Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:39, реферат
Слишком часто студенческая жизнь ассоциируется со студенческими обществами, различными мероприятиями и весельем. Она кажется беззаботной и легкой для многих студентов. Для других, однако, это всего лишь очередное изменение в жизни, к которому необходимо приспосабливаться. Студенты молоды и потому могут переживать множество проблем, свойственных молодым людям; но они могут быть и уже взрослыми, тогда на них и так уже лежит слишком много ответственности, что мешает наслаждаться студенческими годами; у них могут быть свои проблемы, мешающие сконцентрироваться на занятиях.
Введение.........................................................................................................................................2
Глава 1. Изучение проблемы........................................................................................................2
Глава 2. Социологический опрос.................................................................................................4
Заключение...................................................................................................................................12
Содержание:
Введение......................
Глава
1. Изучение проблемы......................
Глава
2. Социологический опрос.........................
Заключение....................
Сократ: «Нет телесной болезни, отдельно от души»
Введение
Слишком часто студенческая жизнь
ассоциируется со студенческими
обществами, различными мероприятиями
и весельем. Она кажется беззаботной и
легкой для многих студентов. Для других,
однако, это всего лишь очередное изменение
в жизни, к которому необходимо приспосабливаться.
Студенты молоды и потому могут переживать
множество проблем, свойственных молодым
людям; но они могут быть и уже взрослыми,
тогда на них и так уже лежит слишком много
ответственности, что мешает наслаждаться
студенческими годами; у них могут быть
свои проблемы, мешающие сконцентрироваться
на занятиях. В любом случае обучение в
высшем учебном заведении - это стресс
для многих студентов.
Слово "стресс",
также как "успех", "неудача"
и "счастье", имеет различное значение
для разных людей. Поэтому дать определение
очень трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную
речь. Что это, усилие, утомление, боль,
страх, необходимость сосредоточиться,
унижение публичного порицания, потеря
крови, даже неожиданный огромный успех,
ведущий к ломке жизненного уклада? Любое
из перечисленных условий может вызвать
стресс, но ни одно из них нельзя выделить
и сказать - "вот это и есть стресс".
Таким образом,
проблема стресса и его влияние на образовательный
процесс студента, является актуальной.
Цель исследования: изучить стресс
и его влияние на образовательный процесс
студента.
Для достижения
цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить основные
понятия проблемы стресса и его влияния
на образовательный процесс студента.
2. Исследовать
влияние стресса на образовательный процесс
студента.
3. Обобщить и
проанализировать результаты исследования.
Объект исследования: стресс.
Предмет исследования: влияние стресса
на образовательный процесс студента.
Гипотеза: стресс влияет на образовательный
процесс студента.
Глава 1.
Проблема
стресса в последние годы становиться
одной из самых актуальных тем в мировой
психологической науке и практике. В настоящее
время, с одной стороны, накоплено значительное
количество многоплановых исследований
различных видов стресса - стресс жизни,
посттравматический, профессиональный
стресс и т.п., с другой, - многие авторы
отмечают сложность и во многом противоречивость,
недостаточность концептуальной и методологической
разработки данного психофизиологического
феномена.
Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии.
Эмоциональное напряжение у студентов начинается по крайней мере за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием такого стресса может являться невроз, т. е. функциональное заболевание нервной системы. Тогда страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Что же расшатывает нервную систему, приводит ее к срыву и возникновению болезни? Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек длительное время находится в состоянии стресса. Невроз - это не болезнь, а разновидность «нормальных» реакций личности в необычных стрессовых условиях. В свою очередь, к стрессу приводят ссоры, неудачи и другие события жизни, которые психиатры обозначают как психические травмы. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.
Проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих студентов и их педагогов, социальных педагогов, психологов. Возможно пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, тренинговых курсов, здоровьесберегающих технологий.
Интенсивность и напряженность современной жизни провоцирует на психологическом уровне возникновение негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, способных привести к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний.
Для современного студента, как и для любого человека вообще, стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.
Глава 2.
Подобные опросы проводились неоднократно в разных странах.
По данным исследования Всероссийского
центра изучения общественного мнения
(ВЦИОМ), каждый третий студент хотя
бы раз в неделю по окончании трудового
дня испытывает стресс, а 13% - почти каждый
день.
Несмотря на то, что стресс постоянно испытывают
около трети россиян, только 2% опрошенных
обращаются за помощью к специалистам.
"Если возникает какая-то стрессовая
ситуация, то человек бежит не к врачу,
а к родственникам и друзьям или лечит
стресс привычным народным способом -
алкоголем. На Западе к этому другое отношение.
Там не принято "вешать" свои проблемы
на близких",- говорит Алексей Магалиф,
главный врач Клиники психологической
адаптации.
Социологический опрос, проведенный ВЦИОМ,
показал, что наиболее распространенные
способы снятия стресса у россиян - это
телевизор и музыка. К ним прибегают 46%
и 43% опрошенных соответственно. 19% находит
утешение в алкоголе, 16% - в еде, 15% - принимают
медикаменты, 12% - занимаются спортом, а
9% - сексом. Лишь 2% респондентов, испытывая
стресс, используют технику расслабления
(йогу или медитацию) или берут отпуск.
Специалисты делят методы борьбы со стрессом
на "экологические" и "неэкологические".
К первым относятся пешие прогулки, общение
с друзьями, горячая ванна или душ и т.д.,
а ко вторым - употребление алкоголя, наркотиков,
курение, переедание. Неэкологичные методы
могут помочь снять напряжение, но могут
обернуться новыми проблемами - болезнями,
лишним весом или выработкой зависимости.
Психотерапевты убеждены, что можно использовать
стресс во благо, нужно лишь научиться
управлять его энергией. По мнению Алексея
Магалифа, если человек психологически
устойчив и привык правильно оценивать
критические ситуации, то для него любой
кризис - это своеобразный допинг, который
позволит проанализировать свои слабые
стороны и найти возможности для движения
вперед.
Вывод: В результате нашего исследования мы выяснили, что основными причинами появления стресса у студентов являются большие учебные нагрузки, которые появляются из-за большого количества заданий по разным учебным дисциплинам. Все это приводит к спешке и постоянной нехватке времени. Таким образом, можно сказать, что наша гипотеза подтверждена. Чаще всего студенты восстанавливают силы крепким сном и общением с друзьями и близкими людьми.
Рекомендации: В
наше стрессовое время залог успеха и
здоровья только один - заставить себя
найти равновесие между учебой, отдыхом,
личным временем и общением с близкими
и друзьями.
Заключение: Итак, стресс - это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.
Список литературы:
1.
Алиев X. Защита от стресса. - М., 1996.
2. Бодров В. А.
Информационный стресс: Учебное пособие
для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2000. – 352 с. (Современное
образование)
3. 2. Василюк Ф.
Е. Психология переживания. М., 1984.
4. Стресс жизни:
Сборник. / Составители: Л. М. Попова, И.
В. Соколов. (О. Грегор. Как противостоять
стрессу. Г. Селье. Стресс без болезней.)
- Спб, ТОО "Лейла", 1994. - 384 с.
5. Судаков К. В. Системные механизмы эмоционального стресса. М., 1981.
6. http://pg-anti.narod.ru/
7. http://www.mosmedclinic.ru/
8. социологический опрос