Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 22:00, реферат
Цель курсовой работы состоит в подробном изучении и последующем понимании предмета социологии моды.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить развитие истории социологии моды.
Рассмотреть понятие «мода».
ВВЕДЕНИЕ
3
РАЗДЕЛ I.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ МОДЫ
7
РАЗДЕЛ II.
МОДА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
35
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Зарегистрировано «___»_____20___г.
________ __________________________
Подпись (расшифровка подписи)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(НИУ «БелГУ»)
КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
социология моды
Реферат студента
дневного отделения 1 курса 05001412 группы
Дубина Анастасии Андреевны
Научный руководитель
кандидат социологических наук, доцент
Белых Татьяна Владимировна
БЕЛГОРОД 2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 | |
РАЗДЕЛ I. |
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ МОДЫ |
7 |
РАЗДЕЛ II. |
МОДА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА |
16 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
35 | |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ |
38 | |
При чтении Вашего реферата я пользовалась редактором «Рецензирование». Так чтобы принять или отклонить мои исправления, Вам необходимо включить этот редактор.
Желтым цветом отмечены места, требующие, на мой взгляд, стилистической корректировки, а так же те моменты, над которыми стоит задуматься, может быть стоит подумать над стилем, то есть мысль правильная, только изложена некорректно по-русски.
Красный цветом красным выделено то, что необходимо ОБЯЗАТЕЛЬНО переделать!!!
Выделение серым – акцентирую внимание, дополнительная информация для рассуждений.
Выделение зеленым – используется в том случае, когда становится все совсем непонятным…
Выделение голубым – мои исправления Ваших неточностей…
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы реферата. Мода начала представлять интерес с самого становления социологии как науки еще в ХХ веке. Но и во время современности ученые также увлечены модой как социальным феноменом, так она имеет значительное влияние на все сферы общества.
Выбранная тема привлекает меня тем, что мода является достаточно широким понятием, и мне хотелось бы поподробнее изучить его суть.
Степень научной разработанности темы. Тема концепции подражания прослеживается в работах Г. Зиммеля, Г. Спенсера, Г. Тарда. Р. Барт, Ж. Бодрийяр, П. Бурдье1 рассматривают моду в связи с новыми тенденциями социального развития общества, становлением новой экономики, массового потребления. Начиная со второй половины XX века в социологии формируется функционалистская концепция моды. Основоположником этой концепции стал Блумер, а продолжателем русский социолог А. Гофман2. К. Ю. Михалева предложила концепцию моды как социального института3.
Проблема курсовой работы определяется как противоречие между необходимостью изучения социологии моды как отрасли социологического знания и дефицитом теоретических и эмпирических исследований в данной области.
Объектом курсовой работы является отрасль социологического знания.
Предметом курсовой работы является социология моды как теория среднего уровня.
Цель курсовой работы состоит в подробном изучении и последующем понимании предмета социологии моды.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Структура реферата. Реферат состоит из введения, двух разделов, заключения и списка источников и литературы.
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ МОДЫ
В истории развития
социологии моды можно выделить два основных
этапа: классический этап социологического
анализа XIX - начала XX вв.; современный этап
- второй половины XX начала XXI вв.
Первый, классический
этап развития социологии моды связан
с концепциями моды Г. Спенсера, Г. Тарда,
Г. Зиммеля. Эти социологи положили начало
исследованию моды, показали свое понимание
определения и структуры моды, а также
указали на основной механизм ее распространения
- подражание.
В работах Т. Веблена и В. Зомбарта было
расширено социологическое понимание
феномена моды. Эти социологи связали
понятия моды и потребления, а также выявили
экономические и социально-психологические
механизмы ее распространения.
Современный этап развития социологии
моды во второй половине XX - начале XXI вв.
связан с именами таких социологов, как
Г. Блумер, Р. Барт, Ж. Бодрийяр, П. Бурдье.
Мода в работах этих социологов рассматривается
как символическая, знаковая совокупность
социальных взаимодействий, структурируемых
либо системой потребления, либо различными
формами социального неравенства.
РАЗДЕЛ II. МОДА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Как говорилось ранее, история развития социологии моды берет свое начало еще в ХIХ веке. Уже тогда ученые предлагали разные концепции этого явления. Георг Зиммель отмечал, что мода имеет большое влияние на группы людей4. По его мнению, мода – это не что иное, как одна из многих форм жизни, посредством которых тенденция к социальному выравниванию соединяется с тенденцией к индивидуальному различию и изменению в единой деятельности5. Она означает одновременно сближение определенного круга внутри группы и отделение этого круга от нижестоящего его. То есть мода присуща только высшему сословию, так как если она проникает в низшие слои, то уже перестает считаться модой. В то же время, мода является следствием социальных и психологических потребностей. Ее сущность заключается в том, что только часть группы, а не вся, следует модному направлению. Как только все остальные принимают его, то это уже не считается модой. Мода помогает стать неуверенной в себе личности более решительной, создать видимость «важной фигуры». Автор подчеркивает, что мода имеет власть над людьми, ей свойственно влечение к экспансии6.
Также мода не вечна и ее путь можно сравнить с круговоротом.
Позиция В. Зомбарта несколько иная. В своем труде «Народное хозяйство и мода» он говорит о влиянии моды на формы экономической жизни. Автор выделяет черты, которые полностью характеризуют это явление:
1. Власть
моды над необозримым
2. Мода
обладает чрезвычайной
3. Бешеный
темп изменений также является
характерным признаком
И в итоге, приходит к выводу, что мода – любимое детище капитализма, возникшее из внутренней сущности его8.
Р. Барт в своей книге рассматривает моду как знаковую систему.
В научных работах ХХ века можно увидеть другой взгляд на моду.
В книге российского социолога Александра Гофмана мода понимается как одна из форм, один из механизмов социальной регуляции и саморегуляции человеческого поведения: индивидуального, группового и массового9.
Автор выделил три элемента моды:
Также А. Гофман отмечает, что
во-первых, что многие и считают моду социальным институтом, то все-таки она неинституциональный регулятор поведения широких социальных слоев;
во-вторых, признает, что «сфера действия моды поистине безгранична и распространяется на самые различные области социальной жизни, культуры и поведения человека»10;
в-третьих, мода неотделима от масс.
Автор подчеркивает, что самыми активными участниками моды являются женщины и молодежь.
Кроме самого определения и выявлении составляющих моды автор задумывается над ее функциями. В отношении классовой структуры это демаркационная и нивелирующая. Но в том числе и инновационная, и коммуникативная, и функции социализации и психологической разрядки.
Ж. Бодрийяр, размышляя, что такое мода, изначально отмечает ее особое положение, так как она имеет влияния на все сферы жизни человека. С первой главы своего раздела он замечает, что «современная эпоха это особый код, и эмблемой его служит мода»11. Автор говорит, что под властью моды происходит смешение культур. Мода, по мнению, Ж.Бодрийяра, всегда пользуется стилем «ретро». То есть в новой моде можно увидеть старые формы.
Социолог
разграничивает понятия мода и ритуальный
порядок. По его словам, ритуальный порядок
не облает теми свойствами, которыми обладает
мода. Он утверждает, что мода – зрелище
которое, эсетитчески любующаяся собой
социальность12. Ж.Бодрийяр
считает, что искать суть моды нужно в
глубине ее элементах, например тела и
одежды. Тело уже превратилось в материал
для моды, а одежда представляет собой
лишь частный его случай.
Мода – это уже не носитель бессознательного
желания, она сама является желанием.
Если А. Гофман не считал моду социальным институтом, то у К. Михалевой был на это другой взгляд. Свою диссертационную работу она полностью посвятила рассмотрению моды как социального института.
Мода – социальный институт обществ модерна, сменивший институт обычая традиционных обществ в области символической социальной дифференциации и потребления. Мода как социальный институт представляет собой статусно-ролевую структуру, образованную из организаций, групп, индивидуумов, мероприятий и практик, целью которых является создание в обществе образного символического социального порядка, организация и социальная легитимация процесса потребления, прежде всего как маркера социальной дифференциации13.
К. Михалева не только универсальные функции моды, свойственные ей как любому социальному институту (функции социальной регуляции, интеграции, коммуникации, социализации), выявленные уже классиками социологии, но и ее специфические
функции.
- К специфическим
функциям моды следует отнести
функцию производства и
структуры; функцию глобализации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барт, Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры [Текст] / Р. Барт. – М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. – 512 с.
2. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М., 2000. 387 с.
3. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. [Текст] / А. Б. Гофман. – СПб. : Питер, 2004. – 208 с. .
4. Зиммель, Г. Мода // Избранное. Том 2. Созерцание жизни. [Текст] / Г. Зиммель. – М. :¨Издательство?, 1996. – 274 с.
5. Зомбарт, В. Народное хозяйство и мода [Текст] / В. Зомбарт // Избранные работы. – М : Издательский дом «Территория будущего», 2005. – 334 с.
Как-то так…
Отвечаю на письмо:
Татьяна Владимировна! Обращаюсь к Вам снова за помощью. Я попыталась начать оформлять свою работу. И вот с какими трудностями столкнулась. Во-первых, я не нашла некоторых книг на русском языке, тогда этих авторов вообще не включать? Например, Блумера и Бурдье? -
Есть на русском языке – поищите…
Во-вторых, я вообще правильно стала делать? Или это включить во второй раздел? Или оставить в первом, тогда что во втором? Я поняла, что мы рассматриваем сам объект, но если я уже представила мысли ученых по этому поводу, то что дальше?
Конечно, этот текст просится во второй раздел, в первом хорошо бы рассмотреть как зарождалась СОЦИОЛОГИЯ моды…
В-третьих, подскажите, какую еще литературу почитать, каких ученых следует включить.
См. вложения…
В-четвертых, я зашла на сайт elibrary, как Вы советовали, и разочаровалась. Потому что там уже есть много статьей по моей теме, и я поняла, что написать стоящий реферат не смогу, ведь не стану же я плагиатить.
Если правильно сделать сноски, то плагиата не будет…
В итоге, я нахожусь в некой растерянности и не знаю, в каком направлении двигаться дальше. Прошу, помогите! Надеюсь, Вы ответите мне в скором времени...
1 Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Минск, 1998.; Зиммель Г. Мода // Избранное. Том 2. Созерцание жизни. М., 1996; Тард Г. Законы подражания. СПб.: Общественная польза, 1892.