Способности и социальные роли личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 12:50, контрольная работа

Краткое описание

Способных людей от неспособных отличает более быстрое освоение деятельности, достижение в ней большей эффективности. Хотя внешне способности проявляются в деятельности: в навыках, умениях и знаниях личности, но в то же время способности и деятельность не тождественны друг другу. Так, человек может быть хорошо технически подготовлен и образован, но мало способен к какой-либо деятельности. Например, есть феноменальные люди, которые с чрезвычайной быстротой производят в уме сложные вычисления, обладая при этом весьма средними математическими способностями.

Оглавление

Способности личности …………………………………………….. 3
Социальные роли личности ……………………………………… 9
Список литературы ……………………………………………….. 19

Файлы: 1 файл

готов деловое общение.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

     Пол и возраст – это только два  примера из многих предписанных статусов. Все подобнее статусы включают роли, которые могут успешно выполняться только тогда, когда каждый из индивидов социализируется к предписаниям, установленным в обществе относительно этих ролей.

     Достигаемые статусы и роли. Социальная позиция, которая закрепляется через индивидуальный выбор и конкуренцию, определяется как достигаемый статус. Если каждая личность имеет некоторое количество предписанных статусов, которые назначаются ей в группе или обществе без учета ее индивидуальных способностей или предпочтений, то достигаемые статусы закрепляются с учетом способностей данной личности, ее исполнительности и, возможно, в результате везения.

     В примитивных, т.е. традиционных, обществах  статусы чаще всего являются предписанными, и занятие кем-то определенного социального положения зависит от рождения. Мужчина, например, с рождения готовится быть охотником, рыболовом или воином. В современных индустриальных обществах имеется большая свобода в занятии личностью того или иного положения. Это во многом объясняется тем, что для ее успешного функционирования нужна весьма значительная мобильность трудовых ресурсов и потому происходит четко выраженная ориентация в основном на личностные качества индивидов, на изменение статусов в соответствии с их усилиями. Контроль общества за справедливостью при определении статусов дает выигрыш в гибкости той социальной системе, которая предоставляет возможность занимать значимое положение людям, проявляющим для этого наибольший талант. Платой будет неконкурентоспособность тех, кто не смог "найти себя" и не в состоянии приспособиться к новым ролям. Это выражается в увеличении числа лишних людей, не удовлетворенных существующим положением. Достигнутый индивидом статус требует от него осуществлять выбор не только сферы приложения труда, но и друзей, организаций, места обучения и места проживания. Такие действия индивида приводят к тому, что он получает статусы, которые не были определены заранее его родителями. В этом случае индивид встречается с ситуациями, значительно удаленными от опыта предков, что создает ему постоянные затруднения при принятии на себя новых ролей.

     Предписанные  и достигаемые статусы принципиально  различны, но, несмотря на это, они могут  взаимодействовать и перекрещиваться. Например, мужчине значительно легче достичь статуса президента или премьер-министра, чем женщине. То же, правда в меньшей степени, можно сказать о возможностях достижения высоких статусов сыном крупного руководителя, с одной стороны, и сыном крестьянина – с другой. Основное социальное положение в обществе (социально-классовый статус) является частично предписанным (т.е. отражает статусы родителей) и частично достигаемым с помощью способностей и устремлений самого индивида. Во многих отношениях граница между предписанными и достигаемыми статусами чисто условна, но концептуальное их разделение весьма полезно для изучения этих социальных феноменов.

     Идеал общества, в котором большинство  статусов являются достигаемыми, –  стремление к тому, чтобы люди занимали положение в соответствии со своими способностями. Это не только дает возможность проявляться высоким талантам, но и исключает возможность оправдывать недостатки.

     В обществе, где большинство статусов предписываются, индивид не может  ожидать улучшения своего положения. Те, у кого низкое вознаграждение или невысокий престиж, не чувствуют своей вины в том, что они имеют низкий статус. Каждый из них считает свою роль и свой статус правильными, а сложившееся положение вещей справедливым. Такой индивид не сопоставляет свое положение с положением других. Он свободен от чувства ненадежности, амбициозного недовольства или страха потерять свой статус. Это происходит потому, что социализация индивида не связана с ожиданием изменения статуса; он только обучается и принимает предписанные роли. Вместе с тем трудно согласиться с низким статусом в том случае, если наследственные барьеры убираются и открываются возможности для проявления всех своих способностей. Если приобретение статусов происходит на основе соревнования и доступ к соответствующему обучению открыт для каждого, тогда причиной низкого статуса может быть только неспособность и некомпетентность. Однако даже в этом случае посредственность находит возможность для достижения высокого статуса, используя преимущественные права, групповые квоты, льготы и т.п.

 

      Список литературы 

  1. Браим И.Н. Этика делового общения. – М.: ЮНИТИ , 2006.
  2. Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. – М.: Фонд «Правовая культура», 2008.
  3. Дебольский М. Психология делового общения. – М.: КноРус, 2010.
  4. Конева Е. В. Психология общения: Учеб. пособие. – М.: Издательство «Гардарики» , 2008.
  5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 3-е изд., 2007.
  6. Леонтьев А. А. Психология общения. – М.: Академический проект, 2007.
  7. Маейрс Д. Социальная психология: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2009.
  8. Немов Р.С. Психология: в 3-х кн. Книга 1. – М.: Просвещение, «Владос», 2008.
  9. Честара Дж. Деловой этикет. – М.: ИНФРА-М , 2007.
  10. Щёкин Г. В. Практическая психология менеджмента. Как делать карьеру. Как строить организацию. – М.: Эксмо, 2009.

Информация о работе Способности и социальные роли личности