Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:29, реферат
Основоположником социологии считается французский философ Огюст Конт (1798-1857). В первой половине девятнадцатого века вышла в свет его фундаментальная работа «Основы позитивной философии». Будучи позитивистом, Конт обосновывал социологию по аналогии с точными науками, науками о природе. Он считал, что необходимо отказаться от тех теоретических положений, которые нельзя ни проверить, ни опровергнуть.
Основоположником социологии считается французский философ Огюст Конт (1798-1857). В первой половине девятнадцатого века вышла в свет его фундаментальная работа «Основы позитивной философии». Будучи позитивистом, Конт обосновывал социологию по аналогии с точными науками, науками о природе. Он считал, что необходимо отказаться от тех теоретических положений, которые нельзя ни проверить, ни опровергнуть. Поэтому социология, как и все науки о природе, должна изучать объективные законы, управляющие поведением людей. Основными методами социологии должны были стать наблюдение и эксперимент. Социология, по его мнению, должна стать инструментом общественных преобразований, прежде всего эмпирической наукой.
Научное направление – позитивизм, созданное О. Контом, существенно отличается от теории К. Маркса. Социология К. Маркса (1818-1883) базируется на диалектико-материалистическом понимании истории, выработанном на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. Одной из фундаментальных сторон материалистического понимания является обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. К. Маркс описал перспективы развития капиталистического общества, отстаивая принципы материалистического объяснения истории, предсказав революционный исход событий, в будущем – уничтожение частной собственности, классов и установление социального равенства. Позитивистский же подход О. Конта предполагал идеалистический вариант общественного развития (развитие духовных элементов культуры), соответственно необходимость сохранения частной собственности и плавного реформирования общественных структур. Именно это направление и стало основой новой науки – социологии.
Идеи О. Конта были продолжены Г.
Спенсером (1820-1903), который также
придерживался методологии
Первый этап (1820—1826 гг.) — этап написания небольших работ, «Опускулов социальной философии»: «Общая оценка элементов современности в прошлом» (1820 г.); «План работ, необходимых для реорганизации общества» (1822 г.); «Философские размышления о науках и ученых» (1825 г.); «Размышление о силе духа» (1825—1826 гг.). Второй этап составляют лекции «Курса позитивной философии» (выходившего в свет отдельными томами с 1830 по 1842 г.). Третий этап представлен работой «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества» (выходила в свет с 1851 по 1854 г.).
На первом этапе в своих «Опускулах»
(переиздавая их в конце 4-го тома
«Системы позитивной политики», Конт таким
образом хотел подчеркнуть
На втором этапе «Курса позитивной философии» ведущие идеи не меняются, но перспектива расширяется. В «Опускулах» Конт, в сущности, рассматривает современные общества и их прошлое, то есть историю Европы. Неевропейцу нетрудно заметить, что в первых работах Конт наивно полагает, будто история Европы впитала в себя историю человеческого рода и европейская история поучительна для всех, ибо строй, к которому стремится европейское общество, будет принят всем человечеством. На втором этапе своей эволюции, т.е. в «Курсе позитивной философии», Конт не обновляет, а углубляет эти темы; он выполняет программу, основные направления которой обозначил в своих юношеских работах.
«Система позитивной политики» написана после романа ее автора с Клотильдой де Во. По стилю и языку она несколько отличается от «Курса позитивной философии». Тем не менее «Система позитивной политики» соответствует направлению Контовой мысли, которое явно обнаруживается уже на первом и в особенности на втором этапе.
Теория природы человека включена в то, что Конт называет таблицей мозга — совокупностью понятий, относящихся к локализациям деятельности мозга. Но, за исключением отдельных неясностей, эта таблица служит определителем видов деятельности, свойственных человеку как таковому.
Движущей силой общества Конт называет человеческий разум, который проходит три стадии интеллектуального развития человека.
1. Теологическая (от греч. «теос» – бог и «логос» – учение). Она характеризует три философские религии (фетишизм, политеизм, монотеизм). Человеческий разум видит первопричину всех явлений природы и общества в многочисленных сверхъестественных факторах. Теологическое сознание олицетворяет эти силы в виде власти племенных вождей, военных, аристократов. Иерархическая социальная организация направлена на закрепление существующего порядка. Мир объясняется преимущественно с религиозных позиций. Эта стадия характерна, по мнению Конта, для древности, античности и Средневековья – до XIV в. На этой стадии люди верят сначала в фетиши, затем, в период политеизма, в богов, потом наступает период монотеизма – люди верят в единого бога. Большое распространение получают завоевательные войны, мирская власть полностью принадлежит военным, а духовная – священникам. Высший этап теологической стадии – католическое феодальное общество. Монотеизм способствовал созданию гармоничного социального порядка, созданию эффективных, но консервативных институтов.
2. XVI–XIX вв. – метафизическая
стадия. По мнению Конта,
3. В XIX в. начинается
позитивная стадия, развитие разума.
Здесь особая роль отводится
ученым как хранителям религии.
5. Основные понятия социологии О. Конта
6. Значение
учений О. Конта для