Социологическое исследование и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 04:14, контрольная работа

Краткое описание

Жизнь ставит очень много вопросов, ответить на которые можно только при помощи научного исследования, в частности, социологического. Социологические исследования помогают обеспечивать бесперебойную работу механизма обратной связи, дополняя и конкретизируя статистическую информацию конкретными данными об интересах и запросах, мнениях и настроениях людей, об их идеалах, жизненных планах, о степени удовлетворенности организацией труда, быта и досуга, состоянием морально-психологического климата.

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 278.00 Кб (Скачать)

т. д. человек. Промежуток между отбираемыми называется –  шагом отбора.

Довольно популярен  метод серийной выборки. В нем генеральная

совокупность делится  по заданному признаку (полу, возрасту) на однородные

части. Затем отбор  респондентов идет отдельно из каждой части. Число

респондентов, отбираемых из серии, пропорционально общему числу  элементов в

ней.

Иногда социологи  используют метод гнездовой выборки. В качестве единиц

исследования отбираются не отдельные респонденты, а целые  группы и коллективы.

Гнездовая выборка  дает научно обоснованную социологическую  информацию, если

группы максимально  схожи по важнейшим признакам, например по полу, возрасту,

видам обучения.

Также в исследованиях  применяется целенаправленная выборка. В ней чаще

всего используются методы стихийной выборки, основного массива и квотной

выборки. Метод стихийной выборки – обычный почтовый опрос телезрителей,

читателей газет, журналов. Здесь заранее невозможно определить структуру

массива респондентов, которые заполнят и отправят анкеты по почте. Выводы

такого исследования можно распространять лишь на опрошенную совокупность.

При проведении пилотажного, или разведывательного, исследования обычно применяют 

метод основного массива. Он практикуется при зондаже какого-либо

контрольного вопроса. В подобных случаях опрашивается до 60-70% респондентов,

попавших в отборочную совокупность.

     Метод квотной выборки часто применяется при опросах общественного мнения.

Им пользуются в случаях, когда до начала исследования имеются статистические

данные о контрольных  признаках элементов генеральной  совокупности. Число

признаков, данные о которых выбираются в качестве квот, обычно не превышает

четырех, так как  при большем числе показателей  отбор респондентов становиться

практически невозможным.

ЭТАПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Социологическое исследование-это способ получения  знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении. Оно состоит в систематизированном  ряде шагов, направленных на максимализацию объективности в изучении данной проблемы. В идеальном варианте социологическое исследование следует поэтапной процедуре, хотя на практике это не всегда возможно. 
Первый этап это выбор исследуемой проблемы, то есть проблемы достойной изучения и подходящей для исследования с помощью научных методов.  
Следующим этапом будет обзор литературы, а именно обзор существующих теорий и исследований по теме. Затем следует построение гипотезы: выработка формулировки, определяющей взаимосвязь между операционального (рабочего) определения, устанавливающего переменные в форме, делающей их доступными для измерения.  
После построения гипотезы начинается выбор программы исследований, то есть определение методов проверки гипотезы: эксперименты, опросы общественного мнения, наблюдения за поведением людей в определенных ситуациях, изучение существующих результатов и исторических свидетельств, или указанные процедуры в различных сочетаниях. 
За этим этапом следует сбор и регистрация данных в соответствии с особенностями исследовательского проекта.  
Предпоследним этапом является анализ результатов, поиск значимых данных между фактами, выявившимися в ходе исследований. И, наконец, заключительным этапом социологического исследования являются выводы, а именно: определение результатов исследования, выявление более широкого смысла работы и наметка направлений будущих исследований.

Социологическое исследование - это способ получения  знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении. Оно состоит в систематизированном ряде г шагов, направленных на обеспечение максимальной объективности в изучении проблемы. В идеальном варианте социологическое исследование следует подобной поэтапной процедуре, хотя на практике это не всегда представляется возможным. Даже при таких обстоятельствах описанные ниже этапы обеспечивают полезные вехи проведения научного исследования (рис. 1.6).

1. Выбор исследуемой  проблемы. Диапазон вопросов, открытых  для социальных исследований, столь  же обширен, как и диапазон  моделей человеческого поведения. Следовательно, необходимо найти проблему, заслуживающую внимания и поддающаяся исследованию с помощью научных методов. Например, социологи Дональд О. Даттон и Артур П. Арон решили проверить, действительно ли между состояниями сильного страха и сексуального возбуждения существует связь, как это утверждал римский поэт Овидий, живший в I в. н.э. Овидий утверждал, что в женщинах возбуждается любовная страсть во время наблюдения за жестокими боями гладиаторов. Предположительно, чувства страха и отвращения, вызываемые жестокими сценами, каким-то образом трансформируются в любовное влечение.

2. Обзор литературы. Даттон и Арон изучили литературу, повествующую о сексуальном влечении  и сильных эмоциональных состояниях. Просматривая литературу, они узнали  о другом исследовании, которое уже было завершено и дало толчок многим направлениям, что позволило избежать повторения работы, уже проделанной другими авторами. Этолог Нико Тинберген обнаружил связь между "агрессией" и ухаживанием у некоторых видов животных, а ряд психологов продемонстрировали на экспериментальной основе существование сходных связей в поведении людей.

3. Построение  гипотезы. Завершив обзор литературы, исследователи обычно приходят  к экспериментальному предположению,  касающемуся взаимосвязи, которая, по их мнению, существует между двумя переменными. Они выстраивают эту взаимосвязь в форме гипотезы. Даттон и Арон приняли решение проверить гипотезу, согласно которой состояние сильного страха (независимая переменная) способствует повышению сексуального влечения (зависимая переменная). Но прежде чем приступить к исследованию, им необходимо было сформулировать операциональные (рабочие) определения своих переменных. При формулировке операциональных определений ученые облекают абстрактные идеи в формы, позволяющие осуществлять их оценку. Даттон и Арон сформулировали свою рабочую гипотезу следующим образом: "Привлекательная женщина кажется более привлекательной мужчинам, если они встретили ее в обстоятельствах, вызывающих у этих мужчин сильное эмоциональное состояние (страх), чем при отсутствии подобных обстоятельств".

4. Выбор программы  исследований. После того как  исследователи сформулировали свою  рабочую гипотезу, им предстоит  определить, каким образом будет  осуществляться сбор данных для  дальнейшего их анализа и проверки гипотезы. В зависимости от характера гипотезы ученые могут составить план проведения эксперимента, брать интервью, наблюдать поведение людей в определенных ситуациях, изучать имеющиеся результаты и исторические свидетельства или использовать все эти процедуры в различных сочетаниях. Даттон и Арон провели полевое исследование.

5. Сбор данных. Даттон и Арон осуществляли  сбор экспериментальных данных  около двух пешеходных мостов, по которым люди обычно переходили  через реку Капилано-Ривер в Северном Ванкувере (Канада). Первый из "экспериментальных" мостов представлял собой конструкцию длиной 450 футов, находящуюся на высоте 230 футов над горным каньоном и ревущим на дне каньона потоком; этот мост под ногами людей изгибался и качался так, что создавалось впечатление шаткой конструкции, с которой легко свалиться. Второй, или "контрольный", мост - широкий, прочный, сделан из дерева. Он находится несколько дальше вверх по реке. В этом месте река представляет собой мелкий и узкий поток. Мост находится на высоте всего 10 футов над водой. Привлекательная женщина подходила к мужчинам, которые только что перешли по одному из мостов, и объясняла им, что она участвует в учебном проекте по психологии. Она просила мужчин заполнить краткий опросный лист и написать коротенький драматический рассказ, основанный на изображении молоденькой женщины. Когда мужчины (называемые объектами эксперимента) заполнили опросник, женщина оставила каждому из них свою фамилию и номер телефона на случай, если "они захотят узнать об исследовании побольше".

6. Анализ результатов.  После того как исследователи  получат в свое распоряжение  необходимые данные, им предстоит  проанализировать их для нахождения  ответов на вопросы, заложенные  в их исследовательский проект. Анализ предполагает поиск значимых связей между фактами, выяснившимися в ходе исследования. Проанализировав истории, написанные объектами исследования, Даттон и Арон пришли к выводу, что мужчины, перешедшие через реку по шаткому подвесному мосту, испытывали большее сексуальное возбуждение, чем мужчины, перешедшие по прочному и более безопасному мосту: молодой женщине, проводившей опрос, позвонили 50% мужчин, перешедших реку по качающемуся мосту, и всего 13% мужчин, выбравших менее опасный мост.

7. Выводы. После  анализа данных исследователям предстоит сделать определенные выводы. Обычно они принимают, отвергают первоначальную гипотезу или вносят в нее какие-то изменения. Кроме того, ученые обычно стремятся связать полученные ими данные с другими данными и теориями. В нашем случае Даттон и Арон признали правильность гипотезы, согласно которой сильные эмоции способствуют повышению сексуального возбуждения.

В распоряжении социологов имеются четыре основных метода сбора данных: эксперименты, опросы общественного мнения, наблюдение и архивное исследование.(См.: Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 898-901.)

Эксперимент - метод  сбора и анализа эмпирических данных с целью проверки гипотез  относительно причинных связей между  явлениями. В социальных науках наиболее часто проводят эксперимент, состоящий в сравнении двух сложных явлений, факторов, различающихся лишь тем, что на первый из них оказывают в соответствии с рабочей гипотезой определенное воздействие, а другой оставляют без изменений. Гипотеза считается доказанной, если в первой системе под воздействием экспериментального фактора (независимой переменной) произошло изменение, которое во второй отсутствует.

В социальной сфере  проводят эксперименты, различающиеся: 1) по характеру объекта и предмета исследования; 2) по специфике поставленной задачи; 3) по логической структуре доказательства гипотезы. Что касается характера экспериментальных ситуаций, то социологи отдают предпочтение полевым экспериментам.

В полевом эксперименте условия воздействия экспериментального фактора близки к естественным. Полевые эксперименты бывают активно направленными и естественными. В активно направленном эксперименте исследователь вводит в действие экспериментальный фактор, приводящий, по его гипотезе, к определенным последствиям, в естественном - воздействие экспериментального фактора вызвано самим ходом событий.

Опросы. Методы, основанные на наблюдениях, используются для описания и характеристики непосредственно  наблюдаемого поведения людей в  разных ситуациях. Однако для наблюдения недоступны системы ценностей, убеждения, взгляды, представления, мотивировки и чувства. В таких случаях ведущим методом социологического исследования становится опрос. Опросы, как правило, проводятся методами интервьюирования и анкетирования. В основе интервью - беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще социологи проводят интервью на основе заранее подготовленного опросного листа, в котором даются все интересующие вопросы, в определенной последовательности и с заданными формулировками.

Анкетирование - метод опроса, при котором социолог-исследователь  общается с респондентом (участником социологического опроса) с помощью  анкеты.

Как при интервьюировании, так и при анкетировании исследователи  должны уделять особое внимание процедурам выборки: 1) определить слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса (генеральная совокупность); 2) определить численность опрашиваемых, необходимую и достаточную для репрезентации генеральной совокупности; 3) определить правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора. Такие рупоры общественного мнения, как "Гэллап", "Харрис" и "Си-Би-Эс Ньюс", используют небольшую выборку респондентов: примерно 1500 респондентов отражают мнение 240 млн. американцев.

Логические объяснения, лежащие в основе процедур выборки, очень просты. Для иллюстрации  представьте кувшин, наполненный 80 тыс. голубых, зеленых, красных, пурпурных  и белых шариков. Для того чтобы  определить количество шариков различных  цветов, достаточно отобрать 1000 шариков, рассортировать их по цвету и подсчитать. Это позволяет определить, сколько шариков каждого цвета содержится в кувшине, с большой степенью достоверности.

Однако процедура  выборки для социологического исследования много сложнее. Обычно социологи используют в своих исследованиях случайную выборку или выборку расслоенную (типическую). При случайной выборке исследователи осуществляют произвольный отбор объектов исследования так, что у каждого индивида в популяции имеется равный шанс быть выбранным. Если необходима более высокая точность, используется расслоенная выборка, когда население делится на соответствующие категории по возрасту, полу, социально-экономическому положению, расе, затем осуществляется случайная выборка в каждой из выделенных категорий. Так, если русские составляют 67%, а украинцы - 9% всего населения, то русские будут представлять в выборке 67%, а украинцы - соответственно 9%.

Составить хорошую  анкету - непростое дело. Формулировка вопросов, их количество и размер - все это имеет немаловажное значение.

Например, формулировка вопроса способна систематически "сбивать" результаты опроса. При опросе, проведенном "Нью-Йорк Тайме"/"Си-Би-Эс Ныос", выявилось, что только 29% респондентов высказалось в поддержку конституциональной поправки о "запрещении абортов". Однако отвечая на последний вопрос той же самой анкеты, уже 50% респондентов сказали, что они поддерживают поправку о "защите жизни неродившихся детей", что по сути равнозначно запрещению абортов. Время от времени политики используют такую тактику для достижения собственных целей. К примеру, вопрос, начинающийся со слов "Я согласен с тем, что кандидат X...", гораздо чаще вызывает положительный отклик, чем вопрос, сформулированный следующим образом: "Считаете ли Вы, что кандидат X..."

Необходима не одна предварительная проверка, чтобы  гарантировать, что вопросы понятны, недвусмысленны и достаточно конкретны  для того, чтобы получить от респондентов желаемую информацию. Возможно, самая  большая трудность с личной информацией связана с ее точностью. Поскольку данные, сообщаемые индивидами при опросах, непосредственно их касаются, то они могут ненамеренно или бездумно предоставлять искаженную информацию. Например, они могут скрывать или искажать информацию потому, что, если бы они сказали правду, они бы чувствовали, что находятся под угрозой или что их самоуважение понесло урон. Более того, многим людям не хватает самопонимания для того, чтобы дать ответы на некоторые типы вопросов. По меньшей мере, 10% населения из-за недостаточной грамотности не могут понять даже простейшие вопросы. И наконец, от 20 до 70% людей, получивших анкеты или опросные листы по почте, просто не утруждают себя их заполнением, что также искажает репрезентативность выборки.

Информация о работе Социологическое исследование и его виды