Министерство
образования науки Российской Федерации
Государственное
образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«Самарский
государственный университет»
Факультет
«Социальная педагогика»
Социально-педагогические
формы содействия профессиональному самоопределению
молодёжи.
Курсовая
работа
Студента
факультета
Научный
руководитель
Самара
- 2011
Содержание
Введение………………………………………………………………..3
Глава
I. Теоретические основы и проблемы профессионального
самоопределения молодёжи………………………………………………….6
§1. Характеристика
понятия «профессиональное самоопределение»……………………………………………………………..6
§2. Молодёжь,
как социально-демографическая группа,
проблема молодёжной занятости …………………………………….………………….14
Глава
II. Формы содействия самоопределению молодёжи
в социально-педагогической деятельности…………………………………………………19
§1. Социально-педагогическая
деятельность с молодёжью, направления,
виды…….………………………………………………………19
§2. Профессиональная
консультация ...................................................28
Заключение……………………………………………………………31
Список
использованных источников…………………………………33
Введение
Актуальность проблемы. Профессиональная
ориентация — это целостная система,
состоящая из взаимосвязанных
компонентов, объединённых общностью
цели и единством управления:
профессиональное просвещение;
развитие интересов, склонностей
школьников в различных видах
деятельности — игровой, познавательной,
трудовой (профессиональная активизация);
профессиональная психодиагностика;
профессиональная консультация;
профессиональный отбор (подбор);
профессиональная адаптация и
профессиональное воспитание. [
5, с.15]
Одним
из направлений работы социального педагога
по социальной адаптации детей, по подготовке
их к взрослой жизни, а так же направленная
работа по развитию личности является
профориентация учащихся. Профессиональная
ориентация рассматривается как сложный
динамический процесс формирования личностью
системы своих основополагающих отношений
к профессионально-трудовой среде, развитию
и самореализации духовных и физических
возможностей, формирования адекватных
им профессиональных планов и намерений,
реалистичного образа себя как профессионала.
Профессиональное самосознание является
одним из важнейших компонентов самосознания
человека, как субъекта деятельности.
Именно поэтому изучение и проведение
профориентации молодёжи в общеобразовательных
учреждениях стала наиболее актуальной
на сегодняшний момент.
Существование проблемы профессионального
самоопределения связано с противоречием
между системой внешних стимулов,
характеризующих современную практику
работы школ и системой реально
действующих мотивов старшеклассников
[1, с.5]. Главное в формировании
мотивационной сферы школьников
не в том, что они формально
овладели моральными ценностями,
заключёнными в требованиях
общества, нормах и правилах
поведения и т.п., а в осознании
этих требований, норм и правил,
образовании на их основе
индивидуальной убеждённости, обеспечивающей
социальную активность, деятельную
позицию каждого школьника по
отношению к своему будущему.
Итак, только наличие сформированной
потребности в овладении конкретной
предметной деятельностью, конкретным
видом труда делает выбор
профессии мотивированным и
образует механизм сознательного
выбора профессии. [ 14, с.13]
В исследованиях и практических разработках
по профориентации с середины
прошлого века до наших дней,
особенности человека характеризовались
исходя из требований профессии,
а не из природы индивидуальности:
обладает ли человек тем
мышлением, которое нужно профессии,
тем вниманием и памятью, моторикой,
скоростью реакции. То есть
отношение “человек — профессия”
анализировалась только в направлении
от профессии к человеку; на
этом строились отбор и профессиональная
тренировка. Понятия и термины,
которые характеризовали бы
индивидуальные особенности, как
природные, так и приобретённые
человеком до вступления в
данную профессию и независимо
от неё, популярностью не
пользовались.
При этом полностью
игнорировался тот факт, что
мир профессий чрезвычайно динамичен,
изменчив, и требования, предъявляемые
или к человеку, неуклонно
меняются. И, наряду с этим,
сама индивидуальность человека
так же рассматривается, как
нечто застывшее и неизменное,
раз и навсегда заданное и
связанное с профессиональными требованиями.
В настоящее время
экономической и политической
нестабильности в обществе,
человек вынужден полагаться
на самого себя, необходимо
быть мобильным и гибким,
способным быстро и правильно
ориентироваться в общем характере
любой специальности и определять
свою пригодность к ней. Незнание
содержания профессиональной деятельности
и соответственно неудовлетворённость
полученной специальностью, в
свою очередь, является одной
из причин текучести кадров,
низкой производительности труда,
смены трудовой деятельности.
Осознанный выбор
профессии влияет на дальнейшую
жизнь, определяет успешность
самореализации, социализации,
карьерного и профессионального
роста. Необходимость организации
эффективного профессионального
консультирования направленного
на помощь молодёжи в осознанном
выборе профессии, отвечающей
общественным и личностным требованиям,
делает эту проблему актуальной.
Предмет исследования: социально педагогические
формы содействия профессиональному самоопределению
молодёжи.
Объект исследования: профессиональное
самоопределение молодёжи.
Цель работы: изучение форм содействия
профессиональному самоопределению молодёжи.
Задачи:
- Изучить научную литературу по проблеме исследования.
- Изучить
молодёжь как социально-демографическую
группу, определить проблему молодёжной
занятости.
- Выявить эффективные формы содействия самоопределению молодёжи в социально-педагогической деятельности.
- Глава I. Теоретические основы и проблемы профессионального самоопределения молодёжи.
- §1. Характеристика понятия «Профессиональное
самоопределение».
- Профориентация – это комплекс психолого-педагогических мероприятий направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а так же с учетом потребностей в специальностях на рынке труда.
- Профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.
- Существует две формы профориентации. Профориентация на узкой базе, состоит в том, что в учебном заведении, готовящем специалистов, учащиеся раскрывают все особенности предстоящей им деятельности. Профориентация на широкой базе, состоит в том, что происходит ознакомление молодых людей, ещё не сделавших свой выбор с миром профессий.
- Профессиональная ориентация направлена
на решение следующих задач:
- - ознакомление
с миром профессий;
- - изучение
интересов, способностей, склонностей
и мотивов деятельности;
- - ознакомление
с правилами выбора профессии;
- - мотивация
размышлений о своем профессиональном
будущем
- Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются подростки, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.
- Принцип сознательности в выборе
профессии выражается в стремлении удовлетворить
своим выбором не только личностные потребности
в трудовой деятельности, но и принести
как можно больше пользы обществу.
- Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.
- Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, работа во время практики и многое другое.
- Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.
- Профориентация, выполняющая функции профессиональное подготовки предполагает два пути его получения – самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как готовность (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии [2]. Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии – это не моментальный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Продолжительность этапов зависит от:
- - внешних
условий;
- - индивидуальных
особенностей субъекта выбора профессии.
- В систему профессиональной ориентационной работы входит такое понятие как профессиональное самоопределение, так как выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности.
- Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.
- Формирование профессионального самоопределения происходит на основе освоения социального опыта личности с включением этого опыта в «профессиональное Я» личности.
- Существует несколько подходов к пониманию профессионального самосознания. Г.С. Прыгин считает, что профессиональное самоопределение – это осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе. В.А. Алексеев делает основной акцент в профессиональном самоопределении на познании и самооценки профессиональных качеств и отношении к ним. Л.А. Головей трактует это понятие, как избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную задачи профессионального самоопределения; осознание себя, как субъекта своей профессиональной деятельности [3]. Подобные интерпретации термина «профессиональное
самоопределение» не противоречат
друг другу, а взаимодополняют, отражая
различные аспекты этого широкого понятия.
- По мнению А.К. Марковой профессиональное самоопределение включает:
- - осознание
человеком норм, правил, моделей своей
профессии, как эталонов для осознания
своих качеств;
- - осознание
этих качеств у других людей, сравнение
себя с неким абстрактом или конкретным
коллегой;
- - учет
оценки себя как профессионала со стороны
коллег;
- - самооценивание
человеком своих отдельных сторон – понимание
себя, своего профессионального поведения,
а также эмоциональное отношение и оценивание
себя. Профессиональное самосознание
опирается здесь на профессиональную
самооценку - ретроспективную, актуальную,
потенциальную, идеальную;
- - положительное
оценивание себя в целом, определение
своих положительных качеств, перспектив,
что приводит к позитивной «Я-концепции» [6]. Профессиональное самоопределение человека
начинается далеко в его детстве, когда
в детской игре, ребенок принимает на себя
разные профессиональные роли, и проигрывает
связанное с ним поведение. Если внимательно
присмотреться к этим играм, можно заметить,
что дети в них легко и охотно идут на всевозможные
символические замещения реальных атрибутов
профессиональной деятельности. Заканчивается
профессиональное самоопределение в ранней
юности, когда уже необходимо принять
решение, которое повлияет на всю дальнейшую
жизнь человека.
- Е.Ю. Пряжниковой были выделены основные задачи профессионального самоопределения:
- - формирование
общей готовности к самоопределению;
- - а для
подростков и выпускников школ – это помощь
в конкретном выборе профессии [15]. Профессиональное
самоопределение – существенная сторона
общественного процесса развития личности.
Выявление особенностей проявления принципа
детерминизма в процессе самоопределения
предполагает анализ двух систем. С одной
стороны, это личность как сложнейшая
саморегулирующая система, с другой –
система общественного ориентирования
молодежи в решении вопроса о сознательном
выборе профессии. Данная система включает
в себя целенаправленное влияние школы,
семьи, общественных организаций, литературы,
искусства на мотивы выбора профессии.
- Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, из нее личность «черпает» мотивы и цели своей деятельности.
- Профориентационную работу в школе можно разделить на фазы, которые предопределены не только общими целями профессиональной ориентации, но и динамикой профессиональной ориентации самого ученика:
- - подготовительная
фаза (ранняя профориентация). В этот период
в рамках профориентацийной работы происходит
изучение ученика, ему прививают интерес
и любовь к труду. Этого можно достичь
путем включения детей в разные виды игровой
и учебной деятельности.
- - фаза
формирования – период, когда у ученика
возникает актуальный интерес к выбору
профессии. С помощью специальных мероприятий
в школе ученикам прививают мотивы выбора
разных специальностей и профессий;
- - направляющая
фаза – продолжается формирование мотивов
выбора профессии у учеников, которые
еще сомневаются в выборе профессии;
- - фаза
закрепления – период после выбора учеником
профессии. Цель этой фазы – продлить
формирование профессиональных интересов,
создать условия для реализации выбора
ученика, адаптации, в профессиональной
среде.
- У подростков часто изменяется интерес к профессии. Это может происходить в результате влияния внешних факторов, например, когда ученики получают неправильное представление о содержании труда или о перспективах профессии, или же недостаточно объективно оценивают свои возможности, игнорируют свои психофизиологические особенности и переоценивают свои силы. В связи с этим главной целью профессионального самоопределения является постепенное формирование у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно-значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности
- Наряду с учебой, приобщаясь к тем или иным видам трудовой деятельности, он обязательно приходит к необходимости собственного самоопределения, то есть определения своей полезности для общества. Поэтому учеба в школе должна подготавливать предпосылки для зрелого и правильного выбора учащимися своей будущей профессии.
- При работе с подростками в общеобразовательном учреждении основными заданиями профориентации является воспитание трудолюбивости, стимулирования к сознательному выбору труда, развития творческих способностей учеников, ознакомления их, с разными видами профессиональной деятельности. Происходит постепенное осложнение профориентационного материала: например, если в младших классах ученики получают общее понятие о профессиях, то в работе с подростками эти сведения расширяются (рассказывают о значении профессии в обществе, историю ее развития, о содержании труда данной профессии, продукцию, но др.). Учеников знакомят с условиями труда, объемом специальных и общих знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть специалист выбранной профессии, гигиенической характеристикой профессии, психофизиологическими требованиями профессии, к человеку, системой подготовки и повышения квалификации кадров данной профессии [9]. Нередки случаи, когда попытки найти себя в период учебы заканчиваются неудачно, и в этом большую роль играет известная оторванность школы от жизни, учебы от практики. Столкнувшись с практикой жизни в процессе трудовой деятельности, человек начинает понимать, что многое из того, чему его учили в школе, ему не пригодилось, а то, что ему необходимо, он вынужден осваивать самостоятельно, поскольку этих знаний он либо не получил, либо они ограничены рамками школьных программ. Это еще раз свидетельствует о том, что использование в учебном процессе единых программ нерационально и несовременно, что определяющими для обучения по той или иной программе должны быть интересы, цели, перспективы, интеллектуальные и личностные характеристики учащихся. Кроме того, социальному педагогу следует ориентировать себя не только на формирование у учащихся определенного багажа знаний, но и на раскрытие у них потенциальных способностей к самостоятельной деятельности, умения находить ответы на поставленные жизнью вопросы. Преодоление иждивенческих установок, то есть, когда учеба в школе или другом учебном заведении будет осознаваться учащимся как вид деятельности, как труд, будет способствовать формированию качеств и свойств личности, определяющих их дальнейший образ жизни и профессиональную ориентацию [18]. Таким образом, сущность профориентации подростков заключается в её функциях, основной функцией профориентации является профессиональная подготовка и профессиональное самоопределение подростков в общеобразовательном учреждении. Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального развития. Профориентационная работа в школе проходит в несколько этапов (фаз), которые предопределены общими целями профессиональной ориентации и динамикой профессиональной ориентации самого ученика. Профориентация призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей к той или иной профессии.
- §2. Молодёжь, как
социально-демографическая группа, проблема
молодёжной занятости.
- Молодёжь, социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации. Социологическое исследование молодежи предполагает единство анализа социально-классового деления общества и системно-структурного подхода, прослеживающего особенности положения и социальных функций молодежи в ряду других возрастных групп данного общества, на основе определенного способа производства и более широкого исторического анализа.
- Нижняя возрастная граница определяется, что с
14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности ( создание семьи, рождение детей).
- В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.[4]
- Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе.
- У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.
- По данным переписи населения 1989г. молодежи от
14 до
30 лет в РФ насчитывается 34,4 млн. человек, или 23,4%. За 10 лет (с
1979г.) численность молодежи сократилась на 8 млн. человек и эта тенденция развивается.
- С 1989 по 1999 годы численность продолжала сокращаться. По современным данным численность давно упала ниже 30 млн. человек, точных данных привести невозможно, так как различные источники указывают различные цифры. Данные о современной численности молодежи по результатам переписи 2010 года пока не обнародованы.
- Падение рождаемости в Российской Федерации привело к "старению" молодежи: увеличилась доля 25-29 летних.
- Молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых людей. Однако, доля молодежи среди занятых в народном хозяйстве постоянно снижается, особенно среди рабочих промышленности, строительства и транспорта. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. А это требует внесения изменений в структуре ее трудовой подготовки и переподготовки. Численность молодежи на селе за
10 лет сократилась на 25% и составляет лишь около 9% сельского населения России. [4]
- Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищенности молодёжи в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных . К началу 1996 г. безработица в России достигла
( по официальным данным) 2,3 млн. человек, или 3,2 % экономически активного населения; 38% всех безработных - молодые люди до 30 лет.
- К числу особо тревожных
тенденций в молодежной среде
относится отставание уровня образования
от уровня, достигнутого наиболее
развитыми странами; ускорение падения
престижа общего и профессионально-технического
образования; увеличение числа молодежи,
начинающей трудовую деятельность
с низким уровнем образования
и не имеющей желания продолжать
обучение; ориентация многих звеньев
образования на "поточное"
воспроизводство рабочих, служащих
и специалистов без учета
требований потребителей; неподготовленность
кадров высшей, профессиональной и средней
школы к работе в новых условиях;
усиливающееся отставание материально-технической
базы всех уровней от нормативных требований;
снижение интеллектуального уровня
аспирантского корпуса - будущего российской
науки, отток одаренных юношей и девушек
из многих вузов и из страны.
- Сравнительно низкую конкурентоспособность
молодежи обуславливает действие
ряда факторов:
- - недостаток профессиональных знаний,
квалификации и навыков;
- -необходимость предоставления молодым
людям ряда дополнительных льгот,
- -предусмотренных
КЗОТом (учебный отпуск, более жесткие
требования по охране труда и т.д.),
что создает для предприятий дополнительные
трудности;
- -трудовая нестабильность молодежи, связанная
с увольнениями в связи с призывом
в Вооруженные силы, уходом на учебу и
т.д.;
- - инфантилизм части молодежи,
привыкшей бесплатно получать
основные жизненные блага (от государства,
родителей и т.д.).
- С точки зрения проблем рынка труда молодежь
неоднородна и по возрасту, и по образовательному
уровню, и по качественному составу
своих целей и потребностей. В связи
с этим в социальной группе "молодежь"
можно выделить, по меньшей мере, четыре
подгруппы, для которых характерны
специфические проблемы.
- В возрасте 14-16 лет у молодых
людей несколько меркнет авторитет
учителей и родителей. На первый план
выступают авторитеты в новой
сфере общения - трудовой. Это возраст
становления личности, усвоения
индивидом ценностей, норм, образцов поведения,
присущих данному обществу. Необходимо
предпринять усилия на то, чтобы у
молодого человека сложился
устойчивый стереотип в оценке и ранжировании
потребностей как в трудовой,
так и в досуговой сфере жизнедеятельности.
- Для 16-18-летних необходима поведенческая
и профессиональная переориентация.
В современных условиях для молодых
людей этого возраста характерно
стремление адаптироваться к новым условиям
жизни. Они готовы к смене профессии,
принимают рыночные отношения как объективные,
ищут способы приспособиться к ним.
- 18-23-летние, как правило, имеют среднее образование
и профессию. Во многих случаях
профессия оказывается невостребованной,
и в этом случае остро
встает вопрос профессионального
переобучения, а иногда
и профессиональной реабилитации. В этот
период необходим целый комплекс
мер по социальному обеспечению нормального
включения в процесс производства.
- Среди молодежи старше 23
лет, впервые входящую в рынок
труда, значительную долю составляют выпускники
высших учебных заведений. Проблема
трудоустройства выпускников высшей и
средней специальной профессиональной
школы приобретает все большую остроту
и иногда выделяется даже на
далеко неблагоприятном фоне трудоустройства
представителей других групп молодежи.
- После 23 лет в жизни молодых людей чаще наступает период достижения трудовой и социальной стабильности, экономической самостоятельности и профессионального самоопределения [8].
- Выводы по главе: Профессиональное самоопределение является
одним из важнейших компонентов самосознания
человека, как субъекта деятельности.
- Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.
- Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищенности молодёжи в сфере труда.
- Необходимо предпринять усилия на то, чтобы у молодого человека сложился устойчивый стереотип в оценке и ранжировании потребностей как в трудовой, так и в досуговой сфере жизнедеятельности, такими усилиями и является профессиональная социально-педагогическая помощь.
- Глава 2. Формы содействия самоопределению молодёжи в социально педагогической деятельности.
- §1. Социально педагогическая деятельность
с молодёжью, направления виды.Адекватный выбор профессии и устойчивая
мотивация к избранной профессиональной
деятельности способствуют успешной адаптации
молодых специалистов в избранной профессии.
В свою очередь, успех профессионального
самоопределения обучающихся зависит
от эффективности деятельности специалистов,
оказывающих помощь молодёжи на этапе
выбора профессии. Такая помощь осуществляется
через систему профориентационных мероприятий
в рамках старших классах в общеобразовательных
учреждениях [17].
- Cодержание
социально-педагогического сопровождения
молодежи в профессиональном самоопределении
связанно с решением следующих задач:
- 1) проведение
информационной работы;
- 2) обучение
способам принятия решений о выборе индивидуального
образовательного маршрута;
- 3) выявление
основных ограничителей (затруднений,
проблем) выбора;
- 4) определение
готовности к самостоятельному выбору
профиля обучения;
- 5) определение
реальной проблемы личностно-профессионального
самоопределения;
- 6) изучение
индивидуально-психологических особенностей
личности;
- 7) изучение
мира профессий;
- 8) определение
психологической готовности к личностно-профессиональному
самоопределению;
- 9) коррекция
психологической готовности к личностно-профессиональному
самоопределению
- 10) коррекция
выбора;
- Для решения данных задач применяется широкий спектр средств социально-педагогического сопровождения старшеклассников.
- «Социально-педагогическая
деятельность в профессиональном самоопределении представляет собой вид деятельности,
направленный на оказание помощи молодёжи
в процессе их профессионального становления
посредством профессионально-ролевой
адаптации и самоопределения для успешной
интеграции в профессиональную среду.
Под профессионально-ролевой адаптацией понимается усвоение правил, норм, требований,
предъявляемых профессиональной средой
к человеку, что обусловливает его приспособление
к этой среде в соответствии с его потребностями,
интересами, мотивами»[11, c. 36].
- Система социально-педагогического сопровождения представляет собой целостную систему, которая состоит из следующих компонентов.
- 1. Диагностический
компонент – основа для постановки цели
и задач. Диагностика проводится с применением
следующих методов: тестирование, анкетирование,
интерпретация педагогической ситуации
(совместно с психологом), обращение к
педагогам или психологу ребенка, родителям,
классному руководителю.
- 2. Организационный
– выбор средств социально-педагогического
сопровождения. На организационном этапе
осуществляется подбор команды, определение
средств и форм работы.
- 3. Деятельностный
– собственно реализация социально-педагогического
сопровождения, которая может осуществляться
на основе следующих подходов: указание
(педагог самостоятельно принимает решение
о том, что необходимо клиенту), соглашение
(условия согласовываются с клиентом,
обозначая цель и организационные моменты)
и согласие (социальный педагог соглашается
с предложенной клиентом схемой, но такая
форма работы малоэффективна).
- 4. Аналитический
– анализ и коррекция деятельности [13].
- Одним из важных компонентов поддержки в профессиональном самоопределении является предварительная профессиональная диагностика (обследовании учащихся в целях профессиональной ориентации).
- Содержание работы по предварительной диагностике школьника заключается во всестороннем изучении его личности, т.е. изучении его интересов, способностей, склонностей, профессиональных намерений, индивидуальных свойств нервной системы.
- Эффективность работы социального педагога по профдиагностике во многом зависит от активности молодёжи в определении своего жизненного пути. Выбор профессии должен основываться как на знании своих стремлений, психофизиологических особенностей, так и на понимании своего места как квалифицированного специалиста на современном производстве.
- К наиболее важным особенностям личности, подлежащим диагностированию, относятся: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, профессиональная направленность, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.
- Личность формируется в процессе постоянных взаимоотношений с людьми. Все особенности, присущие личности, социально обусловлены. Поэтому ценностные ориентации можно определить как напрвленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями.
- Каждая личность стремиться к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют её целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно назвать такие ценности, представляющие для него значимость:
- самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде — быть полезным обществу;
- авторитет в трудовом коллективе;
- признание родных, знакомых, друзей;
- самосовершенствование и самовыражение; интересная работа;
- применение свои знаний, умений, способностей;
- творческий характер труда;
- стать мастером своего дела;
- романтика трудовой деятельности;
- материально-практические, утилитарные ценности — хороший заработок;
- - должность,
удовлетворяющая личность; перспектива
продвижения по службе. [6]
- Информационно-справочные, просветительские методы:
- - профессиограммы
— краткие описания профессий (проблема
в том, что традиционные профессиограммы
с трудом «воспринимаются» многими школьниками, поэтому важно искать
более компактные и понятные формы описания
профессий);
- - справочная литература
(при условии достоверности такой справочной
информации);
- - информационно-поисковые
системы — ИПС (для оптимизации поиска
профессий, учебных заведений и мест работы): «ручные» варианты
ИПС (например, карточные, бланковые, в
виде картотек и т.п.), компьютеризированные
ИПС (банки информации в ЭВМ);
- - профессиональная
реклама и агитация (при условии достоверности,
оперативности и привлекательности для
тех, кому такая реклама предназначена);
- - экскурсии школьников
на предприятия и в учебные заведения
(при условии заблаговременного подбора
и подготовки квалифицированных ведущих
и экскурсоводов);
- - встречи школьников
со специалистами по различным профессиям
(при условии специального отбора и психолого-педагогической
подготовки таких специалистов по профессии);
- - познавательные
и просветительские лекции о путях решения
проблем самоопределения;
- - профориентационные
уроки со школьниками как система занятий
(а не как отдельные «мероприятия»);
- - учебные фильмы
и видеофильмы (на сегодняшний день очень
проблематично для нашей страны, так как
показывать почти нечего);
- - использование
средств массовой информации (СМИ) может
быть достаточно эффективным, но при обязательном
учете их специфики (специфического жанра
общения с телеаудиторией, требующего
не только динамичного изложения существа
вопроса, но и умения «производить
впечатление» на самую
разную аудиторию, а также неизбежность
сокращения «объема» профессиографической информации и спокойного
отношения к разного рода «редакторским
правкам» и «цензуре»);
- - различные «ярмарки профессий» и их
модификации, уже показавшие свою эффективность
в профориентационной помощи не только
безработным, но и выпускникам школ.[10]
- Методы профессиональной психодиагностики (в идеале — помощь в самопознании):
- - беседы-интервью
закрытого типа (по строго обозначенным
вопросам);
- - открытые беседы-интервью
(с возможностью некоторого отвлечения
от заранее заготовленных вопросов; опытные
профконсультанты считают, что такие беседы
дают о клиенте информации больше, чем
традиционное тестирование);
- - опросники профессиональной
мотивации (специалисты считают, что для
клиентов, выбирающих массовые профессии,
т. е. для большинства, это более важная
диагностика, чем определение способностей
к профессии);
- - опросники профессиональных
способностей (требуется очень избирательное
их использование и особая подготовка
профконсультанта при интерпретации результатов;
эти опросники оправдывают себя применительно
к профессиям с особыми условиями труда;
для большинства же профессий «профпригодность
формирмируется в самой трудовой деятельности» — по Е. А. Климову);
- - «личностные» опросники
(для их использования требуется особая
подготовка профконсультантов, понимание
смысла и ограничений применения такого
типа опросников в профконсультации. По-настоящему
личность нельзя «просчитать», настоящий личностный тест — это поступок
человека в ответственные моменты жизни
(например, на «референдумах» при «голосованиях», когда испытывается способность противостоять
изощренной пропаганде); иногда о человеке
можно многое сказать и по его поведению
в общественном транспорте; таким образом,
получается, что тест на «личность» — это, с одной стороны, поступок глобального
масштаба, но, с другой стороны это проявление
своей нравственной позиции в «мелочах» жизни так что очень сложно оценить личность
в обыденном, «усредненном» режиме жизни;
- - проективные личностные
тесты (требуется особая подготов профконсультанта
для их использования);
- - метод наблюдения
— это «один
из основных научно-практических методов
работы психолога» — по Е. А. Климову (при условии владения
этим методом, т. е. выделения четкого объекта
и параметров наблюдения, способов наблюдения
и фиксации результатов, способов интерпретации
результатов и др.);
- - сбор косвенной
информации о клиенте от знакомых, от родителей
и товарищей, от педагогов и других специалистов
(при условии тактичности и этической
корректности такого опроса);
- - психофизиологические
обследования (в широкой практике имеет
смысл для профессий с особыми условиями
труда, а в специальных исследованиях
могут быть использованы для самых разных
видов трудовой деятельности);
- - «профессиональные пробы» в специально
организованном процессе по типу «Р-теста» японского
профессора Фукуя;
- - использование
различных игровых и тренинговых ситуаций,
где моделируются различные аспекты профессиональной
деятельности, что позволяет строить прогнозы
относительно будущего профессионального
поведения участников этих процедур;
- - исследование
и наблюдение за клиентом непосредственно
в трудовой деятельности (например, в случаях,
когда человека берут на работу с «испытательным сроком»);
- - использование
различных тренажеров, где не только отрабатываются
трудовые навыки, но и изучается и прогнозируется
сама готовность осваивать новые профессиональные
действия.
- Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов:
- - группы общения
(в профориентации чаще используются для
создания благоприятной атмосферы взаимодействия,
но не для решения собственно профконсультационных
проблем); своеобразным развитием подобных
групп применительно к профориентационной
проблематике стали «Клубы
ищущих работу» и их
всевозможные модификации, где на фоне
благоприятной психологической атмосферы
удается более эффективно рассматривать
и собственно профориентационные вопросы;
- - тренинги общения
(иногда позволяют клиентам освоить некоторые
коммуникативные навыки поведения при
приеме на работу, на экзаменах и при различных
деловых контактах);
- - сложные методы
индивидуальной и групповой психотерапии
(НЛП, гештальт-группы, логотерапия и др.);
иногда они позволяют клиенту лучше осознать
смысл выбираемой деятельности или смысл
самого процесса самостоятельного решения
проблем, связанных с самоопределением;
требуют особой подготовки профконсультанта;
- - «пламенные» публичные
выступления, несмотря на некоторое ироничное
к ним отношение, при умелом использовании
могут сформировать серьезную мотивационную
основу самоопределения у ряда клиентов,
но в других случаях могут стать и сильным
манипуляционным средством для доверчивых
клиентов;
- - профориентационные
и профконсультационные активизирующие
методы (игры) с элементами психотренинга;
- - личное обаяние
профконсультанта (то, что от природы,
и то, что можно самостоятельно в себе
развивать);
- - различные положительные
(успешные) примеры самоопределения, на
которые может ссылаться профконсультант
для повышения уверенности клиента в принципиальной
возможности разрешения своих проблем;
- - «праздники труда», повышающие
престиж конкретных профессий (естественно,
при умелой организации и учете специфики
той аудитории, для которой такой праздник
организуется, т. е. чтобы это был праздник
с буфетами и развлечениями, а не «торжественное заорганизованное мероприятие»).
- Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решений:
- - построение «цепочки» основных
ходов (последовательных действий), обеспечивающих
реализацию намеченных целей и перспектив,
которые позволяет наглядно (на листочке)
представить возможные жизненные перспективы
самоопределяющегося человека;
- - построение системы
различных вариантов действий клиента
в виде своеобразных «деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих
выделить наиболее оптимальные варианты
перспектив;
- - использование
различных схем альтернативного выбора
из имеющихся вариантов выбора профессии,
учебного заведения специальности в конкретном
заведении (обычно используются на заключительных
этапах консультации).
- Почти любая методика и форма работы обладает определенным активизирующим потенциалом. Проблема лишь в том, чтобы определить и использовать этот потенциал. Например, даже такая традиционно «неактивная» форма работы, как лекция, может оказаться
более активизирующей, чем иная психотерапевтическая
группа (если лекция проводится с умелым
сочетанием вербальных и невербальных
средств, по умело выстроенной и понятной
логике изложения, а также при расчете
на подготовленную аудиторию).
- Другой пример — беседа. При умелой организации, а так при внутренней готовности участников (уже созданной мотивации и т. п.) беседа позволяет моделировать в воображении такие проблемы, которые невозможно проиграть в традиционных игровых процедурах. Заметим, что именно в беседе удается добиться максимального уровня условности, вымышлено-воображаемого действия. В частности, беседа позволяет проигрывать в воображении разные варианты построения жизни клиента и выхода на достаточно высокий уровень интуиции и прогнозирования. К сожалению, к такой работе готовы далеко не все клиенты и профконсультанты, часто ориентируясь лишь на «конкретную» помощь
в конкретной (однозначной) ситуации.[16]
- §2. Профессиональная консультация.
- Основная тенденция развития профориентационной и профконсультационной работы с подростками и юношами - всемерное содействие побуждению собственной активности молодого человека. Специалисты в этой области делают попытку уйти от традиционной диагностико-рекомендательной схемы профконсультации, когда подростка или юношу сначала консультируют с помощью различных методик, а затем, после анализа полученных данных, профконсультант выдаёт клиенту рекомендацию, в лучшем случае – несколько вариантов таких рекомендаций. Психолого-педагогическая помощь школьнику в профессиональном самоопределении должна быть направлена на создание условий для самостоятельного решения проблем с помощью специальных методов, например, выделяются следующие этапы организации активизирующего консультационного воз-действия. [12, с.399]
- Предварительный этап — ещё до
встречи со школьником, на
котором консультант должен
познакомиться с предварительной
информацией об учащемся и
на основании анализа этой информации
выдвинуть предварительную профориентационную
гипотезу — определить проблему
и наметить пути её решения.
- 1. Общая оценка ситуации консультирования
по следующим составляющим:
особенностей данного учащегося
(в чём он сам видит проблему),
условия консультирования (насколько
они помогают решать проблему
учащегося), самооценка профконсультанта
(насколько он готов помочь данному
школьнику). На 1 этапе важно
не только “исследовать” учащегося,
сколько помочь ему сформулировать
собственную проблему, поэтому
особенное значение имеет организация
эмоционально-доверительного контакта
со школьником и такое последовательное
развитие этого контакта: вначале
– максимальная доброжелательность;
далее – доброжелательность и кон-структивность;
в завершение консультации доброжелательность
и оптимальное настроение.
- 2. Выдвижение (или уточнение)
профконсультационной гипотезы,
которая включает общее представление
о проблемах клиента и возможного
пути и средства решения
этой проблемы.
- 3. Совместное решение выделенной
проблемы, допускающее использование
в ряде случаев и неактивизирующих
методов, например, стандартизированных
психодиагностических средств.
Главное, чтобы учащийся понимал
общую логику проводимой совместной
работы, т.е. оставался субъектом
самоопределения.
- Работа на данном этапе предполагает
решение следующих основных
задач:
- 1. Задача
— информационно-справочная, может
быть решена с помощью профессиограмм,
специальной справочной литературы,
компьютерных информационно-поисковых
систем и т.п.
- 2. Задача
— диагностическая, направленная
в идеале на самопознание
юноши (девушки), может быть
решена с использованием несложных,
понятных клиенту психодиагностических
методик.
- 3. Задача
— связанная с морально эмоциональной
поддержкой самоопределяющегося
человека. Здесь могут быть
использованы приёмы и техники,
заимствованные из психотерапии
и консультативной психологии
(Э. Берн, 1988; М. Мелибруда, 1986; Р. Мэй,
1994), а также специальные
игровые профконсультационные
методики.
- Цель такой работы — вселение
в юношу оптимизма, уверенности
в себе, а также проигрывание
в специальных процедурах сложных
моментов, связанных с самоопределением.
- 4. Задача
— связанная с принятием конкретного
решения.
- 5. Задача
— совместное поведение итогов,
что важно как для рефлексии
учащегося, так и для развития
рефлексии самого профконсультанта.
[12, c.400]
- Выводы по главе. Адекватный выбор профессии и устойчивая
мотивация к избранной профессиональной
деятельности способствуют успешной адаптации
молодых специалистов в избранной профессии.
В свою очередь, успех профессионального
самоопределения обучающихся зависит
от эффективности деятельности специалистов,
оказывающих помощь молодёжи на этапе
выбора профессии. Такая помощь осуществляется
через систему профориентационных мероприятий.
Существует множество методик, и почти
любая методика и форма работы обладает
определенным активизирующим потенциалом.
Проблема лишь в том, чтобы определить
и использовать этот потенциал.
- Заключение.
- В данной работе профессиональная ориентация рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Именно поэтому изучение и проведение профориентации молодёжи в общеобразовательных учреждениях стала наиболее актуальной на сегодняшний момент.
- На основе поставленных задач сделаны следующие выводы:
- 1. В
исследованиях и
практических разработках по
профориентации с середины прошлого
века до наших дней, особенности
человека характеризовались исходя
из требований профессии, а
не из природы индивидуальности:
обладает ли человек тем
мышлением, которое нужно профессии,
тем вниманием и памятью, моторикой,
скоростью реакции. То есть
отношение “человек — профессия”
анализировалась только в направлении
от профессии к человеку; на
этом строились отбор и профессиональная
тренировка. Понятия и термины,
которые характеризовали бы
индивидуальные особенности, как
природные, так и приобретённые
человеком до вступления в
данную профессию и независимо
от неё, популярностью не
пользовались.
- 2. Внедрение
рыночных отношений обострило проблему
социальной защищенности молодёжи
в сфере труда. Молодые рабочие первыми
попадают под сокращение и пополняют
ряды безработных . С точки зрения проблем
рынка труда молодежь неоднородна и по
возрасту, и по образовательному уровню,
и по качественному составу
своих целей и потребностей. В связи
с этим в социальной группе "молодежь"
можно выделить, по меньшей мере, четыре
подгруппы, для которых характерны
специфические проблемы. Проблема трудоустройства
выпускников высшей и средней специальной
профессиональной школы приобретает все
большую остроту и иногда выделяется
даже на далеко неблагоприятном
фоне трудоустройства представителей
других групп молодежи.
- 3. Успех
профессионального самоопределения обучающихся
зависит от эффективности деятельности
специалистов, оказывающих помощь молодёжи
на этапе выбора профессии. Основная
тенденция развития профориентационной
и профконсультационной работы
с подростками и юношами - всемерное
содействие побуждению собственной
активности молодого человека.
Психолого-педагогическая помощь
молодёжи в самоопределении должна
быть направлена на создание
условий для самостоятельного
решения проблем с помощью
специальных методик. Такая помощь
осуществляется через систему профориентационных
мероприятий. Существует множество методик,
и почти любая методика и форма работы
обладает определенным активизирующим
потенциалом. Проблема лишь в том, чтобы
определить и использовать этот потенциал.
- Список использованных источников
- 1. Ахметжанова
Г.В. Формирование мотивации
школьников к педагогической
профессии. Тольятти, 1997..
- 2. Бондарей
В.П. Технология профессионального успеха:
Экспериментальный учебник для 10-11 классов
естественно-научного профиля / Под ред.
С.Н. Чистяковой, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер,
П.С. Лернер и др. - М.: Просвещение, 2001. -506с
- 3. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной
психологии / А.В. Запорожец, С.Н. Карпова.
- М.: Педагогика, 1998.- 543с.
- 4. Журнал
Социологические исследования. (Социс)
Подшивка за 1998 г.
- 5. Захаров
Н.Н. Профессиональная ориентация
школьников. М., 1989
- 6. Климов
Е.А. Психология профессионального самоопределения
/ Е. А. Климов. – Ростов-на-Дону: Феникс,
1996. – 198 с. 7. Почебут
Л.Г. Организационная социальная психология:
Учебное пособие / Л.Г. Почебут. – СПб.:
Изд-во “Речь”, 2000.-320с.
- 8. Клипенштейн
Т. Проблема молодежной занятости в современных
условиях. М. 2000.
- 9. Левитов
Н.Д. Детская и педагогическая психология
/ Н.Д. Левитов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -420с.
- 10. Михайлова,
Н.Н., Юсфин, С. М., Александрова Е. А. Педагогическая
поддержка ребенка в образовании: учебное
пособие для студунтов высших учебных
заведений / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин,
Е. А. Александрова; под ред. В.А. Сластенина,
И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с.
- 11. Митина,
Л. М. Психологическое сопровождение выбора
профессии. Научно-методическое пособие
/ Л. М. Митина – М.: Московский психолого-социальный
институт Флинта, 1998. – 184 с.
- 12. Немов Р.С. Психология. — М.,
1995.
- 13. Прихожан, А. М. Восьмиклассники. Материал
для проведения родительского собрания
/ А. М. Прихожан // Газета «Школьный
психолог». – 2002. - № 21. - С. 12-13.
- 14. Павлютенков
Е.М. Формирование мотивов выбора
профессии. — Киев, 1980.
- 15. Пряжникова Е.Ю. Игры и методики для профессионального
самоопределения старшеклассников. / Е.Ю.
Пряжникова. - М.: Первое Сентебря, 2004. –
203 с.
- 16. Пряжников
Н.С. / Психологический смысл труда. – М.:
ИПП, 1997.
- 17. Резапкина, Г. В.
Я и моя профессия: Программа профессионального
самоопределения для подростков: Учебно-методическое
пособие для школьных психологов и педагогов
/ Г. В. Резапкина. – М.: Генезис, 2000. – 128
с.
- 18. Почебут Л.Г. Организационная социальная
психология: Учебное пособие / Л.Г. Почебут.
– СПб.: Изд-во “Речь”, 2000.-320с.