Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:34, реферат
Государство и гражданское общество. Говоря становление гражданского общества, как правило понимают тот достигнутый в Новое время уровень социальной организации, на котором реализуются права человека как личности и его частные по отношению к государству интересы. В структуру гражданского общества входят разнообразные институты негосударственного характера, самостоятельно регулирующие свою внутреннюю жизнь: профессиональные и корпоративные объединения, политические партии, церковь и т.д. Включенные в гражданское общество индивиды уже не распылены, не бессильны против возможных посягательств на их права и интересы со стороны государства.
Становление гражданского общества
Государство и
гражданское общество. Говоря с
Еще в эпоху буржуазных революций в основных
странах Запада были провозглашены и законодательно
закреплены в качестве неотчуждаемых
прав человека неприкосновенность личности,
жилища, собственности, право на свободное
выражение мыслей и мнений. В большинстве
действовавших к концу XIX в. конституций
признавалась терпимость государства
к различным религиозным конфессиям и
право граждан исповедовать без какой-либо
дискриминации любую религию. При отправлении
правосудия повсеместно в Европе и в США
утвердились такие важные гарантии прав
личности, как презумпция невиновности
и право подсудимого на защиту.
Пойдя достаточно далеко в обеспечении
прав личности, государство действовало
в соответствии с потребностями общества,
где господствовала свободная конкуренция
и питаемый ею дух индивидуализма. Значительно
медленнее и с большими трудностями укоренялось
признание со стороны государства законности
тех или иных коллективных интересов и
прав защищающих их ассоциаций.
В ряде стран (Австрия, Швейцария, Бельгия,
Нидерланды) свобода объединения граждан
и союзы признавалась конституциями. Но
так было не везде. Право союзов (в отличие
от других гражданских прав) не было зафиксировано
ни в Билле о правах, ни в последующих поправках
к американской конституции. В конституциях
Германской империи (1871) и Третьей республики
во Франции (1875) вообще не содержалось
перечня прав граждан. В Германии право
союзов до 1908 г., когда был принят соответствующий
общеимперский закон, регулировалось
законодательством отдельных входивших
в империю государств, а во Франции было
официально признано лишь законом 1901 г.
об ассоциациях. Раньше всего свои объединения
по профессиям стали создавать наемные
рабочие, и долгое время их существование
запрещалось. В Англии в 1799 г. был принят
направленный против профессиональных
союзов закон о рабочих коалициях, просуществовавший
до 1824 г. Но, став после его отмены легальными
организациями, английские профсоюзы
лишь в 70-е годы добились признания в качестве
юридических лиц, в частности, гарантий
неприкосновенности своего имущества
и денежных фондов (тогда же рабочий был
признан юридически равноправной предпринимателю
стороной при заключении договора о найме).
Во Франции закон Ле Шапелье (1791), запрещавший
собрания и союзы лиц одной и той же профессии,
был в основной своей части отменен в 1864
г., а окончательно в 1884 г. В большинстве
других стран Западной Европы законодательное
признание прав профсоюзов также приходится
на последнюю треть XIX в. В США это произошло
еще позднее (вплоть до 1914 г. профсоюзы
считались одной из запрещенных законом
1890 г. форм «сговора», стесняющего производственную
и торговую деятельность).
В последние десятилетия XIX в. свою роль
в становление гражданского общества
стали играть предприниматели — в ответ
на возникновение профсоюзов и для более
эффективного противостояния им, но также
и с целью влиять в желательном для себя
направлении на экономическую и социальную
политику государства. В Англии в 1873 г.
возникла уже первая национальная федерация
предпринимательских COJO3OB, а в 1898 г. — новый
координационный центр под названием
Парламентский союз предпринимателей.
В Германии в 70-е годы было создано 77 различных
предпринимательских объединений (экономических
союзов и союзов работодателей), а в 90-е
годы — уже 325. В 1876 г. возник объединивший
по преимуществу крупных предпринимателей
Центральный союз немецких промышленников,
который зарекомендовал себя как резкой
враждебностью профсоюзам, так и упорным
сопротивлением правительственным социальным
реформам. Жесткая линия в отношении профсоюзов
была характерна и для промышленников
США, создавших свою Национальную ассоциацию
в 1895 г. и настаивавших на исключительном
праве работодателей определять условия
труда.
Хотя отношения между рабочими и предпринимателями,
а также их организациями выливались тогда
прежде всего в острые столкновения и
противоборство, в конце XIX в. начали входить
в жизнь и методы предотвращения или урегулирования
трудовых конфликтов. Государство либо
узаконивало уже сложившийся механизм
подобного рода, предоставляя ему в дальнейшем
двигаться своим ходом (признание в 70-е
годы практики коллективных договоров
профсоюзов с предпринимателями в Англии),
либо само подключалось к его действию
в качестве посредника (участие представителей
государства в примирительной процедуре,
введенной в 1891 г. в Германии).
После Гражданской войны в США начали
организовываться в защиту своих экономических
интересов фермеры. Возникавшие фермерские
клубы ставили своей целью борьбу за снижение
налогов и железнодорожных тарифов. В
дальнейшем из них выросли более крупные
фермерские объединения, действовавшие
(под разными названиями) в отдельных штатах.
Предпринимались и попытки конституировать
фермерское движение в самостоятельную
партию — не только в местном, но и в общенациональном
масштабе.
Среди лиц свободных профессий наиболее
давние традиции самоуправляющейся корпоративной
организации имели адвока ты, по крайней
мере в некоторых странах (например, во
Франции). Там, где их не существовало раньше,
такие организации стали возникать во
второй половине XIX в. Они определяли, кто
может быть допущен к адвокатской практике,
следили за соблюдением профессиональной
этики и т.д.
Одно из первых обществ для защиты прав
и материальных интересов журналистов
было основано в Англии; к началу XX в. оно
насчитывало 3000 членов. Британская медицинская
ассоциация существует с 1832 г., аналогичная
ассоциация в США — с 1847 г. Начиная с конца
50-х годов до конца XIX в. в США создали свои
общенациональные объединения фармацевты,
архитекторы, инженеры различных специальностей,
ученые-экономисты и т.д.
Становление гражданского
общества. Институты гражданского общества. Из
существовавших к концу XIX в. институтов
гражданского общества активнее всего
взаимодействовали с государством политические
партии. Это взаимодействие осуществлялось
преимущественно через их участие в парламентах
и влияние в рамках парламентских систем
на состав и политику правительств. На
те или иные партии подчас ориентировались
и ассоциации, сложившиеся на почве экономических
интересов, рассчитывая с их помощью добиться
от государства законов в поддержку своих
требований.
Церковь функционирует, как институт,
гражданского общества постольку, поскольку
она имеет свою собственную сферу деятельности
(удовлетворение духовных потребностей
приверженцев данной конфессий, различного
рода благотворительные начинания и т.д.)
и в этой сфере, а также в своей внутренней
организации свободна от государственной
опеки, а с другой стороны — не нуждается
в государственном подкреплении своего
духовного авторитета. В последней трети
XIX в. к этому статусу в наибольшей степени
приближалось положение различных церквей
в США. В Европе дело обстояло по-иному.
Англиканская церковь в Англии еще со
времен Реформации подчинялась королю
и имела государственный характер. Лютеранство
в Дании и Норвегии, православие в освободившихся
от турецкого владычества балканских
странах официально признавались государственной
или господствующей религией. Очень непросто
складывались в ряде европейских стран
отношения между государством и католической
церковью.
В развитии этих отношений последние десятилетия
XIX в. были переломным, переходным периодом,
когда римско-католическая церковь еще
не отказалась от поддержки сил, олицетворявших
феодальное прошлое, а обновленное в буржуазно-либеральном
духе государство лишь нащупывало свой
способ сосуществования с ней. Католицизм
весьма часто становился тогда выражением
политической оппозиции исходившим от
государства преобразованиям и вообще
новым веяниям. Папа Пий IX, в 1870 г. лишившийся
светской власти над Римом и оставшийся
лишь духовным главой католиков, еще до
этого обнародовал обширный перечень
осуждаемых церковью «современных заблуждений»,
отнеся к их числу свободу совести и слова,
светскую науку, принципы народовластия,
социалистические идеи, гражданский брак,
контроль светской власти над распоряжениями
церкви и даже самую мысль о возможности
и необходимости примирения церкви с прогрессом,
либерализмом и современной цивилизацией.
Со своей стороны государство, в принципе
не вмешиваясь во внутрецерковные дела
католиков, считало необходимым поставить
преграды клерикализму, т.е. вмешательству
церкви в политику, и ввести ее деятельность
в определенные, не всегда принимаемые
церковью законодательные рамки. Интересы
государства и церкви (католической прежде
всего, но также и других конфессий) наиболее
остро сталкивались в области школьного
дела — в таких вопросах, как права конфессиональных
школ, обучение религии в государственных
школах и т.д. Школьные реформы, о которых
шла речь выше, были направлены на обеспечение
не только обязательности начального
образования, но и светского характера
общедоступной школы.
В целом к концу XIX в. в странах Запада уже
сложились основы гражданского общества
в современном понимании. Однако некоторые
его институты (различного рода «группы
интересов») лишь возникали. Другие в своей
деятельности слишком зависели от государства
или, наоборот, иной раз покушались на
его прерогативы. Взаимоотношения между
гражданским обществом и государством
еще не стали тогда вполне отлаженной
системой — такая система только начинала
вырабатываться.