проблемы обществоведения  освещались в России преимущественно  с помощью художественных средств.

Во-вторых, возникновению  социологии в России предшествовал  подготовительный этап, совпавший с  развитием двух мировоззренческих  ориентаций: западнической и славянофильской.

В-третьих, самой главной  особенностью начального этапа развития социологии в России было почти одновременное  зарождение в середине XIX в. двух широких  течений, складывающихся на основе идей Запада, - позитивизма и марксизма.

Развитие социологической  мысли в России принято обычно разделять на три основных этапа: с середины XIX в. до1918 г.; с начала 20-х гг. до конца 50-х гг. XX в.; с начала 60-х гг. XX в. до наших дней.

Первый этап - институционализация, несколько отставал от аналогичного процесса на Западе. Первая российская кафедра социологии была открыта  в Петербурге при Психоневрологическом институте в 1908 году. В 1912 году утверждается социологическая секция при Историческом обществе Петербургского университета, а в 1916 году создаётся Русское  социологическое общество имени  М.Ковалевского. В начале этого этапа  российская социология характеризуется  явно выраженным критико-методологическим направлением с преобладанием редукционизма (сведения к простому, упрощения) и натурализма различных оттенков. Яркими представителями этого периода являются такие крупные русские мыслители, как П.Л.Лавров (1829-1900) и Н.Н.Михайловский (1822-1904). Они развивали этико-субъективное направление в социологии, в центре которого было выявление закономерностей и направленностей развития общества с акцентом на теории общественного прогресса. А роль разделения труда в общественной жизни они начали изучать ещё до Э.Дюркгейма.

Согласно их концепции  мерилом и главной движущей силой  общественного прогресса является критически мыслящая, творческая личность - "инновационный субъект". Эта  инновационная личность достигает  наивысших и передовых результатов  своей деятельности, сообразуя её с политическими устремлениями  и нравственными идеалами тех  общественных сил, которые объективно выражают интересы исторического прогресса. Поэтому можно сказать, что П.Лавров и Н.Н.Михайловский были родоначальниками инновационной социологии или теории личности.

Также заметное место  в первом периоде занимают работы Максима Максимовича Ковалевского (1851-1916), который ведущую роль отводил  учению о социальном прогрессе. Социальный прогресс, по его мнению, выражался в развитии солидарности между социальными группами (классами, народами). Ковалевский критиковал однофакторные теории, поскольку основная задача науки ему виделась в том, чтобы выявлять сущность солидарности общественной жизни, описывать и объяснять многообразие её форм. В своих работах он активно использовал сравнительно-исторический метод и впервые сформулировал идею об общественно-историческом прогрессе как основном вопросе социологии. Ковалевский был активным продолжателем такого западного классического направления, как позитивизм.

Помимо академической  социологии в России большое развитие получили идеологическая и политическая социологии. Идеями религиозной социальной философии (христианским гуманизмом) занимались такие русские мыслители, как  И.Киреевский, А.Хомяков, К.Леонтьев, Вл.Соловьёв, Н.Бердяев и др. Они критиковали научную социологию, считая, что необходимо создать новую форму религиозного сознания.

Параллельно с этим в России развивалась социология марксизма в виде двух основных теорий: "ортодоксального марксизма" (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин) и "легального марксизма" (П.Б.Струве, М.Туган-Барановский, Н.Бердяев и др.). Главный смысл марксистской теории - это выяснение сущности собственности и раскрытие экономико-исторической закономерности её перехода от частной к общественной.

Экономическое направление  представлял Пётр Бергардович Струве (1870-1944), чьи работы и по сей день входят в обязательный курс изучения социологии даже в Оксфорде. Ещё в начале XX в. он одним из первых высказал такие актуальные идеи о том, что:

- общество подвержено  социальной дифференциации;

- существует чёткая  взаимосвязь экономического и  социального развития, но о невозможности  одновременного и параллельного  реформирования в этих сферах;

- развитие капитализма  обязательно должно происходить  при наличии таких важных факторов  социальной стабильности, как появление  широкого среднего класса, усовершенствование  системы образования, развитие  промышленности и, наконец, при  определённой социальной уравновешенности  общества.

Виднейшим представителем исторического направления был  Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). Его основной заслугой является обоснование  и развитие теории культурно-исторических типов (цивилизаций). В соответствии с этой теорией каждое общество (культура, цивилизация) в процессе своего развития закономерно проходит обязательные стадии (примерно как живой организм): зарождение, становление и развитие, дряхление и гибель. Каждую культуру движет исторический этнос.

Второй этап развития социологии в России характеризуется  нарастанием процесса институционализации  и приобретением социологической  наукой статуса социального института.

В 1918-1919 гг. в Петроградском  и Ярославском университетах  были созданы кафедры социологии и введена учёная степень по социологии. Социологическое отделение в  Петроградском университете возглавил  Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший русский учёный и общественный деятель, внёсший весьма существенный вклад в социологию, чей вклад  в науку до сих пор не оценён в должной мере.

После высылки из России в 1922 году он жил и работал в  США, где опубликовал ряд крупных  работ мирового значения. Основным его вкладом в мировую науку  считается разработанная им теория социальной стратификации и социальной мобильности, а также теория конвергенции.

Информация о работе Становление и развитие социологии как науки