Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 23:07, контрольная работа
Э. Дюркгейм считал, что именно тотемизм, а не анимизм, представляет такую “элементарную форму” религии. Тотем – животное или растение, которое рассматривается группой, образующей социальное целое (у австралийских аборигенов – клан), как ее общий предок и покровитель, как то, что отличает эту группу от всех других, как ее символ, священное. Священные объекты отличаются от обычных, мирских, светских или “профанных”, как их называет Э. Дюркгейм.
4. Социология религии Э. Дюркгейма.
Э. Дюркгейм о религии
Э. Дюркгейм
(1858–1917) разрабатывал свою теорию религии
на основе изучения тотемизма в Австралии
(“Элементарные формы
Э. Дюркгейм считал, что именно тотемизм, а не анимизм, представляет такую “элементарную форму” религии. Тотем – животное или растение, которое рассматривается группой, образующей социальное целое (у австралийских аборигенов – клан), как ее общий предок и покровитель, как то, что отличает эту группу от всех других, как ее символ, священное. Священные объекты отличаются от обычных, мирских, светских или “профанных”, как их называет Э. Дюркгейм. На обычных животных можно охотиться, можно употреблять их мясо в пищу, а со священными этого делать нельзя. Священные животные служат для других целей, они становятся объектом особой – ритуальной – деятельности, почитания, благоговения. Они священны как символ группы, как главная ее ценность. В жизни тотема воплощена жизнь самого общества, члены которого считают себя произошедшими от тотема. Почитание тотема, священного – это почитание как святыни главной социальной ценности, самого этого общества.
Социальная
жизнь, согласно Э. Дюркгейму, по самой
природе своей является коллективной.
Переживание членами
Тотемистические
верования и ритуалы объединяют
членов клана в единое социальное
целое. Источником религиозной жизни
является, таким образом, сам социальный
способ существования людей. При
всех изменениях в ходе истории религиозных
верований, ритуалов, организации религиозной
жизни эта главная
В религии
общество обожествляет само себя; ее смысл
в том, чтобы культивировать социальное
чувство, обеспечивать влияние коллектива
на индивида. Э. Дюркгейм полагал, что
оценка религиозных верований в
категориях истины и заблуждения
лишена смысла, важно то, что она
справляется со своей функцией. Это
не исключает того, что в истории
общества на смену одним религиям
приходят другие, старые боги рано или
поздно умирают, рождаются новые. Более
того, Э. Дюркгейм констатировал ослабление
влияния религии в современном
обществе и связывал это с тем,
что общество, бывшее всегда объектом
религиозного поклонения, становится
предметом научного исследования. Тот
социальный смысл, который был душой
религии и выражался в мифах
и символах, утверждается теперь в
науке, ее объяснении мира, уже не скрываясь
за мифами и символами. Религиозное
чувство получает рациональное выражение
в морали. Секуляризация сужает область
действия традиционной религии, различные
сферы общественной жизни приобретают
все более светский характер. Сама
социология становится новым символом
веры, утверждая “научный дух” в
противоположность
Наряду с этой главной функцией, религия способна, полагал Э. Дюркгейм, выполнять и “моторную функцию”, поскольку она формулирует идеалы, к которым стремятся люди и которые стимулируют общественное развитие.
Э. Дюркгейм считает необходимым изучать религии не вообще, а в конкретной социальной системе. На разных этапах истории и в разных типах общества роль религии неодинакова. Архаическим обществам присущ “механический” тип солидарности, означающий полное поглощение индивидуального сознания коллективным. В ходе истории возрастающее разделение труда приводит к тому, что “коллективное сознание” утрачивает прежнюю силу, действует в более ограниченной сфере: “механическая” солидарность сменяется “органической”, когда учитываются различие индивидов и их взаимозависимость.
Преобладающая
роль религии в обществе связана
с “механической солидарностью”