Стадии социализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 05:05, контрольная работа

Краткое описание

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности.
Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя границы «зрелого» возраста достаточно условны, все же фиксация данной стадии не представляет особых затруднений – это весь период трудовой деятельности человека.
Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся все более и более актуальными. Увеличение продолжительности жизни – с одной стороны, система пенсионного обеспечения – с другой стороны приводят к тому, что в современном обществе пожилой возраст начинает занимать значимое место.
Кроме того, есть еще процесс ресоциализации – усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.

Файлы: 1 файл

социальные институтыt Word.docx

— 21.04 Кб (Скачать)

Стадии  социализации:

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода:

  1. Стадия ранней социализации охватывает период от рождения ребенка и до поступления в школу, то есть период раннего детства. Социальными институтами в данной стадии социализации выступают: семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения.

Семья рассматривалась традиционно  как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье  дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в  том числе – половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка "образа-Я" (Бернс, 1986). Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой.

Что касается дошкольных детских  учреждений, то их анализ до сих пор  не получил прав гражданства в  социальной психологии. "Оправданием" этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет  дело с группами, где функционирует  развитая личность и поэтому вся  область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа.

  1. Стадия обучения включает весь период юности, который состоит в основном из времени, проведенного в школе, а так же обучение в высших учебных заведениях. В данном периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа.

Школа обеспечивает ученику  систематическое образование, которое  само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить  человека к жизни в обществе и  в более широком смысле. По сравнению  с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических  обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа (Бронфенбреннер, 1976).

В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз. Пока исследований высших учебных  заведений в данном контексте  нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных  общественных наук.

Трудовая  стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя границы «зрелого» возраста достаточно условны, все же фиксация данной стадии не представляет особых затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли о том, что социализация заканчивается вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею продолжения социализации в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение этой стадии. Трудовая социализация приобретает особое значение в связи с идеей непрерывного образования, в том числе образования взрослых. В последние годы становятся актуальными исследования по акмеологии — науки о зрелом возрасте.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив.

Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся все более и более актуальными. Увеличение продолжительности жизни – с одной стороны, система пенсионного обеспечения – с другой стороны приводят к тому, что в современном обществе пожилой возраст начинает занимать значимое место.

Существуют две противоположные  точки зрения — одна из них полагает, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда  все его социальные функции сворачиваются. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации» (сознательный отказ или утрата вследствие каких-либо внешних факторов индивидом усвоенных ранее ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни), наступающей как следствие завершения процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования сохраняющейся социальной активности лиц пожилого возраста, в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период.

Таким же спорным, как сам  вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

Естественно, что каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена  только к функции передачи социального  опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное "извлечение" из всей совокупности выполняемых ими  общественных задач.

Выделение стадий социализации с точки зрения отношения к  трудовой деятельности имеет большое  значение. Для становления личности небезразлично, через какие социальные группы она входит в социальную среду, как с точки зрения содержания их деятельности, так и с точки  зрения их развития. При этом открытых, спорных, дискуссионных вопросов остается еще очень много. Это связано  с тем, что сфера социализации не имеет достаточного количества не только экспериментальных исследований, но и теоретической разработки, хотя это никак не умаляет ее значения.

Кроме того, есть еще процесс ресоциализации – усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Для нормального функционирования индивида в обществе могут быть востребованы знания, умения, навыки, которыми он не обладает, что актуализирует процесс социализации на новом жизненном этапе. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности от занятий с учащимися по обучению их неосвоенному знанию и навыкам до профессиональной переподготовки работников. В более узком смысле ресоциализация предполагает усвоение индивидом ценностей и норм, радикально отличающихся от освоенных им ранее.


Информация о работе Стадии социализации