Социология – как наука об обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 18:54, контрольная работа

Краткое описание

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общест¬венных отношений, те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки.

Оглавление

1. Социология — наука об обществе……………………………………………………3
1.1. Понятие социологии в структуре социальных………………………………….3
1.2. Структура социологии…………………………………………………………………6
2. Предмет и объект социологии. Функции социологии…………………………10
2.1. Социология — наука о социальных отношениях общества………………11
2.2. Социологические исследования — инструмент познания социальной реальности…………………………………………………………………………………………13
2.3. Методы социального познания……………………………………………………14
2.4. Функции социологии…………………………………………………………………15
2.5. Социология в системе социальных наук………………………………………19
Литература……………………………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

Социология - как наука об обществе.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

Конечно, же, главной задачей любой  специальной социологи­ческой теории — изучение и  объяснение социальных  явлений  и функций социальной  системы. Специальные социологические  тео­рии — самостоятельное социологическое познание в силу специфики предмета исследования и отношения к изучающему объекту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Предмет и объект социологии. Функции социологии

Что же  представляет объект и предмет научного познания со­циологии?  Совпадают  ли объект  и  предмет социологии?  Нет, не совпадают. Объект  любой  науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те стороны, связи и отношения, составляющие  объект изучения. Объект  социологии, как и других общественных наук — социальная реальность, а по­этому социология — наука об обществе. Но еще недостаточно для определения предмета социологии. Это лишь определение объекта исследования, который часто совпадает с объектом других обще­ственных наук (история, этнография, право, философия  и др.). Социология наука о целостности общественных отношений, обще­стве как целостном организме; о социальной системе.

Естественно, объектом социологии и есть определенная сфера действительности, обладающая  относительной завершенностью и целостностью. Ведь, известно, различными объектами наук высту­пают  природа и общества, которые соответственно и  изучаются естественными и социально-гуманитарными отраслями знаний. Каж­дый  из объектов  тоже  «расчленяется» науками  на  отдельные части, фрагменты,  которые становятся их  предметами. Вопрос о  соотношении объекта  и предмета социологии  как  науки со­стоит в том, как понимать общество, процесс его  функциониро­вания  и  развития в  качестве объекта гуманитарного  знания. Ведь  широко распространен взгляд на общество  как на опреде­ленную общественно-экономическую систему, определенную ступень развития  человеческой цивилизации. Дело в  том, что основной порок в понимании  общества состоит в том, что общество пред­ставляется в виде  базиса и надстройки, совокупность экономи­ческой, социальной, политической и духовной сфер. Но  здесь-то выпадают  из поля зрения теории об обществе и, прежде всего, самый важный, главный  объект—человек, его потребности, интересы, ценностные  ориентации. Между  тем, история есть не  что иное как деятельность человека осуществляющего свои цели. Сведение ее к взаимодействию базиса и  надстройки, состязание различных социально-экономических систем, ступеней развития цивилизации обрекает  на абстрактное, одномерное видение общества, на без­альтернативный взгляд на его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания игнорирования личности и общечелове­ческих ценностей, отрицания мира культуры. Здесь-то и важно опре­делять общество  как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, а саму  историю как деятельность людей, пре­следующих определенные цели. Люди ставят самые  разные цели и  руководствуются ими в своей жизни. Именно  цели есть специ­фическая  черта деятельности человека. Целеобразная деятельность включает   множество  различных, органично  связанных  между собой  элементов. Сознательная деятельность в силу внутреннего содержания  имеет и противоречивый и динамичный  характер. Это проявляется, прежде всего в том, что люди, получив определенный результат  корректируют на его основе свою  последующую  дея­тельность с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с желанием. Происходит, хотя  и крайне противоречиво,  исторический  процесс  рационализации деятельности людей.  Идея  рациональности нашла  обоснование и  развитие в трудах  многих мысли­телей, которые связывали переход к  высокой  ступени развития  общества  с разрешением  противоречия между   стихийностью и  сознательностью.    

Конечно же, в конце каждого этапа общественного развития  полученный результат отличается от  исходных   предпосылок,  превращается  в  новые  условия, средства, которые  позволяют  ставить  иные, более высокие цели. Реализация высоких целей  направлена на удовлетворение возрастающих потребностей чело­ века. Свершается постепенный исторический процесс. Если же история есть деятельность, преследующих свои цели людей, а обще­ство состоит из различных социальных общностей людей, слоев и групп, индивидов, то крайне важным  становится анализ отно­шений между ними и внутри их. Особую актуальность приобре­тает раскрытие жизнедеятельности личности, социальных общно­стей, групп, слоев и индивидов в общественной жизни в их целост­ности. Деятельность личности, социальных общностей,  групп  в общественной жизни  и есть. Предметом исследования социологии. И в современных условиях, когда усиливаются процессы социаль­ной, политической и хозяйственной деятельности и концентрации, возрастает многовариантность развития личности  и социальных систем, проблема рациональной деятельности становится актуальной.                

2.1. Социология — наука о социальных отношениях  общества

Конечно  же, объектом социологического познания есть общество. Но не просто общество, а та сфера  социальной действительности, на которую направлен  процесс познания: социальные институты, социальные общности,  слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п.  Объект социального исследования содержит социальное противоречие, проблему, которая подлежит научному анализу. Объектом  могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после  того, как они включены в  процесс социологического познания,  осмыслены и выделены. Однако, социальный объект обладает мно­жеством качественных и количественных характеристик и может  изучаться различными общественными науками. Социальные общно­сти изучаются философией, политэкономией, психологией, политологией, историей. Социолог же выделяет в социальном объекте те  свойства и отношения, которые необходимы для познания явлений  общественной жизни, исследования становления, функционирования  и развития социальных систем. Ввиду того, что социальная система  может обнаруживаться на различных уровнях социальной действи­тельности, то при разработке одной и той же проблемы возможно  обращение к различным социальным объектам.

В  отличие от объекта науки, ее предмет — это существенные  свойства и отношения объекта исследования, познание которых  необходимо для решения теоретической и практической проблема­ тики. Предмет исследования предполагает объект, но не совпадает  с ним. Предмет социологического исследования обусловливается  свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социоло­гом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он  располагает. Надо сказать, что один и тот же социальный объект  может изучаться с целью решения различных научных  проблем,  а предмет исследования обозначает границы, в пределах которых  объект изучается в конкретном исследовании. Согласно сложив­ шейся традиции при определении предмета социологического по­знания, выделяются ключевые, те или иные социальные явления. Обычно  к ним относят человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т. п. и т.д.

Естественно, общество объективно состоит из различных социальных общностей, это имманентная то есть свойственная черта любого челове­ческого объединения, обусловленная многими общими, специфическими факторами. Между социальными общностями, внутри них, а также между общностями и отдельной личностью не только могут, но и реально возни­кают многообразные отношения. Любые отношения, обусловливающие то или  иное  социальное явление, подчиняют  действиям  определенных закономерностей или тенденций. Вот эти-то закономерности и тенденции социальных отношений и  составляют основной предмет изучения социо­логии. Различные исследователи определяют предмет социологии по-раз­ному. Эти различия связаны, прежде всего, с тем, что акцент делается на  разных сторонах жизни социальных общностей и личности: деятель­ности, поведении и отношениях. В социологии существуют разные направ­ления, которые определяются неодинаковыми подходами к исследованиям социальной жизни общества.       

2.2. Социологические исследования — инструмент познания социальной реальности

Позитивистская социология,  основанная Огюстом Контом,   рассматривает      познания социальной  общество  по аналогии  с природой,  используя  методы   точных   естественных наук.. Понимающая   социология, которую  основали  Макс   Вебер  и  Георг Зиммель,   анализирует, прежде  всего, значимые смысловые  элементы социальной  жизни  общества,  делая  акцент на понимании  изменений, движений.

На  разных этапах исторического развития человечества и в различных социологических школах акцент ставился на социальных  общностях и различных сторонах их деятельности. Так уже сложилось, что в Европе социологическая мысль сосредоточила внимание на анализе макрострук­тур, то есть на изучении общества в целом. Американская же социология всегда больше тяготела к исследованиям микромира — малых социальных групп, социальных  слоев, общностей. Внутри каждой  социологической школы   существуют многочисленные течения, которые, по определению проф.  Василия Фетисова «изучая те или  иные моменты застревают на отдельных ступеньках лестницы исследований». Характеризуя социологию как систему знаний важно  учитывать, что между классической социоло­гией и современной социологией существует определенное различие. Клас­сическая социология  стремилась к постижению окружающего  мира  как бы  со стороны. Задача ее состояла в том, чтобы описать объект, раскрыть сущность, не рассматривая деятельности субъекта. Современная социоло­гия пытается преодолеть противопоставление объекта и субъекта, теории и  практики, познавательного и ценностного отношения к миру. Переход от  теоретического к империческому исследованию в социологии осуществ­ляется  с помощью операционализации теоретических понятий. Вследствие формируются  определенные гипотезы, выявляются те свойства и отношения объекта, которые подлежат  описанию  и классификации. Но  надо  учитывать,     что  предмет     социологического исследования обыч­но имеет  достаточно сложную  структуру. Отношение человека к  тру­ду в  качестве общего  предмета исследования включает субъективные  и объективные показатели отношения к труду, мотивы и ценностные ориен­тации, характеризующие отдельные типы отношения к труду и др. Но не  только  наличие объекта  и  предмета социологического  исследования  определяет существование социологии как науки. Для познания социальной реальности требуется определенная система, совокупность приемов,  процедур  и операций, с помощью   которых осуществляется социологическое исследование. Систематизированный способ достижения теорети­ческого или практического результата решения проблем для получения  новой  информации, осознания специфики изучаемой предметной сферы  и закон о функционировании ее объектов и называется методом в социологии.                            

2.3. Методы социального познания

Метод в социологии — это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур  и операций  эмпирического и теоретического познания социальной  реальности. Метод в социологии зависит не только от исследования  социологией  проблемы  и  построенной теории, но и  от общей  методологической ориентации. Метод включает определенные прави­ла, обеспечивающие надежность и достоверность знания. Методы   социального познания можно  разделить на всеобщие  и конкретно-научные. Всеобщими методами социологии есть материа­листическая диалектика. Суть всеобщих методов социологии в том,  что экономический базис общества признается первичным, а политическая надстройка — вторичной. При изучении социальных про­цессов применяются такие  принципы материалистической диалектики: объективность, историзм и системный подход

Принцип объективности означает изучение объективных законо­мерностей, которыми определяются процессы социального развития.  Каждое  явление рассматривается как многогранное и противоре­чивое. Изучается вся система фактов — положительных и отрицательных. Объективность социологических знаний предполагает, что  процесс  их  изыскания  соответствует объективной  реальности  и не  зависящим  от человека и человечества законам познания.  Объективность  научных выводов  базируется на  их доказатель­ности, научности аргументации.   

Принцип историзма в социологии  предполагает изучение со­циальных проблем,  институтов, процессов в возникновении, становлении и  развитии, постижение  специфики  соответствующих  исторических ситуаций, понимания общих тенденций развития и своеобразия конкретных обстоятельств. Историзм тесно связан  с пониманием противоречий как движущих  сил изменения сложившихся отношений, которые обнаруживаются  во взаимодействии  потребностей и интересов соответствующих социальных общностей. Историзм дает возможность извлечь уроки  из прошлого  опыта  самим разработать обоснования современной политики. Используя  принцип историзма  социология имеет  возможность исследовать  внутреннюю динамику социальных явлений и процессов, определить  уровень и направление развития и объяснить те их особенности,  которые обусловлены их  исторической связью с  другими явле­ниями и процессами.

Системный  подход — способ  научного познания  и практиче­ской  деятельности, при котором  отдельные  части какого-либо явления  рассматриваются  в  неразрывном  единстве  с  целым. Системный  подход  сформировался путем  конкретизации принци­пов материалистической диалектики при изучении сложных объек­тов и получил распространение в социологии во второй половине XX  в. Основным понятием системного подхода выступает система, которая обозначает  определенный материальный  или идеальный объект, рассматриваемый   как сложное  целостное образование. В связи с тем, что одна и та же система может рассматриваться с различных  точек  зрения, системный подход предполагает вы­деление определенного  системообразуемого параметра,  то есть свойства, обусловливающее поиск совокупности элементов системы, сеть связей и отношений между  ними, ее структуру. В виду того, что любая  система  находится в определенной среде, то систем­ный подход должен  учитывать ее связи и отношения с окружением. Отсюда  происходит второе требование системного подхода — учиты­вать, что каждая  система выступает подсистемой иной, большей системы, и, наоборот, выделять в ней меньшие подсистемы, кото­рые в другом случае могут рассматриваться как системы. Системный подход  в социологии обязательно предполагает выяснение принци­пов  иерархии  элементов  социальной  системы, форм  передачи информации   между  ними, способов  их влияния друг на друга. При   изучении общественного  сознания, общественного мнения. различных  социальных  общностей — классов, слоев, потребностей и  притязаний различных  социальных слоев и т. п. используются методы  анализа  документов, опроса, в том числе анкетирования, наблюдения   и т. п. При исследовании межличностных отношений внутри  малых  групп, слоев, отношения личности к тем или иным общественным   явлениям,  жизненных  и  ценностных ориентаций  и установок личности используются методы социометрии, социальной психологии и т. п. методы статистики, факторного, латентно- структурного, коррекционного анализа,  использования матема­тики и т.п.

2.4. Функции социологии

Социология  как самостоятельная отрасль  знаний реализует  все присущие общественной  науке функции: теоретико-познавательную,  критическую,  описательную, прогностическую,  преобразовательную, информационную,  мировоззренческую. Вообще  функции гуманитарных  наук  принято делить на две группы:  гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные.  Гносеологические функции  социологии проявляются  в наиболее  полном  и конкретном познании тех или иных  сторон социальной  жизни. Социальные  функции раскрывают пути  и способы их опти­мизации. Существуют  и действуют функции  только во взаимосвя­зи и взаимодействии.

Основная из гносеологических функций социологии — теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого  мира  с позиций интересов личности. Реализуя критическую функ­цию,  социология дифференцирование подходит к действительности.  С  одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упро­чить,  развить — ведь не все надо менять  перестраивать и т. п.  С  другой стороны  выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований.  Теоретико-познавательная, критическая   функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает   знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную   картину социальных  отношений и процессов в современном мире.   К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные  знания  об  основных  социальных  проблемах  развития современного общества. Что же касается прикладной социологии,  то она призвана обеспечить надежную  информацию о различных  процессах, происходящих в разных социальных сферах общества,  а именно, о изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений  и т. п. Очевидно, что без конкретных знаний о  процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей  или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень  системности и конкретности знаний  социологии определяет эффективность реализации ее социальной  функции.

Описательная  функция социологии — это систематизация, описание исследований в  виде аналитических записок, различного  рода научных отчетов, статей, книг и т. п. В них имеются попытки  воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие,  взаимосвязи т. п. При исследовании  социального объекта тре­буется высокая нравственная  чистота и  порядочность ученого,  потому что на  основе данных, фактов  и документов делаются  практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти  материалы есть точкой отсчета, источником сравнения для буду­щих поколений человечества. Социология не только познает мир,  она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Но человек  должен всегда помнить, что преобразование общества — не само­ цель. И преобразования нужны  лишь тогда, когда соответствуют  потребности и ценностям людей, ведут к улучшению благосостояния  и общества и людей. Как бы ни была  хороша полученная социо­логами социальная информация, она автоматически не превращается  в решения,  рекомендации, прогнозы. Познавательная функция  социологии находит продолжение в прогнозах и преобразователь­ной функции.

Информация о работе Социология – как наука об обществе