Современная семья: проблемы и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 09:30, курсовая работа

Краткое описание

Данную тему нельзя рассматривать подобно тому, как мы исследуем социальную стратификацию, т. е. в лучших, заимствованных из естествен­ных наук традициях, побуждающих нас взирать на таинство пробуждения ду­ши и наполнения ее человеческим содержанием столь же отстранение и бес­страстно, как на превращение головастика в лягушку.
Семья всегда сверхзначима. Ей, — какой бы она ни была — мы обязаны своим появлением на свет и личностным становлением, перед ней стоим мы на распутье, выбирая свой вариант ответа на вопрос о семейном положении, ее полагаем едва ли не главным мерилом собственной состоятельности. От того, какой увидит семью студент глазами преподавателя, зачастую зависят его представления о том, в какой мере ему как современному человеку нужна семья (как известно, доля семейных студентов составляет не более 15—18%). И если словосочетание «вузовская педагогика» хоть что-то означает, а реализуема она в основном как воспитание через предмет, то тема «Социология семьи и брака, пути укрепления семьи» со­ответствует этой цели как нельзя лучше.

Оглавление

Введение
1. Сущность, структура и функции современной семьи 5
2. Брак и семья сегодня 16
3. Пути возрождения и укркпления семьи 31
Заключение 36
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

Котрольно-курсовая_работа_по_социологии.doc

— 239.50 Кб (Скачать)

Семья — оплот и возжигатель человеческой любви, так необходимой каждо­му и всем. Прав был Э. Фромм, когда утверждал, что осознание человеческой отдельности без воссоединения в любви это источник стыда и в то же время вины и тревоги. Во все времена, во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: как выйти за пределы своей индивидуальной жизни и обрести единение. Любовь позволяет ответить на этот вопрос положительно: «Нередко можно найти двух людей, влюбленных друг в друга и не испытываю­щих любви больше ни к кому. На самом деле их любовь это эгоизм двоих... Любовь делает предпочтение, но в другом человеке она любит все человечество, все, что есть живого»[9]. В этих идеях нет новизны. Еще В.Со­ловьев полагал, что смысл любви в оправдании и спасении человеческой инди­видуальности через жертву эгоизма, но аргументация Фромма лучше ориенти­рована на современного читателя.

Не имеющий опыта любви в семье не в состоянии возлюбить ближнего своего. Любовь представляет собой уникальный род познания, проникновения в тайну личности. «Единственный путь полного знания, это акт любви: этот акт выходит за пределы мысли, выходит за пределы слова. Это смелое погружение в переживание единства»[10]. Прекрасно сказал об этом и С. Франк: «Любовь есть непосредственное восприятие абсолютной ценности любимого; в качестве такового она есть благоговейное отношение к нему, радостное при­ятие его существа вопреки всем его недостаткам, перемещение на любимое су­щество центра тяжести личного бытия любящего, сознание потребности и обя­занности служить любимому, чего бы это ни стоило нам самим. Любовь есть счастье служения другому, осмысляющее для нас и все страдания и волнения, которые нам причиняет это служение»[11].

Семья помогает раскрыться творческому потенциалу личности, способст­вует ее творческой самореализации. Она не позволяет человеку забыть о ценно­стях иного рода. И естественно, что «в целом люди, состоящие в браке, счаст­ливее тех, кто не женат (не замужем), разведен или одинок в результате смерти одного из супругов»[12].

Сказанного достаточно для основного вывода: непреходящая значимость семьи как завоевания общественного прогресса, ее главное предназначение за­ключается в наделении людей полноценностью как социальной, так и психоло­гической. Ценность семьи заключается в том, что только она способна постав­лять обществу людей, в которых оно так остро нуждается, людей, способных на настоящую любовь, а также «достраивать» мужчин и женщин до качественно новых, гармоничных социальных субъектов. Ведь только влюбленный имеет право на звание человека. Кстати говоря, для кого «ценностно-лирическая» по форме аргументация кажется неуместной, либо неубедительной, может вос­пользоваться терминологией системных исследований. Каждый имеет право на приемлемый для него язык — лишь бы не в ущерб смыслу.

В качестве общего вывода остается внести уточнение в теоретически важ­ный вопрос о причинах несоответствия реальной современной семьи возлагае­мым на нее социальным ожиданиям: либо это несоответствие является свиде­тельством распада семьи как изжившей себя формы, либо показателем вины общества в том, что оно поставляет негодный исходный «материал» для семей­ного строительства. Но ведь и сам «материал» родом из семьи. В такой поста­новке вопрос напоминает схоластическую проблему курицы и яйца. Вырваться из порочного круга нам помогут результаты примененного ценностного рас­смотрения семейных отношений.

В принципе семья как социальный институт достигла вершины своего раз­вития, в обозримом будущем современное состояние есть для нее предел. Этим отчасти объясняются и более медленные изменения в структуре семейных от­ношений по сравнению с прочими социальными реалиями. Отчасти можно сослаться и на человеческую природу. Как отмечает американский исследова­тель семьи В. Клайн: «В отличие от человеческой культуры, которая развивает­ся и изменяется циклично, варьируя стили, особенности и пристрастия, осно­вы нейрофизиологии человека и структура его психики остаются стабильны­ми. С учетом этого можно понять, почему в семейных отношениях 50-х и 80-х годов так много сходного»[13].

Но современная семья как совершенная форма всегда наполнена тем содер­жанием, которое предоставляет ему данное общество, социальные институты которого далеки от совершенства.

 


Список использованной литературы

 

1.      Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

2.      Бедный М.С., «Семья–здоровье–общество», М., 1986.

3.      Бердяев Н. А. Размышления об Эросе // Семья: Книга для чтения. М., 1991. Кн. 2.

4.      Голод С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984

5.      Давлиев И.А., «Я и моя семья», Тат.книгоиздательство, 1984.

6.      Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. М.—Л., 1991.

7.      Литвинова Г. И. Под защитой государства. М., 1989.

8.      Литвинова Г. И. Человек после развода. М., 1993.

9.      Маркович Д. «Общая социология», Р-на дону, 1993.

10. Мацковский М. С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М., 1998.

11. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. «Социология», М., 1998.

12. Плотниекс И. Психология в семье. М.,1991.

13. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1993.

14. Сусоколов А.А. Межнациональные браки. М., 1996.

15. Чегот Д.М. Брак, семья, закон. Л., 1996.

16. Харчев А.Г. Брак и семья. М., 1997.

17. Харчев А.Г., Мацковский М.С. «Современная семья и её проблемы М., 1997.

18. Харчев А.Г., Голод С.И. Профессиональная работа женщин и семья. Л.,1991

19. Франк С. Л. Религия любви // Русский Эпос, или Философия любви в России. М., 1991.

20. Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. Минск, 1990.

21. Жвинклене А. Семейная интеграция как объект исследования // Социологические исследования. 1987. №1. С.72.

22. Сборник статей «Культура семейных отношений» М., 1995.

23. Смелзер Н.Дж. Социология. // Социологические исследования. №10, 1992, с.79.

24. Солодников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигмы. // Социологические исследования. №6, 1994, с.130.

25. Сысенко В.А. Отцы и дети, // Социологические исследования. 1986. №2. С. 100

26. Харчев А.Г. Социалистическая революция и семья. // Социологические исследования. №6, 1994, с.90.

 

2

 



[1] Харчев А.Г. Брак и семья. М., 1997. С.75.

[2] Харчев А.Г. Человек после развода. Вильнюс, 1985. С.3.

[3] Сусоколов А.А. Межнациональные браки. М., 1996. С. 10.

[4] Плотниекс И. Психология в семье. М.,1991.

[5] Харчев А. Г., Мацковскии М. С. Современная семья и ее проб­лемы. - М, 1997.—С. 34—35

[6] Харчев А.Г., Голод С.И. Профессиональная работа женщин и семья. Л.,1991

[7] Сысенко В.А. Отцы и дети // Социологические исследования. 1986. №2. С. 100

[8] Жвинклене А. Семейная интеграция как объект исследования // Социологические исследования. 1987. №1. С.72.

[9] Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. Минск, 1990. С. 34

[10] Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. Минск, 1990. С. 21

[11] Франк С. Л. Религия любви // Русский Эпос, или Философия любви в России. М., 1991. С. 402

[12] Аргайл М. Психология счастья. М., 1990. С. 45

[13] Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. М.—Л., 1991.С.17


Информация о работе Современная семья: проблемы и перспективы