Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 01:04, контрольная работа
Цель работы - определить место социологии в системе наук об обществе.
Задачи работы - изучить взаимосвязь социологии с другими науками, определить место социологии в системе наук об обществе и человеке.
1. Предмет социологии. Место социологии в системе социально-гуманитарных наук.
2. Структура и функции социологии.
3. Роль социологии в обществе.
Литература
Социология с ее опорой на наблюдение и измерения позволяет использовать систематизированную информацию для решения сложных задач, связанных с социальной политикой и выбором, является действенным инструментом познания человеком своего положения в обществе, в семье, в других социальных группах.
У социологии много общего с другими науками, такими как политология, экономика, антропология, психология,
Роль социологии в современном мире многообразна. Социология пытается изучить причины кризиса общества, а также найти пути выхода из этого кризиса. Основные проблемы современной социологии - выживание человечества и обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития. Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и объединений, социального поведения отдельной личности.
Социология изучает жизнь общества, познает тенденции его развития, прогнозирует будущее и корректирует настоящее как на макро-, так и на микроуровнях. Изучая практически все сферы жизни общества, она нацеливает на координацию их развития.
Социология служит
улучшению взаимопонимания
Список литературы
1. Кравченко А.И. Общая социология: Пособие для вузов. М., 2001.
2. Куликов Л.М.
Основы социологии и
3. Смелзер Н. Социология /Под ред. В.А.Ядова. М., 1998.
4. Социология: Основы общей теории. Учеб. пособие для вузов /Отв. Ред. Г.В.Осипов. М., 1998.
5. Фролов С.С. Основы социологии: Учеб. пособие. М., 2006.
6. Социология: Учебник. / Под ред. Ю.П. Волкова. - М.: Гардарики, 2002. - 512 с.
7. Добренков В.И., Кравченко А.И. Социология: Краткий курс. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 232 с.
8. Осипов Г.В. Социология. - М.: ЮНИТИ, 2003.
9. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. - М.: Академический Проект, 2002. - 508 с.
10. Харчева В. Основы социологии: Учебник. - М.: Логос, 2001. - 302 с.
11. Социология: Учебник для вузов. / Под ред. В. Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 349 с.
12. Асп Э.К. Введение в социологию / Под общей редакцией А. О. Боронаева. - СПб.: издательство «Алетейя», 2000. - 248 с.
13. Бельский В. Ю. и другие Социология. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 304 с.
14. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. Том 1: Методология и история. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.
15. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - М.: Центр, 1996. - 208 с.
16. Социология: основы
общей теории / Под редакцией Г.В. Осипова,
Л.Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс, 1996. -
461 с.
Введение
В последнее десятилетие
в России происходят глубокие структурные
изменения, которые затрагивают
все сферы общественной жизни - экономику,
политику, науку и образование. В
рамках общей и профессиональной
подготовки кадров возрастает удельный
вес общественных и гуманитарных
дисциплин, призванных помочь молодому
специалисту надёжно
Социология изучает
социальные механизмы и связи, которые
лежат в фундаменте общественной
жизни и так или иначе касаются
всех людей, общностей или организаций,
но при этом чаще всего скрыты от
непосредственного наблюдения и
не всегда могут быть поняты с позиций
так называемого здравого смысла.
Чтобы понять эти механизмы и
связи, социология использует особые приёмы
и методы, и прежде всего - методы
конкретно-социологических
Введение
Социология (фр. sociologie,
лат. Societas - общество и греч.- Logos - наука
об обществе) - наука об обществе, отдельных
социальных институтах (государство, право,
мораль и т. п.), процессах и общественных
социальных общностях людей. Впервые понятие
социология введено в научный оборот еще
в середине XIX в. основоположником позитивизма,
французским ученым Огюстом Контом. Первоначально
социология обозначала обществоведение,
но с течением времени предмет социологии
непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь
постепенным отделением социологии от
философии. Дело в том, что к середине XIX
в. потребности социального развития и
внутренняя логика эволюции науки об обществе
требовали новых подходов, формирования
типа социальных явлений. И в ответ на
потребности формирования гражданского
общества возникает социология. Ведь шел
процесс становления общества, утверждавшего
торжество прав и свобод человека, духовную,
экономическую независимость и автономность,
гражданина вместо привычного нормативного
порядка феодально-абсолютистского устройства
общества с его жесточайшей тотальной
регламентацией общественно-политической,
экономической и духовной жизни людей.
Расширение пределов свобод и прав человека,
существенное увеличение возможностей
выбора пробуждали интерес человека к
знанию основ жизни социальной общности
людей, социальных процессов и явлений
с целью рационального, эффективного использования
приобретенных прав и свобод. Но и свободная
конкуренция в экономике, политике, духовной
сфере поставили в прямую зависимость
результативность деятельности предпринимателей
- от умения и использования знаний о конкретных
социальных механизмах, настроений и ожиданий
людей и т. п. И отраслью знаний, помогающей
глубже и конкретнее познать общество,
основу социального взаимодействия людей
с целью рационального использования
свободы самоорганизации стала социология.
Современная социология
- это множество течений и
2. Структура и функции социологии
Социологическое значение неоднородно и имеет свою достаточно сложную, многоуровневую структуру, обусловленную прежде всего различием ресурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Так, например, социология исследует эти явления и процессы ина уровне всего общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимодействий. Это, в частности, дает объективное основание для подразделения социологической науки на такие составные части: а) общетеоретическая социология как макросоциологическое исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого; б) социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные социологические теории, включая отраслевые социологии (например, социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социология образования, социология политики, социология права, социология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.); в) микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.
В структуре социологического знания особое место занимает метасоциология, объектом изучения которой является не социальная реальность как таковая и не способ получения социологического знания, а наука социология, т.е. само социологическое знание. Один из основных принципов структурирования социологического знания - соотношение теории разного уровня, общего и отраслевого знания. Выделяется несколько групп отраслей социологии - в зависимости от их предмета, природы возникновения, направленности функционирования.
Основными уровнями социологического знания является макро- и микросоциологический, теоретический и эмпирический, фундаментальный и прикладной. Они различаются, как минимум, по трем основаниям: широте охвата изучаемых явлений, ориентаций социологии, степени обобщения изучаемого материала. В связи с наличием противоречий и даже "пропасти" между основными уровнями социологического знания была предпринята попытка преодоления разрыва между марко- и микросоциологическими уровнями в виде теории "среднего ранга" или "среднего уровня" (Р. Мертон). В соответствии с ней существуют три уровня социологического знания: широкие социологические теории, теории среднего ранга, малые рабочие гипотезы, возникающие в повседневных исследованиях. Теории "среднего ранга" выполняют роль связующего звена, мостика между первым и третьим уровнями. Степени социологического познания включают в себя: знания об обществе в целом, о сферах, о социальных общностях, институтах и организациях, о личности. Таким образом, социология выступает, во-первых, как наука, то есть как определенная система знаний, во-вторых, как определенный способ мышления, изучения людей, видения мира.
Социологическое знание, включает в себя системный анализ, общенаучные методы, количественные оценки, может рассматриваться как относительно точное и строгое. Но, поскольку объекты социологии - социальные общности - отличаются в своем поведении значительными флуктуациями, это знание не может быть столь же строгим и точным, как в естественных науках. Несмотря на то, что имеет дело с изучением субъективных мнений людей, она стремиться к объективности, которая определяется не только применяемыми методами исследования, но и рядом других факторов: непредубежденной и независимой позицией социолога, публичным характером его деятельности, критическим анализом представленных материалов со стороны коллег. Социологическое знание базируется на фактуальной основе, которая оказывается достаточно зыбкой, если полученные социальные факты не могут быть в полной мере достоверными и надежными. Социальный факт регистрируется социологом либо как онтологический, либо - будучи включенным в социологическое знание - как гносеологический. В последнем случае он становится фактом социологии, теряя свой онтологический статус.
В зависимости от уровня получаемых знаний в социологии также выделяются:
1) теоретическая
социология, дающая глубокое обобщение
фактического материала, путем
построения теории, раскрывающих
универсальные закономерности
2) прикладная (эмпирическая)
социология - изучает практические
стороны социальной жизни
3) социальная инженерия
- уровень практического
Функции социологии
1. Познавательная - как
наука социология дает прирост
нового знания о различных
сферах социальной жизни, о
тенденциях общественного
2. Прикладная (практическая)
функция в том, что
Реализация теоретико-
3. Функция социального
контроля позволяет снять
4. Идеологическая
функция в том, что данные
социологии (знания) используются для
выработки определенного
5. Прогностическая
(футурологическая) функция социологии
состоит в способности
Итак, социология играет ключевую роль в современной интеллектуальной культуре и занимает центральное место в социальных науках.
Объект социологии - социальная реальность , современное общество, объективная и субъективная, первичная и вторичная информация о нем, собранная из разных источников и помощью специфических методов.
Социальная общность
- базовая социологическая
Социальное действие обладает общественным качеством. Это совокупность социально-значимых поступков, при помощи которых индивид или группа намереваются воспроизвести или изменить поведение, взгляды и мнения других лиц или слоев. Совокупность действий образует "социальный процесс", формирующий общие тенденции социальной эволюции (генезис, функционирование, изменение, развитие).
Социология является
наукой о современном обществе как
целостной системе, тенденциях ее функционирования
и изменений, наукой о становлении
и динамике социальных общностей, институтов,
организаций, взаимодействий между
личностью и общностями, наукой об
осмысленных социальных действиях
людей, процессах и массовом поведении.