Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:45, контрольная работа
Цель данной контрольной работы рассмотреть теоретические основы семейного и брачного состава населения, а также состояние и современные тенденции развития положительного семейного состава в России.
Введение………………………………………………………………..………..3
1. Семейный и брачный состав населения……………………………….……5
1.1 Брачная структура населения………………………………………………5
1.2 Семейная структура населения………………………………………….…7
2. Современное состояние и тенденции семейного и брачного состава населения России……………………………………………………..……….10
Заключение……………………………………………………….……………16
Практическая часть…………………………………………………………....17
Список используемой литературы……………………………
В современной России появилась ориентация на семью с одним ребенком или семью без детей. Среди женщин самой продуктивной группы (18 – 34 года) из тех, кто не имеют детей и не желают обзаводиться ими 24%. 42% планируют только одного ребенка, 31% - двух детей и только 3% - троих и более детей.
Можно отметить следующие тенденции в развитии института российской семьи в конце XX в.:
1)
снижение брачной активности
при расширении практики
2)
умаление значимости
3)
рост нестабильности семьи,
4)
расширение процесса
5)
растущая ориентация на
6)
стабильное влияние родителей
на социально-психологический
Теория институционального кризиса семьи объясняет, почему уровень рождаемости во всем мире падает до одно-двухдетной семьи, что автоматически означает депопуляцию. Согласно этой теории, люди были заинтересованы в многодетности только в доиндустриальную эпоху. В те времена выражение «семья – ячейка общества» гораздо больше соответствовала реальному положению дел, чем в нашу эпоху. Семья действительно выступала в роли миниатюрной модели общества.
Семья была производственным коллективом, школой, институтом социального обеспечения, местом проведения досуга. В семье удовлетворялась сексуальная потребность и потребность в детях. Внебрачные связи осуждались общественным мнением.
Наличие детей было необходимым условием для того, чтобы считаться полноценным членом общества. Бездетность осуждалась общественным мнением, а супружеские пары, не имеющие детей, психологически страдали от своей неполноценности.
С наступлением индустриализации положение резко изменилось. Семья утратила свое производственное значение и перестала быть трудовым коллективом. Члены семьи – муж, жена и подросшие дети начинают работать вне дома. Каждый из них получает индивидуальную заработную плату, не зависимую от состава семьи и ее наличия вообще. Соответственно отпадает необходимость в полновластном главе семьи как руководителе семейного производства.
Кроме того, усложнение заданий, необходимых для социализации и последующей трудовой деятельности, приводит к продлению сроков обучения. Если в традиционной крестьянской семье уже 7-летние дети становились хорошими помощниками для родителей, то в современной городской семье дети учатся до 17-18 лет, а если поступают в институты или университеты, то остаются на иждивении у родителей до 22-23 лет. Но даже после того как они начинают работать, они не отдают родителям часть своих заработков и вообще при первой возможности уходят из родительской семьи.
В современном российском обществе происходит разрушение института брака как договора, в котором муж обязан содержать семью, а жена рожать детей и вести хозяйство. Теперь сексуальное и дружеское общение возможно и без совместного ведения хозяйства, обязательств и пр. Внебрачные дети составляют в России почти 30% от всех родившихся. Всюду внебрачная рождаемость растет, но ее рост не компенсирует падение брачной рождаемости – в целом рождаемость падает.
Институт
семьи, точно так же, как и любой
другой социальный институт, не может
не претерпевать абсолютно никаких
изменений: последние неизбежны, так
как они объективно обусловлены
процессами трансформации социальной
реальности. То, что сегодня происходит
с семьей, трудно расценивать как явления
позитивные. Появляющиеся её альтернативные
формы, такие как семьи, основанные на
однополом и гостевом браках, сознательно
бездетные семьи и др., не могут обеспечить
полноценную реализацию функций семьи,
и в первую очередь, репродуктивной и социализации.
Разрушается ценностная основа института
семьи, происходит дискредитация основной,
центральной ценности, какой являются
дети: массовое распространение однодетности,
превращение ее в норму делает результаты
демографического кризиса необратимыми.
В этих условиях укрепление института
семьи невозможно при отсутствии в стране
семейной политики. Но она, должна быть
комплексом взаимосвязанных, отлаженных
действий, направленных как на обеспечение
материального благополучия семьи, так
и на поддержание и укрепление выполняемых
ею функций по воспроизводству и социализации
поколений. Концепция семейной политики,
принятая в России в 1993 году, в период переходный
и кризисный, ориентирована, в первую очередь,
на достижение краткосрочных задач,
связанных с профилактикой бедности, поддержкой
малоимущих семей, стабилизацией положения
семьи в условиях трансформации российского
общества. В рамках данной концепции семейная
политика сводится в основном к социальной
поддержке и защите населения. При этом
недостаточность средств, выделяемых
государством, делает эту поддержку малоэффективной,
недостаточной. В этой связи хотелось
бы отметить, что в государственной концепции
семейной политики должны сочетаться
как принципы поддержки семьи в решении
ее актуальных, насущных, жизненных проблем,
так и долгосрочная стратегия по «оздоровлению»
семейной среды, укреплению системы семейных
ценностей. Ядром концепции должна стать
ценность детей, тогда специфические
функции семьи не будут угасать, а будут
полноценно выполняться. В настоящее время
в нашей стране разрабатывается новая
концепция государственной семейной политики
на 2010 – 2025 годы, в основе которой будут
лежать 7 основных законопроектов. О том,
что конкретно будет содержать данная
концепция, станет известно после официального
ее принятия. Современная реальность такова,
что семейная политика в России является
пронаталистски ориентированной. Она
направлена на повышение уровня рождаемости,
что обусловлено кризисной демографической
ситуацией, и реализуется в рамках таких
основных направлений, как стабилизация
материального положения семьи, улучшение
охраны здоровья семьи, обеспечение условий
для совмещения родителями семейных и
профессиональных обязанностей, создание
условий для воспитания детей. На материальную
поддержку семей с детьми направлена система
пособий и льгот, а также ряд мероприятий,
призванных стимулировать рождаемость.
Но представители международного экспертного
сообщества считают, что мероприятия по
материальному стимулированию рождаемости
могут сформировать у членов семьи иждивенческие
настроения и не способны вывести страну
из демографического кризиса, т.к. повышают
уровень рождаемости лишь на ограниченный
период времени. Так, итоги обследования
«Семья и рождаемость», проведенного Росстатом
в сентябре-октябре 2009 года, показали,
что введение с 2007 г. дополнительных
мер помощи семьям не оказало влияния
на принятие женщиной решения о рождении
первенца. Но, в то же время, 10% опрошенных
отметили, что эти меры помогли принять
решение о рождении второго ребенка, которого
они не могли себе позволить. Таким образом,
приведенные данные позволяют говорить
о низкой степени влияния на рождаемость
мер материального стимулирования и о
возрастании значимости психологических,
внутренних механизмов, обусловливающих
потребность в ребенке. Мероприятия, направленные
на поддержку здоровья семьи в целом, и
репродуктивного здоровья – в частности,
носят комплексный характер. Но в основе
всего комплекса должна лежать необходимость
формирования здорового образа жизни,
закрепления в сознании человека, и в первую
очередь ребенка, ответственного отношения
к своему здоровью. Особую роль здесь должны
играть семья, институт образования, средства
массовой информации: важно, чтобы каждый
подросток осознавал, что его здоровье,
в том числе и репродуктивное, является
основой, необходимым условием для создания
в будущем полноценной семьи, рождения
здоровых детей. Эффективность мер стимулирования
рождаемости определяется тем, какие условия
будут созданы для воспитания детей государством.
Заинтересованность последнего в повышении
уровня рождаемости должна сопровождаться
также и заинтересованностью в формировании
условий для полноценной социализации
детей. Всё это предполагает создание
государством развитой сети дошкольных
образовательных учреждений, услуги которых
по воспитанию и образованию детей будут
качественными и доступными для различных
категорий семей, что позволит, в свою
очередь, решить проблему совмещения родителями
семейных и профессиональных обязанностей.
Проблема дошкольных образовательных
учреждений в нашей стране стоит довольно
остро. По данным Федеральной службы государственной
статистики, в 1990 г. на 100 мест в дошкольных
образовательных учреждениях приходилось
108 детей, в 2000 г. оно сократилось до 81, а
к концу 2007 г. снова увеличилось до 105 человек.
На начало 2008 г. в устройстве в дошкольные
образовательные учреждения нуждались
2232 тыс. детей. Таким образом, опираясь
на приведенные данные, можно говорить
о том, что рождаемость в определенной
степени простимулировали, а условия для
социализации ребенка, его развития не
создали.
Заключение
Очевидно, что Российская Федерация сейчас находится в стадии демографического кризиса, преодолеть который будет непросто. Подводя общие итоги, необходимо отметить, все меры преодоления демографического кризиса, несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне изменить демографическую ситуацию в стране, которая требует проведения целого ряда последовательных, комплексных и целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властями как на федеральном, так и на региональном уровне.
Очевидно,
что основой улучшения
С
целью определения стратегии
государственной социально-
Для разрешения опасной демографической проблемы России должна не только возрастать рождаемость, но и снижаться смертность её граждан. По прогнозам Росстата Российской Федерации численность населения России в 2015 году составит 130 млн. чел, то есть снизится на 8,4% по сравнению с 2009 годом. Есть опасность, что к 2050 году численность населения России достигнет отметки в 100 млн. В условиях бескомпромиссной борьбы за природные ресурсы (до 42% которых от всех мировых запасов сосредоточено в Российской Федерации), долговременное существование гигантской территории с быстро уменьшающимся населением не представляется возможным.
Список
используемой литературы
Информация о работе Современное состояние и тенденции семейного и брачного состава населения России