Социология организаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:27, лекция

Краткое описание

1. Организация как социальная система. Типы организаций и области их функционирования
2. Формальная и неформальная структура организации
3. Факторы и пределы управляемости. Стили управления

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИЯ 7. Социология организаций.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

1) количество географических  точек, где располагаются производства и службы организации;

2) среднее расстояние  между расположенными по отдельности подразделениями организации;

3) численность работников, занятых в отдельно расположенных подразделениях, по сравнению с численностью административно-управленческого персонала. В целом сложность организации возрастает с увеличением количества пространственно разбросанных структурных организационных единиц.

При любом (даже незначительном) увеличении степени пространственной дифференциации неизбежно возрастает функциональная автономия отдельных подразделений, что приводит к ослаблению контроля и возможностей использования властных полномочий со стороны центральных органов управления организацией. В этих случаях особое внимание следует уделять подбору руководителей пространственно отделенных производств, отделов и служб. Например, такие крупные российские организации, как «Газпром», «ЛУКойл» и др., обладают высокой степенью пространственной дифференциации, т.е. фактически состоят из многих крупных практически самостоятельных филиалов и производств, которые управляются центральными координирующими органами в основном по конечным результатам (по отчетности за месяц, квартал, год).

Интеграция — второй показатель сложности структуры организации — характеризует степень взаимосвязанности между отдельными структурными единицами в организации. Оценка этого показателя происходит по трем основным параметрам.

1. Количество взаимосвязей между отдельными структурными единицами. Очевидно, что чем больше взаимосвязей между подразделениями, тем выше сложность организации. Например, лаборатория или отдел реагируют только на указания высшего руководства организации и при этом минимально контактируют с другими подразделениями (только ситуационные взаимодействия); этот вид интеграции не увеличивает сложности организации, так как количество взаимосвязей минимально и они легко контролируются. В то же время деятельность других подразделений может осуществляться только в ходе тесного взаимодействия с рядом подразделений. Перетекание материальных, информационных, финансовых, кадровых и прочих ресурсов предполагает наличие большого количества интеграционных связей. При интеграции такого рода сложность организации резко увеличивается.

2. Нормативная основа интеграционных связей является прежде всего показателем прочности связей. Нормы взаимоотношений, принятые в организации, могут быть жесткими, когда информация, передаваемая по каналам связи, обязательна для исполнения. Обычно такие связи формальные и легко выявляются в структуре организации; при этом степень интеграции возрастает, но носит официальный характер. Наоборот, изменчивость норм или их неофициальный характер, основанный на коалициях и неформальном лидерстве, увеличивают сложность организации и изменяют характер интеграции.

3. Характер интеграционных связей представляет собой показатель основного вида властного, информационного, культурного или какого-либо другого ресурса, который может быть передан через данную связь. Выделим основные типы связей по данному показателю:

· интеграция на основе отношений власти и подчинения;

· интеграция на основе материальной взаимозависимости;

· интеграция на основе следования единым нормам (культурная интеграция);

· интеграция на основе обмена информацией;

· интеграция на основе неформальных отношений (уважения, духовной близости, родства, признания заслуг и т.д.).

Интеграция, основанная на различных по характеру связях, может в значительной степени повысить сложность организации.

 

Классификация организаций.  Социальные организации, составляющие основу любой  цивилизации,  можно представить  в  виде  большого  набора  правовых норм   и   организационных структур. В любой науке классификация занимает особое  место.  Классификация организаций важна по трем причинам:

 – нахождение  сходных социальных организаций по каким-либо  параметрам    помогает создавать минимум методик для их анализа и совершенствования;

 – возможность  определения их численного распределения  по классификации  для  необходима  создания соответствующей инфраструктуры: подготовки  кадров,  контрольных    служб и т.д.;

 – принадлежность  социальной организации к той  или  иной  группе  позволяет    определить их отношение к налоговым и другим льготам.

    

 Социальные  организации могут быть:

- правительственные  и неправительственные;

- коммерческие  и некоммерческие;

- бюджетные  и небюджетные;

- общественные  и хозяйственные;

- формальные и неформальные.

 

      Кроме того, различают социальные  организации по:

   1) отраслевой    принадлежности    (промышленные,    сельскохозяйственные,

   транспортные, торговые  и др.);

  2)  самостоятельности  принятия решений  (головные/  материнские,  дочерние  и

   зависимые).

      Могут применяться  и дополнительные признаки для  классификации.

      Статус правительственной социальной  организации дается  официальными органами власти. На них распространяются  различные привилегии,  льготы  и жесткие  обязательства.  К   неправительственным   социальным   организациям относятся все другие социальные организации, не имеющие такого статуса.

       Коммерческие  социальные  организации строят  свою  деятельность  на получении   максимальной   прибыли   в   интересах   учредителей,   а    для некоммерческих  основная  цель   состоит   в   удовлетворении   общественных потребностей, при этом вся  прибыль  идет  не  учредителям,  а  на  развитие социальной организации.

      Бюджетные социальные организации строят свою  деятельность,  исходя  из выделенных государством  средств,  при этом  они освобождаются от  уплаты многих налогов, в том числе НДС.  Небюджетные  социальные  организации сами изыскивают источники финансирования. Многие социальные организации  пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, так и небюджетные средства.

       Общественные  социальные  организации   строят  свою  деятельность  на  основе удовлетворения потребностей  своих  членов  общества  (во  внутренней среде), а  хозяйственные  –  для  удовлетворения  потребностей  и  интересов человека и общества во внешней для организации среде.

       Формальные  социальные  организации –   это   зарегистрированные   в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые  выступают  как юридические и неюридические лица. Неформальные социальные организации – это незарегистрированные в государственном органе социальные организации либо  в силу их малочисленности, либо по каким-то другим  причинам.  К неформальным социальным  организациям  относятся объединения людей связанных личными интересами в области культуры, быта, спорта  и др.,  имеющие лидера  и не ведущие финансово-хозяйственную деятельность,  направленную  на  получение материальной прибыли.

             

       Социально-экономическая  организация   характеризуется наличием  социальных  и экономических  связей  между работниками. К социальным связям относятся:

- межличностные, бытовые  отношения;

- отношения по уровням  управления;

- отношения к человеку  общественных организаций.

  

   К экономическим  связям относятся:

- материальное стимулирование  и ответственность;

- прожиточный уровень,  льготы и привилегии.

       Соотношение  этих  связей  играет  решающую  роль  при   создании  или диагностике организации.

 

2.

По степени формализации структуры организации различают формальные и неформальные структуры. Между этими основными полюсами можно выделить промежуточные состояния, которые отражают степень формализации организационной структуры: полуформальные, неформальные, неформальные с наличием элементов формальных связей и др.

Формальная  структура организации. Любая организация стремится к формализации своей структуры. Формальная структура организации представляет собой организационное построение, основанное на жесткой стандартизации организационных норм и отношений между отдельными структурными единицами. Условия жесткой стандартизации норм и отношений состоят в существовании следующих моментов:

· обязательного для выполнения всеми участниками формального кодекса организации, в котором декларируются рамки организационных норм и тщательно разработанная система санкций, применяемых в случае их нарушения;

· иерархической системы ролей и статусов, жестко закрепленных за членами организации (выход за пределы роли ограничен соответствующими нормами и по крайней мере не поощряется);

· тщательно разработанной системы поощрений за выполненные задания;

· бюрократического аппарата для осуществления контроля и управления организацией и ее подразделениями;

· системы вертикальных коммуникаций, горизонтальные коммуникации слабо разработаны или отсутствуют.

Подобная структура  представляет собой идеальную модель управления (полностью формализованная структура организации дана в работах М. Вебера и Ф. Тейлора), т.е. показывает, как организация должна работать, как следует выполнять работу. Такая структура применяется в основном для решения проблем управления. Формальная структура организации схематично представлена на рис.1

 

 

Рис. 1. Формальная структура организации

 

В формальной структуре  организации все линии коммуникации и полномочий соединяют позиции иерархии вышестоящих руководителей и нижестоящих. В этой структуре запрещены горизонтальные коммуникации, т.е. попытки обсуждать свои проблемы с коллегами, обмениваться информацией между подразделениями без ведома вышестоящего руководства.

Незащищенность отдельного работника, вынужденного общаться только с руководством, приводит по крайней мере к двум последствиям:

· руководители стараются максимально использовать прерогативы власти и контроля;

· работники стремятся избегать общения с руководством и налаживать неформальные социальные контакты.

Формальная организация  может быть признана полезной только при выполнении условий, что нет альтернатив принятия управленческих решений и не возникает существенных побочных факторов, оказывающих влияние на деятельность руководителей. При соблюдении этих условий формальная организация позволяет достаточно быстро и без двусмысленностей доводить до подчиненных свои решения, а также реализовать необходимый контроль. Но в других случаях формальная структура может быть признана малоэффективной.

 

Неформальная  структура организации. Для того чтобы понять предназначение неформальной структуры в современной организации, приведем мнение Р. Стюарда о том, что неформальная структура показывает, не как должна работать организация, а как она работает в действительности.

Представим себе такую  организацию, в которой все производственные и личные проблемы и вопросы решаются с помощью формальной структуры, основанной только на вертикальных иерархических связях, т.е. они решаются бюрократическим путем через посредничество вышестоящих руководителей разных уровней. При этом возникают трудности, которые невозможно преодолеть в рамках формальной организационной структуры, например:

· неудобство использования вертикальных связей и потеря времени в ходе решения множества постоянно возникающих повседневных проблем, которые гораздо проще решать путем договоренностей или обмена, используя горизонтальные коммуникации;

· руководители высокого уровня не могут знать обстановку в подразделениях в деталях, они не в курсе мелких проблем подчиненных (в чем, собственно, у них нет необходимости), но, согласно правилам формальной структуры, исполнители должны поставить в известность руководство об отсутствии любой мелкой детали или услуги, о любом нарушении (которые могут в значительной степени затормозить производство), используя вертикальные коммуникативные связи, что, по понятным причинам, требует времени и может понизить эффективность производственного процесса;

· изначальная ориентация на статусы, а не профессиональные знания или личностные качества членов организации может привести к серьезной проблеме мотивации наиболее профессионально подготовленных работников;

· из-за отсутствия горизонтальных коммуникаций члены организации не могут удовлетворить свои потребности в общении друг с другом (при решении собственных личных проблем, не связанных напрямую с производством, но зависящих от членов социальных групп организации).

Все эти проблемы позволяет  решить неформальная структура организации. По определению А.И. Пригожина, неформальная структура организации (или просто неформальная организация) «представляет собой спонтанно сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного и внутригруппового общения».

Таким образом, неформальная организация построена на системе социальных обменов, осуществляемых на межличностном уровне или уровне первичных социальных групп, которые не включены в иерархические формальные связи. Ценностные ориентации членов организации в системе неформальных связей принципиально иные, нежели в рамках формальной структуры. В процессе функционирования неформальной структуры члены организации ориентируются не на занимаемый ими статус и выполнение целевых функций, а на следующие личностные качества:

Информация о работе Социология организаций