Социальные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 15:50, контрольная работа

Краткое описание

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие «социальный институт». Институционализация общественной жизни…………………………………………………………………………..…..4
2 Виды и функции социальных институтов……………………………………..8
3 Практический вопрос………………………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников…………………………………………...17

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

 

 

Так, внутри фундаментальных институтов существуют весьма отчетливые деления на более мелкие, неосновные институты. [2]

В системе правовых институтов выделяются такие неглавные составляющие, как институты судебной власти, судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных и др.

В структуру религиозных институтов (на примере христианства) включены неосновные институты целибата (безбрачия священников в католичестве), инквизиции, епископата, крещения, исповеди, монашества и т.п.

Внутри социального института родства наряду с основными институтами семьи и брака развиваются неглавные институты материнства и отцовства, кровной мести, побратимства, наследования, имя наречения и др.

Функцию  социального  института  можно  определить  как  совокупность

решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

       Первой  и   важнейшей   функцией   социальных   институтов   является

удовлетворение важнейших жизненных потребностей  общества,  т.е.  того,  без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может  существовать, если не будет постоянно пополняться новыми  поколениями  людей,  приобретать средства проживания,  жить  в  мире  и  порядке,  добывать  новые  знания  и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

       Не менее важной является функция социализации  людей,  осуществляемая практически  всеми  социальными  институтами  (усвоение  культурных  норм  и освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной.

       Наряду с универсальными  существуют  и  специфические  функции,  т.е.

такие функции,  которые  присущи  одним  и  не  присущи  другим  институтам, например,  воспроизводство  новых  поколений  (институт  семьи),   добывание средств существования (производство),  наведение  и  поддержание  порядка  в обществе  (государство),  открытие  и  передача  новых   знаний   (наука   и образование), отправление ритуалов (религия).

       Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие

называют дисфункцией. К примеру, функция института  образования  -  готовить всесторонне развитых специалистов.  Но  если  он  не  справляется  со  своей задачей, если образование  поставлено  из  рук  вон  плохо,  то  необходимых специалистов  общество  не  получит.  Школы  и  вузы   выпускают   в   жизнь дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию.

       Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует  сохранению  стабильности  и  интересам  общества.  Она   может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его  сохранение,  а на разрушение. Нарастание дисфункций в  деятельности  социальных  институтов может вести к социальной дезорганизации общества.

       К примеру, к концу 60-х годов  СССР  готовил  специалистов  с  высшим

образованием на душу населения больше, чем  любая  страна  в  мире.  Уровень подготовки и система образования были, возможно, самым высоким  на  планете. В штате  США  дискутировался  вопрос  о  вызове,  брошенном  миру  советской системой образования. Американцы  срочно  разработали  систему  практических мероприятий с целью догнать и перегнать в этой области Советский  Союз.  Шли годы. И сегодня наши школьники и студенты – одни из самых  образованных.  Но в целом советская, а затем российская система образования в  период  с  70-х по 90-е годы развивались слишком медленно.  Возник  серьезный  разрыв  между теоретической  подготовкой  студентов  и  практическими   навыками   молодых специалистов. На предприятиях с передовой технологией  вузовских  знаний  не хватало, а там,  где  трудились  на  устаревшем  оборудовании,  знаний  было излишне много.

       В  конце  80-х  годов,  с  началом  перестройки  российское  общество

повернулось к рыночным отношениям.  При  этом  оказалось,  что  марксистское обществоведение не способно  обеспечить  молодежь  необходимыми  знаниями  в области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии,  психологии и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать  знания технологии  обучения.  Народное   хозяйство   недополучило   сотни   тысяч необходимых специалистов, обладающих современными знаниями. Это повлекло  за собой колоссальный ущерб в  экономической  области.  К  нему  надо  добавить ущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей воспитанных на  старых традициях, занимает ключевые позиции в обществе,  следовательно,  направляет страну не всегда так, как требуют новые  реалии.  Урон  же  от  неправильной внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений  вообще не поддается исчислению.

       Функции и дисфункции бывают явными, то есть  официально  заявленными, всеми осознанными и очевидными для всех, и латентными, то есть скрытыми,  не заявленными.   Явные   функции   институтов   являются   необходимыми.   Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены  в  системе  статусов  и ролей.  Латентные  функции  выражаются   в   непредусмотренных   результатах деятельности институтов или лиц,  представляющих  их.  Так,  демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов,  через  парламент, правительство и президента  стремились  улучшить  жизнь  народа,  создать  в обществе цивилизованные отношения и внушить  гражданам  уважение  к  закону.

              Таковы были явные цели и задачи. На самом же деле  в  стране  вырос  уровень преступности, а уровень жизни населения упал.  Таковы  результаты  латентных функций институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего  хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные –  о  том,  что из этого получилось.[4]

В жизненном  цикле  института  как  социальной  организации  выделяют

несколько стадий, которые качественно отличаются друг от друга.

1.      Зарождение организации.

2.      Период эффективности, когда институт  достигает полной зрелости.

3.      Период формализации (правила перестают быть средством,  регулирующим деятельность, и становятся самоцелью).

4.      Период дезорганизации, когда институт прежнюю гибкость и жизнеспособность.   После   этого   институт    ликвидируется    или реорганизуется в новый.[1]

 

 

 

3 Практический вопрос

Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции (например, комитет по делам национальностей, который не оказывает влияния на решение национальных проблем; спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни)? Аргументируйте ответ.

 

Этот вопрос объясняется динамикой социальных институтов. Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных процесса:

      жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения;

      функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и латентных функций, появление и продолжение дисфункций;

      эволюция института – изменение вида, формы и содержания в историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций.

В жизненном цикле института как социальной организации выделяют несколько стадий, которые качественно отличаются друг от друга.
зарождение организации.

      период эффективности, когда институт достигает полной зрелости.

      период формализации (правила перестают быть средством, регулирующим деятельность, и становятся самоцелью).

      период дезорганизации, когда институт теряет прежнюю гибкость и жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или реорганизуется в новый.

Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции, в понятие «динамика институтов» необходимо включать взаимодействие институтов, принимающие самые разные формы, в том числе две основные - сотрудничество и конкуренцию. Если институт производства успешно справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения растут, то из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры, социальной помощи и др. Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными и одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других институтов борются между собой за право диктовать им свою волю. Политики, фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров, промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи, проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию школьников и студентов. В итоге институт образования становится ареной состязаний между другими институтами общества. Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той же сферы общества, между родственными институтами. Например, в культуре подчас идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию как минимум у трех институтов культуры – кино, театра и чтения. Телевидение, киностудия и театр представляют собой разновидность социальной организации, а чтение – социальной практики. У первых есть свои органы управления, статьи финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы, а чтение – это коллективная привычка образованных людей получать информацию, сопереживая событиям и анализируя информацию. Хотя они все разные, между ними могут существовать отношения не только взаимодополнения, но и взаимной конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

              Социальный  институт  предстает  перед  нами  гигантской   социальной системой,  существующий  исторически   длительное   время,   удовлетворяющий фундаментальные  потребности  общества,  обладающей  решительной   силой   и моральным   авторитетом,   охватывающей   большую   совокупность    явлений, выраженных  с  помощью  статусов  и  ролей,  социальных  норм   и   санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм,  агентств  и  т.д.) которые,  в  свою  очередь,  имеют  персонал,  аппарат  управления,   особые процедуры  приема,  закрепления  и  увольнения,   многочисленные   механизмы социального контроля и т.п.  Социальный  институт  –  это  приспособительное устройство   общества,   созданное   для   удовлетворения   его    важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Развитие социальных  институтов  осуществляется  путем  возникновения новых  социальных  институтов  и  благодаря  совершенствованию   сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих  в обществе, постоянно находятся в изменении и самообновлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.      «Социология» Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В., 2003г., 377 стр.

2.      Новикова С. С. «Социология: история, основы, институционализация в России» 2003г.

3.      Комплект КОПР 4 курс.

4.      Фролов С. С. «Социология» 1999г.

 

17

 



Информация о работе Социальные институты