Современное состояние и тенденции семейного и брачного состава населения России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:45, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы рассмотреть теоретические основы семейного и брачного состава населения, а также состояние и современные тенденции развития положительного семейного состава в России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..………..3
1. Семейный и брачный состав населения……………………………….……5
1.1 Брачная структура населения………………………………………………5
1.2 Семейная структура населения………………………………………….…7
2. Современное состояние и тенденции семейного и брачного состава населения России……………………………………………………..……….10
Заключение……………………………………………………….……………16
Практическая часть…………………………………………………………....17
Список используемой литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная по демографии.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

    В современной России появилась ориентация на семью с одним ребенком или  семью без детей. Среди женщин самой продуктивной группы (18 – 34 года) из тех, кто не имеют детей и  не желают обзаводиться ими 24%. 42% планируют  только одного ребенка, 31% - двух детей и только 3% - троих и более детей.

     Можно отметить следующие тенденции в  развитии института российской семьи  в конце XX в.:

     1) снижение брачной активности  при расширении практики создания  нерегистрируемых брачных союзов, гостевых форм брачных отношений;

     2) умаление значимости девственности  и брачной верности, ориентация  на допустимость компромиссов  в семейных отношениях;

     3) рост нестабильности семьи, уровня  разводов;

     4) расширение процесса нуклеаризации  семейных ячеек как желаемой  модели семьи при снижении ее детности, рост внебрачной рождаемости;

     5) растущая ориентация на однонациональную  и одноконфессиональную семью; 

     6) стабильное влияние родителей  на социально-психологический климат  в семье их взрослых детей.

     Теория  институционального кризиса семьи объясняет, почему уровень рождаемости во всем мире падает до одно-двухдетной семьи, что автоматически означает депопуляцию. Согласно этой теории, люди были заинтересованы в многодетности только в доиндустриальную эпоху. В те времена выражение «семья – ячейка общества» гораздо больше соответствовала реальному положению дел, чем в нашу эпоху. Семья действительно выступала в роли миниатюрной модели общества.

     Семья была производственным коллективом, школой, институтом социального обеспечения, местом проведения досуга. В семье удовлетворялась сексуальная потребность и потребность в детях. Внебрачные связи осуждались общественным мнением.

     Наличие детей было необходимым условием для того, чтобы считаться полноценным  членом общества. Бездетность осуждалась общественным мнением, а супружеские пары, не имеющие детей, психологически страдали от своей неполноценности.

     С наступлением индустриализации положение  резко изменилось. Семья утратила свое производственное значение и перестала  быть трудовым коллективом. Члены семьи – муж, жена и подросшие дети начинают работать вне дома. Каждый из них получает индивидуальную заработную плату, не зависимую от состава семьи и ее наличия вообще. Соответственно отпадает необходимость в полновластном главе семьи как руководителе семейного производства.

     Кроме того, усложнение заданий, необходимых  для социализации и последующей  трудовой деятельности, приводит к  продлению сроков обучения. Если в  традиционной крестьянской семье уже 7-летние дети становились хорошими помощниками для родителей, то в современной городской семье дети учатся до 17-18 лет, а если поступают в институты или университеты, то остаются на иждивении у родителей до 22-23 лет. Но даже после того как они начинают работать, они не отдают родителям часть своих заработков и вообще при первой возможности уходят из родительской семьи.

     В современном российском обществе происходит разрушение института брака как договора, в котором муж обязан содержать семью, а жена рожать детей и вести хозяйство. Теперь сексуальное и дружеское общение возможно и без совместного ведения хозяйства, обязательств и пр. Внебрачные дети составляют в России почти 30% от всех родившихся. Всюду внебрачная рождаемость растет, но ее рост не компенсирует падение брачной рождаемости – в целом рождаемость падает.

    Институт  семьи, точно так же, как и любой  другой социальный институт, не может  не претерпевать абсолютно никаких  изменений: последние неизбежны, так  как они объективно обусловлены  процессами трансформации социальной реальности. То, что сегодня происходит с семьей, трудно расценивать как явления позитивные. Появляющиеся её альтернативные формы, такие как семьи, основанные на однополом и гостевом браках, сознательно бездетные семьи и др., не  могут обеспечить полноценную реализацию функций семьи, и в первую очередь, репродуктивной и социализации. Разрушается ценностная основа института семьи, происходит дискредитация основной, центральной ценности, какой являются дети: массовое распространение однодетности, превращение ее в норму делает результаты демографического кризиса необратимыми.  В этих условиях укрепление института семьи невозможно при отсутствии в стране семейной политики. Но она, должна быть комплексом взаимосвязанных, отлаженных действий, направленных как на обеспечение материального благополучия семьи, так и на поддержание и укрепление выполняемых ею функций по воспроизводству и социализации поколений. Концепция семейной политики, принятая в России в 1993 году, в период переходный и кризисный, ориентирована, в первую очередь, на достижение  краткосрочных задач, связанных с профилактикой бедности, поддержкой малоимущих семей, стабилизацией положения семьи в условиях трансформации российского общества. В рамках данной концепции семейная политика сводится в основном к социальной поддержке и защите населения. При этом недостаточность средств, выделяемых государством, делает эту поддержку малоэффективной, недостаточной. В этой связи хотелось бы отметить, что в государственной концепции семейной политики должны сочетаться как принципы поддержки семьи в решении ее актуальных, насущных, жизненных проблем, так и долгосрочная стратегия по «оздоровлению» семейной среды, укреплению системы семейных ценностей. Ядром концепции должна стать ценность детей, тогда  специфические функции семьи не будут угасать, а будут полноценно выполняться. В настоящее время в нашей стране разрабатывается новая концепция государственной семейной политики на 2010 – 2025 годы, в основе которой будут лежать 7 основных законопроектов. О том, что конкретно будет содержать данная концепция, станет известно после официального ее принятия. Современная реальность такова, что семейная политика в России является пронаталистски ориентированной. Она направлена на повышение уровня рождаемости, что обусловлено кризисной демографической ситуацией, и реализуется в рамках таких основных направлений, как стабилизация материального положения семьи, улучшение охраны здоровья семьи, обеспечение условий для совмещения родителями семейных и профессиональных обязанностей, создание условий для воспитания детей. На материальную поддержку семей с детьми направлена система пособий и льгот, а также ряд мероприятий, призванных стимулировать рождаемость. Но представители международного экспертного сообщества считают, что мероприятия по материальному стимулированию рождаемости могут сформировать у членов семьи иждивенческие настроения и не способны вывести страну из демографического кризиса, т.к. повышают уровень рождаемости лишь на ограниченный  период времени. Так, итоги обследования «Семья и рождаемость», проведенного Росстатом в сентябре-октябре 2009 года, показали, что введение с 2007 г.  дополнительных мер помощи семьям не оказало влияния на принятие женщиной решения о рождении первенца. Но, в то же время, 10% опрошенных отметили, что эти меры помогли принять решение о рождении второго ребенка, которого они не могли себе позволить. Таким образом, приведенные данные позволяют говорить о низкой степени влияния на рождаемость мер материального стимулирования и о возрастании значимости психологических, внутренних механизмов, обусловливающих потребность в ребенке. Мероприятия, направленные на поддержку здоровья семьи в целом, и репродуктивного здоровья – в частности, носят комплексный характер. Но в основе всего комплекса должна лежать необходимость формирования здорового образа жизни, закрепления в сознании человека, и в первую очередь ребенка, ответственного отношения к своему здоровью. Особую роль здесь должны играть семья, институт образования, средства массовой информации: важно, чтобы каждый подросток осознавал, что его здоровье, в том числе и репродуктивное, является основой, необходимым условием для создания в будущем полноценной семьи, рождения здоровых детей. Эффективность мер стимулирования рождаемости определяется тем, какие условия будут созданы для воспитания детей государством. Заинтересованность последнего в повышении уровня рождаемости должна сопровождаться также и заинтересованностью в формировании условий для полноценной социализации детей. Всё это предполагает создание государством развитой сети дошкольных образовательных учреждений, услуги которых по воспитанию и образованию детей будут качественными и доступными для различных категорий семей, что позволит, в свою очередь, решить проблему совмещения родителями семейных и профессиональных обязанностей. Проблема дошкольных образовательных учреждений в нашей стране стоит довольно остро. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 1990 г. на 100 мест в дошкольных образовательных учреждениях приходилось 108 детей, в 2000 г. оно сократилось до 81, а к концу 2007 г. снова увеличилось до 105 человек. На начало 2008 г. в устройстве в дошкольные образовательные учреждения нуждались 2232 тыс. детей.  Таким образом, опираясь на приведенные данные, можно говорить о том, что рождаемость в определенной степени простимулировали, а условия для социализации ребенка, его развития не создали.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Очевидно, что Российская Федерация сейчас находится в стадии демографического кризиса, преодолеть который будет  непросто. Подводя общие итоги, необходимо отметить, все меры преодоления демографического кризиса, несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне изменить демографическую ситуацию в стране, которая требует проведения целого ряда последовательных, комплексных и целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властями как на федеральном, так и на региональном уровне.

     Очевидно, что основой улучшения воспроизводства  населения может служить обеспечение  достойного уровня и качества жизни  людей. Также не вызывает сомнения то, что создавшаяся демографическая ситуация требует незамедлительного вмешательства как государственных, так и всех гражданских институтов российского общества.

     С целью определения стратегии  государственной социально-демографической политики необходима комплексная оценка и мониторинг тенденций, факторов и последствий социально-демографических процессов на федеральном и региональном уровнях.

     Для разрешения опасной демографической  проблемы России должна не только возрастать рождаемость, но и снижаться смертность её граждан. По прогнозам Росстата Российской Федерации численность населения России в 2015 году составит 130 млн. чел, то есть снизится на 8,4% по сравнению с 2009 годом. Есть опасность, что к 2050 году численность населения России достигнет отметки в 100 млн. В условиях бескомпромиссной борьбы за природные ресурсы (до 42% которых от всех мировых запасов сосредоточено в Российской Федерации), долговременное существование гигантской территории с быстро уменьшающимся населением не представляется возможным.

     Список  используемой литературы 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 392 с.
  2. Борисов В.А. Демография: учебник для вузов / В.А. Борисов. – 6-е издание, испр. и доп. – М.: Вигор, 2008. – 411 с.
  3. Волгин Н.Е. Демография: учебное пособие / Н.Е. Волгин. – М.: Логос, 2009. – 269 с.
  4. Глинский В.В. Статистика: учебник для вузов / В.В. Глинский. – 2-е издание, испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2006. – 247 с.
  5. Медков В.М. Демография: учебное пособие для студентов экономических вузов / В.М. Медков. – М.: Инфра-М, 2007. – 281 с.
  6. Харченко Л.П. Статистика: учебное пособие / Л.П. Харченко. – 2-е издание, доп. – М.: Инфра-М, 2006. – 384 с.
  7. Филиповец Л.В. Социальная демография: учебное пособие / Л.В. Филиповец. – 3-е издание, испр. и доп. – С-Пб.: Норма, 2009. 242 с.
  8. Яруллин Ф.Р. Статистика: учебное пособие / Ф.Р. Яруллин. – 2-е издание, доп. И. испр. – М.: Инфра-М, 2008. – 146 с.

Информация о работе Современное состояние и тенденции семейного и брачного состава населения России