Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 10:37, реферат
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков и работников правоохранительных органов.
Объяснить причины, условия и факторы, вызывающие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд основных вопросов, среди которых вопросы о сущности «нормы» (социальная норма) и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………………………………………2
Часть 1
Социальные нормы отклоняющегося поведения……………………………………………………..4
Часть 2
Содержание понятия «девиантное поведение» и причины девиации…………………..5
Часть 3
Особенности отдельных форм девиантного поведения…………………………………………..8
Преступность.....................................................................................................................8
Алкоголизм........................................................................................................................9
Наркомания.......................................................................................................................11
Суицид................................................................................................................................12
Проституция.......................................................................................................................13
Часть 4
Особенности девиантного поведения подростков…………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………………………………………………………….18
Список литературы……………………………………………………………………………………………………….19
Среди подростков появились новые виды преступности, в частности рэкет [19].
Все большее распространение получают половая распущенность, детская
проституция, извращения. В стране среди молодежи растет число алкоголиков,
наркоманов. Опросы учащихся (возраст 14—17 лет, половина — девочки)
показали, что 52,8 % достаточно часто употребляют спиртные напитки, 10,2 %
хотя бы раз в жизни пробовали наркотические, а 9,8 % — токсические вещества
[20] . Фактически каждый десятый из них рискует стать хроническим
алкоголиком, нарко- или токсикоманом.
В основе же всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость
социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но
молодежная девиация
есть слепок с социальных отношений
в обществе.
Аддиктивные формы отклоняющегося поведения.
В отечественной социологии до настоящего времени малоисследованной остается
проблема аддикции (аддикция — пагубная склонность к чему-либо). Между тем
без понимания механизма возникновения и протекания этого явления, на наш
взгляд, трудно анализировать алкоголизм, наркоманию и некоторые другие формы
деструктивного поведения.
Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить свое
психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией
внимания на определенных
предметах или видах
употребления такого вещества, привязанность к предмету или действию
сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что
начинает управлять жизнью человека, лишает его воли к противодействию
аддикции. Такая форма поведения характерна для людей с низкой переносимостью
психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных
обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь
психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится универсальным
средством бегства от реальной жизни. Для самозащиты люди с аддиктивным типом
поведения используют механизм, называемый в психологии «мышлением по
желанию»: вопреки логике причинно-следственных связей они считают реальным
лишь то, что соответствует их желаниям. В итоге нарушаются межличностные
отношения, человек отчуждается от общества.
Какие вещества, предметы или действия могут быть средством для людей с
аддиктивной формой поведения? Это — наркотики, алкоголь, табак, азартные
игры (включая компьютерные), длительное прослушивание ритмической музыки, а
также полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно
важных обязанностей человека.
Аддиктивное поведение формируется постепенно. Начало отклонения связано с
переживанием интенсивного острого изменения психического состояния человеком
в связи с принятием определенных веществ или определенными действиями,
возникновением понимания того, что существует определенный способ изменить
свое психологическое состояние, испытать чувство подъема, радости, экстаза.
Далее формируется устойчивая последовательность прибегания к средствам
аддикции. Сложные жизненные ситуации, состояния психологического диском форта
провоцируют аддиктивную реакцию. Постепенно такое поведение становится
привычным типом реагирования на требования реальной жизни. Происходит
формирование аддиктивного поведения как интегральной части личности, т.е.
возникает другая личность,
вытесняющая и разрушающая
сопровождается борьбой, возникает чувство тревоги. Одновременно включаются
защитные механизмы, способствующие сохранению иллюзорного чувства
психологического комфорта. Защитные формулы таковы: «я не нуждаюсь в людях»,
"я поступаю так, как мне нравится",«если я захочу, то все изменится» и т.п.
В итоге аддиктивная часть личности полностью определяет поведение человека.
Он отчуждается от общества, затрудняются контакты с людьми не только на
психологическом, но и на социальном уровне, нарастает одиночество. Вместе с
этим появляется страх перед одиночеством, поэтому аддикт предпочитает
стимулировать себя поверхностным общением, находиться в кругу большого числа
людей. Но к полноценному общению, к глубоким и долговременным межличностным
контактам такой человек не способен, даже если окружающие и стремятся к
этому. Главное для него - те предметы и действия, которые являются для него
средствами аддикции.
Проблема аддиктивного поведения включает не только анализ таких известных
явлений, как наркомания и алкоголизм, но и гораздо менее исследованных —
«работоголизм», проблему взрослых детей алкоголиков (ВДА), проблему «сухого
алкоголизма». Изучение
механизма возникновения и
возможность понять их реальное место в структуре общественных отношений и
прогнозировать последствия
их распространения.
Осознание неизбежности отклонений в поведении части людей не исключает
необходимости постоянной борьбы общества с различными формами социальной
патологии. Под социальным
контролем в широком
понимается вся совокупность средств и методов воздействия общества на
нежелательные (отклоняющиеся) формы поведения с целью их элиминирования или
минимизации.
Основные механизмы социального контроля: 1) контроль,
осуществляемый извне в том числе путем наказаний и иных санкций; 2)
внутренний контроль, обеспечиваемый соблюдением социальных норм и
ценностей; 3) косвенный контроль, вызванный примером
законопослушной группой; 4) «контроль», основанный на широкой доступности
разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей,
альтернативных противоправным или аморальным.
Лишь в самом общем виде можно определить стратегию социального контроля:
-
замещение, вытеснение
общественно полезными и/или нейтральными
-
направление социальной
нейтральном русле
-
легализация (как отказ от
преследования) «преступления без жертв» (гомосексуализм, проституция,
бродяжничество, потребление алкоголя, наркотиков)
- создание организаций (служб) социальной помощи: суицидологической,
наркологической, геронтологической
- адаптация и социализация лиц, оказавшихся вне общественных
структур
-
либерализация и
колониях при отказе
от принудительного труда и
наказания в системе правоохранительной деятельности
- безусловная отмена смертной казни.
В общественном сознании еще очень сильна вера в запретительно-репрессивные
меры как наилучшее средство избавления от этих явлений, хотя весь мировой
опыт свидетельствует
о неэффективности жестких
Положительный эффект дает работа по следующим направлениям: 1. Отказ от
уголовного или
административного
(проституция, бродяжничество, наркомания, гомосексуализм и пр.), имея в виду,
что только социальные
меры позволяют снять или
социальной патологии, 2. создание системы служб социальной помощи:
суицидологической,
наркологической, специфически возрастной,
социальной адаптации.
Информация о работе Социальные нормы и проблемы отклоняющегося поведения