Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:22, контрольная работа
История социологии – это рефлексия социологии на саму себя, ее самосознание. Традиционно история социологии излагается от О.Конта, заложившего ее основное направление – позитивизм. Долгое время позитивизм монопольно определял развитие социологии, методологию и технику социологических исследований. Однако в конце 19 века произошел кризис позитивизма, появилось множество новых теорий.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Огюст Конт - родоначальник позитивизма и позитивистской социологии……………………………………………………………………….4
2. Социологическая концепция О. Конта………………………………………..6
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………...17
«Позитивную теорию общественного прогресса» Конт назвал социальной динамикой. Это была «абстрактная история», история «без имен, лиц и даже без названий народов». Сознательно абстрагируясь от многообразия конкретных форм исторического развития, Конт создал схему, опираясь на примеры, взятые из истории «наиболее цивилизованных» европейских народов. Прогресс, по Конту, означает развитие по восходящей линии, хотя, стремясь освободить понятие прогресса от связи с «метафизическими» ценностями, Конт подчеркивал, что включает в это понятие простое развитие, без оттенка совершенствования. Наука, писал Конт, не может разрешить вопроса о том, является ли прогресс общественный также прогрессом моральным, хотя сам был убежден, что это так.
Разбирая роль различных факторов, влияющих на общественное развитие, Конт делил их на первичные и вторичные. Первичным, решающим фактором является духовное, умственное развитие. Ко вторичным Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность человеческой жизни, прирост населения, обусловливающий разделение труда и побуждающий развитие интеллектуальных и моральных черт человека. Вторичные факторы могут только ускорить или замедлить прогресс общества, который совершается закономерно и стадии которого не могут быть изменены.
Подразделяя прогресс на материальный (улучшение внешних условий жизни), физический (совершенствование человеческой природы), интеллектуальный (развитие интеллекта, переход от религиозного и метафизического мировоззрения к позитивному) и моральный (развитие коллективности и нравственных чувств), Конт придавал основное значение последним двум областям. Он писал, что социальный организм основывается на совокупности взглядов, «мнений», которые, постепенно изменяясь, оказывают влияние на все прочие стороны общественной жизни. А раз так ‑ в основу социальной динамики должна быть положена история человеческого духа.
Важнейшими показателями развития разума являются, по Конту, наиболее общие абстрактные понятия, поэтому о степени развития обществ можно судить по соответствующим философским системам. Каждому этапу развития человеческого разума, который закономерно проходит через три главные стадии: теологическую, метафизическую и позитивную, соответствуют определенные формы искусства, хозяйства, политики и общественного устройства.
Закон трех стадий ‑ краеугольный камень контовской социальной динамики ‑ является одновременно историческим и логическим законом: три стадии развития человеческого ума соответствуют трем аналогичным стадиям развития истории.
Первую теологическую, или фиктивную, стадию, охватывающую древность и раннее средневековье (до 1300г.), Конт делил на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. При фетишизме люди приписывали жизнь окружающим предметам и видели в них богов. При политеизме (Древняя Греция и Рим) обожествлялись природные явления. Эпоха монотеизма - эпоха христианства.[5]
Метафизическую стадию (с 1300 по 1800г.) Конт рассматривал как переходную, для которой характерно разрушение старых верований - фундамента общественного порядка. Важнейшие события этой эпохи - Реформация, Французская революция. «Негативная» критическая философия привела к упадку все авторитеты, власть господствующих классов, религии. Однако, эмансипировав личность и угнетенные классы, революция, по мнению Конта, не создала доктрины, которая могла бы объединить умы. Концепции французских революционеров, считает Конт, были основаны на незнании истории и ее законов. Стремиться к революционным изменениям ‑ значит идти против законов истории, нарушать ее закономерный ход, ввергать общество в болезненное состояние и т.п. Общество, погруженное в анархию, нуждается в новой идеологии, выполняющей интегрирующую роль.
Свидетельством того, что общество постепенно вступает в последнюю, позитивную эру, служит распространение наук, рост их общественного значения и создание теории позитивизма. Промышленный строй приходит на смену военному, характерному для теологической эпохи. Гармоническое и равномерное развитие всех элементов жизни гарантирует использование научных открытий на пользу всему человечеству. Характерными чертами позитивной эпохи являются победа альтруизма над эгоизмом, рост социальных чувств, быстрое развитие материальной культуры, обеспечивающей все более легкую и приятную жизнь, справедливость и мир.
По сравнению с некоторыми современными и предшествовавшими историческими и философско-социологическими сочинениями, контовская социальная динамика была не лишена известных достоинств. Конт пытался раскрыть закономерность социальной эволюции, которой не замечали историки-волюнтаристы. Теориям естественного права и общественного договора он противопоставил исторический подход, а либеральному индивидуализму ‑ точку зрения общества как целого. Плодотворен был и его историко-эволюционный подход к религии, развитие которой Конт связывал с широким кругом социально-политических отношений, хотя единство общества и связь между определенными формами религии и социально-политической организации он выводил не из экономической структуры, а из идейной общности.
Но, положив закон трех стадий в основу своей социальной динамики, Конт отказался от анализа многообразия конкретных форм исторического развития народов, приводил в качестве иллюстраций только те факты, которые подтверждали сконструированную им схему.
Принципиальная слабость теории Конта становится особенно наглядной, когда от общих положений социальной динамики он переходит к обоснованию своей положительной программы ‑ «социальной политики».[6] В отличие от объективного метода, направленного на открытие истины, идейным стержнем позитивной политики должны быть субъективные ценности, человеческие интересы и идеалы. В соответствии с этим Конт проповедует субъективный метод в политике. Позитивизм как «религия человечества» проповедовал полное растворение личности в обществе, всеобщую любовь и братание. Из идеи единения чувств и разума Конт выводил большую общественную роль ученых и артистов, которые становятся новыми священниками, хранителями позитивистских догм и блюстителями нового религиозного культа. Не была чужда Конту и идея позитивистской церкви, цель которой ‑ объединение сначала единоверцев, а затем людей всего мира. В осуществлении этой расплывчатой программы Конт придавал решающее значение пролетариату. Однако для этого пролетариат должен полностью порвать с социалистическими учениями, посягавшими на институт собственности, который позитивисты считали священным. В позитивистском обществе собственность должна была рассматриваться как аккумуляция общественного богатства, а те люди, которые сумели создать и приумножить собственность, ‑ как служители человечества. Пространные рассуждения о всеобщей любви, порядке и прогрессе прикрывали реакционный политический смысл идеи корпоративного строя, в котором духовный авторитет сосредоточен у касты философов, материальные возможности и власть ‑ у капиталистов, а на долю пролетариата оставался труд, приносящий ему моральное удовлетворение и общественное признание.
Социальные преобразования, прокламированные Контом, были направлены не на ликвидацию антагонистических общественных отношений, порождаемых частной собственностью, а на изменение отношений между людьми, на интеллектуально-моральную реформу сознания.
Концепция Огюста Конта была ориентирована на удовлетворение потребностей общественной жизни. Как это не странно, но он реально хотел изменить общественную жизнь. Однако сделать это он хотел не с помощью революций, а с помощью познания законов бытия. Признавая за социальной теорией основу практического действия, считал необходимым указать на цель, которую человек должен ставить и добиваться. То есть Конт имел ввиду формирование общественного идеала. Именно поэтому он дополнил социологию социальной политикой, которую понимал как способ познания.
Стремясь сделать социальную науку «позитивной», утверждая, что и «в этой области можно прийти к заключениям, столь же достоверным, как выводы геометрии»[7], Конт включал в социальную науку и элементы религиозного мышления, требуя принимать постулаты и догмы социологии без размышлений и анализа, верить в них, не допуская сомнений. Это низводило принципы науки до уровня обыденного сознания. Сам Конт нередко утверждал, что позитивная философия является лишь модификацией обычного здравого смысла. Тем самым наука лишалась своего существеннейшего качества ‑ антидогматизма.
Заключение.
Таким образом, социология Конта полна внутренних противоречий. Требуя реформ, основанных на позитивном знании общества, он в то же время фактически отвергал возможность вмешательства в ход исторического процесса. Его программа социально-политической реорганизации общества вдохновлялась консервативным общественным идеалом.
Основной особенностью предложенного им позитивного метода является четкое отделение науки от теологии и метафизики. С точки зрения Конта подлинная наука должна быть эмпирической, должна опираться на факты, полученные опытным путем. По мнению Конта, наука в принципе не должна была ставить перед собой такие вопросы, ответ на которые не может получить эмпирическое подтверждение, и именно такими были, как считал Конт, многие философские вопросы. В своих работах он предпринял попытку систематизации всего существовавшего в то время научного знания.
С точки зрения Конта социология— абстрактная теоретическая дисциплина, которая должна была раскрывать законы общественной жизни. В структуре социологии он выделял социальную статику и социальную динамику. Социальная статика должна была рассматривать общество в относительно устойчивом неизменном состоянии. Социальная динамика должна была выявлять закономерности происходящих в обществе изменений. В работах Конта важное место занимает понятие социального прогресса, то есть общество развивалось от более простого состояния в более совершенное состояние.
Список использованной литературы:
1. Гофман А.Б., Давыдов Ю.Н., Ковалев А.Д., Кравченко А.И., Сапов В.В., Филиппов А.Ф. История теоретической социологии. В 4-х томах (Том 1) - М.: Канон, 1997.
2. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 1: Методология и история. - М.: ИНФРА-М, 2000.
3. История буржуазной социологии XIX- начала XX века. Под. ред. И.С. Кона - М.: Издательство «Наука», 1979.
4. Конт О. Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении) / Перевод с французского И. А. Шапиро. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.
5. Конт О. Курс позитивной философии. ‑ В кн.: Родоначальники позитивизма. СПб., 1912, вып.4.
6. Капитонов Э. А. История и теория социологии. Учебное пособие для вузов — М: «Издательство ПРИОР», 2000.
17
[1] История буржуазной социологии XIX- начала XX века. Под. ред. И.С. Кона - М.: Издательство «Наука», 1979. стр.25
[2] Конт О. Курс позитивной философии. ‑ В кн.: Родоначальники позитивизма. СПб, 1912, вып.4. стр. 19
[3] История буржуазной социологии XIX- начала XX века. Под. ред. И.С. Кона - М.: Издательство «Наука», 1979. стр.27
[4] История буржуазной социологии XIX- начала XX века. Под. ред. И.С. Кона - М.: Издательство «Наука», 1979. стр. 30
[5] Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 1: Методология и история. - М.: ИНФРА-М, 2000.
[6] История буржуазной социологии XIX- начала XX века. Под. ред. И.С. Кона - М.: Издательство «Наука», 1979. стр. 35
[7] Конт О. Дух позитивной философии. (Слово о положительном мышлении) / Перевод с французского И. А. Шапиро. — Ростов н/Д: Феникс, 2003.