Социальный портрет российского предпринимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. В современных условиях социально-экономическое развитие общества базируется, в основном, на эффективном использовании рыночных сил, на задействовании всех внутренних потенциалов и инициатив, на умении приводить в действие предпринимательский ресурс.
Особую значимость для выявления вариантов и путей возможного развития предпринимательства имеют личностные качества предпринимателя в определенной их комбинации, так как они обусловливают активность его деятельности, определяют характер принимаемых им решений и обосновывают его мотивацию к бизнесу в целом; набор этих качеств является в некотором роде уникальным и отличает предпринимателя от людей, не занятых в организации и (или) управлении бизнесом.

Оглавление

Введение
Глава 1. Предпринимательство – источник дохода
1.1 Предпринимательство как объект и субъект управления
1.2 Российское предпринимательство: основные условия деятельности
Глава 2. Социальный портрет российского предпринимателя
2.1 Общее представление о российском предпринимателе
2.2 Ценности и мотивы российских предпринимателей
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

соц. упр к.р.docx

— 43.78 Кб (Скачать)

Свою жизнь он строит на виду у всех и где-то на зависть  всем. Это уже не «скромный» капиталист – аскет, а динамичный и амбициозный  творец своего счастья. Престиж для  него крайне важен. Деньги сами по себе, без них общественного признания, теряют ценность. Поэтому он вынужден считаться с требованиями общества. И чем более цивилизовано данное общество, чем выше развита культура, тем более предприниматель разборчив  в средствах достижения успеха. На данном этапе развитие культуры в  России предопределило, что предприниматели  не гнушаются ничем в достижении поставленной ими цели. Однако общество, задав культурные приоритеты предпринимательства, должно создать все необходимые  условия для другого важного  параметра – свободы деятельности, узловым регулятором которой  выступает рынок. На пересечении  этих двух составляющих и формируется  феномен предпринимательской мотивации, которая детерминирована, прежде всего, потребностью человека в определенном роде занятии (деле), которое позволяет  максимально полно задействовать  творческие способности и самореализоваться.

Согласно обыденным представлениям для бизнесмена ничего важнее денег  и прибыли нет. Между тем, как  и научные, так и житейские  представления по-своему верны, но отражают разные срезы психологической реальности. В одном случае, речь идет о более  доступных восприятию реально действующих  ценностях – стимулах конкретной предпринимательской деятельности, а в другом – о главных смыслообразующих ценностях жизни, трансформирующихся в её цель. В проведенном исследовании богатство, как главная ценность и цель жизни (именно эти слова  присутствовали в анкете) занимает лишь пятую позицию, но как мотив  предпринимательской деятельности – твердую вторую. Деньги и богатство  в качестве идеала мало привлекательны. Иное дело те блага, с помощью которых  можно приобрести: свободу, ощущение положения как хозяина своей  судьбы и даже властные полномочия. При этом не исключается бытовой  комфорт, предполагающий создание таких  условий, которые бы способствовали восстановлению огромных затрат физической и психологической энергии, обеспечивали достаток в семье и широкие  возможности для обучения детей. Следовательно, утверждения о глобальной меркантильности российских бизнесменов  несколько преувеличены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Предпринимательство выступает  в качестве особого вида экономической  деятельности, ибо его начальный  этап связан, как правило, лишь с  идеей – результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей  материализованную форму.

Потенциальный российский предприниматель  — это не уникум, наделенный «экономическим»  мышлением, не выходец из криминального  мира, не человек, готовый ради наживы попрать все нравственные устои  и т. д. По своему потребительскому статусу  это типичный представитель среднего слоя общества. Средний возраст 38–40 лет (большая часть сегодняшних  предпринимателей принадлежит к  возрастным группам 25–34 и 35–44 лет). У  них примерно одинаковый уровень  образования — средний или  средний специальный. Заявленная ими  мотивация к предпринимательской  деятельности — желание разбогатеть  и жить сообразно своим представлениям о счастье — нисколько не объясняет  их качественного отличия от остальной  части населения. Отличия, скорее, в  наличии у них дополнительной жизненной энергии.

Образовательный статус практически  не играет роли в принятии решения  об организации своего бизнеса. Даже наоборот, желающих организовать свое дело значительно больше среди людей  с низким уровнем образования. Интеллектуалы, напротив, в бизнес не стремятся. Они  скорее предпочтут обслуживать бизнес на выгодных для себя условиях.

Среди молодежи постепенно меняется отношение к высшему  образованию. Если еще недавно высшее образование наделяло человека «прилагаемым»  статусом, то есть воздвигало на социальную ступень без дополнительных усилий (одна из причин «массовости» высшего  образования и невероятный рост числа высших учебных заведений  в России в последнее десятилетие), то сегодня этого не происходит по причине ограниченности вакансий и, соответственно, усложнившейся процедуре  социального продвижения. Сам факт того, что в бизнес стремятся молодые  люди с низким уровнем образования, свидетельствует о том, что в  бизнесе они видят альтернативный путь социального роста, своеобразный социальный лифт.

Отношение к жизни предпринимателей и будущих предпринимателей можно  рассматривать как своеобразный индикатор запаса душевных сил у  всей нации. Если сдержанный оптимизм у этой группы населения в ближайшее  время не даст реальных плодов, то никакие  законодательные реформы не сдвинут  национальное дело с мертвой точки. Пока они справляются с жизнью и, несмотря на осторожные прогнозы, в  целом ожидают в будущем улучшений.

 

Литература:

 

      1.  Бойков В.Э, Социология управления. Магистратура. Учебник для ВУЗов,  2008 г.

  1. Клементьев Д. С. Социология управления. 2008 г. 
  2. Крыштановская О. Анатомия советской элиты. М., 2004. 
  3. Ксенофонтова Х. З. .Социология управления .Учебное пособие. 2010г.
  4. Лапуста М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.Г. 2006г.
  5. Олейников Д. Малый и средний бизнес России: от торговли к инновациям. 2007.
  6. Столяренко Л.Д. «Психология», СПб. 2006г.
  7. Тюрина И. О.. Социология управления : фундаментальный курс. 2005г.
  8. Шварц А. Социальная стратификация современного российского общества.  Российский экономический журнал.- 2008
  9. Шелягина Н. А. Предпринимательство в условиях рынка.  2007.

 



Информация о работе Социальный портрет российского предпринимателя