Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 20:32, реферат
Общественные перемены всегда сопровождаются социальной дезорганизацией, всплеском девиантного поведения, нарушающими правовые нормы и правила. Сложность решения различных политических, экономических проблем, противоречие духовной жизни сказываются в первую очередь на молодеже, которая является незащищенным слоем населения, но играет важную роль в жизни общества.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Понятие наркотиков и наркомании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Предыстория наркомании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
3. Влияние наркотиков на человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
4. Группы риска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
5. Социальные меры предупреждения наркомании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
6. Социальные меры преодоления наркомании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
Лечение наркоманий и токсикоманий в настоящее время не имеет четкой патогенетической ориентации и во многом симптоматично, поскольку экспериментальные исследования и клиническая практика еще не выработали единых, общепризнанных методов лечения наркотической зависимости. Это обстоятельство, как уже подчеркивалось выше, связано с недостаточным знанием интимных механизмов патогенеза наркоманий, которые, как известно, прежде всего, обусловлены весьма тонкими и вначале малозаметными функциональными изменениями физиологических и биохимических процессов в центральной нервной системе.
Важными принципом лечения является его этапность:
1. предварительный этап, включающий детоксикацию (дезинтоксикацию), общеукрепляющую и стимулирующую терапию в сочетании с отнятием наркотического вещества;
2. основной этап, направленный на активное противонаркотическое лечение;
3. поддерживающая терапия.
Для выбора правильной схемы лечения необходимо учитывать стадию заболевания, возраст больного, состояние психики больного, наличие или отсутствие стремления избавиться от наркотической зависимости.
Первый этап лечения начинается с прекращения приема наркотика. Лишение приема наркотического вещества осуществляется тремя методами: внезапным (у молодых людей обычно на начальных этапах заболевания), быстрым и медленным, в течение нескольких дней (у пожилых, соматически ослабленных больных во II и III стадиях болезни). Лишение наркотика неизбежно приводит к развитию абстинентного синдрома. Выраженность его бывает различна. Для купирования абстинентного синдрома применяяют различные препараты транквилизирующего действия, нейролептики.
Лечение наиболее эффективно в специализированном (закрытом) учреждении, поскольку возможность контролировать себя у наркомана крайне низка и неустойчива. Патологическое влечение, сила которого колеблется, меняет состояние наркомана, особенно в первые дни лечения. Даже если он поступил с желанием избавиться от болезни, он вскоре может вновь начать поиск опьяняющих средств. В этой связи не следует доверять оценке, которую больной дает получаемому лечению. При обострении влечения, наркоман отказывается от приема лекарств, ищет поддержки у других больных и находит ее у более психопатизированных, которые в свою очередь нередко начинают точно такие же жалобы.
Как мы уже говорили, первый этап лечения – дезинтоксикация наркомана, т.е. медикаментозное лечение, проводимое специалистами-наркологами. На втором этапе лечения к успешному медикаментозному лечению присоединяются методы психотерапии, физиотерапии, массажа и трудотерапии, а затем на третьем этапе - реабилитация и поддерживающая терапия (наблюдение).
Медикаментозные методы лечения.
Для лечения наркозависимых используется большой арсенал фармакологических средств, используемых в основном для детоксикации и фармакологической реабилитации наркозависимых.
Самым распространенным фармакологическим препаратом является метадон, синтетический опиат. Метадоновая программа заключается в том, что наркоман переходит с нелегального употребления героина, сопровождающегося различными проблемами со здоровьем, на легальное употребление метадона с целью укорочения детоксикации и в качестве поддерживающего средства пациентов. Впоследствии проводят постепенную в течение нескольких дней (недель) отмену метадона. Конечной целью детоксикации является достижение пациентом состояния, свободного от наркотической зависимости. (Фридман Л.С. и др., 1998)
Также используют блокаторы опиатных рецепторов одновременно с героином, что останавливает развитие физической зависимости, но не снимает тягу к наркотику. Поэтому при такой терапии предполагается применение других методов воздействия (психотерапия в первую очередь).
Лекарственные препараты, применяемые при лечении наркомании, принадлежат к разным фармакологическим группам (психостимуляторы, ноотропы, нейропептиды, психоэнергизаторы, витамины и др.) и имеют существенные отличия в механизме действия. Однако их объединяет однонаправленность в отношении высших функций головного мозга – памяти, внимания, мышления, которые, как правило, улучшаются.
Психотерапия.
Психотерапия - включает в себя гипноз с внушением отвращения и выработкой отрицательного рефлекса на наркотическое средство; укрепление воли, установок на активное выздоровление.
Гипноз – погружение пациента в гипнотическое состояние – привычный технический прием, позволяющий повысить действенность лечебного внушения и тем самым добиться необходимого терапевтического эффекта. Техника предусматривает соблюдение состояния покоя и удобства, усыпляющие формулы произносятся ровным и спокойным голосом, иногда сопровождаясь более эмоциональными императивными внушениями.
Рациональная психотерапия принципиально отличается от гипноза обращением к сознанию и рассудку человека, к его логике. Используются законы логического мышления, индивидуальное умение анализировать информацию и профессиональные знания врача для критического разбора ошибок в логических построениях больного, разъясняются причины болезни, показывается зависимость между неправильным пониманием причин болезни пациентом и динамикой болезненного процесса, происходит обучение законам логики.
Аутогенная релаксация – метод самовнушения, в котором посредством повышения внушаемости служат предваряющие внушения мышечная релаксация и самоуспокоение. Эффект комплексный, зависящий от накопления положительного действия состояний релаксации и от закрепления внушаемых самому себе необходимых представлений и ощущений. Методы аутогенной релаксации могут использоваться как дополнение к основному психотерапевтическому методу. Под релаксацией понимается состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психорегулирующей активностью и ощущаемое либо во всем организме, либо в одной из его систем. Наиболее часто используемыми методами аутогенной релаксации являются нервно-мышечная релаксация, медитация, аутогенная тренировка и различные формы биологически активной связи.
Игровая психотерапия и психотерапия творчеством. Лечебные методы, в которых научное представление о человеке в значительной мере связано с бурным развитием психологических наук, социальной психологии, психологии личности. Разрабатываются различные варианты приемов раскрытия психологических и творческих возможностей личности в целях отвлечения, переключения, успокоения, обогащения духовной жизни. Это может быть и проигрывание деловых жизненных ситуаций, и импровизированная живая игра в сюжетные сказки и т.д. Методические приемы разнообразны: от активного исполнительства, попыток создания собственных произведений, тренировки восприятия, как способности критической оценки, так и возможность ее публичной формулировки и отстаивания, до более пассивных ролей зрителя, слушателя, соучастника, болельщика.
Эмоционально-стрессовая психотерапия.
Система активного лечебного вмешательства, которое заставляет больного на предельно высоком эмоциональном уровне пересмотреть и даже радикально изменить отношение к себе, к своему болезненному состоянию и окружающей микро социальной среде. Психотерапия больше походит на хирургическую операцию, чем на наложение бальзамической повязки (С.И.Консторум). Лечение осуществляется методом укрепления и выработки идейных, духовных позиций и интересов больного сопровождается старанием пробудить эти высокие интересы и устремления, противопоставить заинтересованность и увлеченность болезненной симптоматике и часто связанному с ней подавленному, депрессивному или апатичному настроению.
Наркопсихотерапия. Внушение в гипноидном состоянии, вызванном введением медикаментозных средств. Для лечебных целей достаточно начального оглушения, эйфории и легкой спутанности сознания, и тогда на входе в него и на выходе из этого состояния психотерапевт проводит свои словесные воздействия (внушения).
Коллективная и групповая психотерапия. Базируется на использовании социального в человеческой психике. Объединение пациентов в лечебную группу позволяет не только использовать в лечебных целях взаимоиндукцию пациентов и простое стремление их подражать друг другу. Лечебное воздействие врача постепенно дополняется своеобразным воздействием коллектива на каждого своего члена, и это направляемое врачом действие становится центром лечебного процесса при коллективной психотерапии. Разновидность является семейная психотерапия, направленная на коррекцию отношений внутри семьи. Основным методом, описанным в литературе, является метод терапии сознательного поведения. В последнее время широкое применение нашли методы краткосрочной терапии супружеских пар для улучшения внутрисемейной ситуации, связанной с употреблением алкоголя или наркотических средств.
Физиотерапия
Физиотерапия - это ванны, души, гальванизация, электрофорез, грязевые и парафиновые аппликации, электросон ( от 10-15 до 20-30 процедур по 1-2 ч. каждый сеанс), которые помогают восстановить работу организма.
Трудотерапия.
Трудотерапия – одно из направлений реабилитации наркозависимых. Лечение трудом является составной частью реабилитационных мер, направленных как на восстановление функций пораженного органа (системы), так и всего организма больного, а так же трудотерапия назначается с целью повышения общего тонуса организма. Трудовые движения стимулируют физиологические процессы и функцию основных систем больного, мобилизируют его волю, дисциплинируют и приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, освобождают от мыслей и побуждений, возникающих на почве бездействия и праздного времяпрепровождения, отвлекают от ухода в болезнь. Трудовая терапия возбуждает психическую активность, направляя ее в русло предметной, осмысленной, результативной и дающей удовлетворение деятельности. Она заключается в том, что пациенты под руководством труд-инструктора несколько часов в день работают на улице или занимаются домашним хозяйством. Цель этого направления – открыть в себе новые качества, развить новые навыки, получить удовольствие от работы. Привлечение больного к труду, начиная с дозированного труда с постепенным переходом на полный рабочий день.
Коллективно-трудовой метод лечения должен составлять единое целое с системой других социальных воздействий, образование новых связей для участия больного в социальной жизни (Бугайский Я.П., 1932) . В настоящее время трудотерапия становится одним из важнейших факторов медицинской реабилитации.
Заключение.
В результате проведенной работы можно сделать вывод о том, что такое явление как наркомания имеет многовековую историю, но столь устрашающего состояния в нашей стране ранее не наблюдалось
Наркомания возникло давно, но такого привыкания не было в результате применения различных наркотиков естественного происхождения. Большинство различных наркотиков были созданы для употребления в медицинских целях, но стало использоваться в немедицинских целях.
Главные факторы способствующие употреблению наркотиков.
- Нестабильность в семье, стране;
- Неуверенность в себе;
- Давление окружающих;
- Дань моде;
- Для развлечения;
Задача социальных работников, социальных педагогов и психологов это: выработка положительных факторов влияющих на предупреждение наркомании:
- Уверенность в себе:
- Социальная активность;
- Знание о наркотиках и умение отказываться от них;
- Опора в семье;
- Знание и желание вести здоровый образ жизни;
Список литературы:
1. Еникеева Д. Д.
Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 144 с.
2. Джонсон В.
Как заставить наркомана или алкоголика лечиться. – М.: В. Секачев, 2000. – 128 с.
3. Профилактика наркотической зависимости в подростковой и молодежной среде. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 14 – 16 ноября 2000 года. Казань, «Отечество». – 2001 г. – 270 с.
4. Проблема наркомании в студенческой среде / Сборник материалов межрегиональной студенческой учебно-практической конференции. Под. общей редакцией к. м. н. П. Д. Медделевича. Казань, - 2005. – 178 с.
5. Сирота Н. А., Ялтонский В. М.
Профилактика наркомании и алкоголизма: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2003 г. – 175 с.
6. Альтушер В.Б., Надеждин А.В.
Наркомания: дорога в бездну – М.: Просвещение, 2000 г. – 280 с.
26
Информация о работе Социальные меры предупреждения и преодоления наркомании