Сорокин П.А. как русский социолог

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:30, реферат

Краткое описание

Питирим Александрович Сорокин (1889–1968) - русско-американский социолог и культуролог. Родился 23 февраля 1889 года в с.Турья Вологодской губернии в семье бродячего церковного ремесленника-реставратора.
Серьезно занимаясь наукой (в 1910-1914 опубликовал около 50 работ), Сорокин окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета и был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Среди его учителей был известный социолог М.М.Ковалевский.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
1. Предмет и метод социологии…………………………………………5
2. Социальное взаимодействие и его структура………………………..6
3. Социальное пространство…………………………………………….7
4. Социальная стратификация и социальная мобильность…………....8
5. Социология революции…………………………………………….…9
6. Социология права………………………………………………….....12
Заключение………………………………………………………………14
Список использованной литературы…………………………………..15

Файлы: 1 файл

Сорокин П.А. как русский социолог_РЕФЕРАТ.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Таким образом, послереволюционный порядок обычно представляет собой смешение новых порядков и нового образа жизни со старыми, жизненными и продуктивными порядками дореволюционного времени».

Всякая революция, согласно П.А.Сорокину, имеет своей причиной подавление базовых инстинктов большинства населения — потребностей в пище (голод), потребностей в жилище и одежде, инстинкта собственности (бедность одних на фоне благоденствия других), инстинкта самосохранения (деспотизм, расправы, массовые казни), потребности в коллективном самосохранении (семьи, религиозного объединения, партии), полового инстинкта, инстинкта самовыражения, потребности в творческой деятельности, потребности к свободе.

Революция, как отмечает П.А.Сорокин, приводит к разрушительным последствиям для общества — краху его правовых и нравственных устоев, жестокости и агрессии в обществе, невиданному росту масштабов преступности, разрушению семейных ценностей, массовой эмиграции, массовой гибели людей в результате сопровождающих революцию актов насилия, голода, эпидемий, самоубийств. Причём последствия всего этого продолжают сказываться ещё долгие годы после революции. П.А.Сорокин считает, что в ходе революции гибнут прежде всего наиболее выдающиеся, энергичные, одарённые люди по сравнению с общей массой населения, в меньшей мере страдают морально и биологически дефективные лица. В результате страна остаётся буквально обескровленной.

Альтернативой разрушительной стихии революции П.А.Сорокин видит не стремление во что бы то ни стало сохранить существующий порядок, а изменение общества путём реформ. Реформы должны основываться на следующих принципах:

– любая реформа не должна принижать человеческое достоинство, не должна сопровождаться противостоянием с базовыми потребностями людей;

– каждой реформе должны предшествовать глубокие научные исследования, направленные на изучение социальных условий жизни общества;

– каждая реформа должна проводиться исключительно конституционными методами.

 

 

 

6. Социология права

 

Нормальное развитие общества П.А.Сорокин связывает с мирным, ненасильственным течением истории, без потрясений, сопровождающихся разрушением правовых устоев общества. Вопросам же социологии права П.А.Сорокин уделял внимание на протяжении всей творческой жизни.

П.А.Сорокин считает право той силой, которая, наряду с нравственностью, мотивирует поступки человека. Право предполагает категорически обязательные волевые основы поведения, а нравственность — рекомендуемо-желательные. Официальное право, провозглашаемое в законах — это категорически-обязательные требования к поведению членов общества со стороны государственной власти (правительства). Право влияет на человека и общество следующим образом:

– как мотивационная сила способствует формированию гражданина;

– как принудительная сила осуществляет акты принуждения со стороны государства или общества, угрозу наказанием или поощрение правовой наградой, и даже проводит «социальный отбор» (при использовании смертной казни);

– как дрессирующая сила способствует выработке у членов общества одних привычек и искоренению других.

Высшая степень проявления права — это осознание индивидом своих прав и обязанностей.

В процессе исторического развития складываются определенные правовые идеалы, то есть представления о том, какими должны быть в идеале правовые нормы. П.А.Сорокин горит о законе социального иллюзионизма, о недостижимости правового идеала в условиях господства произвола и насилия. Революции, стремясь установить новые идеалы насильственными методами, становятся реакцией. Альтернативу правовым идеалам, насаждаемым насильственными методами, П.А.Сорокин видит в идеале права социально-благожелательного поведения. Его суть заключается во взаимной солидарности и любви людей друг к другу. П.А.Сорокин выделяет следующие критерии соответствия этому правовому идеалу:

– критерий интересов личности;

– критерий правового равенства между личностями;

– критерий количественного и качественного роста солидарности и социально-благожелательного поведения;

– критерий падения наказаний и наград, в частности, падение жестокости наказаний, уменьшение числа караемых лиц;

– критерий качества тех средств, которыми обеспечивается социально-благожелательное поведение, в частности, освобождение человека от излишней опеки со стороны государства или групп.

П.А.Сорокин видел будущее человечества в постепенном приближении к этому идеалу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Личность Питирима Александровича Сорокина -  одна из наиболее эрудированных, противоречивых и  выдающихся личностей в истории социологии и культурологии. Но, как это ни парадоксально, значимость ее не оценена в полной мере. Тем более очевидной становится в настоящее время актуальность всестороннего и внимательного изучения творчества, трудов, концепций и идей этого талантливейшего ученого.

П.Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером. 

Действительно, этот русско-американский социолог сделал огромный вклад в развитие общественной мысли и в развитие социологии как науки об обществе.

П.Сорокин оригинально и своеобразно трактует процесс развития, становления и функционирование культуры как социального феномена, а, следовательно, объекта социологического исследования. П.Сорокин вносит огромный вклад в развитие мировой социологии, его идеи легли в основу деятельности ряда социологических школ. Несмотря на его статус “американского социолога”,  Россия может по праву гордиться им.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Бондаренко В.М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. К 110-й годовщине со дня рождения // СОЦИСС. – № 7 – 1999

2. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX веков. – М.: Онега, 1995

3. Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // СОЦИСС. – №6 – 1999

4. Медушевский А.Н. История русской социологии. М.: «Высшая школа», 1993

5. Новикова С.С. История развития социологии в России: Учебное пособие. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996

6. Сорокин П.А. Системы социологии. Т 1,2. – М., 1993

7. Сорокин П.А. Общедоступный учебник  социологии. – М.: Наука, 1994

8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992

9. Философский энциклопедический словарь. – М., 2001

3

 



Информация о работе Сорокин П.А. как русский социолог