Социально-педагогические формы содействия профессиональному самоопределению молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение форм содействия профессиональному самоопределению молодёжи.
Задачи:
• Изучить научную литературу по проблеме исследования.
• Изучить молодёжь как социально-демографическую группу, определить проблему молодёжной занятости.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы и проблемы профессионального самоопределения молодёжи………………………………………………….6
§1. Характеристика понятия «профессиональное самоопределение»……………………………………………………………..6
§2. Молодёжь, как социально-демографическая группа, проблема молодёжной занятости …………………………………….………………….14
Глава II. Формы содействия самоопределению молодёжи в социально-педагогической деятельности…………………………………………………19
§1. Социально-педагогическая деятельность с молодёжью, направления, виды…….………………………………………………………19
§2. Профессиональная консультация ...................................................28
Заключение……………………………………………………………31
Список использованных источников…………………………………33

Файлы: 1 файл

Социально педагогические формы содействия профессиональному самоопределению молодёжи.docx

— 30.65 Кб (Скачать)

Министерство  образования науки Российской Федерации

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«Самарский государственный университет»

 

Факультет «Социальная педагогика»

 

 

 

 

 

Социально-педагогические формы содействия профессиональному самоопределению молодёжи.

 

 

 

Курсовая работа

Студента факультета

 

Научный руководитель

 

 

 

 

 

Самара - 2011

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

Глава I. Теоретические основы и проблемы профессионального самоопределения молодёжи………………………………………………….6

§1. Характеристика понятия «профессиональное самоопределение»……………………………………………………………..6

§2. Молодёжь, как социально-демографическая группа,  проблема молодёжной занятости …………………………………….………………….14

Глава II. Формы содействия самоопределению молодёжи в социально-педагогической деятельности…………………………………………………19

§1. Социально-педагогическая деятельность с молодёжью, направления, виды…….………………………………………………………19

§2. Профессиональная консультация ...................................................28

Заключение……………………………………………………………31

Список использованных источников…………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Актуальность проблемы. Профессиональная  ориентация — это  целостная  система,  состоящая  из  взаимосвязанных  компонентов,  объединённых  общностью  цели  и  единством  управления:  профессиональное  просвещение;  развитие  интересов,  склонностей  школьников  в  различных  видах  деятельности — игровой,  познавательной,  трудовой  (профессиональная  активизация);  профессиональная  психодиагностика;   профессиональная  консультация;  профессиональный  отбор  (подбор);  профессиональная  адаптация  и  профессиональное  воспитание.  [ 5, с.15] 

Одним из направлений работы социального педагога по социальной адаптации детей, по подготовке их к взрослой жизни, а так же направленная работа по развитию личности является профориентация учащихся. Профессиональная ориентация рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Именно поэтому изучение и проведение профориентации молодёжи в общеобразовательных учреждениях стала наиболее актуальной на сегодняшний момент.

     Существование  проблемы  профессионального  самоопределения  связано  с  противоречием  между  системой  внешних  стимулов,  характеризующих  современную практику  работы  школ  и  системой  реально  действующих  мотивов  старшеклассников [1, с.5].      Главное  в  формировании  мотивационной  сферы  школьников  не  в  том,  что  они  формально  овладели  моральными  ценностями,  заключёнными  в  требованиях  общества,  нормах  и  правилах  поведения  и  т.п.,  а  в  осознании  этих  требований,  норм  и  правил,  образовании  на  их  основе  индивидуальной  убеждённости,  обеспечивающей  социальную  активность,  деятельную  позицию  каждого  школьника  по  отношению  к  своему  будущему.  Итак,  только  наличие  сформированной  потребности  в  овладении  конкретной  предметной  деятельностью,  конкретным  видом  труда  делает  выбор  профессии  мотивированным  и  образует  механизм  сознательного  выбора  профессии.  [ 14,  с.13] 

     В  исследованиях и  практических  разработках  по  профориентации  с  середины  прошлого  века  до  наших  дней,  особенности  человека  характеризовались  исходя  из  требований  профессии,  а  не  из  природы  индивидуальности:  обладает  ли  человек  тем  мышлением,  которое  нужно  профессии,  тем вниманием  и  памятью,  моторикой,  скоростью  реакции.  То  есть  отношение  “человек — профессия”  анализировалась  только  в  направлении  от профессии  к  человеку;  на  этом  строились  отбор  и  профессиональная  тренировка.  Понятия  и  термины,  которые  характеризовали  бы  индивидуальные  особенности,  как  природные,  так  и  приобретённые  человеком  до  вступления  в  данную  профессию  и  независимо  от  неё,  популярностью  не  пользовались.

     При  этом  полностью  игнорировался  тот  факт,  что  мир  профессий  чрезвычайно  динамичен,  изменчив,  и  требования,  предъявляемые  или  к  человеку,  неуклонно  меняются.  И,  наряду  с этим,  сама  индивидуальность  человека  так  же  рассматривается,  как  нечто  застывшее  и  неизменное,  раз  и навсегда  заданное  и  связанное  с профессиональными требованиями. 

     В  настоящее  время  экономической  и  политической  нестабильности  в  обществе,  человек  вынужден  полагаться  на  самого  себя,  необходимо  быть  мобильным  и  гибким,  способным  быстро  и  правильно  ориентироваться  в  общем  характере  любой  специальности  и  определять  свою  пригодность  к  ней.  Незнание  содержания  профессиональной  деятельности  и  соответственно  неудовлетворённость  полученной  специальностью,  в  свою  очередь,  является  одной  из  причин  текучести  кадров,  низкой  производительности  труда,  смены  трудовой  деятельности.

     Осознанный  выбор  профессии  влияет  на  дальнейшую  жизнь,  определяет  успешность  самореализации,  социализации,  карьерного  и  профессионального роста.  Необходимость  организации  эффективного  профессионального  консультирования  направленного  на  помощь  молодёжи  в  осознанном  выборе  профессии,  отвечающей  общественным и  личностным  требованиям,  делает  эту  проблему  актуальной.

Предмет исследования: социально педагогические формы содействия профессиональному самоопределению молодёжи.

Объект исследования: профессиональное самоопределение молодёжи.

Цель  работы: изучение  форм содействия профессиональному самоопределению молодёжи.

Задачи:

      • Изучить научную литературу по проблеме исследования.
      • Изучить молодёжь как социально-демографическую группу, определить проблему молодёжной занятости.
      • Выявить эффективные формы содействия самоопределению молодёжи в социально-педагогической деятельности.
  • Глава I. Теоретические основы и проблемы профессионального самоопределения молодёжи.
  • §1. Характеристика понятия «Профессиональное самоопределение».
  • Профориентация – это комплекс психолого-педагогических мероприятий направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а так же с учетом потребностей в специальностях на рынке труда.
  • Профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.
  • Существует две формы профориентации. Профориентация на узкой базе, состоит в том, что в учебном заведении, готовящем специалистов, учащиеся раскрывают все особенности предстоящей им деятельности. Профориентация на широкой базе, состоит в том, что происходит ознакомление молодых людей, ещё не сделавших свой выбор с миром профессий.
  • Профессиональная ориентация направлена на решение следующих задач:
  • - ознакомление с миром профессий;
  • - изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности;
  • - ознакомление с правилами выбора профессии;
  • - мотивация размышлений о своем профессиональном будущем
  • Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются подростки, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.
  • Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
  • Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.
  • Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, работа во время практики и многое другое.
  • Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.
  • Профориентация, выполняющая функции профессиональное подготовки предполагает два пути его получения – самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как готовность (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии [2]. Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии – это не моментальный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Продолжительность этапов зависит от:
  • - внешних условий;
  • - индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.
  • В систему профессиональной ориентационной работы входит такое понятие как профессиональное самоопределение, так как выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности.
  • Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.
  • Формирование профессионального самоопределения происходит на основе освоения социального опыта личности с включением этого опыта в «профессиональное Я» личности.
  • Существует несколько подходов к пониманию профессионального самосознания. Г.С. Прыгин считает, что профессиональное самоопределение – это осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе. В.А. Алексеев делает основной акцент в профессиональном самоопределении на познании и самооценки профессиональных качеств и отношении к ним. Л.А. Головей трактует это понятие, как избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную задачи профессионального самоопределения; осознание себя, как субъекта своей профессиональной деятельности [3]. Подобные интерпретации термина «профессиональное самоопределение» не противоречат друг другу, а взаимодополняют, отражая различные аспекты этого широкого понятия.
  • По мнению А.К. Марковой профессиональное самоопределение включает:
  • - осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии, как эталонов для осознания своих качеств;
  • - осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактом или конкретным коллегой;
  • - учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;
  • - самооценивание человеком своих отдельных сторон – понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку - ретроспективную, актуальную, потенциальную, идеальную;
  • - положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной «Я-концепции» [6]. Профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение. Если внимательно присмотреться к этим играм, можно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.
  • Е.Ю. Пряжниковой были выделены основные задачи профессионального самоопределения:
  • - формирование общей готовности к самоопределению;
  • - а для подростков и выпускников школ – это помощь в конкретном выборе профессии [15]. Профессиональное самоопределение – существенная сторона общественного процесса развития личности. Выявление особенностей проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой – система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии.
  • Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, из нее личность «черпает» мотивы и цели своей деятельности.
  • Профориентационную работу в школе можно разделить на фазы, которые предопределены не только общими целями профессиональной ориентации, но и динамикой профессиональной ориентации самого ученика:
  • - подготовительная фаза (ранняя профориентация). В этот период в рамках профориентацийной работы происходит изучение ученика, ему прививают интерес и любовь к труду. Этого можно достичь путем включения детей в разные виды игровой и учебной деятельности.
  • - фаза формирования – период, когда у ученика возникает актуальный интерес к выбору профессии. С помощью специальных мероприятий в школе ученикам прививают мотивы выбора разных специальностей и профессий;
  • - направляющая фаза – продолжается формирование мотивов выбора профессии у учеников, которые еще сомневаются в выборе профессии;
  • - фаза закрепления – период после выбора учеником профессии. Цель этой фазы – продлить формирование профессиональных интересов, создать условия для реализации выбора ученика, адаптации, в профессиональной среде.
  • У подростков часто изменяется интерес к профессии. Это может происходить в результате влияния внешних факторов, например, когда ученики получают неправильное представление о содержании труда или о перспективах профессии, или же недостаточно объективно оценивают свои возможности, игнорируют свои психофизиологические особенности и переоценивают свои силы. В связи с этим главной целью профессионального самоопределения является постепенное формирование у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности
  • Наряду с учебой, приобщаясь к тем или иным видам трудовой деятельности, он обязательно приходит к необходимости собственного самоопределения, то есть определения своей полезности для общества. Поэтому учеба в школе должна подготавливать предпосылки для зрелого и правильного выбора учащимися своей будущей профессии.
  • При работе с подростками в общеобразовательном учреждении основными заданиями профориентации является воспитание трудолюбивости, стимулирования к сознательному выбору труда, развития творческих способностей учеников, ознакомления их, с разными видами профессиональной деятельности. Происходит постепенное осложнение профориентационного материала: например, если в младших классах ученики получают общее понятие о профессиях, то в работе с подростками эти сведения расширяются (рассказывают о значении профессии в обществе, историю ее развития, о содержании труда данной профессии, продукцию, но др.). Учеников знакомят с условиями труда, объемом специальных и общих знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть специалист выбранной профессии, гигиенической характеристикой профессии, психофизиологическими требованиями профессии, к человеку, системой подготовки и повышения квалификации кадров данной профессии [9]. Нередки случаи, когда попытки найти себя в период учебы заканчиваются неудачно, и в этом большую роль играет известная оторванность школы от жизни, учебы от практики. Столкнувшись с практикой жизни в процессе трудовой деятельности, человек начинает понимать, что многое из того, чему его учили в школе, ему не пригодилось, а то, что ему необходимо, он вынужден осваивать самостоятельно, поскольку этих знаний он либо не получил, либо они ограничены рамками школьных программ. Это еще раз свидетельствует о том, что использование в учебном процессе единых программ нерационально и несовременно, что определяющими для обучения по той или иной программе должны быть интересы, цели, перспективы, интеллектуальные и личностные характеристики учащихся. Кроме того, социальному педагогу следует ориентировать себя не только на формирование у учащихся определенного багажа знаний, но и на раскрытие у них потенциальных способностей к самостоятельной деятельности, умения находить ответы на поставленные жизнью вопросы. Преодоление иждивенческих установок, то есть, когда учеба в школе или другом учебном заведении будет осознаваться учащимся как вид деятельности, как труд, будет способствовать формированию качеств и свойств личности, определяющих их дальнейший образ жизни и профессиональную ориентацию [18]. Таким образом, сущность профориентации подростков заключается в её функциях, основной функцией профориентации является профессиональная подготовка и профессиональное самоопределение подростков в общеобразовательном учреждении. Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития. Профориентационная работа в школе проходит в несколько этапов (фаз), которые предопределены общими целями профессиональной ориентации и динамикой профессиональной ориентации самого ученика. Профориентация призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей к той или иной профессии.
  • §2. Молодёжь, как социально-демографическая группа, проблема молодёжной занятости.
  • Молодёжь,  социально-демографическая  группа,  выделяемая  на   основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения. Молодость  как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически  универсальна,  но  её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и  социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу  и  зависят от  общественного  строя,   культуры   и   свойственных   данному   обществу закономерностей   социализации.   Социологическое   исследование    молодежи предполагает  единство  анализа  социально-классового  деления  общества   и системно-структурного  подхода,  прослеживающего  особенности  положения   и социальных  функций  молодежи  в  ряду  других  возрастных   групп   данного общества, на основе определенного  способа  производства  и  более  широкого исторического анализа.
  • Нижняя  возрастная  граница  определяется,  что  с  14   лет   наступает физическая  зрелость  и  человек  может  заниматься  трудовой  деятельностью (период  выбора  учиться  или  работать).   Верхняя   граница   определяется достижением  экономической  самостоятельности,  профессиональной  и   личной стабильности ( создание семьи, рождение детей).
  • В этот период человек  проживает  важный  этап  семейной  и  внесемейной социализации.[4]
  • Социализация - это  процесс  становления  личности,  обучения,  усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в  данном  обществе.
  • У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её  как  самостоятельную социально-демографическую группу.
  • По данным переписи населения 1989г. молодежи  от  14  до  30  лет  в  РФ насчитывается  34,4  млн.  человек,  или  23,4%.  За  10  лет   (с   1979г.) численность молодежи  сократилась  на  8 млн.  человек  и  эта  тенденция развивается.
  • С 1989 по 1999 годы численность продолжала сокращаться.  По  современным данным численность давно упала ниже 30 млн. человек, точных данных  привести невозможно, так как различные источники указывают различные цифры. Данные о современной численности молодежи по результатам переписи 2010 года  пока не обнародованы.
  • Падение  рождаемости  в  Российской  Федерации  привело   к   "старению" молодежи: увеличилась доля 25-29 летних.
  • Молодежь составляет 41% населения России в  трудоспособном  возрасте.  В народном хозяйстве заняты 22,3 млн.  молодых  людей.  Однако,   доля  молодежи среди занятых в  народном  хозяйстве  постоянно  снижается,  особенно  среди рабочих  промышленности,  строительства   и   транспорта.   В   связи   со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи  в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений  в  структуре  ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи  на  селе  за  10 лет сократилась на 25%  и  составляет  лишь  около  9%  сельского  населения России. [4]
  • Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной  защищенности молодёжи в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение  и  пополняют ряды безработных . К началу 1996 г.  безработица  в  России  достигла  (  по официальным данным) 2,3 млн.  человек,  или  3,2  %  экономически  активного населения; 38% всех безработных - молодые люди до 30 лет.
  •     К  числу  особо  тревожных  тенденций  в  молодежной   среде   относится отставание уровня образования от  уровня,  достигнутого  наиболее  развитыми странами; ускорение падения престижа общего  и  профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую  деятельность  с низким  уровнем  образования  и  не  имеющей  желания  продолжать  обучение; ориентация  многих  звеньев  образования  на  "поточное"   воспроизводство рабочих,  служащих  и  специалистов  без  учета   требований   потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к  работе в новых  условиях;  усиливающееся  отставание  материально-технической  базы всех уровней от нормативных требований;  снижение  интеллектуального  уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей  и девушек из многих вузов и из страны.
  •     Сравнительно  низкую   конкурентоспособность   молодежи   обуславливает действие ряда факторов:
  •    - недостаток профессиональных знаний, квалификации и навыков;
  •     -необходимость предоставления молодым людям ряда  дополнительных  льгот,
  • -предусмотренных КЗОТом (учебный отпуск, более жесткие требования  по  охране труда и т.д.), что создает для предприятий дополнительные трудности;
  •     -трудовая нестабильность молодежи, связанная с увольнениями  в  связи  с призывом в Вооруженные силы, уходом на учебу и т.д.;
  •    - инфантилизм  части  молодежи,  привыкшей  бесплатно  получать  основные жизненные блага (от государства, родителей и т.д.).
  •     С точки зрения проблем рынка труда молодежь неоднородна и по  возрасту, и по образовательному уровню, и  по  качественному  составу  своих  целей  и потребностей. В связи с этим в социальной группе "молодежь" можно  выделить, по меньшей мере, четыре  подгруппы,  для  которых  характерны  специфические проблемы.
  •     В возрасте 14-16  лет  у  молодых  людей  несколько  меркнет  авторитет учителей и родителей. На первый план  выступают  авторитеты  в  новой  сфере общения - трудовой. Это возраст  становления  личности,  усвоения  индивидом ценностей, норм, образцов поведения, присущих данному  обществу.  Необходимо предпринять усилия на то, чтобы  у  молодого  человека  сложился  устойчивый стереотип в оценке и ранжировании потребностей  как  в  трудовой,  так  и  в досуговой сфере жизнедеятельности.
  •     Для 16-18-летних необходима поведенческая  и    профессиональная переориентация. В современных условиях  для  молодых  людей  этого  возраста характерно стремление адаптироваться к новым условиям жизни.  Они  готовы  к смене профессии, принимают рыночные отношения как объективные, ищут  способы приспособиться к ним.
  •     18-23-летние, как правило, имеют среднее образование  и  профессию.  Во многих случаях профессия  оказывается  невостребованной,  и  в  этом  случае остро   встает   вопрос   профессионального   переобучения,   а   иногда   и профессиональной реабилитации. В этот период необходим  целый  комплекс  мер по социальному обеспечению нормального включения в процесс производства.
  •     Среди  молодежи  старше  23  лет,  впервые  входящую  в  рынок   труда, значительную долю составляют выпускники высших учебных  заведений.  Проблема трудоустройства выпускников высшей и  средней  специальной  профессиональной школы приобретает все большую остроту и иногда  выделяется  даже  на  далеко неблагоприятном фоне трудоустройства представителей других  групп  молодежи.
  • После 23  лет  в  жизни  молодых  людей  чаще  наступает  период  достижения трудовой  и  социальной  стабильности,  экономической  самостоятельности   и профессионального самоопределения [8].
  • Выводы по главе: Профессиональное самоопределение является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности.
  • Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.
  • Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной  защищенности молодёжи в сфере труда.
  • Необходимо предпринять усилия на то, чтобы  у  молодого  человека  сложился  устойчивый стереотип в оценке и ранжировании потребностей  как  в  трудовой,  так  и  в досуговой сфере жизнедеятельности, такими усилиями и является профессиональная социально-педагогическая помощь.
  • Глава 2. Формы содействия самоопределению молодёжи в социально педагогической деятельности.
  • §1. Социально педагогическая деятельность с молодёжью, направления виды.Адекватный выбор профессии и устойчивая мотивация к избранной профессиональной деятельности способствуют успешной адаптации молодых специалистов в избранной профессии. В свою очередь, успех профессионального самоопределения обучающихся зависит от эффективности деятельности специалистов, оказывающих помощь молодёжи на этапе выбора профессии. Такая помощь осуществляется через систему профориентационных мероприятий в рамках старших классах в общеобразовательных учреждениях [17].
  • Cодержание социально-педагогического сопровождения молодежи в профессиональном самоопределении связанно с решением следующих задач:
  • 1) проведение информационной работы;
  • 2) обучение способам принятия решений о выборе индивидуального образовательного маршрута;
  • 3) выявление основных ограничителей (затруднений, проблем) выбора;
  • 4) определение готовности к самостоятельному выбору профиля обучения;
  • 5) определение реальной проблемы личностно-профессионального самоопределения;
  • 6) изучение индивидуально-психологических особенностей личности;
  • 7) изучение мира профессий;
  • 8) определение психологической готовности к личностно-профессиональному самоопределению;
  • 9) коррекция психологической готовности к личностно-профессиональному самоопределению
  • 10) коррекция выбора;
  • Для решения данных задач применяется широкий спектр средств социально-педагогического сопровождения старшеклассников.
  • «Социально-педагогическая деятельность в профессиональном самоопределении представляет собой вид деятельности, направленный на оказание помощи молодёжи в процессе их профессионального становления посредством профессионально-ролевой адаптации и самоопределения для успешной интеграции в профессиональную среду. Под профессионально-ролевой адаптацией понимается усвоение правил, норм, требований, предъявляемых профессиональной средой к человеку, что обусловливает его приспособление к этой среде в соответствии с его потребностями, интересами, мотивами»[11, c. 36].
  • Система социально-педагогического сопровождения представляет собой целостную систему, которая состоит из следующих компонентов.
  • 1. Диагностический компонент – основа для постановки цели и задач. Диагностика проводится с применением следующих методов: тестирование, анкетирование, интерпретация педагогической ситуации (совместно с психологом), обращение к педагогам или психологу ребенка, родителям, классному руководителю.
  • 2. Организационный – выбор средств социально-педагогического сопровождения. На организационном этапе осуществляется подбор команды, определение средств и форм работы.
  • 3. Деятельностный – собственно реализация социально-педагогического сопровождения, которая может осуществляться на основе следующих подходов: указание (педагог самостоятельно принимает решение о том, что необходимо клиенту), соглашение (условия согласовываются с клиентом, обозначая цель и организационные моменты) и согласие (социальный педагог соглашается с предложенной клиентом схемой, но такая форма работы малоэффективна).
  • 4. Аналитический – анализ и коррекция деятельности [13].
  • Одним из важных компонентов поддержки в профессиональном самоопределении является предварительная профессиональная диагностика (обследовании учащихся в целях профессиональной ориентации).
  • Содержание работы по предварительной диагностике школьника заключается во всестороннем изучении его личности, т.е. изучении его интересов, способностей, склонностей, профессиональных намерений, индивидуальных свойств нервной системы.
  • Эффективность работы социального педагога по профдиагностике во многом зависит от активности молодёжи в определении своего жизненного пути. Выбор профессии должен основываться как на знании своих стремлений, психофизиологических особенностей, так и на понимании своего места как квалифицированного специалиста на современном производстве.
  • К наиболее важным особенностям личности, подлежащим диагностированию, относятся: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, профессиональная направленность, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.
  • Личность формируется в процессе постоянных взаимоотношений с людьми. Все особенности, присущие личности, социально обусловлены. Поэтому ценностные ориентации можно определить как напрвленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями.
  • Каждая личность стремиться к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют её целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно назвать такие ценности, представляющие для него значимость:
  • самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде — быть полезным обществу;
  • авторитет в трудовом коллективе;
  • признание родных, знакомых, друзей;
  • самосовершенствование и самовыражение; интересная работа;
  • применение свои знаний, умений, способностей;
  • творческий характер труда;
  • стать мастером своего дела;
  • романтика трудовой деятельности;
  • материально-практические, утилитарные ценности — хороший заработок;
  • - должность, удовлетворяющая личность; перспектива продвижения по службе. [6]
  • Информационно-справочные, просветительские методы:
  • - профессиограммы — краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом «воспринимаются» многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);
  • - справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации);
  • - информационно-поисковые системы — ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): «ручные» варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т.п.), компьютеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ);
  • - профессиональная реклама и агитация (при условии достоверности, оперативности и привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена);
  • - экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов);
  • - встречи школьников со специалистами по различным профессиям (при условии специального отбора и психолого-педагогической подготовки таких специалистов по профессии);
  • - познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
  • - профориентационные уроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные «мероприятия»);
  • - учебные фильмы и видеофильмы (на сегодняшний день очень проблематично для нашей страны, так как показывать почти нечего);
  • - использование средств массовой информации (СМИ) может быть достаточно эффективным, но при обязательном учете их специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией, требующего не только динамичного изложения существа вопроса, но и умения «производить впечатление» на самую разную аудиторию, а также неизбежность сокращения «объема» профессиографической информации и спокойного отношения к разного рода «редакторским правкам» и «цензуре»);
  • - различные «ярмарки профессий» и их модификации, уже показавшие свою эффективность в профориентационной помощи не только безработным, но и выпускникам школ.[10]
  • Методы профессиональной психодиагностики (в идеале — помощь в самопознании):
  • - беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
  • - открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование);
  • - опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т. е. для большинства, это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии);
  • - опросники профессиональных способностей (требуется очень избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов; эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда; для большинства же профессий «профпригодность формирмируется в самой трудовой деятельности» — по Е. А. Климову);
  • - «личностные» опросники (для их использования требуется особая подготовка профконсультантов, понимание смысла и ограничений применения такого типа опросников в профконсультации. По-настоящему личность нельзя «просчитать», настоящий личностный тест — это поступок человека в ответственные моменты жизни (например, на «референдумах» при «голосованиях», когда испытывается способность противостоять изощренной пропаганде); иногда о человеке можно многое сказать и по его поведению в общественном транспорте; таким образом, получается, что тест на «личность» — это, с одной стороны, поступок глобального масштаба, но, с другой стороны это проявление своей нравственной позиции в «мелочах» жизни так что очень сложно оценить личность в обыденном, «усредненном» режиме жизни;
  • - проективные личностные тесты (требуется особая подготов профконсультанта для их использования);
  • - метод наблюдения — это «один из основных научно-практических методов работы психолога» — по Е. А. Климову (при условии владения этим методом, т. е. выделения четкого объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.);
  • - сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, от родителей и товарищей, от педагогов и других специалистов (при условии тактичности и этической корректности такого опроса);
  • - психофизиологические обследования (в широкой практике имеет смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности);
  • - «профессиональные пробы» в специально организованном процессе по типу «Р-теста» японского профессора Фукуя;
  • - использование различных игровых и тренинговых ситуаций, где моделируются различные аспекты профессиональной деятельности, что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур;
  • - исследование и наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека берут на работу с «испытательным сроком»);
  • - использование различных тренажеров, где не только отрабатываются трудовые навыки, но и изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.
  • Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:
  • - группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия, но не для решения собственно профконсультационных проблем); своеобразным развитием подобных групп применительно к профориентационной проблематике стали «Клубы ищущих работу» и их всевозможные модификации, где на фоне благоприятной психологической атмосферы удается более эффективно рассматривать и собственно профориентационные вопросы;
  • - тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах);
  • - сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальт-группы, логотерапия и др.); иногда они позволяют клиенту лучше осознать смысл выбираемой деятельности или смысл самого процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; требуют особой подготовки профконсультанта;
  • - «пламенные» публичные выступления, несмотря на некоторое ироничное к ним отношение, при умелом использовании могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределения у ряда клиентов, но в других случаях могут стать и сильным манипуляционным средством для доверчивых клиентов;
  • - профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;
  • - личное обаяние профконсультанта (то, что от природы, и то, что можно самостоятельно в себе развивать);
  • - различные положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем;
  • - «праздники труда», повышающие престиж конкретных профессий (естественно, при умелой организации и учете специфики той аудитории, для которой такой праздник организуется, т. е. чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не «торжественное заорганизованное мероприятие»).
  • Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решений:
  • - построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, которые позволяет наглядно (на листочке) представить возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека;
  • - построение системы различных вариантов действий клиента в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив;
  • - использование различных схем альтернативного выбора из имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации).
  • Почти любая методика и форма работы обладает определенным активизирующим потенциалом. Проблема лишь в том, чтобы определить и использовать этот потенциал. Например, даже такая традиционно «неактивная» форма работы, как лекция, может оказаться более активизирующей, чем иная психотерапевтическая группа (если лекция проводится с умелым сочетанием вербальных и невербальных средств, по умело выстроенной и понятной логике изложения, а также при расчете на подготовленную аудиторию).
  • Другой пример — беседа. При умелой организации, а так при внутренней готовности участников (уже созданной мотивации и т. п.) беседа позволяет моделировать в воображении такие проблемы, которые невозможно проиграть в традиционных игровых процедурах. Заметим, что именно в беседе удается добиться максимального уровня условности, вымышлено-воображаемого действия. В частности, беседа позволяет проигрывать в воображении разные варианты построения жизни клиента и выхода на достаточно высокий уровень интуиции и прогнозирования. К сожалению, к такой работе готовы далеко не все клиенты и профконсультанты, часто ориентируясь лишь на «конкретную» помощь в конкретной (однозначной) ситуации.[16]
  • §2. Профессиональная  консультация.
  • Основная  тенденция  развития  профориентационной  и  профконсультационной  работы  с  подростками  и  юношами - всемерное  содействие  побуждению  собственной  активности  молодого  человека.  Специалисты  в  этой  области  делают  попытку  уйти  от  традиционной  диагностико-рекомендательной  схемы  профконсультации,  когда  подростка  или  юношу  сначала  консультируют с  помощью  различных  методик,  а  затем,  после  анализа  полученных  данных,  профконсультант  выдаёт  клиенту  рекомендацию,  в  лучшем  случае – несколько  вариантов  таких  рекомендаций.  Психолого-педагогическая  помощь  школьнику  в  профессиональном  самоопределении  должна  быть  направлена  на  создание  условий  для  самостоятельного  решения  проблем  с  помощью  специальных  методов,  например,  выделяются  следующие  этапы  организации  активизирующего  консультационного  воз-действия.  [12,  с.399]
  •      Предварительный  этап — ещё  до  встречи  со  школьником,  на  котором  консультант  должен  познакомиться  с  предварительной  информацией  об  учащемся  и  на  основании  анализа этой  информации  выдвинуть  предварительную  профориентационную  гипотезу — определить  проблему  и  наметить  пути  её  решения.
  •      1. Общая  оценка  ситуации  консультирования  по  следующим  составляющим:  особенностей  данного  учащегося  (в  чём  он  сам  видит  проблему),  условия  консультирования  (насколько  они  помогают  решать проблему  учащегося),  самооценка  профконсультанта  (насколько  он  готов помочь  данному  школьнику).  На  1  этапе  важно  не  только  “исследовать”  учащегося,  сколько  помочь  ему  сформулировать  собственную  проблему,  поэтому  особенное  значение  имеет  организация  эмоционально-доверительного  контакта  со  школьником  и  такое  последовательное  развитие  этого  контакта:  вначале – максимальная  доброжелательность;  далее – доброжелательность  и кон-структивность;  в завершение  консультации  доброжелательность  и  оптимальное  настроение.
  •      2. Выдвижение  (или  уточнение)  профконсультационной  гипотезы,  которая  включает  общее  представление  о  проблемах  клиента  и  возможного  пути  и  средства  решения  этой  проблемы.
  •      3. Совместное  решение  выделенной  проблемы,  допускающее  использование  в  ряде  случаев  и  неактивизирующих  методов,  например,  стандартизированных  психодиагностических  средств.  Главное,  чтобы  учащийся  понимал  общую  логику  проводимой  совместной  работы,  т.е.  оставался  субъектом  самоопределения.
  •      Работа на данном этапе предполагает решение  следующих  основных  задач:
  • 1. Задача — информационно-справочная,  может  быть  решена  с  помощью  профессиограмм,  специальной  справочной  литературы,  компьютерных  информационно-поисковых  систем  и  т.п.
  • 2. Задача — диагностическая,  направленная  в  идеале  на  самопознание  юноши (девушки),   может  быть  решена  с  использованием  несложных,  понятных  клиенту  психодиагностических  методик.
  • 3. Задача — связанная  с  морально  эмоциональной  поддержкой  самоопределяющегося  человека.  Здесь  могут  быть  использованы  приёмы  и техники,  заимствованные  из  психотерапии  и  консультативной  психологии  (Э. Берн, 1988;  М. Мелибруда, 1986;  Р. Мэй,  1994),  а  также  специальные  игровые  профконсультационные  методики.
  •      Цель  такой  работы — вселение  в  юношу  оптимизма,  уверенности  в  себе,  а  также  проигрывание  в  специальных  процедурах  сложных  моментов,  связанных  с  самоопределением.
  • 4. Задача — связанная  с  принятием  конкретного  решения.
  • 5. Задача — совместное  поведение  итогов,  что  важно  как  для  рефлексии  учащегося,  так  и  для  развития  рефлексии  самого  профконсультанта.  [12, c.400]  
  • Выводы по главе. Адекватный выбор профессии и устойчивая мотивация к избранной профессиональной деятельности способствуют успешной адаптации молодых специалистов в избранной профессии. В свою очередь, успех профессионального самоопределения обучающихся зависит от эффективности деятельности специалистов, оказывающих помощь молодёжи на этапе выбора профессии. Такая помощь осуществляется через систему профориентационных мероприятий. Существует множество методик, и почти любая методика и форма работы обладает определенным активизирующим потенциалом. Проблема лишь в том, чтобы определить и использовать этот потенциал.
  • Заключение.
  • В данной работе профессиональная ориентация рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Именно поэтому изучение и проведение профориентации молодёжи в общеобразовательных учреждениях стала наиболее актуальной на сегодняшний момент.
  • На основе поставленных задач сделаны следующие выводы:
  • 1. В  исследованиях и  практических  разработках  по  профориентации  с  середины  прошлого  века  до  наших  дней,  особенности  человека  характеризовались  исходя  из  требований  профессии,  а  не  из  природы  индивидуальности:  обладает  ли  человек  тем  мышлением,  которое  нужно  профессии,  тем вниманием  и  памятью,  моторикой,  скоростью  реакции.  То  есть  отношение  “человек — профессия”  анализировалась  только  в  направлении  от профессии  к  человеку;  на  этом  строились  отбор  и  профессиональная  тренировка.  Понятия  и  термины,  которые  характеризовали  бы  индивидуальные  особенности,  как  природные,  так  и  приобретённые  человеком  до  вступления  в  данную  профессию  и  независимо  от  неё,  популярностью  не  пользовались.
  • 2. Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной  защищенности молодёжи в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение  и  пополняют ряды безработных . С точки зрения проблем рынка труда молодежь неоднородна и по  возрасту, и по образовательному уровню, и  по  качественному  составу  своих  целей  и потребностей. В связи с этим в социальной группе "молодежь" можно  выделить, по меньшей мере, четыре  подгруппы,  для  которых  характерны  специфические проблемы. Проблема трудоустройства выпускников высшей и  средней  специальной  профессиональной школы приобретает все большую остроту и иногда  выделяется  даже  на  далеко неблагоприятном фоне трудоустройства представителей других  групп  молодежи.
  • 3. Успех профессионального самоопределения обучающихся зависит от эффективности деятельности специалистов, оказывающих помощь молодёжи на этапе выбора профессии. Основная  тенденция  развития  профориентационной  и  профконсультационной  работы  с  подростками  и  юношами - всемерное  содействие  побуждению  собственной  активности  молодого  человека. Психолого-педагогическая  помощь  молодёжи  в самоопределении  должна  быть  направлена  на  создание  условий  для  самостоятельного  решения  проблем  с  помощью  специальных  методик. Такая помощь осуществляется через систему профориентационных мероприятий. Существует множество методик, и почти любая методика и форма работы обладает определенным активизирующим потенциалом. Проблема лишь в том, чтобы определить и использовать этот потенциал.
  • Список использованных источников
  • 1. Ахметжанова  Г.В.  Формирование  мотивации  школьников  к  педагогической  профессии.  Тольятти,  1997..
  • 2. Бондарей В.П. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 классов естественно-научного профиля / Под ред. С.Н. Чистяковой, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер, П.С. Лернер и др. - М.: Просвещение, 2001. -506с
  • 3.  Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / А.В. Запорожец, С.Н. Карпова. - М.: Педагогика, 1998.- 543с.
  • 4. Журнал Социологические исследования. (Социс) Подшивка за 1998 г.
  • 5. Захаров  Н.Н.  Профессиональная  ориентация  школьников.  М.,  1989
  • 6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 198 с. 7.  Почебут Л.Г. Организационная социальная психология: Учебное пособие / Л.Г. Почебут. – СПб.: Изд-во “Речь”, 2000.-320с.
  • 8. Клипенштейн Т. Проблема молодежной занятости в современных условиях. М. 2000.
  • 9. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология / Н.Д. Левитов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -420с.
  • 10. Михайлова, Н.Н., Юсфин, С. М., Александрова Е. А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учебное пособие для студунтов высших учебных заведений / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин, Е. А. Александрова; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с.
  • 11. Митина, Л. М. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие / Л. М. Митина – М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998. – 184 с.
  • 12.  Немов  Р.С.  Психология. — М.,  1995.
  • 13.  Прихожан, А. М. Восьмиклассники. Материал для проведения родительского собрания / А. М. Прихожан // Газета «Школьный психолог». – 2002. - № 21. - С. 12-13.
  • 14. Павлютенков  Е.М.  Формирование  мотивов  выбора  профессии. — Киев, 1980.
  • 15. Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. / Е.Ю. Пряжникова. - М.: Первое Сентебря, 2004. – 203 с.
  • 16. Пряжников Н.С. / Психологический смысл труда. – М.: ИПП, 1997.
  • 17. Резапкина, Г. В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов / Г. В. Резапкина. – М.: Генезис, 2000. – 128 с. 
  • 18.  Почебут Л.Г. Организационная социальная психология: Учебное пособие / Л.Г. Почебут. – СПб.: Изд-во “Речь”, 2000.-320с.

Информация о работе Социально-педагогические формы содействия профессиональному самоопределению молодежи