Его вывод
из анализа законодательной
практики английского парламента
(один из очерков книги так
и называется — «Грехи законодателей»):
«некомпетентный законодатель постоянно
увеличивает человеческие страдания,
пытаясь их уменьшить».
Правительственные учреждения по
его язвительному и образному
замечанию напоминают перевернутый
фильтр: «вы заливаете чистую
воду, а оттуда бежит грязная».
Как считает Спенсер, законы
подчас превращаются в идолов, и
при авторитарном правлении всегда существует
опасность для личности в случае неуважительного
высказывания о политическом
законе.
Спенсер был непримиримым противником
социализма. Он отрицал его как
с точки зрения справедливости,
так и с точки зрения пользы. В своей
работе «От свободы к рабству» (1891 г.) он
писал, что «ничто, кроме медленного совершенствования
человеческой природы посредством организации
социальной жизни, не может произвести
благоприятной перемены. А мое отрицание
социализма основывается на убеждении,
что социализм остановит развитие высокоразвитого
государства и повернет вспять развитие
менее развитого».
Спенсер был убежден, что социализм
в любой форме подразумевает
рабство. Характерной чертой рабства
он считал труд по принуждению. Степень
рабства зависит от того, сколько раб должен
отдать и сколько он может оставить себе,
а кто его господин — личность или общество,
принципиального значения не имеет. Если
человек должен отдавать весь свой труд
обществу и получать из общего достояния
лишь ту часть, которую общество ему назначит,
он раб общества. Именно в книге «Личность
против государства» Спенсер пытается
предостеречь человечество от грозящей
ему опасности.
Анализируя социально-политическую
ситуацию конца XIX века, Спенсер
с горечью и чувством собственного бессилия
признает, что «социализм неизбежен, но
будет величайшим несчастьем, которое
когда-либо переживал мир, поскольку кончит
он самой резкой формой деспотизма».
Спенсер утверждал, что «человечество
может пойти прямо, только исчерпав
все возможные кривые пути». Этот мрачный
взгляд тем не менее не поколебал веру
Спенсера в окончательное торжество социального
прогресса человечества. Он был убежден,
что социалистический переворот пройдет,
и человечество продолжит свой путь на
основе принципов равной свободы для всех.
Книга, вернее, четыре очерка, объединенных
под общим заглавием «Личность против
государства», выступала своеобразным
предостережением и протестом против
«грядущего рабства», как он называл коммунизм.
В те годы лишь немногие
до конца поняли значение его
статей, а его небольшую по
объему книгу посчитали антикоммунистической.
Более того, очень многие либерально
мыслящие люди считали ее реакционной,
поскольку Спенсер выступал и против
либералов, которых назвал мнимыми защитниками
интересов простых людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социология Спенсера была подвергнута
острой критике, что не составило
труда, поскольку вся система
опиралась на общий принцип
эволюционизма. С опровержением этого
принципа рушилась вся теоретическая
конструкция. В истории социологии творческое
наследие Спенсера часто оценивается
односторонне. Однако в отличие от многих
эволюционистов Спенсер никогда не придерживался
крайних биологизаторских трактовок общественных
явлений. Большое значение имели разработанные
им принципы системного анализа общества,
несмотря на несовершенный понятийный
аппарат. Спенсер способствовал росту
интереса к исследованиям первобытного
общества, исследованию истории социальных
институтов и развития культуры. В современной
западной социологии отношение к Спенсеру
неоднозначное. В основном принципы классического
эволюционизма оцениваются отрицательно.
Но с ростом интереса к проблемам социального
развития возрождается интерес и к самой
идее социальной эволюции, к творческому
наследию Спенсера, что нашло выражение
в формировании особого направления «неоэволюционизма»
(Дж. Стюард, Дм. Шимкин, Л. Чайм, Т. Чайхд
и др.).
Начиная с 50-х годов вместе
с развитием системных методов
и возникновением неоэволюционизма интерес
к творчеству Спенсера и других эволюционистов
стал возрастать. Историческая справедливость
требует признать, что классический эволюционизм
оказал значительное влияние на духовную
и научную жизнь своей эпохи, способствовал
введению в общественные науки проблематики
социальных изменений, сближению общественных
и естественных наук, приданию социологии
статуса науки, стимулировал развитие
целого ряда социологических школ и направлений.
Наряду с марксизмом это был первый опыт
сочетания историко-эволюционного и структурно-функционального
подходов к анализу общественных явлений.
ЛИТЕРАТУРА
А.Н.Елсукова «История
социологии», Минск, «Выcшая школа»,
1997.
И.А.Громов, А.Ю.Мацкевич,
В.А.Семенов «Западная социология»,
Санкт - Петербург, Издательство «Ольга»,
1997.
И.А.Громов, А.Ю.Мацкевич,
В.А.Семенов «Западная теоретическая
социология». – М., 2006.
«Западно - европейская
социология 19 века»: О. Конт, Д.С. Милль,
Г. Спенсер / Под ред. В.И.Добренькова.
– М., 1996.