Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 23:25, реферат
Цель данной работы состоит в исследовании понятия социологии коммуникации на примере анализа явления массовой коммуникации, рассмотрения ее основных особенностей.
1.Введение.........................................................................................................стр.1
2. Понятие массовой коммуникации. Основные положения и цели. Методика исследований.................................................................................стр.3
3. Средства массовой коммуникации и современное общество............................................................................................................стр.7
4. Результаты воздействия массовых коммуникаций на индивидуальное и массовое сознание................................................................................... ... стр.9
5. Заключение ................................................................................................стр.15
4. Список исрльзуемой литературы ........................................................стр. 16
б) Социальная значимость передаваемой информации, т.е. содержание информации, передаваемой по средствам массовой коммуникации, оказывает большое влияние на массовую аудиторию в самых разнообразных формах. " Надо отметить, что теперь средства массовой информации сами способны формировать и культивировать социальные запросы аудитории".7 Наряду с социальной актуальностью смысловой информации большое значение имеет оценочная информация. Получатель информации вольно или невольно ожидает оценочную информацию, которая во многом способствует формированию общественного мнения.
в) Наличие технических средств, которые должны обеспечивать регулярность и тиражированность массовой коммуникации. У аудитории есть возможность заполнить окружающий мир информацией, поступающей из средств массовой коммуникации, в этом, прежде всего заслуга технических возможностей средств массовой коммуникации.
Телевидение - наиболее популярный источник информации для аудитории. Именно телевидение является основным инструментом политического влияния на аудиторию в силу объективных технических качеств.
Эстетика телевидения воплощает в себя два принципа: мозаичность и резонанс. "Человек может контролировать, "фильтровать" сообщения, которые он получает по одному каналу, например, через слово и через зрительные образы. Когда эти каналы соединяются, эффективность внедрения в сознание резко возрастает – «фильтры» рвутся. Текст, читаемый диктором, воспринимается как очевидная истина, если дается на фоне видеоряда – образов, снятых "на месте событий". Критическое осмысление резко затрудняется, даже если видеоряд не имеет никакой связи с текстом".8
Свой манипулятивный потенциал телевидение развивает именно за счет того, что оно искусно скрывает различие между фикцией и реальностью. И именно поэтому информация преподнесенная из телевизора оказывается куда более убедительной для публики, чем аргументы теоретического или идеологического свойства.
Одним из самых часто встречающихся приемов манипуляции в СМИ является искажение информации. В то время как Е. Доценко исследует такие конкретные приемы как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, С. Кара-Мурза выделяет: фабрикацию фактов, манипулятивную семантику (изменение смысла слов и понятий), упрощение, стереотипизацию. Почти всегда искаженная информация используется вместе с соответствующим способом подачи: утверждение, повторение, дробление, срочность, сенсационность отсутствие альтернативных источников информации (или отсутствие у них альтернативной информации).
Давно было сформулированно такое правило: «Сообщение всегда должно иметь уровень понятности, соответствующий коэффициенту интеллектуальности примерно на десять пунктов ниже среднего коэффициента того социального слоя, на который рассчитано сообщение»[18]. Под ним лежит психологическое оправдание, согласно которому человек подсознательно тяготеет к примитивным объяснениям.
Упрощение позволяет высказывать главную мысль, которую требуется внушить аудитории, в в форме утверждения, что означает отказ от обсуждения, поскольку власть человека или идеи, которая может подвергаться обсуждению, теряет всякое правдоподобие.
Повторение придает утверждениям вес дополнительного убеждения и превращает их в навязчивые идеи. Слыша их вновь и вновь, в различных весиях и по самому разному поводу, в конце концов начинаешь проникаться ими. Оно сводит к минимуму рассуждения и быстро превращает мысль в действие, на которое у массы уже сформировался условный рефлекс, как у знаменитых собак Павлова…
Разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты – так, чтобы читатель или зритель не смог связать их воедино и осмыслить проблему – одна из особых и важных сторон упрощения. Это – фундаментальный принцип мозаичной культуры. Дроблению служит множество технических приемов: статьи в газете разбиваются на части и помещаются на разных страницах, текст или телепередача разбиваются рекламой.
Одним из условий успешной и как бы оправданной фрагментации проблем является срочность, немедленность информации, придание ей характера незамедлительности и неотложности сообщения. Считается, что нагнетаемое ощущение срочности резко усиливает их манипулятивные возможности. Г. Шиллер пишет: «Ложное чувство срочности, возникающее в силу упора на немедленность, создает ощущение необычайной важности предмета информации, которое также быстро рассеивается».9
Обеспечивать
фрагментацию проблем и дробить
информацию так, чтобы человек никогда
не получал полного, завершающего знания,
позволяет использование
Массивное воздействие массовой коммуникации может отрицательно влиять на качество межличностного общения. Мультфильмы, с их быстрой сменой визуальных и аудиальных стимулов, особенно привлекают внимание детей и способны существенно уменьшить межличностные контакты. Герои теле- и видеофильмов некоторым людям в какой – то мере заменяют семью. Погружение в «дневные сны» телефильмов позволяет скрыться от проблем и трудностей реальной жизни, что усугубляет социальную дезадаптацию, усиливает одиночество.10
Насилие в средствах массовой информации встречается крайне часто. Просмотр агрессивных фильмов, как правило, вызывает агрессивное поведение. Влияние насилия в СМИ на агрессивность людей опосредуется множеством промежуточных переменных. К ним относятся: особенности реципиента (пол, возраст, отношение к агрессии); степень социальной и познавательной зрелости телезрителя; контекст, в котором предстает акт насилия (манера подачи, жанр передачи); особенности внешней среды (возможности социального контроля, семейные отношения).
Массовая
коммуникация оказывает не только негативное
влияние на массовое и индивидуальное
сознание. Она может противодействовать
этническим и половым стереотипам.
К ее позитивным результатам относятся
и повышение осведомленности, любознательности,
улучшение речевых навыков. Массовая коммуникация
способствует возрастанию великодушия,
дружелюбия, кооперации и сдержанности,
строгому соблюдению социальных норм,
а также уменьшению тревоги и страхов.
После просмотра гуманистически ориентированных
фильмов у детей улучшаются навыки общения
со сверстниками, взаимопонимание с ними,
активизируется стремление помогать другим
людям.
Заключение
Среди социальных процессов одно из ведущих мест занимает коммуникация (от лат. communicatio — способ сообщения, передачи) как необходимый элемент взаимодействия людей, групп, народов, государств, в ходе которого осуществляется передача и взаимопередача информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.д. Без коммуникации невозможно конституирование социальных общностей, социальных систем, институтов, организаций и т.д., невозможно существование социальности, социума как такового. Коммуникация пронизывает все стороны жизни общества, социальных групп и отдельных индивидов. Всякое исследование социальной жизни затрагивает те или иные ее формы.
Функционирование
СМК немыслимо без
Эффективность
СМК есть отношение достигнутого
результата к предварительно намеченной
цели. Если в результате деятельности
СМК имеется, пусть самое малое,
продвижение к намеченной цели, к
положительному результату, то можно
говорить об их эффективности. Следует
отметить, что данное влияние отнюдь не
всегда носит положительный характер.
Список
используемой литературы:
1. Фролов С. С. Социология, Гардарики, 2000
2.Социология. Основы общей теории, под редакцией Г. В. Осипова, «НОРМА»,М., 2003
3.Генон Р. Кризис современного мира. – М.: Арктогея, 1992г.
4. Гурьев Д.В. Загадка происхождения сознания. М., 1997.
5. Федотова Л. Н. Социология Массовой Коммуникации, Питер, 2004
6. Моль. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966
7. Коренной А. А. Информация и коммуникация, Киев, 1986
8. Александров В.Г. Интернет сегодня М,2003.
9. Петрович А. Поговорим о информации.М, 2003.
10. Почепцов Г. Г Коммуникативные технологии двадцатого века, М , 2002
Информация о работе Социология коммуникации. Массовая коммуникация