Социально-политические доктрины католицизма, православия и ислама

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:12, реферат

Краткое описание

Религия - специфическая форма общественного сознания, главными принципами которой является исповедование личного, духовного, совершенного надмирного начала - Бога, являющегося источником бытия всего сущего, и убеждения в том, что человек способен к обращению, единению с Богом и вечной с Ним жизни.
Без этих двух основополагающих принципов, или хотя бы одного из них религия вырождается в шаманство, оккультизм, философию или этику.
В современном обществе религия реализуется в конкретной сфере общественных отношений, использующих и учитывающих специфические особенности религиозного сознания.
Церковь как организация характеризуется всеми основными атрибутами, присущими социальному институту.
Ее элементами являются: общее вероучение (идеология), религиозная деятельность (культовая и внекультовая), церковная структура (система управления жизнью, деятельностью, поведением верующих).

Файлы: 1 файл

реферат по политологии - копия.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

        Но такое положение сохранялось недолго. По мере формирования и укрепления национальных государств, папы второй половины XV века уже выступают как светские владыки - они были по призванию скорее государственными мужами и полководцами, чем высшими священнослужителями. До этого в Церковном государстве недостатки светской власти (государственной) - отсутствие армии и вооруженной исполнительной власти - возмещались или корректировались авторитетом пап как правителей церкви.

        Важнейшую роль в развитии социально-политического учения католичества в Новое время сыграла энциклика папы Льва XIII «Рерум новарум» положения которой стали платформой официальной доктрины католичества (общество, угодное богу). В ней обосновывается христианское требование справедливо преодолеть имеющиеся пороки социально-экономической системы.

        Впоследствии главы Римско-католической Церкви в своих энцикликах и социальных обзорах, а также епископы и католические богословы внесли существенный вклад в развитие доктрины католичества, которая представляет собой внушительный массив детально разработанных и логически связанных между собой документов и богословских работ.

        Круг рассматриваемых проблем в доктрине католичества достаточно обширен. Он охватывает значительный массив богословских, философских и социально-нормативных вопросов, включая:

     - основы естественного права и  истины Евангелия, права человека и формы их защиты;

     - теологические вопросы коренной  связи и солидарности всех  людей, как это вытекает из  учения о создании мира и  христианской истории о формировании  человеческого общества, общее благо  народов и всего человечества;

     - сферу труда и капитала как взаимодополняющие элементы, которые призваны к сотрудничеству, а также основанные на принципе справедливости доходы трудящихся (заработную плату и социальное страхование), отношения к вопросу частной собственности;

     - происхождение и сущность государства, Церкви, их сотрудничество при сохранении самостоятельности в своей сфере;

     - природу семьи, общественных институтов  и промежуточных социальных структур (профсоюзов), призванных обеспечивать  социализацию, воспитание и защиту  человека;

     - отношение Церкви к идеологиям и практике политических течений (социализма и либерального капитализма), их моральным и социальным изъянам.

     В целом католическая церковь и  в наши дни остается одной из наиболее влиятельных сил в современном  мире.

2. Доктрины ислама

        На протяжении многих столетий  социальная доктрина ислама в  своей основе оставалась неизменной. Исходя из принципа абсолютного  совершенства всего созданного  аллахом, богословы и религиозные  организации рассматривали наличный  общественный строй (а им был эксплуататорский строй) как установленный свыше, и всякие попытки изменить его квалифицировались как „богопротивные". Тягчайшим преступлением против бога и веры признавалось возбуждение в народе недовольства против власти эксплуататоров.  
 
   Частная собственность на средства производства, лежавшая в основе эксплуататорских общественных отношений, объявлялась неприкосновенной.  
 
   Огромные социальные перемены, происшедшие в мире в XX в., небывалый рост притягательности идеологии и практики реального социализма, стремление трудящихся мусульманских стран к общественным переменам не могли не сказаться на социальных позициях ислама. Был разработан ряд концепций, не имевших аналога в прошлом. Мусульманские деятели Советского Союза пришли к выводу, что народные выступления против эксплуататорского строя вполне законны, вытекают из учения Корана и Сунны, а строительство социализма и коммунизма является богоугодным делом „Принципы социализма" и в том числе указание на возможность обобществления средств производства они „находят" в аятах Корана и хадисах пророка Мухаммеда.  
 
   Мусульманские богословы стремятся представить
ислам не только учением, открывающим возможности для социальных преобразований, но и своеобразным стимулятором строительства социалистического общества. „Предписанные исламом все формы убеждений, ритуалов, моральных норм и законодательных институтов служат именно этой цели", — пишет в журнале „Мусульмане Советского Востока" один из видных богословов.  
 
    Мусульманские деятели зарубежных стран, избравших путь социалистической ориентации, говорят об „исламском социализме", характеризуя его как общество, вбирающее в себя все лучшее, что имеется у капитализма и коммунизма. Видится это общество им по преимуществу опирающимся как на частную, так и на общественную собственность на средства производства. При всей утопичности этой концепции лозунг „исламского социализма" в определенных условиях может играть ограниченную прогрессивную роль в деле привлечения мусульманских масс на сторону социально-экономических преобразований, осуществляемых в развивающихся странах с прогрессивными режимами.  
 
   Иначе выглядят богословские построения религиозных деятелей из стран, находящихся в орбите капиталистической системы хозяйства (Марокко, Пакистан, Малайзия, Египет и др.). Многие из них утверждают, что наилучшим образцом социального устройства, обеспечивающим мир и благоденствие для всех членов общества, является мусульмайская община времен пророка Мухаммеда. Они призывают правоверных возродить общественные порядки более чем тысячелетней давности. Часть богословов этой зоны считают, что единственно возможный путь к самому прогрессивному и процветающему обществу лежит через введение в мусульманских странах нашего времени норм права и морали, установленных Кораном и Сунной. В соответствии с подобной концепцией нет необходимости бороться против эксплуататорского строя и его фундамента — частной собственности на средства производства, не надо стремиться менять характер политической власти, нужно лишь ввести шариатские установления и обеспечить их неукоснительное выполнение, и все социально-экономические проблемы, стоящие перед мусульманскими странами, будут решены. Составным элементом таких концепций часто является воинствующий антикоммунизм, клевета на реальный социализм.  
 
   Всем мусульманским социальным концепциям, как видим, присуще стремление увязывать земные человеческие проблемы со сверхъестественными силами, с их волей и приписываемыми ими установками, каковые будто бы и играют решающую роль в жизни общества.  
 
   Таким образом, социальная доктрина ислама не только не дает реальной
программы для решения насущных общественных проблем, стоящих перед мусульманскими странами, но и не способствует уяснению направлений развития современного исторического процесса и его движущих сил. Она уводит своих сторонников и последователей от реальных путей борьбы за обеспечение социального прогресса.

Заключение

       Подводя итоги, отметим, что религизация политики и политизация религии являются одними из наиболее ярких феноменов политического развития мира.

       В различных религиях, вероисповеданиях, устанавливаются обязательные для верующих правила - религиозные нормы. Они содержатся в религиозных книгах, в решениях собраний верующих или духовенства, в произведениях авторитетных религиозных писателей.

       В истории были целые эпохи, когда многие религиозные нормы носили юридический характер, регулировали некоторые политические, государственные, гражданско-правовые, процессуальные, брачно-семейные и иные отношения.

       Политическое значение христианства обусловливается двумя обстоятельствами:

     1. Христианство в своем нравственном  учении превосходно определяет  отношения личности к обществу.

     2. Христианство, в исторической части своего вероучения, развертывает перед нами историю если не всего мира, то значительного числа народов, и в этой сменяющейся картине процветания и падения обществ и царств раскрывает те основы человеческого общежития, которые никогда не изменяются по существу.

        В течение почти двух тысяч лет своего существования христианство не уклонялось от воздействия на общественную и политическую жизнь, а, напротив, было постоянно одним из могущественнейших факторов в создании человеческих обществ, государств и культуры.

       В эпоху господства Христианства человечество развило до высочайшей степени свои силы, свои средства, действия и свою общественность. Все это именно потому, что христианство указывает человечеству истинные основы для развития личности и общества и предостерегает против заблуждений и ошибок.

       Политизация православия находит свое выражение и в появлении на политической арене христианско-демократических организаций, в работе которых участвуют как служители культа, так и простые верующие. Это, например, такие организации, как Белорусский христианско-демократический союз, Российское христианское демократическое движение, Белорусская христианско-демократическая партия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

  1. Андреев С.С. Политическая система и политическая организация общества // Социально-политические науки. 2008, №1.  
  2. Закон Божий для семьи и школы. Сост. свящ. Серафим Слободской. - Коломна, 1993.
  3. История Европы. Т. 2 - Средневековая Европа. - М." 1992.
  4. Лебедев Лев "Крещение Руси". - М., 1987.
  5. Репина Л.П. Римская церковь и распространение христианства.// Средневековая Европа глазами современников и историков. 4.1, М., 1994.
  6. Федотов Г. Святые Древней Руси.- М., 1990.
  7. Я.Н.Щапов,  "Церковь в древней Руси" (до конца XIX в.), "Политиздат", 1989 г.
  8. Религии мира. Издательство  “Просвещение”, 1994г.

Информация о работе Социально-политические доктрины католицизма, православия и ислама