Социальные институты, их функции и типы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:43, реферат

Краткое описание

Термин «социология» ввел в 30-е годы 19 века Огюст Конт, которого и считают отцом – основателем новой научной дисциплины. По его представлениям, социология должна была объединить все знания об обществекак едином организме и дать им подлинно научную основу.

Оглавление

1 Введение_____________________________________________________3
2 Социальные институты_________________________________________4
2.1. Определение понятия социального института______________4
2.2. Типология социальных институтов____________________6
2.3. Функции и дисфункции социальных институтов__________7
Заключение_____________________________________________9
Список литературы______________________________________10

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx

— 87.56 Кб (Скачать)

  К примеру, к концу 60-х годов СССР готовил специалистов с  высшим образованием на душу населения больше, чем любая страна  в мире. Уровень подготовки и система образования были, возможно, самым высоким на планете. В штате США дискутировался вопрос о  вызове, брошенном миру советской системой образования. Американцы срочно разработали систему практических мероприятий с целью догнать и перегнать в этой области Советский Союз. Шли

годы. И сегодня наши школьники и студенты – одни из самых  образованных. Но в целом советская, а затем российская система образования в период с 70-х по 90-е годы развивались слишком медленно. Возник серьезный разрыв между теоретической подготовкой студентов и практическими навыками молодых специалистов. На предприятиях с передовой технологией вузовских знаний нехватало, а там, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний было

излишне много.

  В конце 80-х годов, с началом перестройки российское общество

повернулось к рыночным отношениям. При этом оказалось, что  марксистское обществоведение не способно обеспечить молодежь  необходимыми знаниями в области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать знания

технологии обучения. Народное хозяйство недополучило сотни  тысяч необходимых специалистов, обладающих современными знаниями. Это повлекло за собой колоссальный ущерб в экономической области. К нему надо добавить ущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей воспитанных на старых

традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно,  направляет страну не всегда так, как требуют новые реалии. Урон  же от неправильной внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообще не поддается исчислению.

  Функции и дисфункции бывают явными, то есть официально  заявленными, всеми осознанными и очевидными для всех, и латентными, то есть скрытыми, не заявленными. Явные функции   институтов являются необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей.  Латентные функции выражаются в непредусмотренных результатах

деятельности институтов или лиц, представляющих их. Так, демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов, через парламент, правительство и президента стремились  улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные цели и задачи. На самом же деле в стране вырос уровень

преступности, а уровень жизни населения упал. Таковы результаты  латентных функций институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные – о том, что из этого получилось.

                                            Заключение

 

  Социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующий исторически длительное время, удовлетворяющий фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом,   охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агенств и т.д.)

которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления,   особые процедуры приема, закрепления и увольнения,  многочисленные механизмы социального контроля и т.п. Социальный  институт – это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

  Развитие социальных институтов осуществляется путем возникновения новых социальных институтов и благодаря  совершенствованию сложившихся институтов. Это означает, что система социальных институтов, существующих в обществе, постоянно находятся в изменении и самообновлении.

 

                  Список литературы

 

1. Социология. Учебное пособие. Под ред. Г.В.Осипова,

Л.Н.Москвичева и др. – М.,1996.

2. Социология. Учебное пособие. Под ред. проф.

В.И.Добронькова. – М.,1999.

3. Добронькова В.И., Кравченко А.И. Социологические институты и процессы.-М.,2000.

-----------------------

[1] Энциклопедический социологический словарь / Под общ. Ред. Г.В.Осипова М.,1995 С.227


Информация о работе Социальные институты, их функции и типы