Социология управления, как отрасль социологической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:51, реферат

Краткое описание

1.Место С.У. в системе знаний об управлении. Проблемы управления в социологической науке.
Социология как наука об обществе, позволяет получать достоверную информацию об обществе в целом и о проблемах социальных групп и общества а также знание социологии могут помочь повлиять на социальные процессы и изменять их в нужном направлении.
Т.к. общество – это сложный социальный организм, поэтому в социологии выделяют социальные уровни:
1) Теоретическая и эмпирическая социологии;

Оглавление

I СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ, КАК ОТРАСЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
II ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ Ф. ТЕЙЛОРА

III АДМИНИСТРАТИВНАЯ ТЕОРИЯ А.ФАЙОЛЯ

IV ТЕОРИЯ «ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯ» Э.МЭЙО

V ДВУХФАКТОРНАЯ ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ ХЕРЦБЕРГА

VI ТЕОРИЯ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА Д.МАКГРЕГОРА

VII УПРАВЛЕНИЕ КАК ВИД СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

VIII УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ КОНФЛИКТАМИ

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.docx

— 38.21 Кб (Скачать)

"Теория У" характеризует демократический стиль руководства: широкое использование творческих способностей подчиненных, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, стремление к ответственности, моральные стимулы, заинтересованность в труде, участие в управлении.  
Выделив два противоположных стиля управления, Д. Мактрегор по существу описал прошлое и настоящее менеджмента. В прошлом господствовал стиль "X", характерный, по его мнению более всего для тейлоризма, а сейчас наступает эпоха стиля "У", к которому призывает доктрина "человеческих отношений".

 

VII УПРАВЛЕНИЕ КАК ВИД СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

1. Управленческая  деятельность, как результат общественного  разделения труда. 

В обществе выделяют различные виды деятельности:

1) Производственная: объект – материальные предметы, предметы искусства, и т.д.

2) Социально-политическая: преобразование общественных и политических отношений. Объект – политические и социальные организации.

3) Духовная: т.е. воспроизводство  идей научных деятелей.

Общие черты:

  1. Субъект – тот кто осуществляет деятельность;
  2. Объект – то на что направлена деятельность;
  3. Целеснообразовательный характер;
  4. Социальный характер;
  5. Объективные законы и закономерности.

Управленческая деятельность существует в двух направлениях:

- как управление производством;

- так и управление государством.

Нельзя думать, что управление происходит по произволу. Можно выделить два  типа факторов управления воздействия  на общество или подсистемы:

Объективные факторы: социальная природа, условия, система закономерностей  и т.д. Эти закономерности устанавливают  пропорции в обществе, направленность, темпы движения общества. Процесс  управления имеет место не только в обществе, но и в живой и  неживой природе и научных  системах.

 

2. Специфика  управленческой деятельности.

Общие черты всех управленческих процессов:

  1. Информационное взаимодействие – сохранение, передача, переработка;
  2. Наличие двух осей – управляющая и управляемая подсистемы;
  3. Обратная связь или ответная реакция - которая придает системе устойчивость;
  4. Результат  - т.е. сохранение системы, ее целостность, т.е. организация.

Для управлении в обществе используется термин – социальное управление. В широком смысле – управление при сопоставлении общества с природой. В узком – отношения между социальными объектами, территориями и т.д.

Особенности С.У. заключаются  в следующем:

  1. Управление субъективное – информационный образ;
  2. Это управление предполагает организацию деятельности людей по реализации управленческого объекта.
  3. Управление в обществе это всегда воздействие одних субъектов на другие, с целью побуждения их к деятельности.

Управление – это сознательная деятельность людей по стабилизации социальных систем, сохранении их целостности, устойчивости, оптимизации функции с целью обеспечения удовлетворения потребностей.

Управленческая деятельность –  вид социальной деятельности, присущий всем другим видам, т.к. все виды деятельности нуждаются в управлении. Структура  У.Д.:

- планирование: создание идеального  образа;

- принятие решений: выбор способов  действий;

- организация или координация:  распределение полномочий;

- мотивация: стимулирование трудовой  активности людей;

- воспитание: формирование ценностных  ориентаций и способностей.

 

3. Уровни, субъект  и объект управленческих отношений.

Субъект С.У. – носители реальной публичной  власти, понимаемый как возможность, воздействия на массы людей. Субъект  С.У. – муниципальные органы, государственный  органы и организации, общественные организации; индивиды, способные вырабатывать программную деятельность и реализовывать  данную способность.

Объект С.У. – люди, социальные системы, организации, находящиеся в экономической, правовой, политической зависимостях от субъектов управления. Объект имеет  свои индивидуальные процессы, ценностные ориентации, стремится удовлетворению этих потребностей.

1) Государственное управление –  главная функция это регламентация  деятельности объектов управления, разработка норм, основополагающих  направлений регулирования отношений  в обществе. Управление осуществляется  по следующим направлениям:

- внутренние экономические и социальные процессы;

- охрана правопорядка внутри  государства;

- обеспечение безопасности;

- выработка основных принципов  и направлений в социальной  политике.

2) Муниципальное управление. Субъекты  – организации, службы, контролирующие  деятельность исполнителей.

3) Менеджмент. Связан с организацией производства, осуществление деятельности с целью получения прибыли.

4) Методами управления выступают  способы приемов, по средствам  которых управляющие обеспечивают  требуемую деятельность управляемого. Выделяют общие методы:

- экономический метод, заключается заинтересовать рабочего в получении высокой прибыли.

- социальный метод, достижение целей, повышения качества жизни и т.д.

- психологический метод, регулировка  отношений между людьми путем  отношений подбора и расстановки  кадров.

- организационно-административный  метод, основанные на власти, которая  осуществляется в следующих методах:  прямое наказание, внедрение рекомендаций  по совершенствованию организации,  контроль и надзор за деятельностью.

- методы центрального воздействия  на работника, форма приказа  или задания.

 

4.Функции управления.

1) планирование деятельности,

2) организационная – деятельность благодаря которой система приспосабливается к выполнению задач,

3) регулятивная – устранение отклонений от заданного режима,

4) функция мотивации – побуждение  к деятельности,

5) учет – фиксирование состояний  управления в конкретный период,

6) контроль.

 

 

VIII УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ КОНФЛИКТАМИ

 

  1. Понятие социальных конфликтов (С.К.).

С.К. – источник развития и существования  общества. Сам термин означает столкновение сторон, спор, ссора, стычка, разногласие, вражда. Понимают противоборство социальных субъектов, групп требующих разрешения, т.е. не совпадение интересов групп, периодически вступают в фазу конфликта, т.е. действия направленные друг против друга. Чем сильнее конфликт тем заметнее его влияние на общество. В 50-60-х гг. ХХ в. Возникла школа «Конфликтологическая модель общества», где ученые говорили, что противоборство рассматривается как универсальное свойство общества.

 

2.Возникновение  С.К. Субъективное и объективное.

Немецкий социолог Дарендорф отметил: что общество это система конфликтующих групп. Конфликт – источник позитивных изменений в обществе. Главный источник конфликта – политическое неравновесие. У одних власти много, у других ее нет. Конфликт неизбежен и никуда не исчезает, надо регулировать конфликтные ситуации.

Козер, обосновал позитивную роль конфликта. Конфликт – это один из видов социального взаимодействия людей. Природа конфликта находится в природе социальных интересов и потребностей. Конфликт может быть: конструктивным, деструктивным.

Структура С.К.:

  1. Социально-философский уровень – анализ конфликта;
  2. Социологический уровень – причина и динамика конфликта;
  3. Социально-психологический уровень.
  4. Индивидуальный - психологический  уровень.

1 элемент: Участники С.К. –  большие соц.группы, народы. Основные, не основные, косвенные (инициаторы, зачинщики).

2 элемент: Предмет С.К. – проблема (материальные ценности, ресурсы,  власть, идеалы, принципы, социальная  среда).

3 элемент: Среда С.К. – условия в которых протекает конфликт – микросфера, макросфера, физическая, психологическая, социальная среда.

Основы С.К.:

Источник возникновения политической системы – потребность. Потребность  определят сущность интересов, эмоций, убеждений, побуждая к социальным противоречиям. По сути С.К. – это результат не удовлетворения основных потребностей субъектов, но наличие потребностей это еще не достаточное условие  для конфликтов. Если удовлетворение не затрагивает других людей, то социальный конфликт не происходит.

Причины С.К.:

- наличие противоположных ориентаций,

- идеологические причины;

- различные формы социального  неравенства;

- причины лежащие в отношении между элементами социальной структуры;

- субъективные, психологические, несовместимость  характеров, мировоззрения;

- объективные причины, не зависящие  от воли и сознания.

 

 

3. Типология  С.К.

1) В зависимости от сторон: внутриличностные, межличностные (международные, межгосударственные, расовые…)

2) От потребностей: материальные; статусно-ролевые; духовные.

3) От причин: субъективные, объективные, реалистичные, нереалистичные.

4) от направленности: горизонтальные; вертикальные.

5) от временных параметров: кратковременные; длительные; вялотекущие; быстротекущие.

6) от социальных последствий:  созидательные, позитивные; разрушительные; успешные; не успешные.

7) от эмоциональной окраски:  бурные; слабо-выраженные.

8) от масштабов: локальные; региональные; межгосударственные; глобальные.

9) от формы борьбы: мирные; не  мирные.

10) от тактике: сражение; дебаты.

11) от сферы жизни общества  и деятельности людей: экономические;  политические; социокультурные; идеологические; организационно-уравновешенные; бытовые;  психолого-педагогические.

4. Стадии конфликтной  ситуации.

Выделяют несколько стадий конфликтной  ситуации – динамика С.К. – процесс  изменения и развития конфликта.

1. ПРЕДКОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ. Рассматриваются  ситуации на кануне конфликта. Предпосылки: интриги, слухи. Намечаются противоречия, но столкновения нет.

2. СОБСТВЕННЫЙ  КОНФЛИКТ И  ЕГО ЭТАПЫ.

- Этап открытого противоборства:

--- инцидент (начало конфликта),

--- случай (имитирующий конфликт) стычка, стороны делятся на своих и чужих. Возникает непонятная ситуация. Возможно  решить конфликт мирным путем.

- Эскалация, действия направлены  на достижения целей, установка  на борьбу. Создается негативный  образ врага. Демонстрируется  сила в целях устранения оппонента,  используется насилие. 

- Расширение и поведение конфликта.

3. ЗАВЕРШЕНИЕ.

Характерно ослабление одной или  двух сторон, когда исчерпаны ресурсы. Осознание бесперспективности. Преобладание одной из сторонни ее возможность подавить  оппонента. Появление третьей стороны способной подавить противостояние.

  1. Управление социальными конфликтами. Способы их разрешения..

Если конфликт игнорировать или  разрешать его словесно, он будет  развертываться стихийно объединяясь с другими конфликтами и завершится разрушением. Под управлением понимается подавление С.К. в интересах общества в целом или отдельного субъекта. В широком смысле управление конфликтом, связано с воздействиями на конфликт.

  1. предупреждение о К. т.е. не допустить его развертывание.
  2. Профилактика, т.е. преодоление противоречий.
  3. Предотвращение, устранение причин противостояний. Если не удается «задушить конфликт», то задача сводится к локализации противоборства.
  4. Регулирование динамики К. т.е. устранение и разрешение К. Устранение предполагает:

- победу  одной стороны, и уничтожение  другой.

Информация о работе Социология управления, как отрасль социологической науки