Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:30, реферат
Питирим Александрович Сорокин (1889–1968) - русско-американский социолог и культуролог. Родился 23 февраля 1889 года в с.Турья Вологодской губернии в семье бродячего церковного ремесленника-реставратора.
Серьезно занимаясь наукой (в 1910-1914 опубликовал около 50 работ), Сорокин окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Среди его учителей был известный социолог М.М.Ковалевский.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Предмет и метод социологии…………………………………………5
2. Социальное взаимодействие и его структура………………………..6
3. Социальное пространство…………………………………………….7
4. Социальная стратификация и социальная мобильность…………....8
5. Социология революции…………………………………………….…9
6. Социология права………………………………………………….....12
Заключение………………………………………………………………14
Список использованной литературы…………………………………..15
Таким образом, послереволюционный порядок обычно представляет собой смешение новых порядков и нового образа жизни со старыми, жизненными и продуктивными порядками дореволюционного времени».
Всякая революция, согласно П.А.Сорокину, имеет своей причиной подавление базовых инстинктов большинства населения — потребностей в пище (голод), потребностей в жилище и одежде, инстинкта собственности (бедность одних на фоне благоденствия других), инстинкта самосохранения (деспотизм, расправы, массовые казни), потребности в коллективном самосохранении (семьи, религиозного объединения, партии), полового инстинкта, инстинкта самовыражения, потребности в творческой деятельности, потребности к свободе.
Революция, как отмечает П.А.Сорокин, приводит к разрушительным последствиям для общества — краху его правовых и нравственных устоев, жестокости и агрессии в обществе, невиданному росту масштабов преступности, разрушению семейных ценностей, массовой эмиграции, массовой гибели людей в результате сопровождающих революцию актов насилия, голода, эпидемий, самоубийств. Причём последствия всего этого продолжают сказываться ещё долгие годы после революции. П.А.Сорокин считает, что в ходе революции гибнут прежде всего наиболее выдающиеся, энергичные, одарённые люди по сравнению с общей массой населения, в меньшей мере страдают морально и биологически дефективные лица. В результате страна остаётся буквально обескровленной.
Альтернативой разрушительной стихии революции П.А.Сорокин видит не стремление во что бы то ни стало сохранить существующий порядок, а изменение общества путём реформ. Реформы должны основываться на следующих принципах:
– любая реформа не должна принижать человеческое достоинство, не должна сопровождаться противостоянием с базовыми потребностями людей;
– каждой реформе должны предшествовать глубокие научные исследования, направленные на изучение социальных условий жизни общества;
– каждая реформа должна проводиться исключительно конституционными методами.
6. Социология права
Нормальное развитие общества П.А.Сорокин связывает с мирным, ненасильственным течением истории, без потрясений, сопровождающихся разрушением правовых устоев общества. Вопросам же социологии права П.А.Сорокин уделял внимание на протяжении всей творческой жизни.
П.А.Сорокин считает право той силой, которая, наряду с нравственностью, мотивирует поступки человека. Право предполагает категорически обязательные волевые основы поведения, а нравственность — рекомендуемо-
– как мотивационная сила способствует формированию гражданина;
– как принудительная сила осуществляет акты принуждения со стороны государства или общества, угрозу наказанием или поощрение правовой наградой, и даже проводит «социальный отбор» (при использовании смертной казни);
– как дрессирующая сила способствует выработке у членов общества одних привычек и искоренению других.
Высшая степень проявления права — это осознание индивидом своих прав и обязанностей.
В процессе исторического развития складываются определенные правовые идеалы, то есть представления о том, какими должны быть в идеале правовые нормы. П.А.Сорокин горит о законе социального иллюзионизма, о недостижимости правового идеала в условиях господства произвола и насилия. Революции, стремясь установить новые идеалы насильственными методами, становятся реакцией. Альтернативу правовым идеалам, насаждаемым насильственными методами, П.А.Сорокин видит в идеале права социально-благожелательного поведения. Его суть заключается во взаимной солидарности и любви людей друг к другу. П.А.Сорокин выделяет следующие критерии соответствия этому правовому идеалу:
– критерий интересов личности;
– критерий правового равенства между личностями;
– критерий количественного и качественного роста солидарности и социально-благожелательного поведения;
– критерий падения наказаний и наград, в частности, падение жестокости наказаний, уменьшение числа караемых лиц;
– критерий качества тех средств, которыми обеспечивается социально-благожелательное поведение, в частности, освобождение человека от излишней опеки со стороны государства или групп.
П.А.Сорокин видел будущее человечества в постепенном приближении к этому идеалу.
Заключение
Личность Питирима Александровича Сорокина - одна из наиболее эрудированных, противоречивых и выдающихся личностей в истории социологии и культурологии. Но, как это ни парадоксально, значимость ее не оценена в полной мере. Тем более очевидной становится в настоящее время актуальность всестороннего и внимательного изучения творчества, трудов, концепций и идей этого талантливейшего ученого.
П.Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.
Действительно, этот русско-американский социолог сделал огромный вклад в развитие общественной мысли и в развитие социологии как науки об обществе.
П.Сорокин оригинально и своеобразно трактует процесс развития, становления и функционирование культуры как социального феномена, а, следовательно, объекта социологического исследования. П.Сорокин вносит огромный вклад в развитие мировой социологии, его идеи легли в основу деятельности ряда социологических школ. Несмотря на его статус “американского социолога”, Россия может по праву гордиться им.
Список использованной литературы
1. Бондаренко В.М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. К 110-й годовщине со дня рождения // СОЦИСС. – № 7 – 1999
2. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX веков. – М.: Онега, 1995
3. Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // СОЦИСС. – №6 – 1999
4. Медушевский А.Н. История русской социологии. М.: «Высшая школа», 1993
5. Новикова С.С. История развития социологии в России: Учебное пособие. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996
6. Сорокин П.А. Системы социологии. Т 1,2. – М., 1993
7. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. – М.: Наука, 1994
8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992
9. Философский энциклопедический словарь. – М., 2001
3