Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:48, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть социальные ценности как регулятор поведения людей в обществе.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- рассмотреть влияние ценностей на поведение человека;
- изучить ценности и ценностные представления;
- определить классификацию ценностей;
- рассмотреть механизм действия ценностей;
- предоставить рекомендации по совершенствованию личного состава от информационного воздействия противника
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТЕЙ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 4
2.ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 7
3. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ 10
4. МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ЦЕННОСТЕЙ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема ценности волновала многих философов и ученых, представляющих различные школы и точки зрения. Ценность – довольно условное понятие, она всегда «чья-то», то есть ценность для конкретной личности, которая принадлежит к определенной группе и культуре. «Ценность» можно понимать как объект потребностей, желаний и стремлений, положительных оценок и взглядов личности. Тогда ценностью может быть физический объект, личность, институция, идея, род деятельности, социальное отношение и др. Наши ценности могут быть очень разнообразными, охватывать самые разные области жизни, деятельности и ее результаты.
Шкала ценностей человека — стержень его личности. Ценности отражают не просто дефицит, нужду человека в чем-либо, но и процесс социального сравнения. Люди не просто ощущают свои потребности, но и осознают их, а, осознавая, сравнивают себя с другими. Оценка себя в сравнении с другими — прежде всего стоящими на одной социальной ступеньке — выражает стремление к самореализации и самоутверждению.
Социальные ценности - в широком смысле - значимость явлений и предметов реальной действительности с точки зрения их соответствия или несоответствия потребностям общества, социальной группы, личности.
Социальные ценности - в узком смысле - нравственные и эстетические требования, выработанные человеческой культурой и являющиеся продуктами общественного сознания.
Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность написания реферата.
Цель работы – рассмотреть социальные ценности как регулятор поведения людей в обществе.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- рассмотреть влияние ценностей на поведение человека;
- изучить ценности и ценностные представления;
- определить классификацию ценностей;
- рассмотреть механизм действия ценностей;
-
предоставить рекомендации по
совершенствованию личного
Методы исследования:
-
обработка, анализ научных
-
анализ научной литературы, учебников
и пособий по исследуемой
Объект исследования – социальные ценности
Предмет исследования – социальный ценности как регулятор поведения людей в обществе
1. ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТЕЙ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
Поведение — совокупность движений, актов и действий человека, которые могут наблюдать другие люди, а именно те, в чьем присутствии они совершаются. Деятельность, в отличие от поведения может быть внутренней и внешней. Поведение относится только ко второму. Поведение — внешняя форма проявления деятельности, т. е. оно лишь один из ее аспектов. Поэтому говорят, что поведение может быть только открытым, видимым. Поведение — непосредственно наблюдаемая деятельность.
Сравнивая деятельность и поведение, нетрудно заметить разницу. Деятельность включает осознанные цели и планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего функцию внешнего стимула, например, заработка, гонорара, повышения в должности. Поведение не содержит цель как главный, определяющий элемент. Чаще всего оно не преследует никакой цели. Но в поведении есть намерения и ожидания, есть потребность и мотивы. В отличие от стимулов, мотивы относятся не к внешним, а к внутренним побудителям1.
Как
социальное существо, человек устроен
так, что все, что попадает в его
поле зрения и вовлекается в круг
его деятельности, наделяется значением.
Значение — это смысл, которым наделяются
понятия и предметы, составляющие социальное
окружение человека, их важность и роль.
Даже когда мы говорим, что данная вещь
не имеет для нас значения, мы неявно помещаем
ее на некоторую шкалу значений, и придаем
ей минимальную или нулевую важность.
Таким образом, значение представляет
собой континуум от 0 до 1, на котором мы
располагаем элементы социальной среды
(рис.1).
Среднее значение
Не имеет значения
Максимальное значение
Рис.1.
Значение ценностей
по континууму
Все понятия и предметы, составляющие социальное окружение человека, наделяются разным значением и занимают свое место на континууме.
Ценности располагаются по континууму ближе к правому краю максимальной важности. Ценности — это то, в чем человек нуждается, и чего у него нет.
Социальные ценности — это то, что призвано удовлетворить индивидуальные, групповые или общественные потребности. Очевидно, что ценности и потребности тесно связаны, это две стороны одного целого. Если потребность — побудительная сила, коренящаяся внутри человека, то ценность обозначает те объекты, которые удовлетворяют эту потребность и находятся вовне.
Роль ценностей в человеческом обществе огромна. И неудивительно, что они выполняют самые разные функции. Они регулируют социальные отношения и взаимодействия людей, и в этом качестве их можно назвать ценностями — регуляторами. Ценности проявляют себя и в качестве фундаментальных норм, обеспечивающих целостность общества. Поэтому у них есть и вторая специальность — быть ценностными нормами. Одно из главных занятий ценностей — служить мотивом поведения. Человек стремится добыть то, в чем нуждается, что ценит, соответственно ориентирует поведение на конкретные ценности, причем ориентирует сознательно. А это и есть свойство быть мотивом поведения. Итак, в единое целое увязаны ценности, потребности и мотивы2.
Шкала ценностей человека — стержень его личности. Мы характеризуем человека как личность в зависимости от того, на какие ценности он ориентируется, и совпадают ли выбранные им ценности с теми, которые общество признает в числе наиважнейших. Прежде всего- это этические и религиозные ценности. Они занимают верхнюю часть шкалы общественных ценностей. Ценностей нет у животных, и практически они отсутствуют у младенца. Стало быть, они биологически не наследуемы. Они приобретаются в обществе — входе социализации. Растет человек, формируется его система ценностей. Развитая система ценностей — результат правильной социализации, а не ее предпосылка.
Ценности отражают не просто дефицит, нужду человека в чем-либо, но и процесс социального сравнения. Люди не просто ощущают свои потребности, но и осознают их, а, осознавая, сравнивают себя с другими. Оценка себя в сравнении с другими — прежде всего стоящими на одной социальной ступеньке — выражает стремление к самореализации и самоутверждению.
Ценности — не только механизм, но и результат социального сравнения, способ упорядочивания элементов культуры.
Человеческая культура базируется на том, что идеи, нормы, обычаи, правила и даже материальные памятники строго упорядочены. Иначе говоря, одни из них предпочитаются другим. Без определения нет ранжирования, упорядочивания ценностей по степени важности.
Предпочтение — это субъективный процесс расставления по приоритетности социальных благ.
Если бы человек был запрограммирован природой, у него никогда не появились ценности. С другой стороны, если бы он был запрограммирован обществом, то у него сформировалась одномерная шкала ценностей. Поведение человека в такой ситуации легко прогнозируется. Он не колеблется в своем выборе и в своих действиях потому, что свободы выбора его как раз лишили.
В нормальном обществе шкала индивидуальных ценностей жестко не закреплена. Это значит, что ценности постоянно переходят с одного уровня на другой, что на одном уровне может находиться сразу несколько альтернативных ценностей. Это многомерная шкала индивидуальных ценностей, соответствующих свободе выбора, предоставляемой открытым, демократическим обществом3.
Итак, ядро человеческой личности образуют: шкала ценностей, мотивация достижения самореализации, свободы выбора и воли (рис.2).
Рис.2. Шкала ценностей
2.ЦЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Понятия «ценностные представления» и «ценности» в психологической литературе часто смешиваются: либо первые рассматриваются как зеркальное отражение вторых, не представляющее отдельного интереса, либо вторые сводятся к первым.
Ценности неизбежно соотносятся с тремя различными группами явлений. Есть три формы существования ценностей
1) общественных идеалах - выработанных общественным сознанием и присутствующих в нем обобщенных представлениях о совершенстве в различных сферах общественной жизни;
2)
предметном воплощении этих
3)
мотивационных структурах
Эти
три формы существования
Признание ценностей реально действующими имманентными регуляторами деятельности индивидов, которые оказывают влияние на поведение независимо от их отражения в сознании, не отрицает существования не совпадающих с ними как по содержанию, так и по психологической природе сознательных убеждений или представлений субъекта о собственных ценностях.
Определим ценностные ориентации как осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о ценном для него - то, что выявляется с помощью любых вербальных методов, как социологических, так и психологических, Ценностные представления, однако, не могут быть полностью сведены к ценностным ориентациям, даже с учетом всех возможных несовпадений между ними и истинными ценностями личности. Уже поверхностный феноменологический анализ позволяет увидеть, что в сознании любого человека наряду с ценностными ориентациями (ЦО) присутствуют и другие самые различные ценностные представления. Назовем наиболее существенные из них, не претендуя при этом на полноту классификации.
Прежде
всего, исходя из очевидного факта несовпадения
систем ценностей индивида и социальной
группы, к которой он принадлежит
(даже если речь идет о референтной
группе, и эти две системы ценностей
отличаются в целом хорошей
В качестве еще одной категории ценностных представлений мы выделяем ценностные идеалы (ЦИ). Сочетание "ценностные идеалы" на первый взгляд напоминает тавтологию, поскольку при построении определения ценности как таковой мы опирались на понятие "идеал". Смысл понятия ЦИ состоит в том, что человек является не пассивным объектом собственной ценностной регуляции, а субъектом, который способен оценивать собственные ценности и проектировать (экстраполировать) в воображении собственное движение к ценностям, отличающимся от сегодняшних. ЦИ, иерархия которых характеризует ценность для человека самих личностных ценностей в отвлечении от образа своего "Я", выступают как идеальные конечные ориентиры развития ценностей субъекта (в его представлении). Наряду с ЦИ можно также говорить о ценностной перспективе, которая отражает представления человека о своих ценностях в конкретном будущем (через 5, 10, 20 лет) и является своеобразной промежуточной точкой между ЦО и ЦИ. Существует и ценностная ретроспектива - представления субъекта о своих ценностях какое-то время тому назад. Выделение разновидностей ценностных представлений основано не только на феноменологическом анализе, но и на эмпирических исследованиях5. Эти разновидности возможно эмпирически дифференцировать с помощью различных инструкций к заполнению одних и тех же вербальных методик. В категорию ценностных представлений входят также представления о системах ценностей конкретных людей, будь то политические лидеры или просто знакомые. Как показывает опыт, задача воспроизведения системы ценностей другого человека не вызывает больших затруднений, хотя степень адекватности этого воспроизведения может существенно различаться. Так или иначе, многообразие факторов, оказывающих влияние на формирование ценностных представлений, и их разновидностей делает весьма интересным эмпирическое изучение.
Информация о работе Социальные ценности как регуляторы поведения людей в обществе