Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:29, реферат
Цель данной работы - рассмотреть проблему суицида. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать основные понятия и подходы к изучению проблемы суицида.
- рассмотреть проблему суицида в социально-философском, психотерапевтическом и религиозном аспектах.
- выявить влияние социальных и асоциальных факторов на самодеструктивное поведение человека.
- рассмотреть этапы, виды суицида и категории самоубийц.
Введение
Каждый человек хотя бы раз в жизни бывает искушаем свободой выбора смерти. Тело как «большой разум» приходится обманывать в его стремлении во что бы то ни стало жить и безжалостно расправляться с ним через обретение абсолютной свободы в смерти. Этот страшный путь сознательного суицида очевиден и безжалостен, он имеет множество реальных и литературных сюжетов своего воплощения (от самоубийц произведений Достоевского до судеб Есенина, Маяковского, Марины Цветаевой и Фадеева). Всякий пишущий о самоубийстве осознает свою личную причастность к борьбе двух «Я», выражающейся в столкновении реальности с идеалом, бессмысленности объекта со смысловой структурой субъекта, волевой безудержности с ограничительной силой поступка. В чем основная причина преобладания сознательного суицида над аффектом (80% против 20%), почему неизменно вместе с ростом численности народонаселения планеты происходит рост сознательного суицида? Уже с 60-х годов XX века суицид становился все более и более ощутимой проблемой в разных странах мира. Наиболее опасный для суицида возраст - около 30лет - стал уменьшаться до 24-х и даже 15-ти лет, суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель "помолодевшего суицида": самоубийство становится третьей по счету ведущей причиной смерти среди 15-24 летних людей.
Цель данной работы - рассмотреть проблему суицида. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать основные понятия и подходы к изучению проблемы суицида.
- рассмотреть проблему суицида в социально-философском, психотерапевтическом и религиозном аспектах.
- выявить влияние социальных и асоциальных факторов на самодеструктивное поведение человека.
- рассмотреть этапы, виды суицида и категории самоубийц.
Глава 1. Основные социологические понятия и подходы к проблеме суицида
Суицид - самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации. Приходится различать проведение двух типов расследования причин суицида. Выяснение причин и обстоятельств данного конкретного случая и исследование некоторых общих оснований, которые приводят человека к мысли о необходимости безвременно уйти из жизни. Если нет за фактом самоубийства явных криминальных обстоятельств, то нет необходимости ворошить недавнее прошлое. Ненавязчивое любопытство здесь просто неуместно и бестактно. Еще менее уместны упреки, обращенные к человеку, который уже исполнил роковое решение. Другое дело - анализ социальных ситуаций, которые провоцируют людей, толкая их на фатальный шаг. Понять причины, осмыслить их - во многом означает сделать первый шаг к их устранению.
При достаточно поверхностном
анализе суицида можно сделать
следующий вывод: самоубийство в
качестве проявления дееспособной воли,
когда страдающим лицом является
сам активно действующий
Мировая наука уже давно установила, что акт самоубийства аккумулирует в себе множество факторов: социальных, экономических, политических, философских, психологических, религиозных. Но в целом уровень самоубийств (их количество на 100 тысяч населения) и его динамика важнейшие индикаторы социального благополучия или неблагополучия той или иной среды.
В социологии эта проблема изучается как социальная патология. Особенно отчетливо это можно проследить на примере творчества Э.Дюркгейма. В социологическом этюде "Самоубийство" общие основания методологии в изучении социальной патологии выглядят следующим образом: смысл социологии состоит в изучении социальных фактов, находящихся "вне" индивида; сами же социальные факты следует рассматривать как физические предметы, как вещи. Это могут быть институты, нормы, ценности, законы, коллективные представления и прочее. Каждый индивид и каждое новое поколение встречаются с определенным набором социальных фактов, которые осуществляют внешнее давление на индивида. Они одновременно и делают возможными определенные типы поведения и управляют ими. Важную роль играют разработанные правила различения нормального и патологического, необходимые для "управления поведением". И если некий феномен признается нормальным, то у общества нет оснований стремиться к его устранению; если же признается патологическим - общество располагает существенными аргументами в пользу необходимости реформ. Для Дюркгейма главным и решающим признаком нормальности факта выступает частота его проявлений. Отсюда - раз в любом обществе совершается определенное число преступлений, самоубийств и, следовательно, они относятся к регулярно совершаемым действиям, - то такие факты не являются патологическими феноменами. Патология начинается тогда, когда увеличивается средний для данного общества показатель.[4,c.301]
Причины социальных феноменов
следует искать в социальной среде,
в природе самого общества. Объяснить
социальный феномен - значит отыскать
действенную причину его
Помимо социологов этой проблемой занимается философия, медицина, а именно психиатрия, психология.[2,c.102]
2. Причины суицидального поведения
Специалисты насчитывают
большое количество факторов, имеющих
отношение к суицидальным попыткам.
Среди них и изменение
Непосредственные причины, толкнувшие человека на отказ от жизни, как правило, тесно связаны с его ближайшим окружением - семьей, родителями, друзьями. И, наконец, главным звеном в решении вопроса “быть или не быть” является сам человек, от силы его личности зависит, как поведет он себя в кризисном психическом состоянии, какой выбор сделает, столкнувшись с трудностями приспособления к сложным жизненным ситуациями, и не сдастся ли он под влиянием длительных травмирующих психику обстоятельств. Поиск причин суицида нередко приводит в прошлое человека или общества, в котором он живет, а неопределенность или безысходность будущего часто явный признак или причина стремления к самоуничтожению.[1,c.65]
Связь «общество - микросоциум – я» во временном пространстве «прошлое - настоящее – будущее» можно проследить во всей истории общественного развития человека. Есть, по крайней мере, два вида самоубийств, прямым образом связанных с социальными причинами. В первом случае общество в определенных ситуациях как бы требует от своих членов самопожертвования, и эти социальные нормы заложены в общественных нормах, правилах поведения и неписаных кодексах чести. Добровольное принесение себя в жертву богам во имя общественных интересов в древности существовало практически у всех народов. Человеческая жизнь считалась лучшей гарантией успешности многих крупнейших мероприятий, начиная от военных действий и кончая строительством городов, крепостей и других важных объектов. В Индии обычай сати - самосожжение вдовы вместе с телом мужа, вплоть до 19 веке являлся обязательным ритуалом. Самоубийство женщин ради сохранения своей чести и во избежание насилия и позора также фактически предписывалось общественными нормами поведения. У мужчин существовал другой кодекс чести, требовавший свою долю самоубийств. Один из главных пунктов в нем - это искупление позора от военных поражений. В подтверждение этому служит печально известный сталинский приказ от 1942 года, фактически предписывавший советским воинам в случае угрозы плена совершать самоубийства - попавшие в плен живыми считались предателями.
Самоубийство в истории общества также рассматривается как способ выражения гнева, протеста против оскорбления, средством восстановления своей чести. Обычаи прошлого то и дело вплетаются в современность.
Другим видом самоубийств,
непосредственно связанным с
социальными причинами, является тот
случай, когда общественное положение
какой-либо группы людей или конкретного
индивида по независимым от них причинам
настолько тяжело и невыносимо, что
суицид становиться одним из реальных
путей избавления от страданий. «Нужда
и безработица», «бесплодность и
беспросветность борьбы за существование»
- эти слова уже давно
Во время же войн и революций, когда наблюдается действие механизма переноса накопленной агрессии против своего “я” на других людей, принадлежащих к врагам, кривая самоубийств ползет вниз. С другой стороны практически невозможно подсчитать количество людей добровольно стремящихся уйти от жизни в такие периоды, ведь в военное время нет недостатка в ситуациях, когда человек, стремящийся покончить с жизнью, отказывается от реальных возможностей избежать смерти. Среди общественных условий, влияющих на самоубийства, особую роль играют некоторые культурные явления. Например, появление “Вертера” Гёте в 1774 году, в котором описаны жизнь и смерть от несчастной любви юного Вертера, породило целую эпидемию самоубийств. Средства массовой информации множат этот эффект заражения вирусом самоубийства, основанный на подражании кумирам. Смерть Курта Кобейна в 1994 году - солиста популярной группы “NIRVANA” повлекла за собой целый ряд самоубийств среди молодежи.[3,c.14]
Одна из главных тенденций, прослеживающихся в процессе развития общества - это связь самоубийств с общественно-политической обстановкой в стране, и здесь четко просматривается закономерность уменьшения суицидов при общественном подъеме, при оживлении в политике, экономике и культурной жизни общества и увеличения суицидов при общественных спадах. Потеря же надежд после общественного подъема, как правило, усугубляет кризис общественного сознания, угнетающе действует на членов общества и способствует добровольному отказу от жизни наиболее слабых его членов. Особенно сильно это проявляется в обществе, переживающем упадок и не имеющем перспектив для развития.
Старшее поколение, как известно, самая главная группа суицидального риска: во всем мире возрастная кривая самоубийств, за исключением лишь некоторых стран, медленно нарастает у слабого пола и резко взмывает вверх к концу жизни у мужчин. Это легко объясняется: болезни и одиночество, упадок жизненных сил и отсутствие радужных надежд на лучшее состояние тела и духа не у всех вызывают бодрые эмоции “социально активной старости”. Но с другой стороны, люди, которые смогли полностью сказать старости “да” и принять ее со всеми горестями и радостями - действительно ли ощущают эту последнюю пору жизни как приятное завершение бурных дней молодости? К сожалению, светлые картины личных воспоминаний у сегодняшнего старшего поколения зачастую тонут в общественной волне утери прежних жизненных ценностей и печальных напоминаний о прошедшей эпохе. Старость не стремиться к бурным переменам и потому перемены в обществе не всегда прибавляют им дополнительные дозы положительных эмоций. Тем более, что многие из стариков не восседают в ореоле любви, почета и уважения среди многочисленных чад и домочадцев у семейного очага, становиться понятным, что эта социальная группа на данном этапе отнюдь не стремиться выйти из зоны повышенного суицидального риска.
Поколение среднего возраста,
включая большинство
С другой стороны, люди, изменившие
темпы своей профессиональной и
общественной жизни, также получают
дополнительные стрессовые нагрузки,
во-первых, естественно, из-за большей
напряженности труда в связи
с более быстрым темпом, а во-вторых,
из-за тех или иных барьеров, возникающих
при этом на их пути, тревога из-за
неуверенности в своих