Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:00, реферат
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО (от нем. Sozialstaat)особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизацию отношений государственных институтов и общества.
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО (от нем. Sozialstaat)особый
тип современного высокоразвитого государства,
в котором обеспечивается высокий уровень
социальной защищенности всех граждан
посредством активной деятельности государства
по регулированию социальной, экономической
и других сфер жизнедеятельности общества,
установлению в нем социальной справедливости
и солидарности. Социальное государство
знаменует высокий уровень сближения
целей и гармонизацию отношений государственных
институтов и общества.
Процесс возникновения и становления
социального государства можно анализировать
на следующих уровнях: на научном — как
идею и ее развитие в ряде концепций, на
нормативном — как конституционный принцип,
закрепленный в Основных законах все возрастающего
числа стран, на эмпирическом — как реальную
практику деятельности государственных
институтов по решению социальных проблем
общества и социальных групп.
Понятие “социальное государство” было
выдвинуто немецким государствоведом
и экономистом Лоренцем фон Штейном (1815—90),
чья теория социального государства сложилась
под влиянием философии Гегеля, французских
социалистических доктрин и в результате
анализа развития капитализма в Германии.
Он считал, что функции государства заключаются
в восстановлении равенства и свободы,
в поднятии низших, обездоленных классов
до уровня богатых и сильных, что государство
должно осуществлять экономический и
общественный прогресс всех его членов,
так как развитие одного является условием
и следствием развития другого и в этом
смысле мы говорим об общественном, или
социальном, государстве. Либеральную
концепцию социального государства развил
Фридрих Науманн. Либералы ставили перед
государством задачу не только защищать
собственность и социальный порядок, но
и материально, и морально поднять низшие
классы с помощью широких социальных реформ.
Наиболее радикальную теоретическую концепцию
социального государства выдвинул в 1879
немецкий экономист Адольф Вагнер, сторонник
государственного и христианского социализма.
Его концепция предусматривала превращение
буржуазного государства в “государство
культуры и всеобщего благоденствия”,
огосударствление железных дорог, горных
предприятий, банков и страховых организаций,
интеграцию рабочего класса в государство
в противовес идеям классовой борьбы,
политических и социальных революций.
Мощным толчком для дальнейшего развития
теории и практики социального государства
послужили мировой экономический кризис
1929—33 гг. и 2-я мировая война. “Новый курс”
президента США Ф. Рузвельта включил в
себя законодательное закрепление права
рабочих на коллективный договор и организацию
профсоюзов, общегосударственные мероприятия
по борьбе с безработицей, помощь фермерам,
решительные шаги в направлении социального
обеспечения, ликвидации детского труда
и сокращения рабочего дня, введения пенсии
по старости.
Особую роль в создании в западных странах
социального государства сыграл т. н. “План
Бевериджа”, представленный в кон. 1942
британскому парламенту председателем
одного из его комитетов У. Бевериджем
и начавший осуществляться лейбористским
правительством с 1945. План предусматривал
новую организацию всей системы социального
обеспечения через расширение социального
страхования вплоть до охвата им почти
всех граждан государства, а также через
гарантию единого национального среднего
дохода, которого хватало бы на скромное
поддержание жизни. Ядром плана была тесная
связь социальной политики с государственной
экономической политикой, нацеленной
на обеспечение полной занятости. Кроме
того, предусматривались создание безвозмездной,
доступной всем гражданам государственной
системы здравоохранения, контроль за
заработной платой и ценами, постепенное
устранение частной собственности на
средства производства и другие меры.
План Бевериджа был использован в социальной
деятельности послевоенных правительств
Бельгии, Дании и Нидерландов, при создании
современной системы социального обеспечения
Швеции, послужил моделью при обсуждении
вопросов социально-политического развития
и в послевоенной Германии.
После 2-й мировой войны начался качественно
новый этап в развитии социального государства
— его возведение в конституционный принцип,
интерпретация как особого типа государства.
Вскоре после войны социальное государство
в качестве конституционного принципа
было зафиксировано в конституциях Японии,
ФРГ, Франции, Италии, а позднее, в 70-е гг.,
Испании, Португалии, Швеции.
В настоящее время все развитые страны
мира в большей или меньшей степени де-факто
являются социальными государствами.
Успешное функционирование современного
социального государства возможно лишь
на основе высокоразвитой, эффективной,
социально ориентированной экономики.
В экономической политике социальное
государство должно сочетать и меры государственного
регулирования, поощрение конкуренции
и развитие личной инициативы граждан
по обеспечению своего собственного благосостояния.
В политической сфере необходим консенсус
главных политических сил относительно
основных целей и задач развития данного
общества, сложившаяся система деятельности
социальных институтов. Это позволяет
обеспечивать преемственность социальной
политики государства в случаях демократической
смены правящих партий, правительств и
высших государственных должностных лиц.
Духовная атмосфера в социальном государстве
должна характеризоваться развитым чувством
гражданственности, социальной солидарности
и гуманизма.
Чрезвычайно важный аспект конституирования
и деятельности социального государства,
особенно в случае его федеративного устройства,
представляет собой его региональное
измерение. Отражение принципа социального
государства в конституции той или иной
страны проявляется не только в определении
целей и задач такого государства, но и
в наделении его соответствующими полномочиями
и компетенцией.
Конечной целью развития социальной сферы
социального государства должно стать
утверждение принципа социальной справедливости,
которая в данном контексте будет означать,
во-первых, гарантии для каждого человека
на труд в соответствии с его способностями
и квалификацией, на оплату труда в зависимости
от его качества и количества, на возможность
самообеспечения и повышения своего благосостояния;
во-вторых, создание, в идеале, равных стартовых
возможностей всем членам общества через
систему воспитания, образования и социальной
поддержки; переход от политического и
правового равноправия граждан к их социальному
равноправию; в-третьих, обеспечение силами
государственных и общественных институтов
приемлемого уровня жизни для слабых слоев
и отдельных граждан, не имеющих возможности
трудиться и самостоятельно поддерживать
свой жизненный уровень.
Концепция
социального государства и
Реформы социального законодательства проводили левые силы — партии социалистической ориентации и профсоюзы, а также либеральные и консервативные партии, вынужденные учитывать в своей политике запросы и требования неимущих.
Идеи государства
благоденствия и сам этот
Процессы формирования
идеологии общественного
Под политикой социального благоденствия в 40—50-е годы понимали программы, направленные на достижение высокого жизненного уровня населения путем создания государственных систем образования, здравоохранения и поддержки жилищного строительства, а также оказания помощи гражданам, которые не в состоянии собственными силами обеспечить себе минимум доходов.
Социальная политика промышленно развитых стран нашла отражение в многочисленных работах, опубликованных в Великобритании и США, где за ней закрепилось название "политика благоденствия" (Welfare State).
В официальных
документах и законодательстве
западных стран понятие
Различные общественно-
Идеологи либерально-
Социал-демократические партии рассматривают социальное государство как ступень к своей главной цели — демократическому социализму. Государственная власть, заявляют они, призвана подготовить условия для перехода к социальной демократии, при которой демократические методы управления будут применяться во всех сферах общественной жизни. Одновременно подчеркивается, что социальная политика является не услугой или милостью со стороны государства, а его прямой обязанностью, вытекающей из предоставленных гражданам социальных прав. Теоретики социал-демократии разрабатывают идеи правового социального государства, ответственного перед своими гражданами, и возлагают на него обширный круг задач, вплоть до утверждения в обществе отношений социальной справедливости.
Промежуточное
положение между позициями
Одним из создателей теории государства благоденствия был шведский экономист и государственный деятель Карл Гуннар Мюрдаль (1898—1987), автор известной книги "За пределы государства благоденствия". Суть теории общественного благоденствия заключается в том, чтобы "мирно и без революции — а фактически взамен революции - проводить в капиталистическом государстве скоординированную публичную политику, и притом с такой эффективностью, которая постепенно привела бы экономику страны в соответствие с интересами большинства граждан".
Мюрдаль доказывал, что государственное вмешательство необходимо для поддержания равновесия и стабильного роста экономики. Планирование в экономике призвано урегулировать деятельность крупных объединений и не затрагивает, следовательно, индивидуальной свободы.
Всеобщее избирательное право и рост общественного благосостояния, утверждал Мюрдаль, позволяют перейти к децентрализации государства и передать часть его функций, которые традиционно осуществляло правительство, органам местного самоуправления и добровольным объединениям граждан. Политический процесс в наиболее развитых государствах благоденствия (к ним Мюрдаль относил Швецию и Великобританию) поставлен под "расширяющийся народный контроль".
Американский социолог Даниел Белл в своей книге "Конец идеологии" как и Мюрдаль, называл отличительными признаками государства благоденствия смешанную экономику, децентрализацию политической власти и отсутствие в обществе идеологического противоборства вследствие удовлетворения интересов всех социальных слоев.
Экономический кризис 70-х годов и последовавшие за ним события опровергли многие положения, содержавшиеся в теории государства благоденствия. В настоящее время она утратила целостный характер и развивается преимущественно в исследованиях, посвященных отдельным проблемам общественного благополучия — компенсаторной и распределительной справедливости (Дж. Роулс), прав граждан на равную долю социального благоденствия (Р. Дворкин) и др.
3. Конституционные индикаторы
социального государства
Социальность изначально присуща государству.
Оно постепенно вызревало сначала, видимо,
в сравнительно небольших сообществах
людей, во-первых, в частности для решения
"общих дел", а, во-вторых, для введения
неизбежной состязательности объективно
неравных индивидов и их групп в определенные
рамки (в том числе правовые), чтобы их
противоборство не привело к анархии и
распаду самого общества.
Уже в давние времена у государства были
некоторые элементы общесоциальной деятельности
(например, создание оросительных систем
для земледелия в странах Востока) и зачатки
социально-адресных мер (например, закят
- 5% налог с имущества богатых в пользу
бедных по мусульманскому праву), в условиях
раннего капитализма стали иногда приниматься
правовые акты, отдаленно похожие на зародыши
социального законодательства.
В рассуждениях мыслителей разных эпох
(особенно в сочинениях утопистов) были
рассуждения об элементах социального
государства, однако фактически до начала
ХХ в. господствовала идея "государства-ночного
сторожа", охранника, не вмешивающегося
в экономические и социальные отношения.
Отдельные элементы, "наброски" концепции
социального государства появились в
конце XIX-начале XX в.
Зачатки концепции социального государства
были, видимо, связаны, с одной стороны,
с условиями демократического подъема
во время и после революций 1848 г. в Европе,
когда впервые на политическую арену вышел
рабочий класс с социально-экономическими
требованиями (правда, только с лозунгом
права на труд и соответствующую оплату),
а с другой стороны, - с научными поисками
левогегельянцев и других левых группировок
(особенно в Германии), которые преодолели
рамки "чистой" философии о воплощении
абсолютного духа в государство и обратились
к социальным проблемам государственности.
Одни из них заявили, что путь к лучшему
будущему лежит через диктатуру пролетариата
и создание социалистического государства,
которое обеспечит построение бесклассового
коммунистического общества и затем само
отомрет (К.Маркс, Ф.Энгельс и их сторонники).
Другие, опираясь в том числе на идеи раннего
христианства (христианский социализм),
стали разрабатывать вопросы о социальных
правах человека и государственном регулировании
социальных отношений, противопоставляя
это тезису государственного невмешательства.
Положения о социальных правах и о социальных
обязанностях государства в конце Х1Х
- начале ХХ вв. развивали другие немецкие
и австрийские авторы, французский конституционалист
Л.Дюги выдвигал идеи социальной солидарности
и "государства-добра", американский
государствовед В.Вильсон писал об обязанности
государства создавать всем равные условия
(шансы) и поддерживать определенный уровень
жизни. В России с идеей социальных прав
в начале ХХ в. выступал П.И Новгородцев.
Поскольку люди не равны (некоторые более
способны) и неодинаковы различные слои
населения, то в обществе есть более обеспеченные
и развитые и менее обеспеченные индивиды
и группы, вторые стремятся подняться
до уровня первых. В результате в асимметричном
обществе (а оно всегда асимметрично) происходит
борьба, соревновательность различных
групп и индивидов. Без такой соревновательности
в обществе могли бы быть утрачены некоторые
стимулы к развитию. Современное социальное
государство должно своими средствами
обеспечивать этот процесс в мирных и
правовых формах. Такое государство, как
и любое государство, не должно и не может
принудительными мерами насаждать порядки,
которые не соответствуют естественным
тенденциям развития общества. Такие попытки,
а они имели место на различных континентах
планеты, в том числе и в виде провозглашения
"государства социалистической ориентации"
в некоторых странах Азии, Африки и Латинской
Америки (Гренада), пока что не удались.
Суть поддерживающей регулирующей роли
социального государства состоит в обеспечении
с помощью различных методов условий и
процесса повышения качества жизни всего
общества, его определенных групп и человека,
в обеспечении такого уровня жизни, который
считается достойным в международном
сообществе, но учитывает конкретные условия
данной страны, обычаи и традиции ее народа,
реальные возможности общества и государственной
власти.
К конституционным и фактическим индикаторам
(показателям, признакам) социального
государства относятся:
Первый - положение о социальной функции
частной собственности. Впервые оно было
озвучено в Веймарской конституции 1919
г. и Основном законе ФРГ 1949 г.
В Конституции РФ положений о социальной
функции частной собственности нет, в
ст. 35 не говорится прямо о возможности
национализации определенных отраслей
экономики (это результат взглядов, которые
господствовали в обществе в начале 90-х
гг., на Конституционном совещании 1993 г.
иногда предлагалось даже включить в проект
Конституции формулировку о "священной
и неприкосновенной частной собственности"),
но в принципе социальная функция частной
собственности в России не отрицается.
Второй индикатор – конституционное закрепление
социально-экономических прав человека
и гражданина - на труд, отдых, образование,
здравоохранение, государственные пенсии
и др. (в ранних конституциях говорилось
лишь о личных и политических правах).
Теперь в соответствии с Международными
пактами о правах человека 1966 г. социально-экономические
права закреплены в большинстве конституций
стран мира, хотя и в разном объеме их осуществления.
Третий индикатор - социальное партнерство
(иногда говорится о социальной солидарности).
Такая формулировка есть, например, в Конституции
Египта. Социальное партнерство распространяют
на отношения труда и капитала, работников
и работодателей. В Конституции России
нет такого положения, но оно содержится
в ст.27 Трудового кодекса 2001 г.
Четвертый индикатор - социально-экономическое
равноправие и одновременно выравнивание
фактического уровня жизни индивидов
и социальных, национальных, иных общностей,
вносящих свой вклад в прогрессивное развитие
общества. В настоящее время речь может
идти о социально-экономическом равноправии,
как об элементе правового аспекта социального
государства. Оно заключается в первую
очередь в том, чтобы предоставлять равные
социально-экономические возможности
индивидам и общностям в соответствии
с положением в обществе. Это могут быть
не совсем одинаковые возможности для
иностранцев и граждан (для иностранцев,
например, закрыты некоторые виды трудовой
деятельности, в частности государственная
служба), неодинаковые возможности существуют,
например, у малочисленных коренных народов
и крупных национальных общностей (для
первых во многих государствах предоставляются
в некоторых сферах отношений и деятельности
определенные преимущества, есть соответствующее
законодательство и в России), но в каждой
группе лиц и общностей такие возможности
должны быть одинаковыми.
Население субъекта РФ - это общность,
определенный территориальный публичный
коллектив, но фактическое положение таких
общностей неодинаково. Разрыв между максимальным
и минимальным душевым денежным доходом
в субъектах РФ достигает 10,9 раза (по другим
данным, - 8,4 раза, что тоже много). Безработные,
стоимость минимального набора продуктов
на Чукотке втрое превышает общероссийский
уровень. Для сравнения соседняя с Чукоткой
Аляска занимает первое мест по уровню
жизни в США.
Поэтому, признавая неодинаковость людей
и их общностей, важно учесть, что главный
смысл социального государства в этом
отношении состоит в его деятельности
по "подъему" отстающих до уровня
передовых, а не только в создании равных
возможностей.
Пятый индикатор - социальная справедливость.
В Конcтитуции РФ о принципе социальной
справедливости не упоминается, но он
назван в российских законах об общественных
объединениях, о политических партиях.
Данный принцип включает много составляющих,
причем они неодинаковы в различных правовых
системах.
Показателями социальной справедливости
являются:
- установление законом минимального размера
оплаты труда (МРОТ). Он может быть почасовым
или помесячным, в ином виде.
- набор минимума товаров и услуг, необходимых
для жизни человека ("потребительская
корзина", прожиточный минимум). Он должен
быть обеспечен человеку государством
(отсутствие такого минимума по независящим
от лица причинам дает право на субсидию
или пособие от государства. Размер "корзины"
для разных категорий лиц - инвалидов,
пенсионеров, детей, работающих и т.д. несколько
неодинаков, но есть и средние числовые
данные). "Корзина" рассчитывается
государственными органами в натуральном
виде, этот перечень утверждается законом,
а затем фиксируется в денежной форме
(в России - правительством и публикуется
им) с периодической индексацией. В наиболее
благополучных странах (например, в Швеции)
стоимость потребительской корзины составляет
приблизительно 1000 долл. Набор перечня
товаров и услуг время от времени пересматривается
(в России через 5 лет), в России он довольно
беден.
По официальным данным Росстата численность
населения, живущего ниже черты бедности,
составляет в России около 10 %, а по опросам
почти половине жителей не хватает денег
на еду, не говоря уже о других потребностях.
Правда, реальные доходы граждан по статистике
растут, их материальное положение улучшается,
но разрыв в доходах 10% самых богатых и
10% самых бедных увеличивается. В то же
время Россия находится с 2008 г. на втором
месте в мире (после США) по числу долларовых
миллиардеров, и их число каждый год растет
быстрее, чем в развитых странах, а состояния
самых крупных из них в последние годы
увеличиваются ежегодно. При этом в России
с доходов установлен одинаковый налог
(13%), работник с минимальной заработной
платой и топ-менеджер - с миллионной платят
одинаково в процентном отношении, чего
не существует в других странах.
Социальная справедливость тесно связана
с решением вопросов социальной инфраструктуры
- образования, медицинского обслуживания,
жилья, пенсий, доступа к достижениям культуры,
регулированием вопросов труда (продолжительность
рабочего времени, отпуска и др.), пособиями
по безработице.
Шестой индикатор – создание социально
ориентированной экономики. Социальная
ориентация экономики предполагает государственное
прогнозирование и планирование. Такие
нормы есть в конституциях (Индия, Испания,
Италия, Португалия и др., в Конституции
РФ таких положений в отчетливом виде
нет).
Седьмой индикатор - социальное государство
должно выступать социально-политическим
арбитром в обществе.
Как и всякое государство, оно прежде всего
выражает и защищает интересы экономически,
политически и идеологически доминирующих
слоев общества. Там, где таким слоем является
"средний" класс, оно выражает прежде
всего его интересы, то есть фактически
совпадающие интересы большинства населения
при определенной защите интересов и прав
меньшинства, которое не прибегает к насильственным
действиям (в такой политике государства
имеют место колебания и отступления).
В России "средний" класс еще не стал
достаточно влиятельной силой (его численность
оценивается социологами в пределах 15
- 20% населения в отличие от развитых стран,
где это число равно приблизительно 60
- 80%), а социально-арбитражная роль государства
не получила полного развития. Подлинное
социальное государство, осуществляющее
социально-политический арбитраж в обществе,
не может не быть демократическим и правовым.
Восьмой индикатор - социальные обязанности
и социальная ответственность. В России
под социальной ответственностью подразумевается
моральная обязанность бизнеса помогать
низкооплачиваемым и обездоленным, способствовать
экономическому и культурному развитию
страны, ее различных регионов, создавать
благоприятные условия для работников
и т.д. Однако социальные обязанности и
ответственность могут и должны распространяться
на все стороны, участвующие в общественных
отношениях. Забастовка, парализующая
всю жизнь страны, может причинить несопоставимо
большой ущерб обществу, поэтому закон
запрещает всеобщие забастовки и требует
обеспечения минимума работ на производствах
с непрерывным циклом, запрещает забастовки
не только государственным служащим, но
и работникам, занятым, например, в сфере
водоснабжения или электроснабжения.
Закон предусматривает обязательные процедуры
при организации забастовки. Все это -
элементы социальной ответственности
перед обществом, установленные законами
государства.
Девятый индикатор - это высоко технологичное
государство и инновационное государство.
Влияние, "власть" профессионалов
(технических и иных специалистов) связана
с тем, что государству, его органам в результате
возросшей регуляционной активности приходится
решать такие технические, социальные
и иные задачи, с которыми не сталкивались
государства прежних эпох. Технологичность
государственного управления растет,
хотя последнее слово при принятии решений
остается и должно оставаться за парламентами
и правительствами.
Тезис о социальном государстве от неясной
идеи развился до научной концепции, вошел
в тексты конституций. Теперь для конституционного
права социальное государство - это правовой
институт данной отрасли права, но это
принципиальное положение проникает своими
элементами, ответвлениями в другие отрасли
права, приобретая новые стороны.
Принципы католической модели социальной политики даны в ряде "папских писем", изданных Ватиканом в течение XX столетия. Главным принципом является идея вспомогательности, концепция, в которую вдохнуло новую жизнь ее введение в лексикон ЕС. В "christikiche Soziallegre" (Христианском социальном учении) принцип вспомогательности означает, что ближайшая инстанция должна всегда пытаться решать возможные проблемы. Естественно, индивидуум является ближайшей инстанцией. Если он не может себе помочь, то обращается к семье и родственникам. Следующей инстанцией будет местная община, включая церковь и гражданские организации, а также соседей и т. д. Если и это не поможет, то индивидууму следует воспользоваться услугами страхования. Последней инстанцией является государственный сектор. В католической модели семья и прочие институты гражданского общества в местной общине играют основную роль.
Социальное учение римско-католической церкви — совокупность социально-политических, социально-экономических и этических концепций, изложенных в официальных церковных документах, а также выработанных католическими теологами и одобренных церковной иерархией. Наряду с этим учением, которого обязаны придерживаться все католики, имеются социальные взгляды региональных церквей, учитывающие местные условия, а также концепции отдельных католических мыслителей или групп, которые иногда значительно отличаются от официальной доктрины. В широком смысле католическое социальное учение как приложение принципов вероучения к социальным явлениям и отношениям — столь же древнее, как и сама католическая церковь. Однако в современном виде социальное учение католицизма начало формироваться с конца XIX в. и процесс этот продолжается. Его социальной предпосылкой являлось утверждение капитализма в развитых странах Запада, что вызвало необходимость особо подчеркивать роль церкви как защитницы всех обездоленных и угнетаемых. Эти идеи доктринально оформил папа Лев XIII в своих энцикликах, главным образом в "Рерум новарум" (1891 г.), где отмечалось значение рабочего вопроса и признавалось наличие вопиющего социального неравенства. Вместе с тем церковь осудила социализм, объявила частную собственность и классовое неравенство неизбежно вытекающими из "естественного права" и природы человека.
В основу социального учения католицизма была положена томистская теория "естественного права", из которой выводилось право частной собственности. Церковь пропагандирует такие принципы, как принцип солидарности, регулирующий взаимоотношения личности и общества и не допускающий крайнего индивидуализма и крайнего коллективизма; принцип "общего блага" (это понятие, весьма абстрактное и многозначное, по-разному истолковывается католическими авторами); принцип "вспомоществования", означающий помощь со стороны социальных общностей более высокого ранга общностям более низкого ранга и отдельным индивидам.