Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:25, лекция
В своей деятельности социальному работнику приходится пользоваться различными видами диагностики, приспосабливая их к собственной цели. Так, в работе с клиентами социальный работник использует данные медицинской, психологической и социальной диагностики.
Социально-педагогическая
диагностика в
социальной работе Виды
и методы диагностики
В своей
деятельности социальному работнику
приходится пользоваться различными
видами диагностики, приспосабливая их
к собственной цели. Так, в работе
с клиентами социальный работник
использует данные медицинской, психологической
и социальной диагностики.
Медицинская
диагностика - процесс установления
медицинского диагноза, то есть заключения
о характере и существе болезни пациента
и ее обозначения на основе принятой классификации.
Медицинский диагноз предполагает умение
специалиста определить болезнь и инвалидность
на основе исследования больного. Социального
работника эти диагнозы будут интересовать
с точки зрения их психосоциальных и педагогических
аспектов. Например, социальный работник
не ставит диагноз, но может диагностировать
те социально-педагогические последствия,
которые сопровождают те или иные заболевания,
и признаки их влияния на формирование
личности.
Психологическая диагностика – измерение индивидуально-психологических свойств личности или других объектов, поддающихся психологическому анализу. Ее целью является установление психологического диагноза как заключения об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития.
Социальный работник не ставит психологический диагноз, но он может выявить или использовать в качестве опорных психодиагностических признаков следующие факторы риска.
В младшем школьном возрасте:
сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости;
двигательная
расторможенность и эйфорический фон
настроения, снижающие самоконтроль
и самоорганизацию в
повышенная жажда впечатлений и склонность к девиантному поведению;
повышенный интерес к ситуациям, включающим жестокость и агрессию, как компонент формирования детской агрессивности;
немотивированность, неадекватность и аффективность поведения как указание на проблему личностного и психического здоровья;
отрицательное отношение к учению, школе, стойкая неуспеваемость, побеги из дома, школьные конфликты как признаки школьной дезадаптации;
поведенческие
реакции в виде отказа, зашиты, компенсации,
эмансипации как следствие
В подростково-юношеском возрасте:
сохранение инфантильности, отсутствие самоконтроля, слабоволие как несформированность основных предпосылок личностного развития;
сочетание инфантильности с большой возбудимостью, аффективностью и неуправляемостью поведения;
переориентация
интересов на внешкольное окружение
и, как следствие, средовая дезадаптация,
деформация личностного развития.
Социальная диагностика – комплексный процесс выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе с целью постановки социального диагноза.
Социальный диагноз – дифференцированное, индивидуализированное и точное определение проблем людей и условий, равно как и их взаимосвязи, необходимое для дифференцированной помощи.
Источники информации при социальной диагностике:
исследования отношений между социальным работником и клиентом;
беседы с индивидами;
семейные и групповые сеансы;
измерительные
и наблюдательные методики.
Педагогическая диагностика – это изучение личности учащегося и ученического коллектива в целях обеспечения индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций.
При использовании
этого вида диагностики изучают
уровень обучаемости детей как
их способности к школьному
Социальный работник должен опираться в диагностической работе на следующие педагогические требования.
1. Изучение личности должно быть направлено не столько на вскрытие недостатков, сколько на поиск скрытых резервов личности.
2. Диагностика не должна быть самоцелью, а носить стимулирующий характер.
3. Изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения.
4. Личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений.
5. Данные
диагностики не должны быть направлены
против самой личности.
Социально-педагогическая диагностика – специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогического воздействия.
Объект диагностики в социально-педагогической деятельности - развивающаяся личность в системе ее взаимодействия с социальной микросредой, оказывающие влияние на формирование данной личности.
Предмет диагностики – социально-педагогическая реальность. Предмет и объект социально-педагогической диагностики отражается в ее содержании.
Социально-педагогическая
диагностика изучает: социально-психологические
характеристики воспитательного микросоциума;
особенности педагогического
Методы
социально-педагогической диагностики
– способы получения и
Социально-педагогическая
диагностика предполагает активное
использование самых
Структура процесса социально-педагогической диагностики.
1. Констатация определенного неблагополучия в деятельности и поведении ребенка.
2. Осознание возможных причин неблагополучия, анализ особенностей случая.
3. Выдвижение рабочей гипотезы путем анализа совокупности имеющихся данных.
4. Сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы.
5. Проверка рабочей гипотезы путем анализа совокупности данных.
6. При неподтверждении гипотезы – повторение процедуры.
Информационная основа социально-педагогической работы - социально-педагогическое исследование микрорайона, школы. Оно предшествует составлению планов и построению прогнозов. Результаты социально-педагогического исследования включаются в первичный документ – социально-педагогический паспорт. Он включает в себя следующие аспекты:
материальная
база жилого массива микрорайона, школы
и возможности ее использования
для организации внеучебного
времени детей и подростков; спортивная,
техническая и культурно-
центры сосредоточения интересов детей и подростков микрорайона, места их группирования:
возможные очаги негативного влияния на детей и подростков;
взрослое
население и окружение
состав семей микрорайона;
детское население микрорайона (общее число, количество детей, входящих в группу риска; виды девиантного поведения; число правонарушителей; количество детей и подростков с ограниченными возможностями, несовершеннолетних, находящихся на попечительстве и под опекой; учащиеся, не посещающие школу, проживающие в аморальных и асоциальных семьях).
Социально-педагогическое исследование можно проводить, используя разнообразные анкеты, опросники.
В
социально-педагогической диагностике
применяются следующие
метод
комплексной экспресс-
методика изучения ИСР (индивидуальной ситуации развития) И. А. Николаевой;
методика регистрации социальной активности ребенка;
метод
комплексной экспресс-
метод
комплексной экспресс-
метод
психолого-педагогического
Таким
образом, социально-педагогическая диагностика
должна носить комплексный характер
и включать в себя результаты различных
исследований педагогического объекта.
Литература
1. Васильчикова Т. А. Социальная педагогика. - М., 1999
2. Методика и технологии работы социального педагога/Под ред. М. А. Галагузовой. - М., 2002.
3. Кумарина Г.Ф. Диагностика школьной дезадаптации. - М., 1994.
4. Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога. В 2-х ч. Ч. 1.- Орел, 1994.-М 33-36, 39-41
5. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М. А. Галагузовой. - М., 2002.
6. Шептенко П. А., Воронина Г.
А. Методика и технология работы социального
педагога. - М., 2001.
Вопросы для самоконтроля
Перечислите виды диагностики, данными которых пользуется социальный работник.
Охарактеризуйте специфику педагогической диагностики.
Охарактеризуйте специфику педагогической диагностики.
Раскройте педагогические требования к диагностике.
Охарактеризуйте
специфику социально-