Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:04, творческая работа
Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана – о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости. Первым делом исследователь использует официальную статистику, публикуемую в журналах, бюллетенях, докладах. Недостающую информацию он добирает в социологическом опросе, где выясняются субъективные мнения людей (респондентов).
1. Введение 2
2. Виды социологического исследования 3
3. Программа социологического исследования 6
4. Пример социологического исследования 9
5. Список литературы 12
Сегодня под эмпирическим исследованием понимается сбор первичных данных, поведенный по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученого репрезентативную информацию. На вопрос, как получены данные отвечает ТЕХНОЛОГИЯ (методика и методы) сбора данных, а сами данные являются результатом исследовательского поиска и ответ на вопрос, что получено в исследовании. СТРАТЕГИЯ эмпирического исследования задается программой исследования, куда входят теоретическая модель предмета исследования, эмпирическая схема объекта исследования, методы и методика получения данных, анализ и интерпретация данных, но не входят научный отчет, в котором описаны итоги.
Все стадии
работы социолога отражены в его главном
документе – ПРОГРАММЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ. Она содержит теоретическое
обоснование методологических подходов
и методических приемов изучения конкретного
явления или процесса. Она не является
ни началом, ни концом исследования, т.к.
постоянно находится в стадии доработки.
Основные
этапы составления
программы социологического
исследования:
Формулировка проблемы. Проведение исследования и составление программы начинается с правильной постановки проблемы. Социальная проблема – существующее в своей реальности, в окружающей нас жизни противоречивая ситуация, носящая массовый характер и затрагивающая интересы больших социальных групп либо социальных институтов. В процессе формулировки проблемы исследования социолог стремится точно выразить ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ и в то же время не давать чрезмерно широких и абстрактных определений. Обычно первоначальная проблема по ходу исследования постоянно сужается и к моменту «выхода в поле» приобретает четкий, завершенный вид. Целесообразно несколько раз возвращаться к формулировке проблемы.
Изучение нескольких
проблем в рамках одного исследования
усложняет инструментарий и делает
его слишком громоздким, что в
свою очередь снижает качество собираемой
информации и оперативность исследования.
Определение цели, задач, объекта и предмета исследования. Задачи и цели исследования могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные предполагают поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения исследуемой проблемы? Дополнительные задачи помогают выяснить сопутствующие главной проблеме исследования обстоятельства, факторы, причины.
Объект исследования это:
- носитель той или иной социальной проблемы;
- люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию.
Чаще всего объектом выступает социальная группа.
Предмет
исследования – те стороны и свойства
объекта, которые в наиболее полном виде
выражают исследуемую проблему и подлежат
изучению.
Логический
анализ основных понятий. Это логическое
структурирование основных понятий, определяющих
предмет исследования. Он предполагает
точное объяснение содержания и структуры
исходных понятий, а на этой основе – уяснение
соотношения свойств изучаемого явления.
Впоследствии он поможет правильно объяснить
полученные результаты. Результатом подобной
процедуры является ТМПИ (теоретическая
модель предмета исследования).
Выдвижение
гипотез. Гипотеза – научное предположение,
выдвигаемое для объяснения изучаемых
явлений и процессов, которое надо подтвердить
или опровергнуть. Предварительное выдвижение
гипотез может предопределить внутреннюю
логику всего процесса исследования. Они
должны быть точными, конкретными, ясными
и касаться только предмета исследования.
Определение выборочной совокупности. Выборочная совокупность представляет собой уменьшенную копию объекта исследования и задается им самим. Если объект исследования охватывает десятки тысяч людей, то выборочная совокупность – сотни. Поэтому большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально – демографическим признакам структуру изучаемого объекта.
Эта операция носит
название выборка. В программе исследования
тщательно описывается проект выборки,
который в последствии может уточняться.
В проекте выборки
указываются принципы выделения
из объекта той совокупности людей
(либо иных источников информации), которые
впоследствии будут охвачены опросом;
обосновывается техника проведения опроса;
указываются подходы к определению достоверности
полученной информации (она необходима
для того, что бы удостовериться в степени
правомерности распространения полученных
выводов на весь объект исследования).
В методическую
часть программы социологического исследования
включаются также характеристика
методов и приемов сбора
первичной информации (анкетного опроса,
интервью, анализа документов, наблюдения);
логическая структура применяемого методического
инструментария, из которой видно, на выявление
каких характеристик, свойств предмета
исследования направлен тот или иной блок
вопросов; порядок расположения вопросов
в инструментарии. Сам инструментарий
прилагается к программе в качестве самостоятельного
инструмента. Иногда сюда включают логические
схемы обработки собранной информации,
показывающие диапазон и глубину анализа
данных.
Когда мы приступаем к построению программы социологического исследования, то самым сложным и важным делом, предопределяющим общий успех, является, пожалуй, создание ТМПИ.
ТМПИ – представляющая внутри себя единое логическое целое совокупность абстрактных объектов, которые описывают проблемное поле, попавшее в сферу вашего теоретического интереса.
ТМПИ – основной путеводитель социолога в безбрежном море эмпирической информации.
Теоретическая модель связывает в единое целое:
Прежде всего,
она включает в себя абстрактные
понятия, которые логически увязаны
друг с другом. Затем они переводятся
в совокупность конкретных, наблюдаемых
признаков. Итак, центральным моментом
разработки является создание теоретической
модели.
Приведем
конкретный пример социального
исследования, как
диагностики и
практики.
Американский
центр выборочных исследований под
руководством Ф. Манна провел социологическое
исследование на 6 заводах и в центральном
офисе крупной фирмы. Под диагнозом понимался
процесс изучения различных характеристик
организации и персонала с целью получить
точное описание того, как обстоят дела
в фирме. Методология диагностики предполагала
не только первичное обследование объекта,
но и последующую перепроверку (повторное
исследование) степени надежности полученных
данных, установление приоритетов практических
мероприятий.
В данном случае
цели определялись сотрудниками центра
совместно с руководством заводов и администрацией
фирмы. Первоначальные цели были признаны
недостаточно точными, поэтому для их
конкретизации провели устные интервью
и сбор письменных пожеланий. После чего
ученые скорректировали цели исследования,
которые на следующих стадиях были согласованы
с профсоюзами.
В конечном счете,
выяснилось, что цели – это то,
что интересует каждую из сторон. Компанию
интересовало улучшение психологического
климата и морали работников, изменения
установок людей и их отношения к работе.
Профсоюз хотел получить комплекс практических
мероприятий, улучшающих положение дел
на производстве. Ученых интересовали
такие переменные, как контроль, коммуникация,
эффективность, координация, процесс устаревания
технологии, склонность к риску, удовлетворенность
и организационные изменения. В процессе
долгих согласований были выработаны
взаимоприемлемые цели.
Исследование
включало несколько
фаз.
На первой
создали специальный комитет, состоящий
из ученых и менеджеров. Он возник после
того, как ученые убедились в его полезности.
Оказывается, что научные данные могут
быть по достоинству оценены компанией
только в том случае, если лица, занимающие
в компании ключевые посты, будут включены
в разработку процедуры исследования
в той мере, в которой это позволяют научные
правила. Комитет составил список проблем,
которые надлежало изучить, а затем в ходе
интервью с персоналом на самых разных
уровнях управления он был дополнен и
расширен. Активное участие в обсуждении
принимали профсоюзы. Ученые перевели
идеи и предложения опрошенных работников
на язык социально – психологических
переменных.
Вторая
стадия. Обобщив богатый материал, полученный
в процессе коллективных обсуждений с
персоналом, ученые составили вопросник
и схему основного интервью. Включаемые
сюда вопросы просматривались руководством
производственных отделов компании и
членами комитета. Одобрение инструментария
и его совместная разработка существенно
снизили психологическое сопротивление
менеджмента на стадии обсуждения различных
результатов. В конечном итоге была достигнута
высокая степень профессионализма исследования
и конфиденциальности ответов респондентов.
Третья фаза – заключительный этап диагноза. Он не завершается анализом процентных распределений. Сбор и анализ данных проводились по стандартным правилам, принятым в социологии. Специфику представляет процедура интерпретации данных. Поскольку они ориентированы на достижение практического эффекта, процедура интерпретации данных и анализу выявленных проблем является решающим фактором, поскольку предполагается, что результаты исследования будут использованы именно в этой организации. Желательно, что бы дискуссию вел руководитель отдела компании. Он нацеливает персонал на практическое использование результатов и участие в принятии решений.
Т.о., устанавливается
активная обратная связь ученых с
персоналом, которая служит гарантией
успеха дела. Обсуждение выявленных учеными
проблем стимулировало
Список
литературы:
3. А.Н.
Елсукова «Социология», 2001, 521 стр