Социальные условия возникновения социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 17:15, реферат

Краткое описание

Такие или подобные им, достаточно наивные взгляды на общество и человека господствовали в научном мире довольно долго, до тех пор, пока усложнение человеческих отношений, создание сложных организаций, развитие различных сфер человеческой жизни не привели к необходимости практического решения проблем взаимоотношений между людьми и социальными общностями, создания действующих организаций, гашения возникающих социальных конфликтах и др. Жизнь потребовала научной разработки этих насущных проблем. Однако, выяснилось, что человек в обществе, хотя он и обладает сознанием и волей, имеет ограниченный выбор типа поведения.

Оглавление

Введение.
1. Социальные условия возникновения социологии.
2. Социологическая теория О. Конта.
3. Марксистское направление.
4. Предмет и объект социологии.
5. Структура и логика развития социологического знания.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Первая формация – первобытнообщинная, вторая – рабовладельческая, третья – феодальная, четвертая – капиталистическая. Пятая, еще не наступившая – коммунистическая, которая имеет две фазы – социализм и коммунизм. Смена общественно-экономических формаций представляет собой Марксову теорию социального развития.

 Цель социального развития  – осуществление перехода к коммунистической формации. Именно на этой стадии человеческое общество перейдет от предыстории к подлинной истории. Смена общественно-экономических формаций закономерна. Причина этому в конфликте между производительными силами и производственными отношениями. Их взаимоотношения динамично и неустойчиво, т.к. орудия труда – главный содержательный элемент производительных сил – находится в постоянном развитии, продвигая тем самым по пути развития и работника с его навыками и умениями, и предмет труда. Однако производственные отношения менее динамичны и поступательны. В определенный момент они становятся тормозом развития производительных сил. Наступивший социальный кризис преодолевается революционным путем.

Теория социальных революций – одно из центральных мест социального учения Маркса. Она органически вписывается в теорию социального развития. В процессе революции происходит смена установившихся ранее и безнадежно устаревших производственных отношений. Устанавливаются новые отношения, соответствующие данному уровню развития производительных сил, и общество постепенно переходит на новый уровень, более высокой общественно-экономической формации.

Маркс называл  революцию «локомотивом истории» и  призывал, не боятся ее разрушительного  действия.

Важное место  в социальном учении Маркса занимает теория классов и классовой борьбы. Подобно Конту и Дюркгейму, Маркс признавал историческую роль разделения труда как двигателя общественного развития. Но в отличии от них он придавал его аномалиям (негативным последствиям) не относительное, а абсолютное значение. Конт и Дюркгейм полагали, что такие аномалии, как эксплуатация, безработица, обнищание, одностороннее развитие личности, постепенно будут устранены полностью или частично в рамках капиталистического строя. Чем больше прогрессирует капитализм, тем выше уровень жизни населения и лучше условия труда. И жизнь подтвердила их правоту. Но Маркс рассуждал иначе. Капитализм – такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм. Антагонизм – это непримиримое противоречие основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т.е. живет за его счет, присваивает его неоплачиваемый труд. Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, ибо эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное и не поменяются местами с теми, кого они эксплуатируют. Даже если два класса поменяются местами, эксплуатация как явление, как социальный инструмент не исчезнет. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое. Маркс всесторонне обосновал механизм возникновения и развития социального конфликта, обусловленного неравенством, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В дальнейшем эти противоречия накапливаются, что вызывает новые столкновения, ведущие к новому соглашению на условиях, отличных от прежних. Происходит количественное накопление недовольства у представителей угнетенных классов и сознание или несправедливости своего положения, а одновременно и своей силы. Все это, в конечном счете, становится причиной глобального конфликта и появления новой качественной определенности – бесклассового общества, где производимый продукт распределяется по справедливости и отсутствует какая-либо эксплуатация. К. Маркса считают изобретателем теории социального конфликта. Если для Конта главное стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым. Считается, что вся мировая социология возникла и формировалась, чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. Действительно, Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи – за реформистский. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.

 

4. Предмет и  объект социологии

 

В качестве объекта  той или иной науки обычно понимают часть окружающего нас объективного или субъективного мира, существующую в качестве реальности независимо от нашего знания о ней. Эта реальность обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и каким-то образом проявляет свою отделенность от окружающей его среды. Объект науки является элементом реальности, которую исследователь регистрирует как некую данность.  
Состояние научного знания в современной социологии выражается в ее предмете. Каждая наука вырабатывает свои понятия, с помощью которых она описывает ту или иную реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Например, физика описывает физическую реальность через такие понятия, как гравитация, инерция, электрическое взаимодействие и т.д. Понятия, описывающие предмет данной науки, относятся к фундаментальным.

Предмет науки  – логически взаимосвязанная  и непротиворечивая система фундаментальных  понятий, описывающих часть объективной  реальности, на которую нацелены методы исследования данной науки. Часть реальности, изучаемая экспериментом и описываемая физическими понятиями, называется физической реальностью. Часть реальности, изучаемая анкетным опросом и описываемая социологическими понятиями, называется социальной реальностью.

Совокупность  понятий, называемая предметом науки, упорядочивает и организует отдельные  факты в регулярные, повторяющиеся  события. Социолога интересует не исключительное или уникальное, а закономерное и  типичное.

Предмет современной социологии – результат длительного исторического развития, плод усилий многих поколений ученых, каждое из которых прибавляло крупицы нового знания, пересматривало установившиеся представления, критиковало, дискутировало, открывало, проверяло и таким способом тщательно просеивало все, что сегодня попало в предметную область социологии.Трактовка предмета социологии на протяжении всей истории существования этой науки менялась. Каждый из социологов описывал предмет социологии с помощью различных понятий.  
Основоположник социологии, французский мыслитель О.Конт считал ее наукой о фундаментальных законах развития общества, которая есть высшая реальность, подчиняющаяся только естественным законам. Историю творят не великие личности, а объективные законы. Индивид – скорее абстракция. По мнению О.Конта, социология как истинная наука должна отказываться от «неразрешимых» вопросов, т.е. таких, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, доступные эмпирическому наблюдению. Конт настаивал на исследовании взаимосвязей фактов, их функционирования в рамках больших целостностей, больших систем. Высшим видом системы он считал общество, человечество.  
Один из наиболее значительных теоретиков социологии Г. Спенсер определял социологию как науку, которая изучает социальные группы. Предметом социологии, по его убеждению, являются процессы образовании, развития, структура и функции социальной группы как продукта взаимодействия людей, природе которых присущи как свойства, общие для всего человечества, так и особенности, свойственные определенной расе.  
С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология – это наука о социальном поведении, которое он стремился понять и истолковать. Вебер выделил элементарную частицу поведения индивида в обществе – социальное действие, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. При этом общество, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей.  
Представители различных школ и направлений в социологии высказывали различные точки зрения по поводу предмета социологии. В зависимости от понимания специфики социального как объекта социологического познания различные ученые по-своему определяют и предмет социологии.  
Например, профессор Ж..Т. Тощенко считает, что социология изучает сознание и поведение людей в конкретной социально-экономической обстановке, которые обусловливают появление различных социально-демографических, национальных и социально-профессиональных [1.21]. Профессор Г.В. Осипов полагает, что предметом социологии являются социальные отношения. При этом «социальное» он понимает как результат совместной деятельности людей, проявляющийся в их общении и взаимодействии.

Российская  социологическая энциклопедия, впервые изданная в России в 1998г., определяет социологию как науку об общих и специфических законах развития и функционирования исторически определенных социетальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей, социальных групп, классов, [2.486].  
Любая наука в процессе познания определенной области действительности использует определенные способы, средства, приемы для достижения поставленной цели. Поэтому, когда говорят о науке, имеют в виду не только предмет, который она изучает, но и приемы и средства, используемые ею в познании своего предмета.

 

5. Структура  и логика развития социологического  знания 

 

Научный метод  представляет собой совокупность различных  приемов, способов и средств, с помощью  которых приходят к научным истинам. Учение о методах научного познания обычно называют методологией. Задача методологии – открывать, обобщать и разъяснять методы научного познания.  
Науки отличаются друг от друга не только своими предметами, но и методами, которые они используют для познания предмета своего исследования. Социологический метод формировался в процессе становления самой социологии. История социологии может быть рассмотрена как история формирования и развития социологического метода применительно к анализу явлений общественной жизни. Социологический метод развивался в динамике – от позитивизма и материализма в анализе общества к методу понимающей и формальной социологии.  
Позитивистское понимание метода социологии состоит в стремлении внести в изучение общества принципы и методы, используемые в естественных науках, и таким образом повысить объективность и точность социологической науки и обеспечить ее уравнивание с естественными науками. Подобная точка зрения связана с убеждением сторонников позитивизма в том, что обустройство общества должно основываться на научных принципах. Основу марксистского понимания метода социологии составляет взгляд на человеческое общество с позиций материалистической диалектики и материалистического понимания истории. Заслуга Маркса состоит в том, что он соединил материализм и диалектику и распространил этот метод на познание человеческого общества. Согласно этому методу, общество постоянно развивается, и в основе его развития лежит, прежде всего, развитие производства. Таким образом, в основе марксистского понимания метода социологии лежит экономический детерминизм. Деятельность людей, по Марксу, также подчиняется действию объективных законов развития общества, прежде всего экономических.  
Множественность подходов в определении социологии определяет ее структуру как многоуровневую. Несмотря на многочисленные попытки социологов, до сих пор не удалось создать единой общей социологической теории. Вместе с тем, различные взгляды социологического знания опираются на существующие объективно два уровня социологического анализа:

- макроуровень, где исследуются крупномасштабные  социальные системы и процессы, происходящие в обширные отрезки  времени. Это социальные связи,  возникающие во взаимодействии  основных социальных институтов  – семья, государство, религия, информация. Макросоциология – это теоретические и эмпирические исследования больших коллективностей или, выражаясь более абстрактно, социальных систем и социальных структур, экономического и политического строя, выявление более или менее крупных социальных изменений, а также факторов, оказывающих воздействия на такие изменения. Представители макросоциологии, рассматривая в качестве объекта своего исследования общество в целом и его крупные структурные образования, подчеркивают качественное своеобразие социетальных явлений и их несводимость к социально-психологическому уровню;

- микроуровень, где общество экстраполируется  через социальные явления, такие,  как их представляют люди при  взаимодействии друг с другом, выражая через свое поведение, поступки, мотивы и потребности. Микросоциология – это область социологического знания и познания, которой принадлежат концепции и школы, занятые изучение механизмов людей, их общения, взаимодействия, межличностных отношений. На микросоциологическом уровне изучаются индивидуальное поведение и его проявления в обществе.

Говоря о структуре  социологического знания, большинство  отечественных и зарубежных ученых придерживаются точки зрения о трех уровнях социологического знания.

Первый уровень – фундаментальные общесоциологические теории. Они возникают на базе социальной философии и включают в себя проблемы теоретического осмысления наиболее общих вопросов строения и функционирования общества: проблемы формирования социальных структур, социального развития, проблемы изучения личности, изучение моделей, методик и техники социологических исследований. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции. На фундаментальном уровне осуществляется взаимосвязь с другими науками: философией, политологией, историей, культурологией, психологией, экономикой и др. В рамках теоретической социологии осуществляется анализ основных понятий, категорий и законов.  
Теоретическую социологию трудно отличить от социальной философии, особенно при анализе основных понятий социологии, таких как общество, личность, прогресс, класс и др.

Второй уровень – прикладные социологические исследования (прикладная социология). Чтобы узнать существо социальных процессов, необходимо иметь  о них достоверную информацию. В социологии источником такой информации являются социологические исследования.  
Социологические данные в прикладном социологическом исследовании собираются с помощью различных методов (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов).

В целом прикладная социология представляет собой сложное сочетание  теоретических и эмпирических исследований. Программа любого социологического исследования содержит следующие теоретические  моменты: определение цели и задач  исследования, объекта и предмета исследования, теоретическая интерпретация понятий, операционализация понятий, выдвижение и проверка гипотез. В прикладном социологическом исследовании содержится весь инструментарий исследования (анкеты или вопросники) и методы исследования.

По мере возрастания требований к практическому решению проблем современного общества возникла необходимость в изучении социальных явлений, происходящих в отдельных областях жизни человеческого общества: социальных общностях и социальных институтах.  
Выход из этого положения был найден в результате формирования еще одного уровня социологического знания – теории среднего уровня. Этот научный термин был введен в оборот американским социологом Р.Мертоном. Все теории среднего уровня можно условно подразделить на три группы:

- теории социальных институтов (социология семьи, образования,  науки, религии, искусства, политики, труда и т.д.);

- теории социальных общностей  (социология малых групп, организаций,  слоев, классов, территориальных  общностей и др.);

- теории социальных процессов (социология процессов дезорганизации общества, социология конфликтов урбанизации, социология общественных движений).

Теории среднего уровня относительно самостоятельны и вместе с тем  тесно связаны как эмпирическими  исследованиями, которые поставляют необходимый материал для их создания и развития, так и с социологическими теориями, которые дают возможность использовать наиболее общие теоретические разработки, модели и методы исследований. Это промежуточное положение теории среднего уровня позволяет им сыграть роль связующего звена между высокой теорией и эмпирическими данными, полученными в результате исследования конкретных явлений и процессов.  
 

Заключение 

 

Социология одна из наук, без которой не может функционировать  и развиваться современное общество. Только изучив общественную жизнь людей, можно познать законы, которым она следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с «общественными бедствиями» живущих людей.

Роль социологического знания, опирающегося на конкретные факты и исследования и являющегося основой целостного социального знания, возрастает по мере роста значимости социальной сферы общества, становления идеологии и практики социального государства, социально ориентированной экономики и социальной политики. Из множества идей и концепций, выдвинутых выдающимися мыслителями различных эпох, постепенно формировалась наука социология, как ответ на объективные потребности социального развития.

Информация о работе Социальные условия возникновения социологии