Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 03:43, курсовая работа
Краткое описание
В современном мире происходят серьезные трансформационные процессы, затрагивающие политические, экономические, социальные и другие сферы жизни общества. Несомненно, происходят значимые изменения в сфере общественного сознания. Интерес, с одной стороны, в наибольшей степени подвергается таким изменениям, но с другой, – является лучшим индикатором глубины происходящих изменений. Даже при беглом взгляде на тенденции развития общественного сознания можно отчетливо увидеть логику изменения его смыслового наполнения, а также вычленить взаимовлияние различных социальных факторов и интересов общества и индивида.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3 Программа исследования…………………………………………………...…….4 Интерпретация основных понятий………………………………………………5 Глава 1. Факторы формирования социального интереса………………………6 Глава 2. Современная российская молодежь – интересы и ценности…….…..9 Глава 3. Роль социального интереса в формировании системы политического участия ……………………………………………….…………………………..12 Практическая часть……………………………………………………………...15 Метод и эмпирическая база исследования……………………………...…….. 15 Анализ результатов исследования………………………………………….…..15 Заключение……………………………………………………………………….24 Список литературы……………….…………
Глава
2. Современная российская молодежь –
интересы и ценности.
Социально-экономические
преобразования в России проходят сложно.
Настоящее время характеризуется нестабильностью
социальной ситуации. В качестве одного
из отрицательных последствий периода
экономических реформ нередко называется
качественное изменение системы общественных
и личностных ценностей.
Особую остроту сегодня
приобретает изучение изменений, происходящих
в сознании современной молодежи. Неизбежная
в условии ломки сложившихся устоев переоценка
ценностей, их кризис больше всего проявляются
в сознании этой социальной группы.
Любому обществу присущ
сложный процесс формирования ценностей
и отношения к ним, особенно молодежи.
Ценности молодежи – это общие представления,
разделяемые общей частью молодежи, относительно
того, что является желательным, правильным
и полезным. Молодежь, не отягощенная грузом
предубеждений старых ориентиров, с одной
стороны, быстрее адаптируется к новым
условиям, а с другой стороны – она более
подвержена деструктивному влиянию последствий
макросоциальных процессов.
В процессе становления
личности молодого человека формируется
определенная система ценностных ориентаций
с более или менее развитой структурой
поведения личности. Система ценностных
ориентаций личности, хотя и формируется
под влиянием ценностей, господствующих
в обществе и непосредственной социальной
среде, окружающей личность, не предопределена
ими жестко.
Интересы и ценности
молодежи как самой динамичной части российского
общества первыми претерпевают изменения,
вызванными различными процессами, происходящими
в жизни страны. В настоящее время в российском
обществе возрастает интерес к проблемам
и культуре молодежи.
Молодежь – специфическая
составляющая российского общества. Ее
интересы, культурная жизнь отличаются
от интересов представителей других возрастных
групп. Круг интересов современной российской
молодежи весьма широк и разносторонен.
Молодые люди активно интересуются религией
и модой, живописью и компьютером, спортом,
политикой. Неоднородность и разносторонность
интересов молодежи проявляется в особенностях
молодежных культур, к которым помимо
традиционной относятся различные субкультуры.
В современном
обществе процесс социализации молодежи
осложняется трудностями, которые возникают
вследствие переоценки традиций, норм
и ценностей: если раньше молодежь в значительной
степени опиралась на опыт предыдущих
поколений, то теперь молодые люди осваивают
и создают новый социальный опыт, полагаясь
преимущественно на себя, что в значительной
степени предопределяет наличие противоречивых
тенденций в сознании и поведении современной
молодежи. Как следствие, в студенческой
среде функционирует немало различных
моделей самореализации: для многих студентов
основными ценностями являются «найти
себя в этой жизни», «оставаться человеком»,
«материальное обеспечение» и т.д.
Среди молодежи началось
резкое снижение значимости духовно-нравственных
ценностей. Для большей ее части, неоправданно
приниженным является значение народного
и духовного искусства, художественных
произведений отечественной классики.
В то же время молодые люди интересуются
масскультовским и авангардистским искусством,
которое является своего рода стимулятором
социокультурных ценностей.
Интересы духовной
сферы жизни общества занимают
незначительное место в ценностном
пространстве личности современного молодого
человека; образование как ценность воспринимается
через призму социальной востребованности
специалистов с высшим образованием, что
свидетельствует об утилитарном отношении
к нему.
В ряду жизненно важных
интересов и ценностей современной молодежи
наиболее популярными являются материальное
благополучие, интересная работа, здоровье,
любовь. Серьезное значение имеют семейные
ценности.
Доминантой жизненных
ценностей и поведенческих приоритетов
остается материальное благополучие.
За последнее время наблюдается
следующая тенденция: молодежь в
основном отдает предпочтение
не столько духовным и нравственным
ценностям, сколько большим деньгам.
Полезность труда для большинства молодых
людей определяется достижениями собственного
экономического достатка. Важно, что молодежь,
в основном, ставит перед собой цель зарабатывания
денег, причем любым доступным путем, лишь
бы этот путь приносил как можно больший
доход. И поэтому жизненный успех связывается
с предприимчивостью и деньгами, а не с
талантом, знаниями и трудолюбием. Прослеживается
четкая ориентация экономических ценностей,
связанных со скорейшим обогащением, а
успешность определяется наличием дорогостоящих
благ, славы, известности.
Коммуникативные ценности
с возрастом отодвигаются на второй план,
что обусловлено рыночными отношениями.
Отношение к близким носит все более устойчиво
корыстный, коммерческий характер. В молодежной
среде эгоистичный индивидуалистический
настрой («сам за себя») выше гуманных
отношений, взаимопонимания, взаимной
поддержки и взаимопомощи. Высокую коммуникативность
проявляют с нужными, влиятельными людьми,
обладающими высоким статусом.
Таким образом, мы
можем подвести следующие итоги.
К интересам современных молодых
людей можно отнести:
интернет (социальные сети, форумы, развлекательные порталы)
мобильные телефоны, компьютеры, компьютерные игры и
т.д.
мода (красота, стиль)
музыка, литература и искусство
досуг (кино, клубы, дискотеки)
политика
спорт
общение
материальные аспекты
Наиболее значимыми
ценностями для молодежи являются:
здоровье (физическое и психическое);
развитие (работа над собой,
постоянное физическое и духовное совершенствование);
счастливая семейная жизнь;
полнота и эмоциональная насыщенность
жизни;
жизненная мудрость;
наличие хороших и верных друзей;
познание;
свобода (самостоятельность,
независимость в суждениях и поступках);
уверенность в себе.
Из иерархии инструментальных
ценностей, молодежь выделяет:
честность (правдивость, искренность);
ценность терпимость (к взглядам
и мнениям других, умение прощать другим
их ошибки и заблуждения);
воспитанность (хорошие манеры),
исполнительность (дисциплинированность),
ответственность (чувство долга, умение
держать свое слово), широта взглядов;
жизнерадостность (чувство
юмора), независимость (способность действовать
самостоятельно, решительно), образованность
(широта знаний, высокая общая культура),
чуткость (заботливость).
Глава
3. Роль социального интереса в формировании
системы политического участия.
Одной из важнейшей
характеристик политических процессов
является участие людей в политической
жизни. Отдельные личности, группы,
социальные слои вовлекаются
в политический процесс, постоянно
взаимодействуют с политической
средой и выполняют разнообразные
роли.
Политическое участие
– это вовлеченность рядовых граждан
в формирование органов власти, в признание
легитимности власти, в формирование политики,
проводимой правящей группой, и контроль
за ее осуществлением, в развитие и утверждение
политической культуры, и, наконец, в контроль
за поведением элит. Речь идет о вовлеченности
в той или иной форме членов общества в
процесс формирования системы политического
участия. Если граждане принимают участие
в политической жизни общества, то политическую
систему данного общества можно считать
основанной на участии. Однако индивиды
и социальные группы не одинаково вовлечены
в политический процесс, и это во многом
зависит от политического режима.
Так в условиях
демократического политического
режима политическое участие
является всеобщим, "свободным".
Оно выступает для граждан
средством достижения своих целей,
реализации интересов. Политическое
участие позволяет выявить реальную
роль гражданина, отдельных слоев,
групп в политическом процессе.
Заинтересованное
политическое участие граждан
является основной составляющей
демократического управления и
развития гражданского общества.
Согласно теориям демократии
все граждане страны должны
не только иметь шанс поучаствовать
в принятии общественно важных
решений, но и использовать его
время от времени.
Гражданская культура
состоит из элементов активистской
политической культуры, уравновешенной
элементами более пассивной подданнической
культуры и апатичной, аполитичной
патриархальной культуры. Активистский
элемент обеспечивает инновации и рациональную
включенность населения в решение важных
общественных проблем. Но для стабильности
он должен уравновешиваться другими элементами,
более пассивными, традиционными, подчеркивающими
лояльность личности политической системе.
Поэтому появляется идея «резерва влиятельности»,
который есть у всех граждан демократического
государства. Используя свой резерв влиятельности,
они могут время от времени активно включаться
в политическую деятельность с целью удовлетворения
своих интересов.
Если демократическая
система успешно функционирует,
то она предоставляет членам
группы возможность выбора политических
лидеров, достижения экономического
успеха и социального положения
без политических ограничений. Индивидуумы
и группы могут использовать
избирательную систему, чтобы получить
официальную поддержку и уважение
к их местным учреждениям, голосуя
за сочувствующих кандидатов.
Если избирательная
система должным образом организована,
она снижает напряженность в
отношениях, не позволяя некоторым
радикалам прийти к власти. Работа
с избранными представителями
может помочь группе создать
избирательную коалицию, изменить
спорное законодательство или
защищать прерогативы группы. Успешное
сотрудничество, в свою очередь,
помогает будущим отношениям, демонстрируя
возможность групп работать совместно
и наличие у них общих интересов.
В редких случаях
система политического участия
может удовлетворить амбиции
лидерских групп. Когда одна группа
управляет государством (или может
взять контроль над государством
вследствие угрозы своему привилегированному
положению), то основные амбиции
лидерской группы находятся в
безопасности. Таким образом, когда
демократическая система гарантирует
одной группе контроль над
процессом, это уменьшает конфликт,
основанный на удовлетворении
амбиций лидерской группы. В этих
условиях, чем меньше демократии,
тем больше эффективность усилий
по поддержанию мира, поскольку
более справедливо устроенная
демократическая система позволяет
любой группе иметь беспрепятственный
доступ к политической власти.
Некоторые формы
демократии с успехом могут
обеспечивать долевое участие
во власти в разделенных обществах.
Либеральная демократия основывается
на принципе изменчивого большинства,
чтобы избежать тирании большинства.
Это означает, что индивиды могут
временно образовывать различные
коалиции, базируясь на экономических,
социальных интересах, объединяясь
по региональному признаку или
по другим основаниям, что гарантирует
учет многообразия мнений. Мажоритарная
система результативна тогда, когда большинство
меняется от выборов к выборам, как это
происходит в США и других западных демократических
государствах.
Практическая часть.
Метод и эмпирическая
база исследования.
Методом исследования
был выбран анкетный опрос. Анкета состоит
из 9 вопросов (см. приложение 1), различных
по содержанию (о фактах, о личности респондента
и т.д.), по форме (открытые, закрытые) и
по функциям (основные, неосновные, прямые
и т.д.).
В рамках проведённого
исследования было опрошено 58 респондентов,
из них 32 женщины и 26 мужчин. Были опрошены
студенты 3, 4 и 5 курсов в возрасте от 19
до 22 лет (средний возраст – 20,59). Все респонденты
ответили на все вопросы.
Анализ результатов
исследования.
В моем исследовании
на тему «Современная молодежь как носитель
социального интереса. Политическая сфера»
приняло участие 58 человек.
В ходе исследования я выяснила, что в
выборку попали студенты в возрасте от
19 до 22 лет:
4 респондентам по 19 лет;
22 респондентам по 20 лет;
26 респондентам по 21 году;
6 респондентам по 22 года.
Ответы респондентов
на вопрос «Участвуете ли Вы в общественно-политической
жизни государства?» представлены на рисунке
1.
Мы видим, что более
48% опрошенных ответили, что участвуют
в общественно-политической жизни
государства, а 38% дали отрицательный
ответ на этот вопрос. Такое
распределение позволяет сделать
вывод о том, что для большинства
молодых людей, попавших в выборку,
не безразлична общественно-политическая
жизнь нашей страны. Эти данные будут
обоснованы и проинтерпретированы благодаря
остальным вопросам анкеты.
Хотелось бы отметить,
что на такой же вопрос об
участии молодых людей в общественно-политической
жизни, заданный в опросе Института социологии
РАН в 2007 году, почти половина опрошенных
(49%) дали отрицательный ответ. Это может
свидетельствовать о том, что уровень
политического участия молодежи за последние
годы очевидно вырос.