Социология Вильфредо Парето

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:49, реферат

Краткое описание

Значительное место в социологической концепции Парето занимает его трактовка общества как равновесной системы - идея, близкая ему как экономисту. По Парето, состояние социальной системы определяется рядом взаимозависимых факторов, таких как внешние природные условия, воздействие других обществ и внутренние элементы системы, в частности те самые остатки, производные, чувства, запас накопленных знаний и т. п.

Файлы: 1 файл

Социология Вильфредо Парето.docx

— 23.87 Кб (Скачать)

Социология  Вильфредо Парето

Значительное  место в социологической концепции  Парето занимает его трактовка общества как равновесной системы - идея, близкая  ему как экономисту. По Парето, состояние социальной системы определяется рядом взаимозависимых факторов, таких как внешние природные условия, воздействие других обществ и внутренние элементы системы, в частности те самые остатки, производные, чувства, запас накопленных знаний и т. п. Впоследствии его идея общества как равновесной системы оказала серьезное влияние на представителей влиятельной социологической школы структурного функционализма и ее лидера Т. Парсонса.

 

Идейные истоки и особенности мировоззрения

 

Истоки  социологического мировоззрения Парето многообразны. На него несомненно повлияли познания и опыт инженера, математика и экономиста, привыкшего иметь дело с точными данными и практической эффективностью. Но были и такие влияния, которые исходили из сферы гуманитарного и социального знания

Парето  постоянно и энергично, часто  со злобной иронией <срывает маски> с различных политических, моральных, метафизических учений, <разоблачает> разнообразные социальные идеалы своего времени, такие, как демократия (называемая им не иначе как <плутодемократия>), свобода, гуманизм, солидарность, прогресс, равенство, справедливость и т. д.

Сама  наука, социология, становится для Парето средством <срывания масок>, орудием  разоблачения социальных идеалов. Этот взгляд на призвание социальной науки  роднит его с такими разными мыслителями, как Маркс, Гобино или Гумплович, которые также стремились доказать, что за фасадом <красивых слов> обычно скрывается неприглядная реальность, стремились принизить идеалы, считая, что социологическое объяснение предполагает сведение их к чему-либо низменному.

В то же время подобная позиция противостояла  точке зрения Дюрк-гейма, который, наоборот, видел задачу социологии в том, чтобы обосновать идеалы, доказать, что они глубоко и основательно укоренены в социальной действительности. Если Дюркгейм подчеркивал, что все религии истинны на свой лад, так как все они так или иначе выражают социальную реальность, то Парето, наоборот, стремится, по существу, доказать, что все религии ложны3, так как они лишь камуфлируют истинные мотивы социального поведения. Если Дюркгейм утверждает, что наука не может и не должна разрушать объект, который она изучает, то Парето как раз стремится разрушить этот объект.

Сам Парето называл себя <атеистом всех религий>. Парето, как и Дюркгейм, считает идеалы реальной действующей  силой, но в отличие от последнего он не верит ни в один из них. Для  него это лишь эффективно действующие  мифы, <теории> (это понятие в  его истолковании часто носит  саркастический оттенок), которые являются либо результатом добросовестного  заблуждения, либо инструментом обмана, с помощью которых элиты осуществляют свое господство.

В свете  изложенного неудивительно, что  Парето невысокого мнения о человеческой природе. Ему глубоко близка позиция  его духовного предшественника  Н. Макиавелли, утверждавшего в <Государе>, что <о людях в целом можно  сказать, что они неблагодарны и  непостоянны, склонны к лицемерию  и обману, что их отпугивает опасность  и влечет нажива...>.

Философская антропология Парето: человек сначала действует, а затем, post festum, придумывает обоснования своим уже совершенным действиям, объясняет (чаще всего ложно), рационализирует их. Эта позиция неожиданным образом оказывается близкой разработанной 3. Фрейдом концепции рационализации как одного из механизмов психологической защиты. Парето рассматривает человека как существо иррациональное, управляемое чувствами, инстинктами, бессознательными импульсами. Как и Фрейд, он стремится исключительно рационально объяснить иррациональные основания человеческого поведения.

Таким образом, выступая против рационалистической модели человека, Парето стоит на позициях ультра рациональной науки, целиком основанной на логике и эксперименте. Этот рационализм ученого-социолога призван разоблачить те ложные мотивы, иллюзии, <теории>, которыми человек рационализирует свое поведение, обманывая себя и других, скрывая истинные мотивы. Учитывая общие теоретико-методологические ориентации Парето, его несомненно можно было бы считать сциентистом, если бы вера в науку не представлялась ему столь же иллюзорной, как и любая другая. Он подчеркивает, что экспериментальная истинность определенных теорий и их социальная полезность - это совершенно разные вещи: они не только не совпадают, но чаще всего противоречат друг другу.

Социология как логико-экспериментальная  наука

 

Парето  противопоставляет свою трактовку  социологии трактовке догматической; последняя же свойственна почти  всей социологии, в том числе теориям  О. Конта и Г. Спенсера. В противовес <догматической>, <гуманитарной>, <метафизической> социологии подлинно научной является социология экспериментальная5. Для того чтобы стать таковой, она должна базироваться на <логико-экспериментальной> точке зрения. Эта точка зрения означает, что основаниями научного доказательства служат исключительно  наблюдение, опыт и построенные на них логические выводы. Логико-экспериментальный  метод не дает знания о <сущности> вещей, о <необходимых> связях между  ними. Этот метод дает сугубо вероятностное  знание; устанавливаемые в нем  законы представляют собой лишь некоторые  единообразные связи, строго ограниченные определенными, известными нам пространственно-временными рамками.

 

Общество как система в состоянии  равновесия

 

Парето  отказывается разрешать дилемму  социального реализма и социального  номинализма: она для логико-экспериментальной  социологии просто не существует. Он отвергает  представление об обществе как об особого рода существе, но признает общество в качестве особого рода единства. Индивиды, <молекулы> социальной системы, <образуют соединение, которое, подобно химическим соединениям, может иметь свойства, не являющиеся суммой свойств составных частей> .

Парето  рассматривает общество как систему, состоящую из взаимозависимых частей. Системная ориентация составляет одну из важнейших особенностей и достижений его социологии. Эта ориентация в  истории социологии сложилась главным  образом под воздействием двух редукционистских моделей: организмической (общество как организм) и механистической (общество как механизм). Из этих двух моделей Парето, в отличие, например, от Дюркгейма, выбирает вторую, хотя иногда опирается и на первую.

Согласно  Парето, состояние социальной системы  в данное время и в данном месте  определяется следующими факторами. Во-первых, это внешние природные условия: почва, климат, флора и фауна, геологические  условия и т. п. Во-вторых, это условия, внешние по отношению к данному  обществу в данное время не-природного характера. К ним относятся воздействия на общество других обществ (условия, внешние в пространственном отношении) и воздействия последствий предшествующих состояний этого же общества (т. е. условия, внешние во временном отношении). В-третьих, это внутренние элементы системы, среди которых основными являются раса, <осадки> или выражаемые ими <чувства>, <производные>, стремления, интересы, способность к рассуждению, к наблюдению, состояние знаний и т. д. [там же, 2060].

Парето  неустанно подчеркивает взаимозависимость  всех элементов социальной системы. Вследствие этой взаимозависимости  изменения, происходящие в одних  элементах, неизбежно вызывают изменения  в других. Парето отвергает попытки  устанавливать между отдельными элементами социальной системы односторонние  причинно-следственные связи. В противовес монистическим и редукционистским теориям Парето отстаивает идею многофакторности, которая составляет необходимую предпосылку системной ориентации в социологии. Каждый элемент социальной системы может быть понят только после рассмотрения того, какую роль он играет по отношению к другим элементам. Процессы действий и противодействий в обществе нейтрализуют друг друга, поэтому общество, как правило, находится в состоянии равновесия.

Понятие равновесия, как и понятие системы вообще, Парето заимствует из механики, химии и из экономической теории Л. Вальраса. Поскольку общество постоянно эволюционирует, то равновесие социальной системы является преимущественно динамическим. Главное значение в поддержании равновесия имеют чувства.

Парето  отрицает прогрессивный характер социального  развития. <Прогресс> - это одна из <теорий>, которую он разоблачает. С его точки зрения, развитие социальных систем и подсистем носит маятниковый, колебательный и циклический  характер. В экономике, культуре, политике и других подсистемах, так же как  и в социальной системе в целом, наблюдается ритмическое чередование  сменяющих друг друга тенденций. Смена этих тенденций поддерживает равновесное состояние общества.

Свое  представление о циклическом  характере социального развития Парето реализует прежде всего в своей теории элиты, занимающей одно из главных мест в его социологической системе.

 

Теория элиты

 

Парето  разделял любое общество на неэлиту и элиту. Последняя состоит из лиц с наилучшими интеллектуальными, физическими или профессиональными показателями. Элита в свою очередь делится на правящую и неправящую. Правящая же элита может быть представлена личностями двух типов - вслед за Макиавелли Парето называет их "лисами" и "львами". Первый тип характеризуется преобладанием "остатков комбинаций". Представители этой элиты легко адаптируются к социальным изменениям, в качестве методов управления они используют такие приемы, как обман, убеждение, подкуп. Краткосрочные интересы у них доминируют над долгосрочными, материальные - над идеальными, индивидуальные - над коллективными. Со временем на смену "лисам" в элите приходят "львы" с их преобладанием "остатка постоянства". Этот тип лидеров характеризуется, напротив, упором на силовое решение проблем, стремлением к поддержанию status quo, авторитарностью, агрессивностью, бескомпромиссностью, упорством. Постоянный процесс смены элит - "циркуляция элит" по Парето - является необходимым условием существования общества и поддержания социального равновесия и обеспечивает преобладание в правящем слое индивидов с нужными качествами. Таким образом, циркуляция элит лежит в основе большинства исторических событий.

Причем  в экономической жизни этим двум типам элит соответствуют типы "спекулянтов" и "рантье". Первые, аналоги "лис" в политике, предпочитают высокую, но рискованную доходность вложений их надежности, склонны к конструированию экономических и финансовых технологий и инструментов, служат причиной экономического развития общества. "Рантье" же, ориентирующиеся на фиксированный надежный доход, представляют собой фактор стабильности и консерватизма в обществе.

 

Значение социологических идей Парето

 

Общепризнано, что Парето принадлежит к числу  классиков социологии. Он внес важный вклад в формирование представления  об обществе как системе. Этот вклад состоит, в частности, в разработке концепции равновесия, взаимодействия и взаимозависимости всех элементов социальной системы, в отрицании односторонних и универсальных причинно-следственных связей между элементами, наконец, в положении о том, что каждый элемент может быть понят только в свете той роли, которую он играет по отношению к другим частям социальной системы. Последнее положение позволяет видеть в Парето одного из основоположников структурно-функционального анализа в социологии.

Важное  научное значение имел осуществленный в трудах Парето анализ человеческих действий и их мотивов. Термины <логические> и <нелогические действия>, <осадки> и <деривации> впоследствии практически  не использовались в социологии. Тем не менее, анализ самих явлений, обозначаемых этими терминами, открыл для социологов существенную роль иррациональных и эмоциональных факторов социального поведения, разного рода предрасположений, установок, предрассудков, стереотипов, сознательно и бессознательно маскируемых и рационализируемых в <идеологиях>, <теориях>, верованиях и т. п. Тот факт, что именно такого рода эмоциональные факторы часто гораздо эффективнее, чем логическая аргументация, побуждают человека массы к активным действиям, в настоящее время широко признан в политологии, теории пропаганды и массовой коммуникации.

Парето  впервые разработал развернутую  теорию элиты. Он описал некоторые социально-психические  характеристики элитарных групп  и такие черты массы, как авторитарность, нетерпимость и неофобия. В своей концепции циркуляции элит он обосновал необходимость социальной мобильности для поддержания социального равновесия и оптимального функционирования социальных систем.

Разработка  теории элиты парадоксальным образом  способствовала углублению и уточнению  представления о демократии, столь  нелюбимой самим Парето. Понимание  истинного места элиты в обществе позволило перейти от бессодержательных  и туманных положений о <подлинной> демократии как о власти Самого Народа, о Самоуправлении Народа, к представлению о демократии, в частности, как о специфической открытой системе формирования <циркулирующих> элит, публично и в равных условиях конкурирующих между собой за авторитет и власть в обществе.

Правда, теория элиты у Парето отчасти  входит в противоречие с его системной  ориентацией. Он склонен не столько  из социальных систем выводить особенности  элит, сколько, наоборот, рассматривать  социальные системы как следствие  психических черт и деятельности элитарных групп. Между тем, способы  рекрутирования, функционирование и смена элит - это не самодовлеющие явления и процессы. Они различны в различных социальных системах, поскольку обусловлены последними; вершина социальной пирамиды определяется ее основанием, всей ее конфигурацией.

Информация о работе Социология Вильфредо Парето