Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 19:29, реферат
Российское общество вступило в информационную стадию развития, которая не только ускорила, но и изменила ритм социальных отношений. Происходят кардинальные изменения, связанные с трансформацией общества, и адаптация всего населения, в частности женщин к новым информационным технологиям и стандартам жизни. Изучение проблем социальной адаптации, включая адаптацию женщин на рынке труда, вызвано, прежде всего, изменениями, происходящими в современной России.
Актуальность данной темы состоит в том, что наблюдается устойчивая тенденция преобладания женщин среди безработных граждан.
Женщины, оказавшись в среде безработных, гораздо острее переносят утрату своего социального статуса, что становится одной из причин развития девиантного поведения и социально-психологической патологии: рост алкоголизма, наркомании, проституции и различных видов противоправного поведения.
Введение 3
Положение женщины в обществе в историческом аспекте 5
Современное положение женщин на рынке труда 10
Государственная поддержка женского предпринимательства 14
Заключение 19
Список литературы 20
Проблемы положения женщин в сфере занятости:
- быстрый рост занятости
женщин в неофициальном
- усиление прямой и
косвенной дискриминации
- отставание феминизированных отраслей народного хозяйства по уровню оплаты труда. Минимальная заработная плата для бюджетных организаций, лежащая в основе тарифной сетки оплаты труда в этой сфере составляет пятую часть прожиточного минимума.
Еще одной важной проблемой занятости женщин остается сохранение и воспроизводство неэффективной профессиональной структуры работающих женщин. Женщины работали и работают преимущественно по тем профессиям, где малы перспективы профессионального роста, работа по которым плохо оплачивается. Учитывая, что экономика - фундамент реального равноправия женщин, происходящее в ней события непосредственно определяют направленность общего вектора изменений. Распределение женщин по профессиям в конце 90-х г.г. указывает на снижение доли индустриального труда в составе женской рабочей силы: в сфере промышленности, транспорта, строительства и других отраслях реального производства. Наиболее востребованной оказалась сфера обслуживания (главным образом торговля, а также сервис, ЖКХ), где трудятся 24 % всех работающих женщин, и наблюдается не только относительный, но и абсолютный прирост занятости. В то же время социальные отрасли (здравоохранение, образование, культура), в которых доля женского труда возросла, только сохраняют его прежний абсолютный объем. Безусловный рекорд сокращений поставила наука. [15, с.552]
Вернут ли женщины себе положение равновесного партнера сильного пола на рынке труда - это зависит прежде всего от того, сохранят ли они свое преимущество в профессиональном образовании, этой качественной основе формирования современного специалиста. Женщины пока лидируют в этом отношении по сравнению с мужчинами как в области высшего (24 % против 19 %), так и среднего специального образования (38 % против 29 %). Однако это преимущество чисто формальное, так как они составляют большинство и среди безработных с образованием. И хотя женская составляющая безработицы в последнее время стала заметно меньше, за исключением наиболее хронических ее форм, тем не менее указанный отрицательный показатель сохраняется. Вынужденная безработица и объективная потребность в оплачиваемом занятии для женщины, без вклада которой в семейный бюджет сегодня многим не прожить, реализовалась в виде мощного сегмента неформальной занятости на рынке труда: по расчетам, это 5-6 млн. женщин (1/5 к численности в легальном секторе), которые более или менее регулярно добывают свой хлеб таким, нередко полукриминальным способом. Получили распространение вынужденная неполная занятость, срочные контракты, договора подряда, где, однако, преобладают мужчины. Девять десятых официально работающих сейчас женщин трудятся в условиях постоянного найма полный день.
Одним из возможных путей
снижения безработицы и повышения
социального статуса для
3.Государственная поддержка женского предпринимательства (по результатам социологического исследования)
Развитие женского предпринимательства, является одним из главных направлений реализации конституционного права женщин на труд, эффективным каналом, позволяющим женщинам не только адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, но и решать вопросы собственного трудоустройства, создавать новые рабочие места, повышать профессиональные навыки и умения.
Женская предпринимательская активность расширяет диапазон женских социальных ролей, ценностные ориентиры, расширяет границы социального пространства для выбора стратегии поведения и свободы маневра женского социума в условиях перехода России к новому общественному укладу, противодействует феминизации бедности.
В России ведется определенная работа по развитию женского предпринимательства, однако эти программы нацелены в основном на то, чтобы дать новые жизненные ориентиры безработным женщинам либо научить основам предпринимательской деятельности тех из них, кто желает начать свое дело.
Вместе с тем вне поля деятельности программ остался целый ряд успешных женщин-предпринимателей и менеджеров, которые уже состоялись, ведут успешный бизнес в самых различных сферах, оказывают значительные социальные услуги населению, имеют высокий авторитет в деловых кругах. Именно эти женщины-руководители и нуждаются в государственной поддержке, специальной программе, которая бы законодательно и целенаправленно помогала бы этим предпринимателям стать двигателем российской экономики. [7, с.170]
Женское движение в России ширится и растет, но ему не хватает объединительного усилия. «Наши» женщины должны консолидировать свои усилия, чтобы отстаивать свои интересы на уровне государственных структур и преломлять существующее в обществе «недоверие к женщине-предпринимательнице», - считает директор государственного учреждения «Женский деловой центр» Тамара Миронова.
«В настоящее время женщинам-
Женщину в раннем предпринимательстве можно встретить почти вдвое реже, скорее всего, в среднем или небольшом городе. Ей 42 года, в большинстве случаев она имеет высшее образование и уверена в достаточности своих знаний и квалификации для создания нового бизнеса. Женщины в среднем вступают в предпринимательскую деятельность в более старшем возрасте и (возможно, уже в силу сказанного) обладая более высоким образовательным уровнем, чем мужчины – ранние предприниматели.
По-видимому, в крупных городах у женщин больше стимулов стремиться к открытию собственного дела. Жительницы больших городов лидируют по доле женского потенциального предпринимательства (особенно это касается Москвы и Санкт-Петербурга) и по доле женского устоявшегося предпринимательства. Наименее же благоприятные условия для женщин в плане организации своего дела в селах и малых городах, что, видимо, связано с неразвитостью ресурсной и инфраструктурной базы.
На протяжении двух лет доля женского раннего предпринимательства остается стабильной (40% от совокупности ранних предпринимателей) (рис. 3). [16, с.134]
Индекс Предпринимательской активности |
Потенциальные предприниматели |
Нарождающиеся предприниматели |
Владельцы нового бизнеса |
Владельцы устоявшегося бизнеса | ||||
2008 г. |
2009 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2008 г. |
2009 г. | |
Мужчины |
19,7 |
13,7 |
3,6 |
2,2 |
3,0 |
1,5 |
1,9 |
1,2 |
Женщины |
12,4 |
6,5 |
1,6 |
0,6 |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
1,7 |
Всего |
15,2 |
9,2 |
2,4 |
1,2 |
1,6 |
1 |
1,2 |
1,5 |
Табл.1 Индекс предпринимательской активности по стадиям предпринимательства и полу, % от численности экономически активного населения
Противоречия, возникающие в ходе социально-экономической деятельности по поддержке занятости женщин, снимаются централизованной поддержкой экономики регионов. В правовой сфере необходима выработка механизмов, обеспечивающих осуществление занятости женщин.
Вырабатываются специальные
механизмы обучения женщин
1) предоставление налоговых,
кредитных и иных льгот
2) привлечение новых
источников финансирования, создание
необходимых условий для
3) вовлечение женщин
в предпринимательскую
4) оказание помощи
желающим начать свое
5) обеспечение условий
для повышения квалификации и
переобучения работниц, имеющих
перерывы в трудовой
6) учет потребностей
женщин при проведении
Прогнозы перспективы женского предпринимательства в России видятся самыми оптимистичными. Этот оптимизм основан на понимании государственной властью страны того позитивного влияния, которое оказывает женское предпринимательство на обеспечение политической стабильности и экономического роста в России и всесторонней поддержки наших усилий по развитию женского бизнеса.
В качестве насущных первоочередных мер государственной поддержки женского предпринимательства в России необходимо:
- разработка комплексной программы по развитию женского предпринимательства в России, включающей различные модели взаимодействия государственных, общественных и коммерческих структур, реализующих на практике идею социально ответственного бизнеса;
- разработка проекта закона о поддержке женского предпринимательства в Российской Федерации;
- создание единого
информационного пространства
- создание фонда женского предпринимательства, который после окончания проекта будет осуществлять поддержку социально значимых проектов деловых женщин России по развитию негосударственных социальных услуг и мобилизации необходимых ресурсов. [7, с.172]
Таким образом, переосмысление принципов взаимодействия и поиск новых форм поддержки женского предпринимательства должно стать задачей XXI века.
Женское предпринимательство развивается в России независимо от того, как к этому относятся в коридорах власти всех уровней. Однако сегодня не замечать данное явление - означает нежелание считаться с реальностью, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому, в России необходимы меры государственной поддержки женского предпринимательства.
В целом же процесс становления женского предпринимательства в России можно оценить как весьма динамичный. И, несмотря на то, что женское предпринимательство сталкивается с большим количеством трудностей, позитивные аспекты его развития позволяют с оптимизмом смотреть в будущее.
Заключение
Экономическое освобождение является базовым в установлении равноправия полов. Самостоятельная экономически женщина значительно быстрее становится равноправным субъектом и полноценно реализует свои социальные права и возможности.
Взятое социологическое исследование позволило сделать о том, что успешный менеджмент не имеет пола. Хороший менеджер располагает двойным репертуаром управленческих технологий: и мужских, и женских. Также отмечено, что деловые стратегии мужчин и женщин-руководителей имеют и определенную специфику; успех женщин в собственном деле не есть результат везения или случая. Он определяется социально-психологическими особенностями, а также готовностью самой женщины к сложностям, связанным с конфликтом профессиональных и семейных ролей.
Исследовательским центром портала SuperJob.ru был проведен опрос среди 4500 экономически активных россиян из семи округов РФ. Результаты опроса показали, что за самореализацию чаще высказываются женщины, тогда как мужчинам важнее материальная обеспеченность. Получается, что так женщины и завоевывают рынок труда, часто выполняя тяжелую малооплачиваемую работу ради своей самореализации.
Все большее значение
приобретает дискриминация
Список используемой литературы:
1. Айвазова С.Г., Хасбулатова О.А. Гендерные аспекты политической социологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С.Г. Айвазова, О.А Хасбулатова - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН). - 2004. - 260 c.
2. Босак И. Женское предпринимательство / Теория и практика управления. - 2005. - №8.- С.16-21
Информация о работе Социальное положение женщин на рынке труда в современном российском обществе