Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 13:19, реферат
Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как правило, покрывает не более половины стоимости их содержания.
Введение…………………………………………………………………………...3
Причины неполных семей………………………………………………………..4
Проблемы неполных семей………………………………………………………7
Основы социальной работы с неполной семьей……………………………….10
Субъекты, способные оказать поддержку неполной семье…………………...11
Заключение……………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………………14
Распад семьи
создает чувство вины у
В других
случаях мать вымещает свою
обиду за неудачную жизнь на
детях (постоянные отношения
В неполной
семье значительно чаще
В последнее
время можно видеть
В расширенных семьях нет доминирующей роли родителей, воспитывающие детей старики часто больны и плохо адаптированы к современной жизни. Это негативно сказывается на воспитании, особенно подростков.
Проблема создания новой семьи. Опыт прошлой семейной жизни мешает создать новую семью: разведенным — боязнь повторить ошибку; овдовевшим — память по умершему супругу; одиноким — отсутствие опыта семейной жизни, которые, как правило, очень самостоятельны и не готовы идти на компромисс. Повторный брак приносит душевный комфорт, улучшает материальную сторону жизни, но чаще достигнутое желаемое бывает кратковременным, мешает сравнение с бывшим браком. Иногда происходит «возвратный» брак, когда родители вновь пытаются наладить свою жизнь. Такой брак сохраняет интересы детей. Брачный союз возникает между людьми, хорошо знающими достоинства и недостатки друг друга. Но он может иметь и негативную сторону, когда в семью возвращается отец-алкоголик или мать с асоциальным поведением.
У детей возникает проблема отношения к отчиму, мачехе. Повторный брак может изменить жизнь детей; вызвать проблему отношений с новым членом семьи, особенно если в семью входит родитель со своим ребенком; создать проблему отношений между родителями — проблему рождения общего ребенка; обострить проблему отношений родственников с обеих сторон к повторному браку.
Проблемы детей. Дети часто являются свидетелями и участниками семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера (распад семьи, проживание с отчимом, мачехой, жизнь в конфликтной семье, смерть родителей, проблема приходящих родителей). Все это негативно влияет на ребенка, деформирует его психику, нравственное и эмоциональное развитие. Дети чувствуют обиду, угнетенность, собственную вину за распад семьи, у них может развиться чувство собственной неполноценности.
Чаще всего
развод происходит до 8-летнего
возраста ребенка, когда
Тесные контакты с родителями, оставшимися в одиночестве, неудовлетворенность личной жизнью, которую родитель остро переживает, негативно влияют на формирование личности ребенка, нарушают формирование у него адекватного представления о взаимоотношениях между полами. Все это не способствует четкой полоролевой идентификации ребенка. Отсутствие одного из родителей, а также супружеских отношений существенно влияет на формирующуюся систему ценностей, в которой центральное место, особенно для подростков, занимают любовные переживания. Они рано начинают половую жизнь, еще до совершеннолетия.
Дети из
неполной семьи во что бы
то ни стало пытаются
В мотивах
суицидентов в 92 % случаев ведущим
является неблагополучие в
Дети перестают общаться с родителями. Отчим, мачеха, как правило, не играют существенной роли в воспитании пасынков. Отношения чаще всего становятся формальными.
Дети из неполных семей нуждаются в психотерапевтической помощи, в помощи социального педагога.
Проблема взаимоотношения детей. В случае рождения в такой семье общего ребенка, может возникнуть проблема отношения пасынков и падчериц к этому ребенку, а также проблема отношения к новой семье родственников с обеих сторон.
Медицинские проблемы. Неустроенные в семейном положении женщины часто имеют внебрачную беременность, в 2 раза чаще заканчивающуюся рождением недоношенных детей или детей с низкой массой тела. Каждый 2-й ребенок рождается с аномалией
развития, с
внутричерепной травмой. В
В последние
годы отмечаются
Социальные исследования НИИ педиатрии АМН показали, что 10,5 % женщин после развода страдают нейропсихическими заболеваниями, особенно те, которые имеют маленьких детей. Среди разведенных в 2,5 раза больше женщин-инвалидов, чем среди женщин, состоящих в браке.
В неполных семьях дети болеют в 1,7 раза чаще и длительнее. Психические травмы при разводе или смерти одного из родителей имеют большое значение в формировании пограничных нервно-психических расстройств у детей. Являясь единственным источником дохода, родитель из неполной семьи не всегда может взять больничный лист по уходу за ребенком, и дети часто остаются недолеченными.
Среди причин
часто болеющих детей одно
из первых мест занимает
Основы
социальной работы с
неполной семьей
Современная семья призвана не только решать многочисленные проблемы, связанные с повседневной жизнедеятельностью своих членов, с рождением и воспитанием ребенка, поддержкой недееспособных, но и быть своеобразным психологическим укрытием для человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность своим членам. Сегодня многие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того чтобы полноценно реализовывать предписываемые обществом функции. В такой помощи нуждаются неполные семьи.
Социальная
работа в неполных семьях должна быть
направлена на решение повседневных семейных
проблем, укрепление и развитие позитивных
семейных отношений, восстановление внутренних
ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных
результатов, социально-экономическом
положении и ориентации на реализацию
социализирующего потенциала. Исходя
их этого, социальный работник призван
выполнять следующие функции:
· диагностическую
(изучение особенностей семьи, выявление
ее потенциалов);
· охранно-защитную
(правовая поддержка семьи, обеспечение
ее социальных гарантий, создание условий
для реализации ее прав и свобод);
· организационно-коммуникативную
(организация общения, инициирование
совместной деятельности, совместного
досуга, творчества);
· психолого-педагогическую
(психолого-педагогическое просвещение
членов семьи, оказание неотложной психологической
помощи, профилактическая поддержка и
патронаж);
· прогностическую
(моделирование ситуаций и разработка
определенных программ адресной помощи);
· координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).
В настоящее
время в России сложились четыре основных
формы социальной защиты неполных семей:
· денежные выплаты
семье на детей в связи с
рождением, содержанием и воспитанием
детей (пособия и пенсии);
· трудовые, кредитные,
налоговые, жилищные, медицинские и другие
льготы неполным семьям;
· юридическое
психолого-педагогическое, медицинское,
и экономическое
· федеральные,
региональные целевые и социальные
программы помощи семьям
Социальное обслуживание семьи представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В узком смысле слова она понимается как процесс предоставления семьям, отдельным людям, зависящим от других, и неспособных самим о себе позаботится, конкретных социальных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей их нормального развития, существования.
Семья как залог
стабильности общества в целом требует
пристального внимания со стороны органов
государственно власти и общественности,
принятия большего объема мер по улучшению
положения семей, все это должно осуществляться,
в том числе и с помощью социальных работников.
Субъекты,
способные оказать
поддержку неполной
семье
Соседи: проблема общественного мнения и помощи семье.
Бывший родитель: проблемы конфликтных ситуаций.
Исполнительная власть: жилье.
Церковь: материальная и натуральная помощь.
Торговые организации: снабжение продуктами питания и др.
Психолог: проблемы психологического климата в семье.
Органы здравоохранения: вопросы здоровья всех членов семьи; организация медико-социального патронажа.
Служба занятости: поиск удобной работы для родителей.
Отдел народного образования: вопрос о группе продленного дня, проблема бесплатного питания, материальная помощь, обеспечение учебниками, психологические проблемы детей, проблемы досуга (отдыха) детей, детские диспансерные учреждения (ДДУ).
Юрист: вопрос алиментов, пособий, пенсий по случаю потери кормильца (СПК), вопросы жилья, проблемы по работе, вопрос о взаимоотношениях бывших супругов.
Отдел социальной защиты: все виды пособий и пенсий.
Место работы родителей: все льготы по работе, ДДУ, материальная помощь, жилищный вопрос, вопрос психологического климата в коллективе, проблема отношений на месте работы родителей.
Аналогичные
семьи: обмен опытом, организация совместного
отдыха, вопросы совместного межсемейного
предприятия, взаимопомощь (одежда, обувь,
коляски, игрушки и т.д.).
Заключение
В процессе эволюции брачно-семейных отношений семья утратила свою целостность и традиционное значение. На смену родовой пришла нуклеарная семья. Стал распространяться такой тип семей как неполные семьи. Семья с одним родителем неполна с демографической точки зрения, она имеет свои психологические и социальные трудности, тем не менее, это одна из разновидностей современной семьи. «Отменить» ее нельзя, но можно способствовать увеличению нуклеарных семей и тем самым сокращать численность неполных.
Я считаю, что правильнее называть такую семью не неполной, а семьей с одним родителем. «Неполная» ассоциируется с неполноценной, ущербной, а это, на мой взгляд, вещи разные. Сама формулировка как бы утверждает: негативные последствия неизбежны.
Если мы рассмотрим ситуацию развода, которая является самым распространенным фактором появления неполных семей, то увидим, что большинство детей из распавшихся семей ни эмоционально, ни психологически, ни умственно не отличаются от своих сверстников из семей с обоими родителями, так что «неполная семья» и «неблагополучная семья» - не синонимы. Все считают, что развод - катастрофа; что детям в распавшейся семье плохо. Под общественное мнение подстраивается самосознание - как супругов, так и детей, побуждая их считать себя все более несчастными. Большинство детей называют это событие самым сильным жизненным потрясением. Однако в долгосрочной перспективе почти все дети адаптируются к новым условиям.
Информация о работе Социально-экономические проблемы в неполных семьях