Социология культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:20, контрольная работа

Краткое описание

Понятие "культура" имеет достаточно длительную историю. Оно происходит от латинского слова, означающего возделывание (земли), облагораживание, воспитание. Одним из первых исследователей, употребивших понятие "культура" в более широком смысле, был немецкий правовед XII в. Самуэль Пуфендорф (1632-1694). По его мнению, культура представляет собой совокупность того, что создано деятельностью общественного человека и существует благодаря человеку и общественной жизни

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………....3
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ СУЩНОСТЬ. КУЛЬТУРА В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ И ЕЕ
РОЛЬ…………………………………………………………………………………………………….…..4
ЭТНОКУЛЬТУРА, СУБКУЛЬТУРА СОЦИАЛЬНЫХ СЛОЕВ И ГРУПП СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА…………………………………………………………….……..7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………...12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….13

Файлы: 1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.doc

— 30.94 Кб (Скачать)

     Криминальная  субкультура — свойственна профессиональному  криминальному сообществу, которое  вырабатывает свою систему ценностей  и их иерархию (т.н. "понятия"), противоречащую общественным и не одобряемую большинством членов общества. Элементы криминальной субкультуры, в некоторых случаях, проникают в общество и становятся элементами других субкультур (например, молодежной)

Функции культуры

     Культура  как социальный феномен обладает рядом функций. Социологи, по-разному  определяют роль культуры и ее функции  в общественной жизни. Наиболее распространенная классификация включает три основных функции:

образовательно-воспитательная — культура дает человеку комплекс знаний, необходимых ему для интеграции в общество и нормального социального  взаимодействия;

интегративно-дезинтегративная — культура, с одной стороны  — объединяет людей, предлагая им единую систему ценностей, норм, морали, обычаев, традиций, а с другой —  обособляет людей, представляющих различные  культуры;

регулятивная  — культура, через систему ценностей  и норм, регулирует поведение индивида в соответствии с требованиями общества или той группы, членом которой  является индивид.

Этноцетризм и культурный релятивизм

     Этноцентризмом  называется тенденция, когда окружающий мир рассматривается с точки  зрения собственной культуры. Некоторые  исследователи полагают, что этноцентризм присущ всем культурам, таким образом есть некоторая ирония в том, что явление этноцентризма свидетельствует об общности культур.

     Термин  этноцентризм был введен Уильямом Грэмом Самнером - социальным эволюционистом, профессором политических и социальных наук в Йельском университете. Он определил  этноцентризм как "чувство сплоченности, внутреннего товарищества и преданности  внутри группы, которое несет в  себе чувство превосходства над  всяким, находящимся вне группы, и готовности защищать интересы группы от тех, кто находится вне ее". Часто этноцентризм влечет за собой  убеждение в превосходстве своей  расы или этнической группы, или  превосходстве некоторых аспектов своей культуры над культурами других народов. 
 
 

Формы культуры

     Исторически развиваясь, культуры отдельных обществ  прошли несколько этапов, которые привели к формированию различных форм культуры:

     Народная  культура — это культура широких  народных масс, которая формируется  с момента образования национального  государства. В основе народной культуры лежит опыт масс и самодеятельное творчество населения. Народная культура проявляется в обычаях и традициях, закрепляется моралью и законами. Овладевание элементами народной культуры не требует специальной подготовки и образования.

     Элитарная культура — формируется в высших слоях классового общества с момента  законодательного закрепления их привилегированного положение. Высокие возможности  этих слоев формируют специальные  потребности, удовлетворение которых  требует профессиональной деятельности. Возникает специфический стиль  жизни, профессиональное искусство  и сфера услуг. Постепенно, система  ценностей и норм поведения представителей элитарной культуры отрывается от народной культуры. Начиная с эпохи Возрождения, элитарная культура начинает приобретать  интернациональные черты. Взаимообмен  элементами элитарной культуры происходит значительно интенсивнее, чем обмен  народными культурами, которая начинает приобретать черты национальной.

     Массовая  культура — в конце XIX века, в связи  с повышением образовательного и  культурного уровня основной массы  населения и началом развития массового производства, появилась  возможность распространения некоторых  элементов элитарной культуры среди  широких слоев населения. Таким  образом, возникает феномен массовой культуры. Массовая культура возникает  на стыке элитарной и народной культуры и предлагает широким массам упрощенные элементы элитарной культуры, потребление которых по-прежнему не требует специальной подготовки. Доступность массовой культуры достигается, прежде свего, растущими возможностями  массового производства в материальной и духовной сферах.

     Национальная  культура — массовое производство требует унификации. Это справедливо  и для массовой культуры, которая  начинает приобретать черты интернациональной. Народная культура становится национальной, включает в себе этнические элементы, самодеятельное творчество, отдельные обычаи и традиции.

     Контркультура — опосредственной реакцией на появление  национальной культуры становится возникновение, т.н. контркультур — субкультур отдельных  социальных групп, идеология которых  противопоставляет собственные  ценности и нормы поведения общественным. Как правило, контркультуры являются молодежными, реже религиозными движениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Культура - это совокупность устойчивых форм социального взаимодействия, закрепленных в нормах и ценностях, средствах  коммуникации, часто передаваемых от поколения к поколению. Она проявляется  в существовании относительно устойчивых форм, моделей потребления. Лишь сравнивая  культуру разных стран и эпох, можно  увидеть, что формы потребления, кажущиеся «само собой разумеющимися» в данной стране или в данное время, становятся странными или даже нелепыми в иной стране и в иное время.

     Субкультура  - это подсистема культуры, включающая в себя совокупность устойчивых специфических  форм взаимодействия, присущих какой-либо социальной группе, слою. Одним из важнейших  проявлений субкультуры являются модели потребления, характерные для возрастных, профессиональных, региональных групп, а также групп людей, сплоченных какой-то общей идеей, интересом (например, туризмом, рыбалкой), вкусом (например, общей любовью к определенному  музыкальному жанру, стилю и т.п.).

       Действие культуры носит принудительный  характер, что обеспечивается с  помощью санкций, поощряющих соблюдение  норм и карающих их нарушение.  Санкции делятся на позитивные («пряник» соблюдающему культурные  нормы) и негативные («кнут» их  нарушающему).

     Культура  и субкультура носят конкретно-исторический характер. Набор универсальных элементов  культуры (так называемые “общечеловеческие  ценности и нормы”) очень ограничен  и весьма абстрактен. Когда же мы переходим к потреблению, то вычленить  его общечеловеческие элементы оказывается  весьма сложно. Попробуйте сделать  это, сравнив потребление первобытного человека, обеспокоенного уходом мамонтов в другой лес, и современного россиянина, обеспокоенного ростом цен в результате роста курса доллара.  
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Габдуллина К. Раисов Е. Социология: Учебник для студентов ВУЗов. – Алматы: Нур-Пресс, 2005.- 202 с.
  2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В.  Социология.- М.: Гардарика,1998.- 432 с.
  3. Кравченко А.И. Социология: Учебное пособие.- М.: ООО «ТК Вебли», 2003.- 536 с.
  4. Павленок П.Д., Савинов Л.И. Социология. – М.: ИТК «Дашков и К», 2007. – 580 с.
  5. Социология. Учебное пособие. / Под. ред. Ю. Г. Волкова.- М.: Гардики, 2003.-512 с.

Информация о работе Социология культуры