Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:37, реферат
Выдающуюся роль в развитии социологии в конце прошлого н начале нынешнего века сыграл немецкий мыслитель Макс Вебер (1864-1920). В настоящее время социология Макса Вебера переживает настоящее возрождение. Вновь осмысливаются и переосмысливаются многие стороны его философско-социологических взглядов. Берутся на вооружение разработанная им методология социального познания, концепции понимания, идеальных типов, его учение о культуре, этике, социологии религии. Сегодня западные социологи рассматривают Вебера «в качестве одной из тех ключевых фигур, обращение к которым открывает перспективу плодотворного обсуждения фундаментальных вопросов социологической теории».
Введение……………………………………………………….………..3
) Социологические взгляды М.Вебера
а) Социология по Веберу и его труды ……………………………..4
б) Концепция понимающей социологии…………………………...5
в) Концепция идеальных типов…………………………………….6
г) О рациональности………………………………………………...7
2 ) Актуальность идей Вебера в развитии современной социологии…8
Заключение……….…………………………………………………....10
Список литературы.……………...…………………………………....11
АЛМАТИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ
Кафедра
социальных дисциплин
Семестровая работа №1
по дисциплине: “Социология”
на тему:
“Социология М.Вебера и «веберовский
ренессанс»”.
Выполнил: студент
гр. БТЭ-09-5
Сайтиев П.В.
Проверил: доц.
Мухамедярова
А.Т.
Алматы 2011 г.
Содержание:
Введение……………………………………………………….
а) Социология по Веберу и его труды ……………………………..4
б) Концепция понимающей социологии…………………………...5
в) Концепция идеальных типов…………………………………….6
г)
О рациональности……………………………………
2 ) Актуальность идей Вебера в развитии современной социологии…8
Заключение……….…………………………………………
Список
литературы.……………...……………………………
Введение.
Выдающуюся
роль в развитии социологии в конце
прошлого н начале нынешнего века
сыграл немецкий мыслитель Макс Вебер
(1864-1920). В настоящее время социология
Макса Вебера переживает настоящее
возрождение. Вновь осмысливаются и переосмысливаются
многие стороны его философско-социологических
взглядов. Берутся на вооружение разработанная
им методология социального познания,
концепции понимания, идеальных типов,
его учение о культуре, этике, социологии
религии. Сегодня западные социологи рассматривают
Вебера «в качестве одной из тех ключевых
фигур, обращение к которым открывает
перспективу плодотворного обсуждения
фундаментальных вопросов социологической
теории».
Социологические взгляды М.Вебера
а) Социология по Веберу и его труды
На
философско-социологические
С точки зрения М. Вебера, социология должна изучать прежде всего поведение и социальную деятельность человека или группы людей. Однако не всякие их поведение и деятельность являются предметами изучения социологии, а только такие, которые, во-первых, осмыслены ими с точки зрения целей и средств их достижений, во-вторых, ориентированы на других субъектов, т. е. учитывают влияние на них своих действий и их ответную реакцию на это. Если действие рассчитано на ответную реакцию не со стороны других людей, а скажем, со стороны машин или природы, оно не считается Вебером социальным. Не являются таковыми и подражательные действия. Социальные действия составляют, по Веберу, систему их сознательного, осмысленного взаимодействия. В таком качестве они образуют предмет внимания так называемой понимающей социологии. Суть дела в следующем: если действия человека осмыслены и внутренне ориентированы на что-то, то социолог должен разобраться не только в содержании этих действий и в их возможных последствиях для других людей, но прежде всего в субъективных мотивах этой деятельности, в смысле тех духовных ценностей, которыми руководствуется действующий субъект. Другими словами, надо осмыслить, понять содержание духовного мира субъекта социального действия. В данной роли социология выступает как понимающая.
б) Концепция понимающей социологии
М. Вебер создал и развил концепцию понимающей социологии, задачи которой, по его мнению, заключаются в том, чтобы понять и объяснить, во-первых, посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось; во-вторых, какие понятные социологу последствия имели их стремления для «осмысленно-соотнесенного поведения других людей".
В своей понимающей социологии Вебер исходит из того, что понимание социальных действий и внутреннего мира их субъектов может быть как логическим, т. е. осмысленным с помощью понятий, так и чисто эмоциональным. В этом случае оно достигается посредством «вчувствования», «вживания» социолога во внутренний мир субъекта социального действия. Он называет этот процесс сопереживанием. Тот и другой уровни понимания социальных действий, из которых складывается общественная жизнь людей, играют свою роль. Однако более важно, по Веберу, логическое понимание социальных процессов, их осмысление на уровне науки. Их постижение на уровне «вчувствования» он характеризовал как подсобный метод исследования.
В своей социологии понимания Вебер не мог обойти проблему ценностей, в том числе моральных, политических, эстетических, религиозных. Речь идет прежде всего о понимании сознательных установок субъекта на указанные ценности, которые определяют содержание и направленность его поведения и деятельности. В то же время социолог сам исходит из определенной системы ценностей, что неизбежно сказывается на ходе и результатах его исследований. М. Вебер предложил свое решение проблемы ценностей. Вебер трактует ценность как «установку той или иной исторической эпохи», как «свойственное эпохе направление интереса». Эта трактовка ценностей имеет важное значение для реалистического объяснения сознания людей, их социального поведения и деятельности. Она сыграла важную роль в развитии Вебером теории социального действия.
в) Концепция идеальных типов
Важнейшей составляющей данной теории является концепция идеальных типов. Вебер трактовал идеальный тип как «интерес эпохи, выраженный в виде теоретической конструкции» . Это некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, что объективно отвечает его интересам в современной ему эпохе. В этом отношении в качестве идеальных типов могут выступать моральные, политические, религиозные и другие ценности и вытекающие из них установки поведения и деятельности людей, правила и нормы их поведения, а также традиции социального общения. Идеальные типы Вебера характеризуют как бы сущность оптимальных общественных состояний - состояний власти, межличностного общения, индивидуального и группового сознания и т. д. В силу этого они выступают как своеобразные критерии, исходя из которых необходимо вносить изменения в духовную, политическую и материальную жизнь людей. Поскольку идеальный тип не совпадает полностью с тем, что есть в обществе, и нередко противоречит действительному положению вещей (или же последнее ему противоречит), он, по словам Вебера, в той или иной мере несет в себе черты утопии. И все-таки идеальные типы, выражая в своей взаимосвязи систему духовных и иных ценностей, выступают как социально значимые явления. Они способствуют внесению целесообразности в мышление и поведение людей и организованности в общественную жизнь. Учение М. Вебера об идеальных типах не потеряло своей актуальности. Оно служит для его последователей своеобразной методологической установкой социального познания и решения практических проблем, связанных, в частности, с упорядоченностью и организованностью элементов духовной, материальной и политической жизни.
М. Вебер выделял следующие типы социального действия: целерациональный, ценностно-рацнональный, аффективный и традиционный.
Целерациональное действие - это когда человек ясно представляет себе цель действия и средства ее достижения, а также учитывает возможную реакцию других людей на свои действия. Критерием рациональности является успех. Ценностно-рациональное действие совершается через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную ценность определенного поведения. Аффективное действие происходит через аффекты, т. е. бессознательные психологические импульсы и чувства. Традиционное действие осуществляется через привычку . В этой классификации степень осознанности наращивается от аффективных и традиционных социальных действий к ценностно-рациональным и целерациональным. В реальном поведении людей чаще всего присутствуют все указанные типы или виды действий. Каждый из них отличается своей мотивацией, а нередко содержанием и механизмом осуществления социального действия. Необходимы научные представления о них, чтобы учитывать все это. Вебер отмечает, что эти четыре идеальных типа, т. е. теоретически смоделированные им виды социальных действий, не исчерпывают всего их многообразия. Но поскольку их можно считать самыми характерными, то знания о них могут быть весьма полезными для теоретиков и практиков не только из области социологии.
г) О рациональности
Вебер исходил из того, что в историческом процессе растет степень рациональности социальных действий. Особенно это видно в развитии капитализма. «Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется управление как в области экономики, так и в области политики, науки, культуры - во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ мышления людей, так же как и способ их чувствования и образ жизни в целом. Все это сопровождается колоссальным усилием социальной роли науки, представляющей собой, по мнению Вебера, наиболее чистое воплощение принципа рациональности» .
Воплощением
рациональности Вебер считает правовое
государство, функционирование которого
целиком базируется на рациональном
взаимодействии интересов граждан,
подчинении их закону, а также общезначимым
политическим и моральным ценностям. Правовое
государство развивается на основе целерациональных
и ценностно-рациональных действий управляющих
и управляемых. Похоже, что и в этом случае
речь идет о теоретической конструкции
идеального типа государства, не всегда
и не во всем совпадающей с социальной
действительностью. И все же идея правового
государства как рационального сочетания
интересов субъектов гражданского общества
весьма плодотворна и заслуживает внимания
как теоретиков, так и практиков.
Актуальность идей Вебера в развитии современной социологии
Базисные теории Вебера сегодня составляют фундамент социологии: учение о социальном действии и мотивации, об общественном разделении труда, об отчуждении, о профессии как призвании. Он разработал: основы социологии религии; экономической социологии и социологии труда; социологии города; теорию бюрократии; концепцию социальной стратификации и статусных групп; основы политологии и института власти; учение о социальной истории общества и рационализации; учение об эволюции капитализма и института собственности. Достижения Макса Вебера просто невозможно перечислить, настолько они огромны. М. Вебер считал, что главная цель социологии – сделать максимально понятным то,
что не было таковым в самой реальности, выявить смысл того, что было
пережито, даже
если этот смысл самими людьми не был
осознан. Идеальные типы позволяют
сделать исторический или социальный
материал более осмысленным, чем он был
в самом опыте реальной жизни. Развитие
социологических представлений об обществе
все время шло по нарастающей – от Платона
и Аристотеля к Макиавелли и Гоббсу, а
от них к Конту и Марксу. С каждым шагом
наши знания углублялись и обогощялись.
Наивысшим выражением стали идеи М. Вебера.
Он не только создал самую сложную теорию
общества в рассматриваемый исторический
период, но и заложил методологический
фундамент современной социологии, что
было сделать еще труднее. Благодаря М.
Веберу, а также его коллегам немецкая
школа доминировала в мировой социологии
вплоть до Первой мировой войны. Одной
из наиболее постоянных тем в работах
Вебера является исследование бюрократии.
Он считал, что расцвет бюрократии - неизбежная
черта нашей эпохи. Бюрократия делает
возможной эффективную работу крупномасштабных
организаций, но создает проблемы эффективному
демократическому участию масс в жизни
современных обществ.
Заключение.
Как видно, Макс Вебер касался в своих трудах широкого круга проблем из области теории и методологии социологии, оставив в их разработке заметный след. Возрождение его учения происходит именно потому, что он высказал глубокие суждения о решении сложных проблем, которые стоят перед нами сегодня. Нельзя не согласиться с Вебером в том, что «признаком научного познания является объективная значимость его выводов, т. е. истина» .
Макса Вебера трудно назвать
просто социологом. Его труды
охватывают различные области
не только социологии, но также
экономики, права, философии и
сравнительной истории, и
Информация о работе Социология М.Вебера и «веберовский ренессанс