Социологические теории личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 23:20, реферат

Краткое описание

Не секрет, що будь-яка перевірка для підприємства, навіть якщо воно здійснює підприємницьку діяльність без порушень чинного законодавства, неспокійний процес, який забирає час та здоров’я. А тим більше перевірка, яку здійснює податкова інспекція.
Перевірка вважається основною формою податкового контролю за діяльністю будь-якого підприємства. Податковий інспектор може заздалегідь спланувати перевірку суб’єкта господарювання, повідомивши його у встановлений законодавством строк, або провести позапланову перевірку за наявності підстав для неї.

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 20.45 Кб (Скачать)

АВТОНОМНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  КООПЕРАЦИИ,

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Факультет среднего профессионального  образования

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему: «Социологические теории личности»

 

                                                                      

 

 

 

 

 

Выполнила :

Студентка группы к-31

Осипова Анастасия

Проверила:

Ревенко Н.В.

Белгород 2012 год

 

 

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в  мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает  личность в качестве устойчивой целостности  психических процессов, свойств  и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и  т. д.

Личность как субъект  социальных отношений, прежде всего, характеризуется  автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной  противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением  властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие  у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность  к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

Теории социализации

Младенец вступает в большой  мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время  ребенок становится человеческим существом  с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения  и ответственностью, а также с  неповторимо индивидуальным видением мира.

Этот процесс усвоения личностных качеств на разных этапах физического существования человека определяется в социологии термином «социализация».

Социализация – это  сложный процесс включения индивида в общественные отношения, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе.

Первичная социализация –  та социализация, в которую индивид  включается в детстве. Вторичная  социализация – это последующий  процесс усвоения новых ролей, ценностей, знаний на каждом этапе жизни.

Люди и учреждения, с  помощью которых осуществляется социализация личности, называются агентами социализации. Агенты первичной социализации – родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, все остальные родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи – все люди, кто связан с индивидом тесными личными отношениями. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально деловыми отношениями, т.е. представители администрации школы, вуза, армии, суда и т.д.

Теории Ч. Кули и Дж. Мида

Теории социализации имеют  довольно длительную историю становления  и развития. Наибольшую известность  получили теории Ч. Кули и Дж. Мида, Р. Линтона, З. Фрейда. Большой вклад в объяснение процесса социализации внесли представители школы символического интеракционизма Ч. Кули и Дж. Мид.

По их мнению, каждый человек  строит своё «я», основываясь на реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Стержень личности – это  результат социального взаимодействия, в ходе которого индивид обучился смотреть на себя как на объект, глазами  других людей. Человек имеет столько  социальных «я», сколько существует лиц и групп, о мнении которых  он заботится. Решающая роль в социализации отводится первичным группам, в которых складываются неформальные и доверительные отношения.

Человеческое «я», открывающееся  через реакции других людей, известно как «зеркальное я». Другие люди – это те зеркала, в которых  формируется образ «я» человека. «Я» включает: 1) представление о  том, «каким я кажусь другому человеку», 2) представление о том, «как этот другой оценивает мой образ», 3) вытекающее из этого специфическое «чувство»  гордости или унижения.

По мнению Мида, сознательное «я» вырастает в социальном процессе. Маленький ребёнок обнаруживает своё я как существо, обладающее определёнными намерениями только во взаимодействии с другими. Если ребёнок обращается только с одним человеком, его развитие как индивидуальности будет сравнительно прямолинейным и одномерным. Ребёнку требуется несколько взрослых, которые по-разному реагируют на мир. К тому же необходимо, чтобы значимые для ребёнка другие сами контактировали с «обобщённым другим».

Усматривая особенность  человеческого сознания в способности  использовать символы и жесты, Мид полагал, что человек может быть объектом для самого себя, будучи и субъектом. Психическую систему этого процесса Мид называет «я» и «меня». Как субъект «я» может оставаться самим собой, как объект, приняв отношение другого к самому себе. Посредниками этого процесса являются «значимые другие», т.е. мать, отец и другие близкие.

Главная роль в процессе социализации, по мнению Мида, принадлежит детским играм, в процессе которых развиваются разум и способности ребёнка, усваиваются роли сразу нескольких лиц. На первой стадии развития (1-3 года) ребёнок просто примеряет на себя всевозможные роли. На второй стадии вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными лицами (игра в «дочки-матери»). Критерием формирования зрелого «я» служит способность принять на себя роль «обобщённого другого» – с наступлением третьей стадии (от 4 лет и далее). Мид подчёркивал значение отношений со сверстниками для формирования самостоятельной и ответственной личности.

Теория Ж.Пиаже

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в  развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и  их последующей перестройке в  зависимости от опыта и социального  взаимодействия. Эти стадии сменяют  одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).

Теория З.Фрейда

Одним из первых выделил  механизм социализации ребёнка основатель психоанализа З.Фрейд. По Фрейду, личность состоит из трёх основных компонентов: «оно», «я», «сверх-я». «Оно» - примитивный компонент, иррациональный и бессознательный, носитель инстинктов, подчиняющийся принципу удовольствия. Инстанция «я» осуществляет контроль личности, учитывая особенности внешнего мира. «Сверх-я» – носитель моральных норм, выполняющий оценочные функции. Фрейд понимал социализацию как процесс «развёртывания» врождённых свойств человека, в результате которого происходит становление этих трёх составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет 5 стадий, связанных с определёнными участками тела: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

Первая стадия развития человека соответствует оральной фазе и охватывает первый год жизни. В этот период развивается  параметр социального взаимодействия, положительным полюсом которого служит доверие, а отрицательным  – недоверие. Если младенец не получает должного ухода, любви, то вырабатываемое у него недоверие к миру он переносит  в другие стадии своего развития. Вопрос в том, какое начало одержит верх, возникает заново на каждой последующей стадии развития.

По Фрейду, вторая стадия, совпадая с анальной фазой, охватывает второй и третий годы жизни. На этой фазе устанавливается соотношение  между самостоятельностью, с одной  стороны, и стыдливостью и неуверенностью – с другой. Ребёнок, вынесший из этой стадии гораздо больше самостоятельности, чем стыда (если родители предоставляют  ему делать то, на что он способен), окажется хорошо подготовлен к развитию самостоятельности в дальнейшем. Третья стадия обычно приходится на возраст от 4 до 5 лет. Возраст от 6 до 11 лет – четвёртая стадия, соответствующая латентной фазе. Пятая фаза – это возраст от 12 до 18 лет.

Теория Э. Эриксона

Из практики психоанализа возникла теория развития личности Э. Эриксона. По мнению Эриксона, основы человеческого «я» коренятся в социальной организации общества. Каждой стадии развития личности отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.

Эти идеи Эриксона легли в основу 2-х важных понятий его концепции – «групповой идентичности» и «эго-идентичности». Благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребёнка ориентировано на включение его в социальную группу, формируется групповая идентичность. Параллельно с групповой формируется эго-идентичность, которая создаёт у субъекта чувство устойчивости и непрерывного своего «я», несмотря на изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Эриксон выдвинул 3 важных и новых положения. 1) он предположил, что наряду с описанными Фрейдом фазами психосексуального развития, в ходе которого меняется направленность влечения от аутоэротизма к внешнему объекту, существуют и психологические стадии развития «я», в ходе которого индивид устанавливает основные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде.

Во-вторых, Эриксон утверждал, что становление личности растягивается на весь жизненный цикл, а не заканчивается в подростковом возрасте. И в-третьих, каждой стадии присущи свои собственные параметры развития, которые могут быть положительными и отрицательными.

Социальный параметр третьей  стадии Фрейда (фаллическая), по мнению Эриксона, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом. От того, как на этой стадии реагируют родители на игры и забавы ребёнка, во многом зависит, какое из этих качеств перевесит в его характере.

Четвёртая стадия , соответствующая латентной фазе в психоанализе. Здесь Эриксон расширяет рамки психоанализа и указывает, что развитие ребёнка в этот период зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых. В этот период у ребёнка появляется дедукция, способность к организованным играм, регламентированным занятиям, а социальный параметр этой стадии характеризуется умелостью, с одной стороны, и чувством неполноценности – с другой.

При переходе в пятую стадию (12-18 лет) параметр связи с окружающим колеблется между положительным  полюсом идентификации «я» и  отрицательным полюсом путаницы ролей. Т.е. подросток, который приобрёл способность к обобщениям, должен объединить всё, что он знает о  себе как о сыне, школьнике, друге, спортсмене и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым  и проецировать в будущее. Если молодой  человек успешно справится с  такой психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто  он есть и куда идёт.

Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости. Специфический  для этой стадии параметр заключён между положительным полюсом  близости (брак, дружба) и отрицательным  – одиночества.

Седьмая стадия – зрелый возраст. На этой стадии появляется новый  параметр личности – общечеловечность. Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться на жизнью будущих поколений. Тот, у кого такое чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и собственном комфорте.

Восьмой, последний параметр классификации Эриксона – психосоциальный, он заключен между целостностью и безнадёжностью.

Эриксон считает, что у каждой стадии есть свои сильные стороны, что неудача на одной стадии может быть исправлена последующими удачами на других. Кроме того, Эриксон перекладывает часть ответственности за формирование личности с родителей на самого индивида и на общество.


Информация о работе Социологические теории личности