Социальные нормы и социальные ценности как формы регуляции поведения людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:18, реферат

Краткое описание

Поведение личности – это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов, их определенная последовательность, так или иначе затрагивающая интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, становится личностным, когда оно включено в общение с другими людьми. Речь идет прежде всего об осмысленном поведении, о реализации в действиях и поступках таких связей и взаимоотношений, в которых субъект поведения участвует как разумное существо, осознанно относящееся к своим действиям

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

    Волевые процессы (желание, стремление, борьба мотивов, принятие решения, осуществление волевого действия, совершение поступка) служат завершающим этапом социальной регуляции поведения.

    Механизмы социальной регуляции  поведения личности

    Личность  суверенна. Вопрос о вмешательстве  в ее жизнь, об этической стороне  социальной регуляции поведения, о  формах такой регуляции, о границах и допустимости ее целей, средств и приемов имеет огромное социальное значение. Это значение состоит в том, что регулирование поведения выступает как механизм организации взаимодействия и взаимоотношений людей во всех сферах жизнедеятельности. По существу, речь идет о сути социального процесса, об управлении, упорядочивании всех психологических компонентов этого процесса.

    Социальное  значение регулирования повеления  заключается и в том, что результат  регулирования может быть как  положительным, общественно значимым, так и отрицательным, противоречащим установкам, традициям, нормам общества Например, воздействие на личность через группу признается наиболее эффективным способом социальной перестройки личности. В то же время малые группы могут выступать не только как проводники и посредники макросоциальных влияний, но и как барьеры, источники помех для таких влияний. В неблагоприятных социальных условиях могут формироваться группы, асоциальные по своим устремлениям, способствующие выработке «группового эгоизма», противопоставлению интересов группы и ее членов интересам общности и общества в целом.

    Многообразны  механизмы социального регулирования  поведения личности – Они делятся  на институциональные и неинституциональные.

    Содержанием действия механизмов регулировани является:

    ·  создание внешних регуляторов поведения (норм, правил, образцов, инструкции, кодексов);  

      регламентация поведения; 

      его оценивание; 

      определение санкций.

    Каналами  регулирования социального поведения личности являются:

    ·  малые группы,

    ·  совместная деятельность людей,

    ·  общение,

    ·  общественная практика,

    ·  средства массовой информации.

    Социально-психологические  механизмы регуляции включают все средства воздействия – внушение, подражание, подкрепление, пример, заражение; технологии рекламы и пропаганды; методы и средства социальной технологии и социальной инженерии; социальное планирование и социальное прогнозирование; механизмы психологии управления.

    Процесс регулирования поведения осуществляется входе активного и пассивного усвоения норм и правил, упражнения, повторения, социализации и воспитания личности.

    В результате регулирования поведения осуществляется взаимодействие людей, их совместная деятельность, складываются взаимоотношения, проходит процесс общения. Общим итогом действия механизмов социальной регуляции может быть манипулирование личностью, модификация поведения личности, социальный контроль.

    Элементами  системы социального контроля выступают:

    ·  Технологический, включающий техническое звено, – техническая аппаратура, измерительные приборы и т. д., вообще предметы, предназначенные для целей контроля; технологическое звено в узком смысле – совокупность инструкций, методов организации осуществления контроля.

    ·  Институциональный – обособленные специализированные институты, занимающиеся определенным типом социального контроля (комиссии, комитеты контроля, административный аппарат).

    ·  Моральный – общественное мнение и механизмы личности, в которых нормы поведения группы или личности осознаются и переживаются как собственные требования индивида. Это определяет и личное участие человека в осуществлении определенного вида социального контроля посредством технологических, организационных механизмов и общественного мнения. Сама личность выступает как объект и субъект социального контроля.

    Для понимания механизма регуляторного действия социального контроля важное значение имеют особенности неформального неинституционализированного контроля. В этом наибольший психологический смысл контроля. Главные особенности этого вида контроля состоят в том, что его осуществление не требует официального утверждения полномочий. Он основывается не на должном положении человека, а на его моральном сознании. Каждый человек, имеющий моральное сознание, может быть субъектом социального контроля, т. е. способным оценивать поступки окружающих и свои собственные поступки. Каждый поступок, совершенный в коллективе (кража, обман, предательство и пр.) является объектом неформального контроля – критики, осуждения, презрения. В зависимости от степени, в которой он затрагивает интересы коллектива, к человеку могут быть применены и институционализированные механизмы, административные санкции (увольнение с работы, предание суду и др.). Сфера неформального контроля гораздо шире. Под его воздействие попадают не только совершенные действия, поступки, но и намерения совершить аморальные действия и поступки. Важнейшими психологическими механизмами неформального психологического контроля являются чувство стыда, совесть, общественное мнение. Они определяют эффективность всякого внешнего воздействия на личность. В них и посредством их наиболее ярко выражается взаимодействие внешних и внутренних регуляторов, взаимодействие морали и социальной психологии личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Обобщенная  характеристика социального поведения  заключается в том, что это  – система социально обусловленных языком и другими знаково-смысловыми образованиями действий, посредством которых личность или социальная группа участвует в общественных отношениях, взаимодействует с социальной средой. В социальное поведение включаются действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру. Эти действия регулируются общественными нормами нравственности и права. Субъектом социального поведения выступает личность и социальная группа.

    Цель  социального поведения личности состоит в конечном итоге в преобразовании окружающей действительности, осуществлении социальных изменений в обществе, социально-психологических феноменов в группе, личностных преобразований самого человека. 
Результатом социального поведения являются, в широком смысле слова, формирование и развитие взаимодействий и взаимоотношений личности с другими людьми. В достижении этих результатов исключительная роль принадлежит общению.

    Поведение личности включается в широкую систему  социальной регуляции. По принадлежности к субъектам регуляции можно выделить общественные, социально-психологические и личностные факторы регуляции.  
Кроме того, разделение может идти и по параметру объективного (внешнего) – субъективного (внутреннего). В действительности между объективными (внешними) и субъективными (внутренними) регуляторами существует постоянная взаимосвязь.

    Внешние регуляторы выступают как внешние  причины социального поведения  личности, а внутренние регуляторы выполняют функцию той призмы, через грани которой преломляется действие этих внешних детерминант. Усвоение человеком выработанных норм наиболее эффективно в том случае, когда эти нормы включаются в сложный внутренний мир личности как его органический компонент. Однако человек не только усваивает внешне заданные, но и вырабатывает личностные нормы. 
 
 
 
 
 
 

    Содержание

    Введение

    Социальное  поведение

    Социальные  нормы и ценности.

    Структура социального поведения

    Виды  социального поведения  личности

    Социальная  регуляция поведения  личности

    Внешние факторы регуляции  поведения.

    Внутренние регуляторы поведения

    Механизмы социальной регуляции  поведения личности

    Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            ФГБОУ  ВПО  

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ 
 

                Кафедра «Социально-гуманитарных дисциплин  и речевой коммуникации»

                Сектор  «Социология и социальные технологии»  

Индивидуальная  работа по курсу «Социология» на тему:

    «Социальные нормы и социальные ценности как  формы регуляции поведения людей.» 
     
     
     
     
     

                Работу  выполнила ст. группы

                11-ТПМ-6

                Аксёнова  Дарья Владимировна

                Проверила:доц.,к.с.н. Чечеткина О.Н. 
                 
                 
                 
                 

                            Москва – 2011   
 

    Список  литературы

    1.Андреева, Г.М. Психология социального познания./Г.М. Андреева. – М.:Аспект Пресс, 1999.-544 с.;

    2.. Андреева, Г.М. Социальная психология./ Г.М. Андреева. – М: Международная педагогическая академия, 2009. – 463 с.;

    3.Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция повеления./М.И. Бобнева. – М.: Наука, 1998. – 286 с.;

    4. Кон, И.С. Социология личности./ И.С. Кон. – М.: Аспект Пресс, 1999.-314 с.;

    5. Андреева, Г.М., Богомолова, Н.Н., Петровская, Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учебное пособие для вузов/ Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 286 с.;

Информация о работе Социальные нормы и социальные ценности как формы регуляции поведения людей