Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 17:41, реферат
Целью данной работы является определение природы социальных процессов и социальных отношений, которые существуют и происходят в обществе.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I Социальные процессы и социальные изменения. Социальные движения …………………………………………………………………………4
Глава II Социальные революции и социальные реформы. Концепция социального прогресса………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………...11
Список литературы…………………………………………………………….12
Карагандинский
Кафедра Истории Казахстана и социально-политических дисциплин
СРС
На тему: «Социальные процессы в жизни общества»
Выполнила: Студентка 253 группы ОМФ
Борисевич Мария
Проверил: Сисенгалиев К.М.
Караганда 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I Социальные процессы и социальные изменения. Социальные движения …………………………………………………………………………4
Глава II Социальные
революции и социальные реформы. Концепция
социального прогресса………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Целью данной работы является определение природы социальных процессов и социальных отношений, которые существуют и происходят в обществе. Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений, поскольку во-первых, социальные отношения определяют социальную структуру общества, его качественную определенность, во-вторых, общество представляет собой не статичную субстанцию, а совокупность постоянных изменений как элементов, так и взаимодействий между ними, т.е. здесь протекают социальные процессы. Как правило, результатом таких однонаправленных взаимосвязанных изменений, определяющихся мотивами и ориентациями людей, является смена состояния социальной системы, а значит и изменение ее структуры, элементов и отношений. Изменения, происшедшие в нашей стране в период реформ, определяются как революционные. Произошла коренная качественная ломка социальной структуры, произошло изменение системы ценностей, регуляторов отношений между людьми, изменились социальные позиции, занимаемые людьми в обществе, а следовательно изменилась и система социальных отношений. Существует необходимость выяснить суть этих изменений, определить тенденции, позитивные и негативные стороны, и, на основе этого, найти необходимые регуляторы, позволяющие с меньшей социальной ценой достичь процветания общества.
Кроме того, часть работы посвящена рассмотрению социальной сферы общества, как совокупности условий и факторов, обеспечивающих воспроизводство, развитие и совершенствование социальных отношений, групп и индивидов. В социальной сфере реализуется социальная функция общества, посредством социальных институтов и деятельности социальных субъектов.
Глава I Социальные процессы и социальные изменения. Социальные движения
Социальный процесс (лат. – продвижение) – это последовательная смена состояний, стадий развития социальных систем, социальных явлений. Под социальным процессом также понимают совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Например, учебный процесс представляет собой последовательную смену отдельных видов учебных занятий: лекция – самостоятельная работа – семинарское занятие – индивидуальное собеседование. Результатом этого процесса является та или иная степень усвоения темы обучающимися.
Структура социального процесса включает в себя следующие элементы:
Социальные процессы
многообразны. Существует множество
классификаций социальных
Социальные изменения – результаты социальных процессов, при которых становятся заметными различия между прошлым и нынешним состоянием какого-либо социального объекта. В истории социологии было множество попыток выявить общие причины социальных изменений. Историческое развитие связывалось с технологическим развитием, социальным конфликтом, интеграцией, адаптацией, воздействием идей, вмешательством божественных сил и т.д. Каждая из теорий акцентировала внимание на каком-либо одном факторе социальных изменений, однако системный подход требует рассмотрения всей совокупности детерминант и выделения главных на данный момент времени, так как любые социальные изменения происходят в конкретно-историческом пространственно- временном континууме.
Источники социальных изменений.
При раскрытии «механизмов» преобразования
общества необходимо ответить на вопрос,
что и как движет историей. Социальными
факторами изменений выступают
природная среда, рост народонаселения,
конфликты из-за ресурсов и ценностей
и т.д. Например, О. Конт считал главным
фактором развития общества прогресс
знания. Г. Спенсер видел сущность
эволюции в усложнении общества, в
усилении его внутренней дифференциации.
У Э. Дюркгейма переход от механической
солидарности, основанной на неразвитости
и сходстве индивидов, к органической
солидарности осуществляется на основе
разделения труда и социальной дифференциации.
У других ученых в качестве движущих
сил развития общества выступают
иные социальные явления: поколения (Х.
Ортега-и- Гассет), творческие элиты (Г.
Моска и В. Парето), выдающиеся личности
(субъективная школа в русской
социологии) и т.д. В марксизме
движущей силой развития общества признается
классовая борьба, которая является
следствием антагонизма классов
и выражением несоответствия производственных
отношений уровню и характеру
производительных сил. В каждый исторический
период у людей есть материальные
и духовные потребности, которые
надо постоянно удовлетворять. Эти
потребности и интересы постоянно
изменяются (растет народонаселение, возвышаются
потребности и т.п.). Действует
закон возвышения потребностей: добившись
удовлетворения первичных, витальных
потребностей, человек переходит
к удовлетворению познавательных, духовных
потребностей и интересов. Причем в
этом процессе центр тяжести в
жизни человека перемещается в духовную
область (животное живет, чтобы есть,
а человек ест, чтобы жить). В
настоящее время для
Социальная динамика – совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур, ведущих к их обновлению. Выделяют несколько типов социальной динамики – линейный (эволюционный), циклический, спиралевидный.
Линейный тип социальных изменений. Эволюция (от лат. развертывание) – процессы изменения, протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах; в широком смысле – синоним развития. Эволюция может вести к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы. В узком смысле в понятие эволюции включают лишь постепенные количественные изменения (в этом случае понятие эволюции противопоставляется понятию революции как качественному развитию).
Эволюционный подход к
анализу общества применяется до
сих пор. Так, Т. Парсонс разработал
теорию «эволюционных изменений», в
которой эволюция рассматривается
как процесс структурно-
Циклический тип социальных изменений. Если эволюционные теории описывают историю как процесс, поделенный на ступенчатые уровни, характеризующиеся определенной направленностью, то теоретики циклизма придерживаются концепции расцвета и неизбежного заката отдельных цивилизаций. Они не стремятся расположить общества в определенном порядке на линейной исторической шкале. Вместо этого они сравнивают общества, пытаясь найти сходства в стадиях их роста и упадка. Если эволюционисты в целом придерживаются оптимистического взгляда на человечество, полагая, что оно непрерывно развивается, то теоретики циклизма – пессимистического, предрекая гибель любой цивилизации. Немецкий теоретик О. Шпенглер (1880-1936) в работе «Закат Европы» (1923) утверждал, что культура проходит те же этапы развития и упадка, что и человек в своей жизни: возникновение, зрелость, закат, смерть. На основании изучения восьми типов культур он заявил, что каждая культура существует около 1000 лет. С его точки зрения, западная культура зародилась около 900 г. и потому ее закат близок. Английский историк и социолог А. Тойнби (1889-1975) тоже пытался обосновать закономерности развития цивилизаций и установить принцип, который лежит в основе их смены. А. Тойнби утверждал, что цивилизация возникает в ответ на какой- то «вызов». Таким вызовом может стать воздействие природных сил (суровый климат) или человеческих факторов (воинственные соседи). Цивилизация развивается и достигает расцвета, когда противодействующие ей факторы не слишком суровы и когда творческое меньшинство (образованная элита) способно дать адекватный отпор неблагоприятным факторам. Н.Я. Данилевский (1822-1885) в работе «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1869) развивает вариант теории исторического круговорота. Основной, реальной и самодовлеющей единицей истории выступает обособленный локальный «культурно- исторический» тип, «цивилизация». Подобно биологическим организмам, эти типы находятся в непрерывной борьбе с внешней средой и друг с другом. При этом они одинаково проходят стадии зарождения, возмужания, дряхления и гибели.
Спиралевидный тип социальных изменений. Спиралевидная модель учитывает как эволюционные, так и революционные изменения, происходящие в обществе. Наиболее известным учением, представляющим спиралевидную модель развития общества, является марксизм. В марксизме история представлена как последовательная смена общественно-экономических формаций, своеобразных ступеней развития общества. В материалистической диалектике история человечества хотя и берется в единстве эволюционных и революционных моментов, однако преимущество отдается революциям. В марксизме основной формой преобразования общества признается практика, которая существует в виде материального производства, социальных революций и т.п.
Разновидностью социальных
процессов являются социальные
движения – «совокупность
Среди социальных движений выделяют следующие типы:
В качестве разновидностей социальных движений выступают – религиозные, молодежные, эмигрантские, феминистские и многие другие движения.