Социология как наука об обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 11:17, реферат

Краткое описание

Т. к. социологические исследования имели право на жизнь, то к середине 60 годов стали появляться первые крупные социологические труды по социальной инжении и конкретному социальному анализу С. Г. Струмилина, А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Были созданы первые социологические учреждения - отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория соц иссл при Ленинградском Университете. В 1962 году была основана советская соц ассоциация. В 1969 был создан институт конкретных соц исследований ( с 1972 - институт социологических исследований, а с 1978 - Институт Социологии) АН СССР. С 1974 года стал издаваться журнал “ Соц иссл “. Но развитие социологии постоянно тормозилось в период “застоя”.

Оглавление

1). Социология как наука об обществе

2) Объект и предмет социологической науки.

3) Социология в системе общественных и гуманитарных наук.

Файлы: 1 файл

Социология как наука об обществе.docx

— 29.85 Кб (Скачать)

  Ответ на этот вопрос зависит от решения трех предворительных вопросов: 

  Достаточно  ли важен сам класс явлений, которые  социология изучает

  представляет  ли он явление sui generis свойства которого не имеются в других классах явлений

  Не изучается  ли он другими науками, появившимися раньше социология , и потому делающими последнюю как самостоятельную науку излишней

  Попытаемся  ответить на эти вопросы.

  Практическая  и теоретическая важность социологии.

  Практическая  важность изучения явления человеческого  взаимодействия несомненна хотя бы потому, что в изучении их мы кровно и  эгоистически заинтересованы.

  Теоретическая важность социология становится очевидной  в том случае, если мы докажем, что  свойства явлений, изучаемых ей не имеется  в других классах наук и не изучаются  другими науками, т.е. необходим ответ  на два последних вопроса.  

   Рассмотрим  их следующим образом

  а) Социология и физико-химические науки

  Класс явлений  взаимодействия между людьми несводим к простым физико-химическим и  биологическим процессам. М. б. в  далеком бузующем наука сведет их к последним и объяснит весь сложный мир межчеловеческих явлений законами физики и химии. Во всяком случае такие попытки были и продолжают иметь место. Но пока - увы! Что из этого получилось ? Мы имеем ряд формул вроде того, что: “ сознание есть течение нервно-энергетического процесса “, “ война, преступление и наказание “ суть явления ” утечки энергии “, “ продажа- покупка - это реакция обмена “ , ” сотрудничество - есть сложение сил “, “ социальная борьба - вычитание сил “ , “ вырождение  - распадение сил ”

  Даже если это и верно, то то что мы приобретаем от  таких аналогий ? Всего лишь неточное сравнение.

  Такой же вывод  можно сделать и по адресу создания социальной механики, в которой идет транспортировка понятий механики в область человеческих взаимоотношений.

  Здесь индивид  превращается в “ материальную точку  ”, окружающая его среда - социочеловеки - в “ поле сил ” и т. д.

  Отсюда идут теоремы вроде следующей: “ увеличение кинетической энергии индивида равно  уменьшению энергию потенциальной  ”,“ совокупная энергия социальной группы в отношение ее работы в некоторый момент Т, равна совокупной энергии, которую она имела в первоначальный момент   Т0, увеличенной совокупностью работы, которую в этот промежуток времени ( Т1- Т0) произвели все посторонние группе силы, действовавшие на индивидов или элементы этой группы ” и т. п.  

   Хоть  это о и верно с точки зрения механики, но нам ничего не дает для раскрытия межчеловеческих взаимодействий, т.к. в этом  случае люди перестают существовать как люди в отличие от неодушевленных предметов и становятся только материальной массой.  

   Если  преступление есть утечка энергии, то значит ли, что всякое рассеяние энергии есть в то же время и преступление ?  

   То есть  в  данном случае наблюдается не изучение социального общения людей, а изучение людей как обычных физических тел.  

   Тем  больше оснований для существования особой науки, изучающей людей и их взаимодействия как человеческое, со всем своеобразном богатством его содержания.

  б)Социология и биология, в частности, экология.                  

   Мир человеческих  взаимодействий не изучается  такими биологическим дисциплинами, как морфология, анатомия и физиология.  имеющими дело не с междучеловеческими процессами,  а с явлениями данными в пределах или внутри человеческого организма.

  Иначе состоит  дело с экологией как частью биологии. Экология - наука изучающая отношение  организм а к окружающей его внешней  среде, в смысле совокупности условий  существования ( органических и неорганических ). Экология. изучающая взаимоотношение организмов друг к другу расходится на две ветви: 300-социологию, имеющую своим предметом взаимоотношения животных друг к другу ( животные сообщества ).

  и фито-социологию, социология исследующую взаимоотношения растений друг к другу ( растительное сообщество)   

   Как видим,  экология имеет объектом изучения  класс явлений, аналогичный тому. какой является предмет социология . И тут и там изучаются факты взаимодействия. И тут и там  подвергаются исследованию процессы взаимодействия организмов ( ибо и homo Sapiens есть также организм )

  Не поглащается ли таким образом социология экологией ?Ответ таков: если  люди ни чем не отличаются от   а амеб и других организмов, если они не обладают специфическим и свойствами Их можно поставить знак равенства между человеком и амебой или другим организмом, между человеком и растением - тогда, да, тогда никакой особой homo- социологи и не нужно. Однако напротив,        300 - и фито - социология не только не делают излишней homo- социологию, но и требуют ее существования.

  в)Социология и психология                  

   1. Если говорить об индивидуальной психологии, то ее объект и объект социология различны. Индивидуальная психология исследует состав, строение и процессы индивидуальной психики и сознания.

  Она не может  распутать клубок социальных факторов, а, следовательно, не может отождествляться  с социологией.

  Коллективная  или, как ее иначе называют, социальная психология имеет объект изучения частично совпадающий с объектом социологии: это явления человеческого взаимодействия, единицами которого являются индивиды “ неоднородные ” и “ имеющее  слабо организованную связь “  ( толпа, театральная публика и т. д. ) В таких группах взаимодействие приобретает иные формы, чем в агрегатных ” однородных “ и “ органически соедененных “, которые изучает социология.

  Ясно, что  они ( со и социальная психология ) не подменяют друг друга, а более того социальная психология могла бы стать главной со, одним ее разделом, как науки, изучающей все основные формы взаимодействия между людьми.

  Психология  сосредоточена на внутреннем мире человека, его  восприятии, а со - изучает человека через призму его социальных связей и взаимоотношений. 

  г) Социология и специальные дисциплины, изучающие  взаимоотношения людей.

  Все социальные науки : политология, право, наука о религии, нравах, морали, искусстве и т. д. изучают также явления человеческих взаимоотношений, но каждая со своей специальной точки зрения.

  Так, наука  права изучает специальный вид  явлений человеческих взаимоотношений: вверителя и должника, супруги и супруга.

  Объект политической экономии - совместная хозяйственная  деятельность людей в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных благ.

  Наука нравов изучает коллективные способы мышления и действия людей

  Мораль - определенный вид человеческого поведения  и дает рецептуру должного взаимодействия

  Эстетика - изучает явления взаимодействия, складывающихся на почве обмена эстетическими  реакциями ( между актером и зрителями, между художником и толпой и т.д. )

  Короче, социальные науки изучают тот или иной вид взаимодействия людей. А со занимает в сиситеме общественных и гуманитарных наук особое место.

  Это объясняется  следующим. 

  со является наукой об обществе, его явлениях и процессах

  она включает в себя общую социологическую  теорию, или теорию общества, которая  выступает как теория и методология  всех других общественных и гуманитарных наук

  все общественные и гуманитарные науки… изучающие различные стороны жизнедействия общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т. е. законы и закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через жизнедеятельность людей

  техника и  методика изучения человека и его  деятельность, методы социального измерения  и т. д.  разрабатываемые социологией необходимы и используются всеми другими общественными и гуманитарными науками. Сложилась целая система исследований проводимых на стыке со и других наук ( социально-экономические, социально-политические и т. д. )

  Положение социологии среди других общественных и гуманитарных наук можно проиллюстрировать  следующей формулой  

   Если  имеется  n разных объектов для изучения, то наук их изучающих, будет  n +1, т. е. n наук, изучающих объекты, и n +1-я - теория изучающая то общее, что присуще всем этим  объектам.

  Со занимает общее, а не частное место среди  общественных и гуманитарных наук, она дает научно обоснованную  об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов и закономерностей взаимодействия его различных структур. Положение со по отношению к специальным общественным дисциплинам то же самое, что положение общей биологии по отношению к анатомии, физиологии, морфологии, систематике и к другим специальным биологическим отраслям знания. Положение общей части физики - к акустике, слектронике, учению о свете и т. д.

  д) Социология  и история

  В системе  общественных наук есть дисциплина, с  кот орой связь социологии является наиболее тесной и взаимонеобходимой. Это история

  И история, и со имеет объектом  и предметом своих исследований общество и его законы в их конкретных проявлениях. И та, и другая наука воспроизводят социальную действительность..

  Список  литературы

  1) Социология / Г. В. Осипов и др. М:Мысль,1990.

  2) Марксиско - Ленинская социология. / Под ред. Н.И. Дряхлова. М.: Изд-во Московского ун-та,1989

  3) Система  социологии. Питирим Сорокин,1920(1941).

  4) Краткий  словарь  по социологии.-М.:Политиздат,1988

  5) Предмет  и структура социологической  науки, социологические исследования,1981.№-1.с.90.

  6)  Основа социологии. Изд. Саратовского университета,1992.

Информация о работе Социология как наука об обществе