Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2011 в 15:14, доклад
Социология управления помогает выбрать определенные методы и формы управления социальными процессами. И в этом докладе рассмотрены, что изучает социология управления, основные приемы управления, каким должен быть менеджер, как он должен руководить.
Темой моего доклада является социология управления. В любом предприятии, в любой организации нужны структуры, для управления. И от того, какие это будут структуры, какие цели они будут преследовать, зависит вся дальнейшая судьба предприятия, организации.
Социология управления помогает выбрать определенные методы и формы управления социальными процессами. И в этом докладе рассмотрены, что изучает социология управления, основные приемы управления, каким должен быть менеджер, как он должен руководить.
Предметом социологии управления являются закономерности, формы и методы целенаправленного управления социальными процессами и группами для достижения определенной цели.
Часто эквивалентом термина «социология» управления употребляется термин «менеджмент». Однако социология управления рассматривает лишь социальные аспекты управления и в этом смысле является надстройкой менеджмента. В целом же социология управления и менеджмент имеют много общего - одни и те же цели и задачи, решают проблемы управления объектами и людьми, но имеют разные методы и подходы к данной проблеме.
В
менеджменте рассматриваются
Социологию
управления интересуют социальные аспекты
экономического и научно-технического
развития, социальной политики, выработки
и реализации управленческих решений,
изучение процесса самоуправления, взаимоотношений
руководителя и подчиненных. Рассматривается
и система информации, необходимая для
осуществления управленческой деятельности.
Далее обратимся к вопросу руководителя в системе управления
Рассмотрим типы руководителей.
Несмотря на почти идеальные качества, которыми должен обладать менеджер, он прежде всего человек. Со всеми его особенностями, особенностями его характера, формой взаимоотношения с другими людьми. Как всякому человеку, ему присущи характер и темперамент. От этого в большинстве случаев и зависит его стиль, метод, тип руководства.
Для определения типа менеджера американские психологи Р. Блейк и Д. Моутон составили матрицу типов руководителей, где они выделили 5 типов:
1) диктатор
2) демократ
3) пессимист
4) организатор
5) манипулятор
1) Стиль управления, полностью ориентирован на производство и уделяющий мало внимания людям. Это жесткий курс администратора. Работа в таких условиях не приносит удовлетворения. Каждый пытается уйти из подчинения.
2) Производительность труда у такого менеджера стоит на последнем месте. Принцип: "Надо быть всегда самим собой". Работнику обстановка нравится, но польза небольшая, весь пыл - в дебаты.
3) Девиз "Не вмешиваться в ход событий". Случайные люди, назначенные кем-то.
4) Самый продуктивный тип, учитывающий нужды производства, а также людей. Важнейшая характеристика - устремленность к инновациям, нацеленность на развитие организации. Предприятие при таком менеджере процветает. Но такое почти не реально.
5) Менеджера этого типа
В зависимости от характера
работ менеджеру
Требования к руководителям по исследованию М. Вудкока и Д. Фрэнсиса
Исследуя политические, социальные,
экономические и
Эти обобщения позволили
Их исследование позволило выделить одиннадцать отчетливых факторов, которые, очевидно, будут влиять на управленческую деятельность в ближайшие десятилетия.
1. Стрессы, давление и неопределенность
во все большей мере
2. Эрозия традиционных ценностей
привела к серьезному
3. Имеется широкая возможность выбора. Поэтому от менеджеров требуется четко определить как цели выполняемой работы, так и собственные цели.
4. Организационные системы
не в состоянии обеспечить
все возможности для обучения,
требующиеся современному
Поэтому каждый менеджер должен сам поддерживать постоянный собственный рост и развитие.
5. Проблем становится все
6. Постоянная борьба за рынки
сбыта, энергетические ресурсы
и прибыльность делают
7. Традиционные, иерархические отношения
затрудняются. Поэтому эффективное
управление призывает к
8. Многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои возможности и не отвечают вызовам настоящего и будущего.
Поэтому
требуются новые, более современные
управленческие приемы, и
многие менеджеры должны
9. Большие затрат и трудности
связаны ныне с использованием
наемных работников. Поэтому
от каждого руководителя требуется
более умелое использование
10. Возрастающие масштабы
11. Сложные проблем во все
Поэтому
менеджер должен уметь
Этим одиннадцати пунктам
Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:
- к организатору
конкретных видов работ в
- к руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
- к руководителю по отношению к подчиненным;
- к администратору
любого уровня управления, организующего
работу, руководствуясь современными
методами и др.
К
менеджеру любого уровня
Можно выделить
несколько ролей, в которых выступает
менеджер:
1. Менеджер-управляющий.
От него в частности требуется:
- наличие
общих знаний в области
- компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;
- владение
не только навыками
- принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении. Так как принятие управленческого решения - это сложный процесс, я бы хотел рассмотреть его поподробней.
Основные стадии подготовки и
методы принятия управленческих решений.
Управленческое решение - это творческий акт субъекта управления направленный на устранение проблем, которые возникли в субъекте управления. Любое управленческое решение проходит через три стадии:
1. Уяснение проблемы
1) Сбор информации.
2) Анализ полученной информации.
3) Выяснение актуальности.
4) Выяснение, определение условий
при которых эта проблема
2. Составление плана решения.
1) Разработка альтернативных
2) Сопоставление альтернативных
вариантов решения с
3) Оценка альтернативных
4) Оценка альтернативных вариантов
по экономической
5) Составление программ решения.
6) Разработка и составление
3. Выполнение решения.
1) Доведение решений до
2) Разработка мер поощрений и наказаний.
3) Контроль за выполнением
2. Менеджер инноватор.
Производительность
труда гораздо проще повысить
на базе новой техники и технологий,
чем постоянно ремонтировать оборудование.
3. Менеджер-дипломат.
Среди навыков и умений менеджера - способность ведения переговоров выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят большую часть своего времени на установление
контактов.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что социология управления играет большую роль в процессе управления, для решения управленческих задач, при решении вопросов реорганизации, вводе новых структурных подразделений и т. д.
Управление внутренне необходимо как для общества в целом, так и для каждой из его частей, поэтому степень организации механизмов управления может рассматриваться в качестве одного из существенных показателей уровня развития и самого общества, каждой из его сфер. Прежде всего, трудовая деятельность, разделение труда, совместный труд предполагают в большей или в меньшей степени управление. И там, где процесс производства приобретает характер общественно организованного, с необходимостью возникает особый вид труда - управление.