Социология власти М.Вебера

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 07:38, доклад

Краткое описание

Учение Макса Вебера о типах легитимного господства, то есть власти, которая признана управляющими индивидами, сводится к следующему. Господство означает шанс встретить повиновение определенному приказу, а значит, предполагает взаимное ожидание: того, кто приказывает, — что его приказу будут повиноваться; тех, кто повинуется, — что приказ будет иметь тот характер, какой ими признается законным и справедливым.

Файлы: 1 файл

доклад вебер.docx

— 21.13 Кб (Скачать)

СОЦИОЛОГИЯ  ВЛАСТИ М.ВЕБЕРА

Учение  Макса Вебера о типах легитимного господства, то есть власти, которая признана управляющими индивидами, сводится к следующему. Господство означает шанс встретить повиновение определенному приказу, а значит, предполагает взаимное ожидание: того, кто приказывает, — что его приказу будут повиноваться; тех, кто повинуется, — что приказ будет иметь тот характер, какой ими признается законным и справедливым. 

ТИПЫ  ГОСПОДСТВА 

В своих  работах Вебер анализирует легитимные типы господства, исходя из возможных (типичных) "мотивов повиновения". Таких мотивов Вебер находит три и в соответствии с ними различает три чистых типа господства. 

Легальное господство. Первый тип господства — легальный — в качестве "мотива уступчивости" имеет соображения  интереса; в его основе лежит целенаправленное действие индивидов. К такому типу принадлежат современные европейские государства, в которых, по Веберу, подчиняются не личности, а законам. Аппарат управления состоит из специально обученных чиновников, к которым предъявляется требование действовать по строго формальным и рациональным правилам. Формально-правовое начало — принцип, лежащий в основе "морального господства"; именно этот принцип оказался, согласно Веберу, одной из необходимых предпосылок развития современного капитализма как системы формальной рациональности. 

Бюрократия, утверждает Вебер, технически является самым чистым типом легального господства. Однако, никакое господство не может быть только бюрократическим: "На вершине лестницы стоят либо наследственные монархи, либо избранные народом президенты, либо либералы, избранные парламентской аристократией", но повседневная, непрерывная работа ведется при этом силами специалистов-чиновников, то есть машиной управления. Помимо специального профессионального образования (преимущественно юридического) чиновник, соответствующий рациональному типу государства, должен иметь специальное управленческое образование, поскольку от него требуется профессиональная и управленческая компетентность. 

Патриархальное  господство. Другой тип легитимного  господства, обусловленный нравами, привычкой к определенному поведению, Вебер называет традиционным. Традиционное господство основано на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей; в его основе лежит традиционное воздействие. Чистейшим типом такого господства является, по Веберу, патриархальное господство. Союз господствующих представляет собой общность: тип начальника — "господин", штаб управления — "слуги", подчиненные — "подданные", которые послушны господину в силу пиетета. Патриархальный тип господства по своей структуре во многом сходен со структурой семьи, что делает особенно прочным и устойчивым этот тип легитимности. Здесь не столько служебная дисциплина или деловая компетентность, сколько личная преданность служит основанием для назначения на должность и для продвижения по иерархической лестнице. Поскольку ничто не ставит предела произволу господина, то иерархическое членение часто нарушается привилегиями. 

Харизматическое господство. Третьим чистым типом  является так называемое харизматическое  господство (от греч. "божественный дар"). Харизма, по Веберу, — некая экстраординарная способность, выделяющая индивида среди остальных, не столько приобретенная им, сколько дарованная ему природой. Богом, судьбой. К харизматическим качествам Вебер относит магические способности, пророческий дар, выдающуюся силу духа и слова. Харизмой, по Веберу, обладают герои, великие полководцы, маги, пророки и провидцы, гениальные художники и писатели, выдающиеся политики, основатели государств и мировых религий (Будда, Христос, Магомет, Александр Македонский, Цезарь, Наполеон и др.).  

Харизматический тип легитимного господства представляет собой противоположность традиционного: если последний держится привычкой, привязанностью к обычаю, то харизматический, напротив, опирается на нечто необычайное, никогда ранее не признававшееся. Аффективный тип социального действия является основной базой харизматического господства.

Вебер рассматривает харизму как "великую  революционную силу", способную внести изменения в лишенную динамизма структуру традиционных обществ. Однако при всем различии и даже противоположности традиционного и харизматического типов господства между ними есть и нечто общее, а именно: и тот, и другой опираются на личные отношения между господином и подчиненным. В этом отношении традиционный и харизматический типы господства противостоят формально-рациональному как безличному. Источником личной преданности харизматическому государю является не традиция и не признание его формального права, а эмоционально окрашенная преданность и вера в его харизму. Поэтому харизматический принцип легитимности в отличие от формально-рационального авторитарен. 

Вебер неоднократно отмечал неустойчивость и слабость легитимности в современном правовом (формально-рациональном) государстве; легальный тип государства представлялся ему, хотя и наиболее подходящим для современного индустриального общества, но нуждающимся в некотором "подкреплении". Именно поэтому Вебер считал полезным сохранение наследственного монарха в качестве главы государства, как это существует в некоторых европейских государствах. 
 

Теория  бюрократии М. Вебера 

Сущностной  характеристикой бюрократии по Максу  Веберу является ее эффективность. Он выделил признаки идеального типа бюрократических  систем. Если эта система состоит  из людей честных и неподкупных, если ее штаты набираются из специально обученных чиновников, то они будут  относиться к подчиненным объективно и беспристрастно. Основной закон  бюрократии – четкое и безошибочное функционирование, направленное на максимальный результат. 

Чтобы достичь этого необходимо знать, что:  

- организация свободна в выборе любого средства для обеспечения своей устойчивости;

люди  работают таким образом, что могут  быть взаимозаменяемы, поэтому каждый обязан выполнять только одну задачу;  

- труд представляет собой наиболее подходящую меру успеха человека и является для него основой существования;  

- поведение исполнителей полностью определено рациональной схемой, которая обеспечивает точность и однозначность действий, позволяет избежать предубежденности и личных симпатий во взаимоотношениях.  

В соответствии с моделью бюрократии, разработанной  М. Вебером, должностные позиции  в бюрократической организации  строго соподчинены и расположены  в иерархическом порядке. Каждое должностное лицо ответственно перед  вышестоящим начальством и за свои личные решения, и за действия подчиненных. Объем власти руководителя четко очерчен. Его действия ограничены соответствующими правилами и инструкциями. Благодаря формальным инструкциям  достигается единообразие и согласованность  в действиях подчиненных. Гарантом исправного функционирования выступает  административный аппарат, который  ориентирован и на упорядочение работы персонала, и на клиентов. Должностное  лицо имеет четко установленный  рабочий день, сверх которого его  никто не имеет права загружать. Вознаграждение выдается ему в виде жалования. Продвижение по службе происходит либо по принципу старшинства, либо в зависимости от успехов в работе, либо по обоим принципам одновременно.

Основные  черты бюрократии по М.Веберу:

- иерархия власти;

- специализация задач (разделение труда);

- права и обязанности.  

Каждый  исполнитель имеет четко предписанный круг должностных обязанностей, поэтому  он знает, что ожидается от него и  что он может ожидать от организации.  

М. Вебер  описал не только позитивную, но и негативную модели бюрократии. Негативная модель связана с нарушениями в работе бюрократической организации. Нарушения, встречающиеся в работе налаженного  механизма бюрократии, социологи  называют дисфункциями. Каждый раз, когда  бюрократия теряет свою эффективность, причиной выступают дисфункции. В  идеальной модели бюрократии их нет. Вмешательство человеческого фактора  – эмоций, симпатий, пристрастий, неформальных норм и ценностей – одна из разновидностей дисфункции.  

К дисфункциям  относятся:

- взяточничество, принимающее массовый характер;

- нарушение должностными лицами кода поведения, т.е. установленных норм, правил и процедур;

- лесть, угодничество, мздоимство, бюрократическая риторика и т.п.  

В результате действия дисфункций нарушается нормальное функционирование механизма социального  управления, а административный аппарат  превращается в самодовлеющую силу.

Информация о работе Социология власти М.Вебера