Социология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 19:00, контрольная работа

Краткое описание

Знания об обществе стали формироваться в незапамятные времена, когда человек только начал осознавать свою включенность в группу и зависимость от отношения и поведения других людей. Организация жизнедеятельности и воспроизводства все более сложных сообществ (от племен до государств) вызывала необходимость как-то обобщать и «функционализировать» представления об устройстве общества как объекта управления и о природе человека как адресата организующего воздействия вождей и политической манипуляции элит.

Оглавление

Социология как наука
Введение………………………………………………………………………………………….3
1.1.Объект и предмет социологии …………………………………………….……..…………5
1.2. Функции социологии ……………………………………………………….…………..…11
1.3. Уровни социологического знания………………………….…………………………......15
1.4. Место социологии в системе наук ……...………………………………………………..20
Заключение …………………………………………………………………………………....26
Т. Парсонс………………………………………………………………………………28
Список литературы ………………………………….……………………………………….34

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

 

Заключение

 
     Социология тесно связана с философией. В основе связи — изначальная целостность социальной мысли человечества. Законы, категории, принципы философии лежат в основе понятий социологии общества, общественных отношений, социальных связей, социальных действий и т. п. Философия изучает такие понятия как материя и сознание, социология — социальную структуру, социальные институты, культуру, социальную организацию общества и т. п. Если же философия изучает сущность человека, личности, то социология — личность как социальный тип. Если же философия изучает социальные отношения в их сущностной сути, то социология—социальные взаимодействие и социальные взаимосвязи. Конечно же социология осуществляет задачу, непосильную общей философии — непосредственно перерабатывает конкретные данные общественной жизни. Важнейшей задачей в разработке современной философской мысли выступает обоснование модели формирующейся информационно-технологической цивилизации, оказывающей огромное воз действие на состояние окружающей природной и космической среды, нахождение путей решения глобальных проблем человечества, осмысление глубоких интеграционных процессов в мировом со обществе, понимание необходимости новых подходов к решению современных этнических процессов. Принципиально новое решение в современной философии и социологии получает и проблема человека, его ценностно-смысловой ориентации в современном мире. Наполняется новым теоретическим содержанием принцип антропоцентризма, в рамках которого для философии и социологии становятся возможным, применительно к историческим определенным пространственно-временным границам, играть субстациональную роль.

“На всемирном социологическом  конгрессе прошлого года социологический  лексикон обогатился термином «турбулентный  социум», а тема предстоящей ежегодной конференции Европейской социологической ассоциации обозначена так: «Социальные отношения в нестабильном обществе».

     В  итоге мы приходим к заключению, что социология находится на очередном повороте, вектор изменений в проблематике вполне определился.”  (В.А. Ядов Журнал СОЦИС)

     Однако переход человечества на качественно новый виток развития социально, духовно, культурно — это в современных условиях пока лишь реальная возможность выхода из кризиса, но пока еще не действительное состояние. Человечество должно осознать тревожную ситуацию через современные формы философского мышления, духовной культуры в целом овладеть наукой разумного управления и регулирования социальными процессами в современном мире. 

 

 

2. Талкотт Парсонс

     Историю социологии ХХ века невозможно представить себе без вклада Талкотта Парсонса (1902-1979), который уже при жизни считался классиком социологии. Его теория представляет собой оригинальную модель современного общества, которая вызвала неоднозначную оценку и большую дискуссию в мировом социологическом сообществе. Однако фактическое влияние творчества Парсонса на современную теоретическую социологию заметно уступает его личному авторитету как ученого. Это связано не в последнюю очередь со сложным понятийным аппаратом его социологии и сложным стилем изложения мыслей. Однако главная трудность восприятия социологии Парсонса связана с ее синтетическим характером и энциклопедизмом научных основ: Парсонс интегрировал множество теоретических положений разных наук, связанных с системными исследованиями, в оригинальную социологическую теорию современного общества.

     Согласно Парсонсу важнейшая функциональная проблема взаимоотношения личности и социальной системы заключается в организации процесса социального научения на протяжении всей жизни, в развитии и поддержании мотивации личности к участию в социально значимых и подконтрольных формах социального поведения. Для этого общество должно удовлетворять потребности своих членов и поощрять такое поведение, так как оно, как и функциональная система, само зависит от вклада своих членов в его жизнь. Взаимоотношения личности и общества по сути дела представляют собой "социализацию" как совокупность процессов, благодаря которым личность становится членом сообщества и приобретает социальный статус. Личность является основной формой организации социального действия, и процесс социализации всегда существенен для её становления и функционирования. Итак, социализация представляет собой соединение индивидуальной мотивации с функциональными потребностями общества. Таково первое объяснение социального порядка Парсонсом - объяснение через процесс социализации.

     Парсонс разделяет  идею Макса Вебера (1864-1920) о смысловом  характере и ценностной обусловленности  социального действия, откуда следует, что понимание людьми друг друга возможно лишь на основе общих ценностей. Данная мысль является одной из важнейших в социологии Парсонса.

     Даже краткий обзор  идейно-теоретических источников  социологии Парсонса показывает, насколько основательным является фундамент его теории. Следует подчеркнуть, что Парсонс не просто подытоживает, а основательно перерабатывает идеи своих предшественников по поводу основного вопроса социологии - проблемы социального порядка современного общества. Прежде чем сделать это, уместно еще раз обобщить цели социологии Парсонса. К ним относятся, во-первых, теоретическая разработка проблемы стабильности современного общества, а не вопросов социальных изменений. Парсонс является "социологом социального порядка". Во-вторых, Парсонс стремится создать теорию, справедливую не только для конкретного общества и конкретных исторических условий, а фундаментальную (общую) теорию. Он создает "теорию, годную на все случаи жизни" и обращается к общей теории систем, исторические предпосылки которой нами уже были рассмотрены, и теперь на первый план выходит ее основное социологическое содержание.

    В центре внимания социологии Парсонса находится сохранение общественной системы, а не ее изменение, причем целью теории общества является "определение условий, при которых отношения между составными частями социальной системы имеют тенденцию к стабильности - будь то в "статическом" или в "динамическом" смысле,то есть условий подвижного равновесия. Все системы обладают структурой, которая связана с функциями, поэтому все системы имеют нечто общее. Парсонс даже назвал свою теорию "общей теорией систем", что в отношении теории социальной системы требует философско-антропологических комментариев.

      Парсонс выделяет четыре подсистемы общей системы социального действия, а именно:

      - Биологический организм. Под ним Парсонс понимает индивидуальную  психофизическую конституцию человека, включая инстинкты и биологические  потребности, влияющие на конкретные  социальные действия.

     - Система личности. Под ней Парсонс понимает мотивационную структуру индивидуума. Система личности описана Парсонсом не вполне строго, но все-таки можно утверждать, что организм и система личности образуют вместе "базисное отношения" (basic frame of reference)" и представляют собой совокупность индивидуальных потребностей и диспозиций ("need-disposition system of the individual actor").

      - Социальная система.  Под ней понимается совокупность  образцов поведения. Социальная  система создаётся через интеракции  и роли.

     - Система культуры. К ней относятся ценности культурны и социальные нормы, необходимые для функционирования общества в целом, поэтому Парсонс называет ее также "символической системой, служащей для обеспечения социального взаимодействия" (shared symbolic system which functions in interaction).

     Четыре подсистемы  вместе образуют общую систему  действия (general action system). Так как Парсонс,  как отмечалось, не всегда соблюдает  понятийную строгость, стоит особо  выделить два важных теоретических  положения его социологии: во-первых, общество состоит не из самих конкретных действий, а из нормативных ориентаций социальных действий; во-вторых, социальное действие как система развертывается через взаимодействие всех четырех подсистем. Социальное действие является не просто реакцией на стимулы в определённой ситуации, а управляется системой ожиданий действующего субъекта. Конкретное социальное действие развёртывается между потребностями (need dispositions) c одной стороны и ценностями культуры с другой. Следовательно, система культуры является независимой переменной по отношению к действиям отдельных людей.

     Таким образом, уже  в теории социализации Парсонс  показал, что механизмы мотивации  направлены на то, чтобы приспосабливать  действия отдельных людей к  существующему социальному порядку. Они опосредуют отношения человека и общества. В общей теории социального действия Парсонс делает шаг вперед и показывает, что система социального действия сама, независимо от отдельных индивидов, регулирует своё состояние благодаря набору функциональных возможностей, которые являются предметом нашего дальнейшего анализа.

     Обобщая основное  содержание системной теории  Парсонса, можно сформулировать  следующее теоретическое положение:  система может существовать лишь  тогда, когда выполняются определённые функциональные требования (functional prerequisites). Социальная система должна быть, во-первых, в состоянии приспособиться к окружающей среде, далее, она должна ставить определенные цели, в-третьих, система должна быть способна интегрировать отдельные элементы, и, наконец, она должна формировать социальные институты, необходимые для сохранения латентной структуры социальных отношений. На основе этого положения в дальнейшем в теории общества Парсонс поставил в соответствие функциональные требования и подсистемы общества, его институты. В итоге схема AGIL приобрела следующий вид:

     - Адаптация. Приспособление  к условиям окружающей среды,  например, определенные виды хозяйственной  деятельности, обеспечение ресурсов  для удовлетворения общественных потребностей выполняются подсистемой экономики.

     - Целенаправленность. Выдвижение  общезначимых целей общества  обеспечивается подсистемой политики.

     - Интеграция всех  элементов системы достигается  путём институционализации общих  схем истолкования социальной реальности и социальных норм, что обеспечивает подсистема воспитания и образования, в частности, обучение в школе.

     - Сохранение латентной  структуры общества, его фундаментальных  основ во многом осуществляется  через институт семьи.

      Все подсистемы  общества вместе выполняют единую  задачу - поддержание общества в  состоянии устойчивого равновесия.

          Таким  образом, структурно-функциональная  системная теория Парсонса направлена  на объяснение возникновения  и сохранение социального порядка. В социологии Парсонса в целом можно выделить два ответа на этот основной вопрос. Согласно первому ответу члены общества приходят к согласию относительно основных ценностей в процессе социализации, и в результате строят своё поведение в соответствии с общезначимыми социальными нормами и ценностями. В этом состоит основное содержание теории социализации, связанной с теорией социального действия. Эту версию теории социального действия Парсонса, как отмечалось, иногда называют "волюнтаристской" в теоретическом значении этого термина. Второй ответ на основной вопрос своей социологии - вопрос о социальном порядке - Парсонс даёт в социологической системной теории, которая объясняет социальный порядок через функциональность самой социальной системы. Иначе говоря, социальные системы сохраняют устойчивое равновесие благодаря выполнению функциональных требований.

 

 

 

Список  использованной литературы

 
1. Арон Р. Этапы развития социологической  мысли. М.: Прогресс-Политика, 1992. 
2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Добренькова. – М.: Гардарика, 1998.  
3. Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Экономическая социология: исторические предпосылки и объект изучения // Социология и перестройка. М, 1989.  
4. Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб.: NB, 2002. 
5. Кондауров В.И. Предмет социологии. Историко-социологическое введение. М., 2002. 
6. Смелзер Н. Дж. Социология. М., 1994. 
7. Журнал СОЦИС В.А. Ядов  Каким видится будущее социологии Давыдовские чтения: исторические горизонты теоретич. Социологии 13-14 октября 2011г./ Под ред. И.Ф. Девятко, Н.К. Орловой.-М.: Институт социологии РАН. 2011.-тс. 14-17 
8.  Х.  Абельс. Проблема социального порядка в социологии Талкотта Парсонса. М.,2002.

 


Информация о работе Социология как наука