Сравнительный анализ представлений о социальном государстве в различные исторические эпохи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:03, доклад

Краткое описание

Признаками государства являются территория, население, публичная власть, суверенитет, легальное применение административно-политического принуждения, налоговая и нормативно-правовая система. Среди многих внутренних и внешних функций государства в политологической литературе выделяют международную, оборонительную, экономическую, экологическую, правовую, административную, культурно-воспитательную и социальную.

Оглавление

Введение
Теоретическая часть:
1.Представление социального государства в эпоху Древних мифо-династических государств.
2. Представление социального государства в эпоху существования религиозно-династических государств
Литература
тоталитарного государства
Вывод
3.Представление социального государства в эпоху существования светского

Файлы: 1 файл

эсе.соц. госСравнительный анализ представлений о социальном государстве в различные исторические эпохи..doc

— 88.00 Кб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ:

 

Признаками государства являются территория, население, публичная власть, суверенитет, легальное применение административно-политического принуждения, налоговая и нормативно-правовая система. Среди многих внутренних и внешних функций государства в политологической литературе выделяют международную, оборонительную, экономическую, экологическую, правовую, административную, культурно-воспитательную и социальную. При этом увеличение удельного веса институтов (учреждений и органов власти, правовых норм и др.), связанных с осуществлением социальной функции, рост их управленческой эффективности при усилении приоритета социальной проблематики в обществе представляют собой процесс постепенной социализации государства с перспективой его трансформации в полнокровное социальное государство. Как показывает зарубежный опыт, стартовым пунктом последнего выступает конституционное закрепление ценностей социального государства. Вместе с тем мировая практика позволяет увидеть, что социальное государство прежде всего успешно формировалось и эффективно действовало во всех основных формах правления: в монархиях (конституционных) и республиках (парламентских, президентских и парламентско-президентских). Например, в Шведском Королевстве, президентской республике США и в парламентско-президентской Франции. Также продуктивно функционирует социальное государство во всех основных формах территориально-административного устройства: унитарной, федеративной (конфедеративной). При этом характер федерации - территориальная, национальная, национально-территориальная - не имеет существенного значения. Поэтому социальное государство достигло расцвета как в унитарном Датском Королевстве, так и в Федеративной Германии. Вместе с тем существует исторически сложившаяся связь между политическим режимом и социальным государством. Последнее не могло возникнуть в условиях авторитарного и тоталитарного режимов, которые исключают признание демократических свобод, приоритетного характера социальных прав и интересов индивидов, подчинение производственного процесса и экономики социальным целям, становление развитой системы социального права и формирование многочисленных социальных институтов и служб. Лишь в условиях демократического режима власти на основе правовой государственной системы способно возникнуть настоящее социальное государство. Появление последнего стало логическим итогом сложной эволюции теории и практики социального государства. В мировой теории и практике государственного строительства в последние десятилетия в качестве его комплексной сущностной характеристики все больше утверждается понятие «социальное государство».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая часть:

1.Представление социального государства в эпоху Древних мифо-династических государств.

      В эпоху Древних мифо-династических государств первые идеи развивались в сфере философии, которая, как правило, выступала альтернативой господствовавшему в эту эпоху мифо-ритуальному мировоззрению.

Философы Древней Греции и Рима (5 в.до н.э. – 4 в.н.э.), воспринимали мир с позиций космологического объективизма, согласно которым каждый предмет и человек - это часть космоса, внешняя по отношению к другим частям, но способная вступать с другими во взаимосвязи и взаимодействия.

Сократ (470-399 г. до н.э.) - Афинский философ, который поставил под сомнение саму способность человека познавать что-либо кроме самого себя. Сократ утверждал, что «человек – мера всех вещей», т.к., только познавая себя человек может познавать и окружающие его вещи («познай самого себя»). Это был период «Афинской демократии», когда при решении общегородских вопросов, в т.ч. в суде, применялись процедуры массового голосования. За свои взгляды Сократ прослыл растлителем общественной морали, был осужден и большинством голосов был приговорён к смерти через принятие яда. Его ученик позднее обосновывал идеи о демократии, как одном из худших видов правления.

Имя этого ученика - Платон (427 – 347 гг. до н.э.) - Афинский философ, выходец из аристократического рода. Подлинное имя – Аристокл. «Платон» - означает широкий, широкоплечий. Основатель собственной философской школы («Академия»). В текстах Платона (диалоги Платона) представлены размышления о том, что такое государство, политик, справедливость, благо, добродетель. Деятельность политика и существование государства понимается как часть совершающихся во космосе периодических переворотов. Истинный политик измеряется величием стоящей перед ним задачи, сравнимой лишь с божественным устроением мира (диалог «Политик»). Править государством должны философы, потому что только их «страстно влечет к познанию, приоткрывающему им вечно сущее и не изменяемое возникновением и уничтожением бытие» (диалог «Государство»). Вечными и неизменными являются только идеи (эйдосы) вещей и боги, дающие образец устройства всего в космосе. Поэтому наилучшим является государство, которое отвечает сути вещей космоса и строится в соответствии с божественным образцом. Наилучшее государство – это государство истинное, то есть то, в котором воплощаются божественные гармонии космоса, познаваемые людьми. Лучше всех их познание удаётся философам. Философы «стремятся ко всему бытию в целом, не упуская из виду, насколько это от них зависит, ни одной его части, ни малой, ни большой, ни менее, ни более ценной...» (диалог «Государство»). Поэтому философы должны править в государстве. Кроме философов-политиков в таком государстве должны быть: рабское сословие, свободные люди (дельцы, ремесленники и стражи),люди, стоящие близко к правительству,жречество (диалог «Политик»). Справедливость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое. Значит, вмешательство этих сословий в чужие дела и переход из одного сословия в другое -величайший вред для государства и с полным правом может считаться высшим преступлением. Значит, это и есть несправедливость (диалог «Государство»). Одновременно, справедливость государства – это воплощение в управлении и в устройстве общества совершенных гармоний космоса. Справедливость государства – это воплощение в управлении и в устройстве общества совершенных гармоний космоса. Справедливое государство заботится о том, чтобы внести в частный и общественный быт людей то, что философ-политик усматривает наверху; он не ограничивается собственным совершенствованием, потому что он мастер по части рассудительности, справедливости и всей вообще добродетели, полезной народу. Таким образом, социальное государство у Платона - это воплощение в управлении и в устройстве общества совершенных гармоний космоса. Оно основывается на власти политиков-философов, обеспечивается справедливым трудом всех сословий, а наилучшее устройство общества предполагает также общность имущества, жён и детей (отвергается частная собственность).

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) подверг критике учение Платона о совершенном государстве. Аристотель род. в г. Стагира, ученик «Академии» Платона. Был воспитателем молодого Александра Македонского. В период становления империи странствовал по Греции ок.10 лет. Вернулся в Афины в период расцвета империи Македонского. Основал собственную философскую школу «Ликей». После смерти македонского изгнан из Афин, умер в скитаниях, оставив двух сыновей от двух браков. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства. По Аристотелю, человек — политическое существо и он несёт в себе инстинктивное стремление к совместному существованию. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло общество и государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо. В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства: Правильный строй — тот, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие. Сущность политики раскрывается через её цель, которая по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. То есть цель политики — справедливое (общее) благо. Добродетель гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. Поэтому политик должен искать наилучшего, то есть наиболее отвечающего указанной цели государственного устройства. Аристотель определяет понятия справедливости/несправедливости, добродетельность/порочность, счастья. В обществе он выделял три главных слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие, а также рабов. Наилучшее государство — это такое общество, которое достигается через посредство среднего элемента: где средний элемент представлен в большем числе с обоими крайними элементами. При этом базовый источник справедливой государственной политики – это глубинная природа космоса. Так, в самой сути вещей коренится порядок, в силу которого уже с момента рождения некоторые существа предназначены к подчинению, другие же — к властвованию. Поэтому существование рабов и рабовладельцев естественно.

В Древнем Китае, где философия воспринимала человека в качестве неотъемлемой части большого мирового потока (Дао), в большинстве учений преобладала практическая направленность, связанная с проблемами житейской мудрости, нравственности, почитания ритуала (предков), почитания властителей, с правилами управления. Если в Древней Греции искусство политика ассоциировалось с плетением полотна из нитей (Платон), то в Древнем Китае – с пешим движением в потоке Дао в поисках истинного пути. Тексты представляют собой афоризмы. В них преобладает тема индивидуального, нравственного переживания человека, находящегося с системе жёсткой социальной иерархии. Одна из центральных тем – осмысление высших принципов поведения человека.

 

 

Даосизм: «небо» вторично перед «Дао», потому что Дао – не только первоначало и конец Поднебесной, но и всеобщий закон.              

Фа-цзя: не традиция, а закон является источником высших принципов, закон, принимаемый Правителем.

Пример афоризма.

«Учитель сказал: Если править с помощью закона, улаживать наказывая, то народ остережётся, но не будет знать стыда. Если править на основе добродетели, управлять по ритуалу, то народ не только устыдится, но и выразит покорность». (Конфуций. Люньюй)

2. Представление социального государства в эпоху существования религиозно-династических государств.

      В эпоху существования религиозно-династических государств (11 – 19 вв.) происходило активное развитие идей, вошедших в комплекс представлений о социальном государстве. Прежде всего, это идеи о справедливости и равенстве.

Особенность взглядов этой эпохи в том, что природа государства и власти понималась в свете религиозного восприятия (земной) истории, которая начинается актом Божественного творения и завершается Судным днём. Власть даётся от Бога, поэтому власть и политика связаны с деятельностью церкви (церковь не отделена от государства). В эту эпоху постепенно складывались представления о природе и ценности человеческой личности, в основе которой акт Божественного творения человека.Взгляды, связанные с переоценкой места, роли каждой человеческой личности (простого человека) в созданном Богом мире получили название гуманистических, а философские, научные, художественные течения, в которых проявлялись эти взгляды называются гуманизмом. Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; как философское течение впервые проявилось в эпоху Возрождения. Художниками-гуманистами были Леонардо да-Винчи, Рафаэль, Микеланджело. Общественно-политические и теоретические взгляды развивались, в частности, в русле христианского гуманизма (Т.Мор, Э. Роттердамский и др.).

Томас Мор (1478-1535) – английский гуманист, политик и писатель. В 1530-х гг. будучи сторонником верховной власти папы, отказался присягать королю как верховному главе английской церкви, за что был заключён в Тауэр (1532 г.), обвинён в государственной измене и казнён. Он автор трактата «Утопия» - об идеальной стране, федерации из 54 городов. Устройство и управление всех городов одинаковы. В городе 6000 семей; в семье — от 10 до 16 взрослых. Каждая семья занимается определенным ремеслом. Для работы в прилегающей к городу сельской местности образуются «деревенские семьи» (от 40 взрослых), в которых житель города обязан проработать не менее двух лет. Должностные лица в Утопии выборные. Каждые 30 семей избирают на год филарха (сифогранта); во главе 10 филархов стоит протофиларх (транибор). Протофилархи избираются из числа ученых. Они образуют городской сенат, возглавляемый князем. Князь (адем) избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя несменяема, если он не заподозрен в стремлении к тирании. В Утопии нет частной собственности и, следовательно, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве. Это один из ключевых мотивов книги, т.к. Мор считал, что частная собственность и деньги лишают человека добродетели, закрепощают его, а общество лишают справедливости. Одновременно, ко всем религиям в «Утопии» отношение терпимое, и запрещён только атеизм, за приверженность которому лишали права гражданства. Утопия Т.Мора представляет собой альтернативу видению государства, как центра власти, военной силой и кровью подчиняющего себе общество, видению представленному в трактате «Государь» Н.Макиавелли (1469-1527 гг.).

В 18 - 19 вв. на основе гуманизма развиваются идеи социализма – представления об обществе, где установлено равенство между людьми, где нет бедных богатых, доминирует общественная собственность на средства производства, а все люди честно трудятся в той сфере, в которой развиты их способности (А. Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн). Их идеи отличаются практичностью, конкретностью, нацеленностью на вопрос «как это сделать?» Анри де Сен-Симон (1760-1825) сформулировал один из наиболее известных принципов социализма: от каждого по его способностям, каждому - по его труду. Шарль Фурье (1772-1837 гг.) ввёл в научный оборот понятие «феминизм», отражающее идею установления равенства гражданских прав женщин и мужчин. Роберт Оуэн (1771-1858 гг.) первым поставил удачный социалистический социально-экономический эксперимент. На примере своей фабрики он хотел показать, что обязанность заботиться о наемных рабочих вполне совпадает с интересами работодателя. На основании собственного опыта он выработал систему «патроната», которую впоследствии теоретически развил в сочинении: «Essay on the Formation of Character», доказывая, что человек составляет продукт внешних окружающих его условий и воспитания; чем выше последние, тем более облагораживается и совершенствуется человеческая природа. Последовательное теоретическое обоснование идей социализма дал Карл Макс (1818 – 1883 гг.). Его теория утверждает идею закономерного исторического появления светского государства, где обеспечиваются идеалы социализма. То есть: -равенство, справедливость; -социальная солидарность на основе творческого труда; обеспечивается достаток средств существования; возможности свободного развития каждого человека. Такое государство возникает только на определённом этапе истории (после капитализма), его экономической основой является индустриальное производство, а политической – власть рабочих. Переход к социализму осуществляется посредством революции, то есть в ходе насильственного свержения власти класса буржуазии и утверждения власти рабочего класса. Социализм рассматривается как переходная ступень к наиболее совершенному состоянию общества, которое называется коммунизмом.

3.Представление социального государства в эпоху существования светского тоталитарного государства.

       В эпоху существования светского тоталитарного государства (20 в.), когда воплощённые в такой форме идеи социализма показали свою несостоятельность, появилось несколько новых направлений общественно-политической мысли. Одно из них связано с идеей «информационного общества» 1960-х гг. (Д.Белл, Э. Тоффлер, др.).

Так, Э. Тоффлер (1928 г.р.) излагает концепцию трёх стадий развития общества. На смену первой – аграрной стадии, - приходит вторая, - индустриальная, а ей на смену – третья, постиндустриальная, где и развивается информационное общество. В основе перехода общества в постиндустриальную фазу лежит научно-технологический прогресс, а именно – производство информации и её использование, создание носителей и средств информационных коммуникаций. Основная идея в том, что информация и работа с ней является основным занятием людей, и в этом поле трудовых отношений растворяются все проблемы индустриального общества: социальное неравенство, преступность, классовая борьба, войны государств за природные ресурсы.

Информация о работе Сравнительный анализ представлений о социальном государстве в различные исторические эпохи