Социологическое исследование на тему влияния стресса на образовательный процесс студента

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:39, реферат

Краткое описание

Слишком часто студенческая жизнь ассоциируется со студенческими обществами, различными мероприятиями и весельем. Она кажется беззаботной и легкой для многих студентов. Для других, однако, это всего лишь очередное изменение в жизни, к которому необходимо приспосабливаться. Студенты молоды и потому могут переживать множество проблем, свойственных молодым людям; но они могут быть и уже взрослыми, тогда на них и так уже лежит слишком много ответственности, что мешает наслаждаться студенческими годами; у них могут быть свои проблемы, мешающие сконцентрироваться на занятиях.

Оглавление

Введение.........................................................................................................................................2
Глава 1. Изучение проблемы........................................................................................................2
Глава 2. Социологический опрос.................................................................................................4
Заключение...................................................................................................................................12

Файлы: 1 файл

vlianie_stressa_na_obrazovatelnyy_protsess_stud(1).doc

— 345.50 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение.........................................................................................................................................2

Глава 1. Изучение проблемы........................................................................................................2

Глава 2. Социологический опрос.................................................................................................4

Заключение...................................................................................................................................12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сократ: «Нет телесной болезни, отдельно от души»

Введение

 

 

Слишком часто студенческая жизнь  ассоциируется со студенческими  обществами, различными мероприятиями и весельем. Она кажется беззаботной и легкой для многих студентов. Для других, однако, это всего лишь очередное изменение в жизни, к которому необходимо приспосабливаться. Студенты молоды и потому могут переживать множество проблем, свойственных молодым людям; но они могут быть и уже взрослыми, тогда на них и так уже лежит слишком много ответственности, что мешает наслаждаться студенческими годами; у них могут быть свои проблемы, мешающие сконцентрироваться на занятиях. В любом случае обучение в высшем учебном заведении - это стресс для многих студентов. 
Слово "стресс", также как "успех", "неудача" и "счастье", имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать определение очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Что это, усилие, утомление, боль, страх, необходимость сосредоточиться, унижение публичного порицания, потеря крови, даже неожиданный огромный успех, ведущий к ломке жизненного уклада? Любое из перечисленных условий может вызвать стресс, но ни одно из них нельзя выделить и сказать - "вот это и есть стресс".  
Таким образом, проблема стресса и его влияние на образовательный процесс студента, является актуальной.  
Цель исследования: изучить стресс и его влияние на образовательный процесс студента.  
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:  
1. Изучить основные понятия проблемы стресса и его влияния на образовательный процесс студента.  
2. Исследовать влияние стресса на образовательный процесс студента.  
3. Обобщить и проанализировать результаты исследования.  
Объект исследования: стресс.  
Предмет исследования: влияние стресса на образовательный процесс студента. 

Гипотеза: стресс влияет на образовательный процесс студента. 

 

Глава 1.

Проблема стресса в последние годы становиться одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике. В настоящее время, с одной стороны, накоплено значительное количество многоплановых исследований различных видов стресса - стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п., с другой, - многие авторы отмечают сложность и во многом противоречивость, недостаточность концептуальной и методологической разработки данного психофизиологического феномена.  

Студенческая  жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных  ситуаций, поэтому студенты часто  испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии.

 

Эмоциональное напряжение у студентов начинается по крайней мере за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием такого стресса может являться невроз, т. е. функциональное заболевание нервной системы. Тогда страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Что же расшатывает нервную систему, приводит ее к срыву и возникновению болезни? Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек длительное время находится в состоянии стресса. Невроз - это не болезнь, а разновидность «нормальных» реакций личности в необычных стрессовых условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи и другие события жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.

 

Проблема  стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих студентов и  их педагогов, социальных педагогов, психологов. Возможно пути ее решения кроются  в профессиональной мотивации студентов  и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых курсов, здоровьесберегающих технологий.

 

Интенсивность и напряженность  современной жизни провоцирует  на психологическом уровне возникновение негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, способных привести к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний.

 

Для современного студента, как и  для любого человека вообще, стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подобные опросы проводились неоднократно в разных странах.

По данным исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), каждый третий студент хотя бы раз в неделю по окончании трудового дня испытывает стресс, а 13% - почти каждый день.  
 
Несмотря на то, что стресс постоянно испытывают около трети россиян, только 2% опрошенных обращаются за помощью к специалистам. "Если возникает какая-то стрессовая ситуация, то человек бежит не к врачу, а к родственникам и друзьям или лечит стресс привычным народным способом - алкоголем. На Западе к этому другое отношение. Там не принято "вешать" свои проблемы на близких",- говорит Алексей Магалиф, главный врач Клиники психологической адаптации.  
 
 
Социологический опрос, проведенный ВЦИОМ, показал, что наиболее распространенные способы снятия стресса у россиян - это телевизор и музыка. К ним прибегают 46% и 43% опрошенных соответственно. 19% находит утешение в алкоголе, 16% - в еде, 15% - принимают медикаменты, 12% - занимаются спортом, а 9% - сексом. Лишь 2% респондентов, испытывая стресс, используют технику расслабления (йогу или медитацию) или берут отпуск.  
 
 
Специалисты делят методы борьбы со стрессом на "экологические" и "неэкологические". К первым относятся пешие прогулки, общение с друзьями, горячая ванна или душ и т.д., а ко вторым - употребление алкоголя, наркотиков, курение, переедание. Неэкологичные методы могут помочь снять напряжение, но могут обернуться новыми проблемами - болезнями, лишним весом или выработкой зависимости.  
 
 
Психотерапевты убеждены, что можно использовать стресс во благо, нужно лишь научиться управлять его энергией. По мнению Алексея Магалифа, если человек психологически устойчив и привык правильно оценивать критические ситуации, то для него любой кризис - это своеобразный допинг, который позволит проанализировать свои слабые стороны и найти возможности для движения вперед. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод: В результате нашего исследования мы выяснили, что основными причинами появления стресса у студентов являются большие учебные нагрузки, которые появляются из-за большого количества заданий по разным учебным дисциплинам. Все это приводит к спешке и постоянной нехватке времени. Таким образом, можно сказать, что наша гипотеза подтверждена. Чаще всего студенты восстанавливают силы крепким сном и общением с друзьями и близкими людьми.

 

 
Рекомендации: В наше стрессовое время залог успеха и здоровья только один - заставить себя найти равновесие между учебой, отдыхом, личным временем и общением с близкими и друзьями.

 

 

Заключение: Итак, стресс - это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Алиев X. Защита от стресса. - М., 1996.  
2. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с. (Современное образование) 
3. 2. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.  
4. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л. М. Попова, И. В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней.) - Спб, ТОО "Лейла", 1994. - 384 с. 

5. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981. 

6. http://pg-anti.narod.ru/stress.html

7. http://www.mosmedclinic.ru/news/4685

8. социологический опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Социологическое исследование на тему влияния стресса на образовательный процесс студента