Социальный эксперимент и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 12:44, контрольная работа

Краткое описание

Одним из широко распространенных общенаучных методов познания является эксперимент. Он начал применяться в естествознании Нового времени, в работах Г.Галилея (1564-1642). Впервые идею о возможности использования эксперимента в изучении общества высказал П.Лаплас (1749-1827)
Логика экспериментального метода была разработана английским социологом и моралистом Джоном Стюартом Миллем, жившим в XIX в. Но только в 20-х годах XX столетия этот метод получил достаточно широкое распространение в социальных исследованиях.
Понятие эксперимента
Эксперимент в социологии — это способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных).

Файлы: 1 файл

ГУО контрольная работа социология Эксперимент.docx

— 33.82 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа на тему:

 

Социальный эксперимент и его виды

 

 

                        

 

 

 

 

                                                

Выполнила:

                                                                                                               


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальный эксперимент  и его виды.

 

Одним из широко распространенных общенаучных методов познания является эксперимент. Он начал применяться  в естествознании Нового времени, в работах Г.Галилея (1564-1642). Впервые идею о возможности использования эксперимента в изучении общества высказал П.Лаплас (1749-1827)

Логика экспериментального метода была разработана английским социологом и моралистом Джоном Стюартом Миллем, жившим в XIX в. Но только в 20-х годах XX столетия этот метод получил достаточно широкое распространение в социальных исследованиях.

Понятие эксперимента

Эксперимент в  социологии — это способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных).

Специфика эксперимента в  социологическом исследовании как  метода получения социальной информации заключается в особенностях объекта исследования. Им являются люди, осуществляющие различного рода социальную деятельность, обладающие способностью осознавать себя, свои отношения к внешнему миру, познающие этот мир, отражающие его в идеальном плане, планирующие преобразования не только внешнего мира, но и собственных социальных отношений.

Социальный эксперимент  выполняет две основные функции: достижение эффекта в практически-преобразовательной деятельности и проверка научной  гипотезы. В последнем случае процедура  экспериментирования целиком сосредоточена  на познавательном результате. Эксперимент  выступает в качестве самого сильного способа проверки объяснительной гипотезы. В первом же случае эксперимент нацелен  на получение практического эффекта  управления социальной системой. Познавательные результаты представляют здесь побочный продукт управленческого эффекта.

Необходимость применения социального эксперимента возникает в тех случаях, когда требуется решить задачи, связанные с определением того, каким образом та или иная социальная группа будет реагировать на включение в обычную для нее ситуацию тех или иных факторов, ведущих к изменению данной ситуации. Из этого следует, что задача социального эксперимента заключается в том, чтобы измерить показатели реагирования изучаемой группы на те или иные новые для обычной ситуации ее повседневной деятельности факторы в искусственно созданных и контролируемых исследователем условиях.

Социологический эксперимент  как специфическая исследовательская процедура обладает определенной структурой. Ее основные компоненты сводятся к следующему:

Экспериментатор — это исследователь или (гораздо чаще) группа исследователей, которые разрабатывают теоретическую модель эксперимента и осуществляют эксперимент на практике.

Экспериментальный фактор, или независимая переменная -условие или группа условий, которые вводятся в исследуемую ситуацию (деятельность) социологом Независимая переменная будет управляемой и контролируемой со стороны экспериментатора, если ее направленность и интенсивность действия, качественные и количественные характеристики реализуются в пределах программы эксперимента.

Экспериментальная ситуация- такая ситуация, которая преднамеренно создается исследователем в соответствии с программой эксперимента и в которую не включается экспериментальный фактор.

Экспериментальный объект— это группа лиц или социальная общность, оказавшаяся в экспериментальных условиях, вытекающих из программной установки на проведение социологического эксперимента.

 

Организация и  проведение социологического эксперимента включают в себя несколько этапов:

Первый этап – теоретический. На этом этапе экспериментатор формулирует проблемное поле исследования, определяет его объект и предмет, экспериментальные задачи и гипотезы исследования. В качестве объекта исследования выступают определенные социальные группы и общности. При определении предмета исследования учитываются цель и задачи эксперимента, основные характеристики изучаемого объекта, проецируется в символах и знаках идеальный прототип исследуемой экспериментальной ситуации.

Второй этап - методический - представляет собой разработку программы проведения эксперимента. Важнейшими компонентами этой программы являются: построение методик исследования, определение его процедур, формулирования плана создания экспериментальной ситуации.

Третий этап - реализация программы эксперимента. В процессе его осуществления создается намеченная программой  экспериментальная ситуация, изучается реакция экспериментируемых на вводимые в нее исследователями независимые переменные (экспериментальные факторы).

Четвертый этап - осуществление анализа и оценки результатов, полученных в ходе эксперимента. Анализ и оценка полученных  результатов показывают достигнута ли намечаемая цель исследователя, подтвердилась ли исследовательская гипотеза. Кроме основных результатов эксперимента,  могут быть получены и побочные, сопутствующие результаты, которые могут оказаться важными для последующих исследований, в том числе и экспериментальных.

Условия проведения эксперимента. Условия проведения эксперимента следует обязательно учитывать, так как они могут оказывать прямое или косвенное влияние на состояние или деятельность исследуемого социального объекта и тем самым выступать в качестве неконтролируемых экспериментальных переменных.

Это влияние бывает прямым, когда условия либо сами становятся независимой переменной, либо так или иначе взаимодействуют с пей. Примером может служить изучение влияния условий производственной деятельности (таких, как температура, освещенность, окраска помещения, расстановка оборудования) па степень удовлетворенности трудом.

Влияние условий считается  косвенным, когда они прямо не взаимодействуют с независимой  переменной и сами не являются ею, но тем не менее оказывают влияние на состояние или деятельность изучаемого социального объекта.

Условием проведения чистого  эксперимента является то, что его  участники не знают о его проведении. Это связано с тем, что осознание участниками эксперимента исключительности своего положения может выступать неконтролируемой, неуправляемой экспериментальной переменной и исказить его результаты.

Основные требования к проведению эксперимента:

а) описание объекта наблюдения в системе факторов, его составляющих (например, производственная бригада из пяти человек с определенным распределением трудовых функций, определенным уровнем квалификации каждого, определенной половозрастной структурой, производящая такой-то продукт на таком-то оборудовании, с определенной системой отношений между ее членами и т. д.);

 б) описание условий существования объекта исследования (отрасль, тип производства, условия труда и т. д.);

 в) формулирование  гипотезы (например, новая система  оплаты труда повысит производительность  труда);

 г) определение понятий  сформулированной гипотезы (производительность  через количество единиц продукции,  ее качество, износ оборудования  и т. д.);

д) выделение независимой  переменной (системы премирования);

 е) выделение зависимой  переменной (общая производительность  труда бригады); ж) описание специфических  условий (время, место и т.  д.).

Виды экспериментов 

По характеру исследуемых  объектов эксперименты делятся на экономические, педагогические, правовые, эстетические и др. Отличие этих экспериментов друг от друга заключается в специфике определенной области общественной деятельности человека. Так, под экономическим экспериментом в социологии понимается эксперимент, в котором исследуется непосредственное влияние конкретных изменений экономических условий на сознание людей, на изменение их интересов.

Научный и практический эксперименты. По специфике поставленной задачи различаются научно-исследовательские и практические эксперименты.

В ходе научно-исследовательского эксперимента проверяется гипотеза, содержащая новые сведения научного характера, еще не нашедшие своего достаточного подтверждения или вовсе еще не доказанные.

Практический  эксперимент включает многочисленные процессы экспериментирования в сфере социальных отношений. Имеются в виду процессы экспериментирования, которые совершаются в ходе, например, совершенствования системы образования и обучения или в ходе совершенствования производственных или иных социальных отношений на пути строительства коммунистического общества.

В ходе практического эксперимента выявляется специфика местных условий для того, чтобы вопрос о распространении новшеств (в том числе и передового опыта) решался только после подтверждения справедливости его также и для конкретных условий.

Разделение экспериментов  на научно-исследовательские и практические является условным, так как практический эксперимент нередко позволяет получить новые сведения научного характера, а научный эксперимент заканчивается практическими рекомендациями в той или иной области общественной жизни.

Параллельный  и последовательный эксперименты. По характеру логической структуры доказательства гипотезы эксперименты подразделяются на параллельные и последовательные.

Под параллельным экспериментом понимается исследование, в котором существует как экспериментальная, так и контрольная группы и в котором доказательство гипотезы опирается на сравнение состояния двух объектов наблюдения (.экспериментального и контрольного) в одно и то же время.

По  характеру экспериментальной ситуации эксперименты в социологии делятся на полевые и лабораторные.

Полевой эксперимент. Для полевого исследования характерна максимально естественная ситуация (производственная среда, учебный класс и т. д.), исследуемые с его помощью объекты сохраняют, как правило, свой обычные связи. Среди полевых экспериментов различают контролируемый и естественный. Примером схемы контролируемого эксперимента могут служить табл. 3 и 4. Предполагается, что исследователь имеет описание факторов, составляющих социальный объект, и условий его существования и вводит в действие независимую переменную как гипотетическую причину предполагаемых в будущем изменений

Естественный эксперимент. Под естественным экспериментом  понимается такой эксперимент, в  котором исследователь заранее  не выбирает и не подготавливает независимую  переменную, а также не воздействует ею на экспериментальную группу. Исследователь  не осуществляет тем самым активного  вмешательства в обычный ход  дела, а всего лишь наблюдает и  ждет, пока в исследуемом процессе самостоятельно наступит интересующее его четко выраженное изменение, которое сыграет роль независимой переменной. Такие эксперименты могут быть только полевыми.

Лабораторный  эксперимент. Лабораторный эксперимент представляет собой исследование в некоторой искусственной среде.

В методической литературе такой эксперимент часто называют пассивным, или экспериментальным, наблюдением из своей обычной, естественной среды переносится в обстановку, которая позволяет добиться высокой степени точности в наблюдении за его поведением.

Точность измерения интересующих исследователя изменений обеспечивает более строгий контроль как за независимой, так и за зависимой переменными. Стабильность лабораторной обстановки, оснащенность специальной аппаратурой дают возможность большего манипулирования переменными.

Особое место в проведении лабораторного эксперимента занимает организация экспериментальной  ситуации и управление ею. Последняя бывает естественной и игровой.

Обработка экспериментального материала

В ходе экспериментирования  исследователь обычно получает множество  различного рода данных. Перед тем  как перейти к их анализу, приходится решить вопрос об упорядочении полученного  материала, т.е. о классификации полученных результатов и о такой их обработке, которая делала бы их доступными и  удобными для чисто визуальной оценки. Результаты экспериментов обычно представляются в виде таблиц или графиков. При  большом объеме данных приходится прибегать  к статистической обработке.

Чистота проведения эксперимента в сочетании с адекватным применением  методов статистического анализа  результатов может гарантировать, что выявленная в ходе экспериментирования  связь изучаемых переменных не будет  случайной, а явится по своему характеру  причинно-следственной.

Репрезентативность экспериментальной  группы обеспечивает распространенность полученных результатов па другие объекты.

Ошибки эксперимента. При экспериментировании даже опытный: исследователь не гарантирован от ошибок и искажений информации. Часть из них можно устранить, если более тщательно подходить, к построению эксперимента. Другая часть в принципе неустранима. Но учет самой этой возможности — возможности ошибок — позволяет вносить необходимые поправки.

Прежде всего ошибочно может быть названо экспериментом то что по сути дела таковым не является.

Экспериментальная и контрольная  группы должны быть равными по количественному составу, по роду деятельности, по распределению производственных функций, по типу руководства или другим важным с точки зрения гипотезы характеристикам. Если какие-либо важные групповые свойства не могут быть выравнены, следует попытаться их каким-то образом нейтрализовать или зафиксировать и учесть при анализе результатов.  В тех случаях, когда социолог не делает этого, он не имеет права называть созданную ситуацию экспериментальной. Прежде чем называть исследование экспериментальным, исследователь должен проанализировать, есть ли у него для этого основания, иными словами, создал ли он необходимые условия и обеспечил ли нужный уровень измерения и контроля.

Информация о работе Социальный эксперимент и его виды