Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 04:14, контрольная работа
Жизнь ставит очень много вопросов, ответить на которые можно только при помощи научного исследования, в частности, социологического. Социологические исследования помогают обеспечивать бесперебойную работу механизма обратной связи, дополняя и конкретизируя статистическую информацию конкретными данными об интересах и запросах, мнениях и настроениях людей, об их идеалах, жизненных планах, о степени удовлетворенности организацией труда, быта и досуга, состоянием морально-психологического климата.
т. д. человек. Промежуток между отбираемыми называется – шагом отбора.
Довольно популярен метод серийной выборки. В нем генеральная
совокупность делится по заданному признаку (полу, возрасту) на однородные
части. Затем отбор респондентов идет отдельно из каждой части. Число
респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу элементов в
ней.
Иногда социологи используют метод гнездовой выборки. В качестве единиц
исследования отбираются не отдельные респонденты, а целые группы и коллективы.
Гнездовая выборка дает научно обоснованную социологическую информацию, если
группы максимально схожи по важнейшим признакам, например по полу, возрасту,
видам обучения.
Также в исследованиях применяется целенаправленная выборка. В ней чаще
всего используются методы стихийной выборки, основного массива и квотной
выборки. Метод стихийной выборки – обычный почтовый опрос телезрителей,
читателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структуру
массива респондентов, которые заполнят и отправят анкеты по почте. Выводы
такого исследования можно распространять лишь на опрошенную совокупность.
При проведении пилотажного, или разведывательного, исследования обычно применяют
метод основного массива. Он практикуется при зондаже какого-либо
контрольного вопроса. В подобных случаях опрашивается до 60-70% респондентов,
попавших в отборочную совокупность.
Метод квотной выборки часто применяется при опросах общественного мнения.
Им пользуются в случаях, когда до начала исследования имеются статистические
данные о контрольных
признаках элементов
признаков, данные о которых выбираются в качестве квот, обычно не превышает
четырех, так как при большем числе показателей отбор респондентов становиться
практически невозможным.
ЭТАПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Социологическое
исследование-это способ получения
знаний о социальном мире, основанный
на строгом сборе фактов и их логическом
объяснении. Оно состоит в
Первый этап это выбор исследуемой проблемы,
то есть проблемы достойной изучения и
подходящей для исследования с помощью
научных методов.
Следующим этапом будет обзор литературы,
а именно обзор существующих теорий и
исследований по теме. Затем следует построение
гипотезы: выработка формулировки, определяющей
взаимосвязь между операционального (рабочего)
определения, устанавливающего переменные
в форме, делающей их доступными для измерения.
После построения гипотезы начинается
выбор программы исследований, то есть
определение методов проверки гипотезы:
эксперименты, опросы общественного мнения,
наблюдения за поведением людей в определенных
ситуациях, изучение существующих результатов
и исторических свидетельств, или указанные
процедуры в различных сочетаниях.
За этим этапом следует сбор и регистрация
данных в соответствии с особенностями
исследовательского проекта.
Предпоследним этапом является анализ
результатов, поиск значимых данных между
фактами, выявившимися в ходе исследований.
И, наконец, заключительным этапом социологического
исследования являются выводы, а именно:
определение результатов исследования,
выявление более широкого смысла работы
и наметка направлений будущих исследований.
Социологическое
исследование - это способ получения
знаний о социальном мире, основанный
на строгом сборе фактов и их логическом
объяснении. Оно состоит в
1. Выбор исследуемой
проблемы. Диапазон вопросов, открытых
для социальных исследований, столь
же обширен, как и диапазон
моделей человеческого
2. Обзор литературы.
Даттон и Арон изучили
3. Построение
гипотезы. Завершив обзор литературы,
исследователи обычно приходят
к экспериментальному
4. Выбор программы
исследований. После того как
исследователи сформулировали
5. Сбор данных.
Даттон и Арон осуществляли
сбор экспериментальных данных
около двух пешеходных мостов,
по которым люди обычно
6. Анализ результатов.
После того как исследователи
получат в свое распоряжение
необходимые данные, им предстоит
проанализировать их для
7. Выводы. После анализа данных исследователям предстоит сделать определенные выводы. Обычно они принимают, отвергают первоначальную гипотезу или вносят в нее какие-то изменения. Кроме того, ученые обычно стремятся связать полученные ими данные с другими данными и теориями. В нашем случае Даттон и Арон признали правильность гипотезы, согласно которой сильные эмоции способствуют повышению сексуального возбуждения.
В распоряжении социологов имеются четыре основных метода сбора данных: эксперименты, опросы общественного мнения, наблюдение и архивное исследование.(См.: Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 898-901.)
Эксперимент - метод сбора и анализа эмпирических данных с целью проверки гипотез относительно причинных связей между явлениями. В социальных науках наиболее часто проводят эксперимент, состоящий в сравнении двух сложных явлений, факторов, различающихся лишь тем, что на первый из них оказывают в соответствии с рабочей гипотезой определенное воздействие, а другой оставляют без изменений. Гипотеза считается доказанной, если в первой системе под воздействием экспериментального фактора (независимой переменной) произошло изменение, которое во второй отсутствует.
В социальной сфере проводят эксперименты, различающиеся: 1) по характеру объекта и предмета исследования; 2) по специфике поставленной задачи; 3) по логической структуре доказательства гипотезы. Что касается характера экспериментальных ситуаций, то социологи отдают предпочтение полевым экспериментам.
В полевом эксперименте
условия воздействия
Опросы. Методы, основанные на наблюдениях, используются для описания и характеристики непосредственно наблюдаемого поведения людей в разных ситуациях. Однако для наблюдения недоступны системы ценностей, убеждения, взгляды, представления, мотивировки и чувства. В таких случаях ведущим методом социологического исследования становится опрос. Опросы, как правило, проводятся методами интервьюирования и анкетирования. В основе интервью - беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще социологи проводят интервью на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы, в определенной последовательности и с заданными формулировками.
Анкетирование
- метод опроса, при котором социолог-
Как при интервьюировании,
так и при анкетировании
Логические объяснения, лежащие в основе процедур выборки, очень просты. Для иллюстрации представьте кувшин, наполненный 80 тыс. голубых, зеленых, красных, пурпурных и белых шариков. Для того чтобы определить количество шариков различных цветов, достаточно отобрать 1000 шариков, рассортировать их по цвету и подсчитать. Это позволяет определить, сколько шариков каждого цвета содержится в кувшине, с большой степенью достоверности.
Однако процедура выборки для социологического исследования много сложнее. Обычно социологи используют в своих исследованиях случайную выборку или выборку расслоенную (типическую). При случайной выборке исследователи осуществляют произвольный отбор объектов исследования так, что у каждого индивида в популяции имеется равный шанс быть выбранным. Если необходима более высокая точность, используется расслоенная выборка, когда население делится на соответствующие категории по возрасту, полу, социально-экономическому положению, расе, затем осуществляется случайная выборка в каждой из выделенных категорий. Так, если русские составляют 67%, а украинцы - 9% всего населения, то русские будут представлять в выборке 67%, а украинцы - соответственно 9%.
Составить хорошую анкету - непростое дело. Формулировка вопросов, их количество и размер - все это имеет немаловажное значение.
Например, формулировка
вопроса способна систематически "сбивать"
результаты опроса. При опросе, проведенном
"Нью-Йорк Тайме"/"Си-Би-Эс Ныос",
выявилось, что только 29% респондентов
высказалось в поддержку
Необходима не одна предварительная проверка, чтобы гарантировать, что вопросы понятны, недвусмысленны и достаточно конкретны для того, чтобы получить от респондентов желаемую информацию. Возможно, самая большая трудность с личной информацией связана с ее точностью. Поскольку данные, сообщаемые индивидами при опросах, непосредственно их касаются, то они могут ненамеренно или бездумно предоставлять искаженную информацию. Например, они могут скрывать или искажать информацию потому, что, если бы они сказали правду, они бы чувствовали, что находятся под угрозой или что их самоуважение понесло урон. Более того, многим людям не хватает самопонимания для того, чтобы дать ответы на некоторые типы вопросов. По меньшей мере, 10% населения из-за недостаточной грамотности не могут понять даже простейшие вопросы. И наконец, от 20 до 70% людей, получивших анкеты или опросные листы по почте, просто не утруждают себя их заполнением, что также искажает репрезентативность выборки.