Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:44, контрольная работа
Момент возникновения человеческого общества невозможно точно определить, но, во всяком случае, это произошло не менее чем 40 - 50 тыс. лет назад. И нет никакого сомнения, что с тех давних времён людей стали интересовать механизмы взаимодействия индивидов между собой, т.е. общественные отношения. Человек всегда пытался понять, как устроено общество себе подобных.
Виднейшим представителем
натурализма в социологии был
английский учёный Герберт Спенсер
(1820-1903), который в созданной им
системе синтетической
В конце XIX в. усилилось
влияние психологической
Если сторонники рационализма признавали естественные права человека и право народа на собственное разумное установление своего общественного устройства, то приверженцы историзма, напротив, подчёркивали важность традиционных основ человеческого общежития. Попытку соединить эти методы произвёл немецкий социолог Фердинанд Теннис (1885-1936).
Одним из крупнейших социологов XIX в. является Карл Маркс (1818-1883), который вместе с Фридрихом Энгельсом (1812-1895) разработал концепцию общественно-истрической формации, обусловленной материалистическим пониманием истории (исторический материализм), а также провёл детальный научный анализ современного ему капиталистического общества. Именно К.Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса цивилизации.
Таким образом, в XIX в.
создались предпосылки для
Макс Вебер (1864-1920)
- немецкий экономист и выдающийся
социолог, глубоко проник в предмет
исследования с целью поиска исходных,
базовых элементов, с помощью
которых можно было бы прийти к
пониманию закономерностей
По Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Он предложил типологию социальных действий, типов государства и рациональности, оперируя такими идеальными типами, как "капитализм", "бюрократия", "религия", "государство" и др. На основе приложения к политике такого понятия, как "социальное действие", Вебер вывел три чистых типа легитимного (признанного) господства (лидерства, управления):
ѕ легальный тип, при котором как управляемые, так и управляющие подчиняются не конкретной личности, а закону;
ѕ традиционный тип, обусловленный в первую очередь привычками и нравами данного общества;
ѕ харизматический тип, основанный на экстраординарных способностях личности руководителя.
Социология, по его мнению, должна основываться на бесстрастных научных суждениях максимально свободных, как от разного рода личных пристрастий учёного, так и от политических, экономических, идеологических ценностей, влияющих на исследование.
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - основатель французской социологической школы, практически первым попытался теоретически обосновать и выделить такой специфический предмет научного изучения социологии, как "социальная сфера". Им разработаны методология и методы социологических исследований, которые позволили подвести под социологическую науку базу эмпирических исследований и акцентировать внимание на её прикладном характере. Будучи преемником О.Конта, Дюркгейм, однако, разделял не все его воззрения. Он отвергал закон о трёх стадиях интеллектуального и социального развития. В противовес Конту, провозглашавшему отказ от причинности в научном объяснении и замену вопроса "почему" на вопрос "как", Дюркгейм упорно искал причины социальных явлений. Индивидуализму Спенсера он противопоставил идею "коллективности" - примат общества над личностью. Но Дюркгейм оспаривал и позицию марксизма в смысле неправомочности экономического редукционизма. А в отличие от Вебера он считал, что общество - это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от отдельных действий индивидов. Здесь в действие вступают "социальные факты" , которые существуют вне индивида и их можно изучать как вещи, к тому же они оказывают на индивида принудительное воздействие. Действия индивида подчиняются правилам-нормам, которые Дюркгейм назвал "коллективным сознанием".
Э.Дюркгейм много внимания
уделял изучению форм и видов поведения
людей в моменты общественной
дезорганизации. Состояние общества,
которое характеризуется
Учение об обществе
Дюркгейма стало основой многих
современных социологических
Таким образом, в классическом периоде развития социологии можно выделить такие главные черты:
1) произошла структурализация уровней социологического анализа общества;
2) сформировались
различные школы, направления,
теоретико-методологические
3) существенно обновилось само социологическое знание.
Развитие социологии в России
Общественная жизнь,
а также мировоззренческие
Во-первых, в течение длительного времени проблемы обществоведения освещались в России преимущественно с помощью художественных средств.
Во-вторых, возникновению
социологии в России предшествовал
подготовительный этап, совпавший с
развитием двух мировоззренческих
ориентаций: западнической и
В-третьих, самой главной особенностью начального этапа развития социологии в России было почти одновременное зарождение в середине XIX в. двух широких течений, складывающихся на основе идей Запада, - позитивизма и марксизма.
Развитие социологической мысли в России принято обычно разделять на три основных этапа: с середины XIX в. до1918 г.; с начала 20-х гг. до конца 50-х гг. XX в.; с начала 60-х гг. XX в. до наших дней.
Первый этап - институционализация, несколько отставал от аналогичного процесса на Западе. Первая российская кафедра социологии была открыта в Петербурге при Психоневрологическом институте в 1908 году. В 1912 году утверждается социологическая секция при Историческом обществе Петербургского университета, а в 1916 году создаётся Русское социологическое общество имени М.Ковалевского. В начале этого этапа российская социология характеризуется явно выраженным критико-методологическим направлением с преобладанием редукционизма (сведения к простому, упрощения) и натурализма различных оттенков. Яркими представителями этого периода являются такие крупные русские мыслители, как П.Л.Лавров (1829-1900) и Н.Н.Михайловский (1822-1904). Они развивали этико-субъективное направление в социологии, в центре которого было выявление закономерностей и направленностей развития общества с акцентом на теории общественного прогресса. А роль разделения труда в общественной жизни они начали изучать ещё до Э.Дюркгейма.
Согласно их концепции
мерилом и главной движущей силой
общественного прогресса
Также заметное место
в первом периоде занимают работы
Максима Максимовича
Помимо академической социологии в России большое развитие получили идеологическая и политическая социологии. Идеями религиозной социальной философии (христианским гуманизмом) занимались такие русские мыслители, как И.Киреевский, А.Хомяков, К.Леонтьев, Вл.Соловьёв, Н.Бердяев и др. Они критиковали научную социологию, считая, что необходимо создать новую форму религиозного сознания.
Параллельно с этим в России развивалась социология марксизма в виде двух основных теорий: "ортодоксального марксизма" (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин) и "легального марксизма" (П.Б.Струве, М.Туган-Барановский, Н.Бердяев и др.). Главный смысл марксистской теории - это выяснение сущности собственности и раскрытие экономико-исторической закономерности её перехода от частной к общественной.
Экономическое направление представлял Пётр Бергардович Струве (1870-1944), чьи работы и по сей день входят в обязательный курс изучения социологии даже в Оксфорде. Ещё в начале XX в. он одним из первых высказал такие актуальные идеи о том, что:
- общество подвержено социальной дифференциации;
- существует чёткая
взаимосвязь экономического и
социального развития, но о невозможности
одновременного и
- развитие капитализма
обязательно должно
Виднейшим представителем исторического направления был Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885). Его основной заслугой является обоснование и развитие теории культурно-исторических типов (цивилизаций). В соответствии с этой теорией каждое общество (культура, цивилизация) в процессе своего развития закономерно проходит обязательные стадии (примерно как живой организм): зарождение, становление и развитие, дряхление и гибель. Каждую культуру движет исторический этнос.
Второй этап развития
социологии в России характеризуется
нарастанием процесса институционализации
и приобретением
В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии и введена учёная степень по социологии. Социологическое отделение в Петроградском университете возглавил Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший русский учёный и общественный деятель, внёсший весьма существенный вклад в социологию, чей вклад в науку до сих пор не оценён в должной мере.
После высылки из России в 1922 году он жил и работал в США, где опубликовал ряд крупных работ мирового значения. Основным его вкладом в мировую науку считается разработанная им теория социальной стратификации и социальной мобильности, а также теория конвергенции.
Информация о работе Становление и развитие социологии как науки