Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 20:04, контрольная работа
Цель нашей работы состоит в раскрытии сущности, содержания и механизма социальной защиты населения, рассмотрении основных нормативно-правовых актов, действующих в РФ в сфере социальной политики.
Введение
1. Теоретические аспекты социальной защиты населения
1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения
1.2. Система социальной защиты населения и её структура
2. Нормативно – правовые акты социальной защиты населения
2.1. Юридические гарантии в сфере социального обеспечения
2.2. Принципы правового социального обеспечения
2.3. Виды социального обеспечения
2.4. Социальная ситуация в РФ
Заключение
Список литературы
Социальная защита является той регулятивной системой стабилизации общества, которая направлена на устранение или сведение до минимума социальных противоречий, возникающих в правовом и экономическом статусе отдельных групп населения. Отсюда следует, что функцией социальной защиты является поддержание обществом наиболее уязвимых групп населения в условиях обострения экономических и политических отношений. Цель ее создания в обществе мерами социальной политики защитных механизмов для социально уязвимых групп. Успешность проведения социальной защиты способствует угасанию противоречий, восстановлению относительного равновесия в правовом статусе всех групп, составляющих общество. Неуспешная же социальная защита приводит к дальнейшему распространению социальной напряженности с негативными проявлениями, сила которых прямо пропорциональна массовости групп, включенных в конфликтную ситуацию.
Социальная защита - это совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав и достижений социально-приемлемого уровня жизни. Она включает в себя:
предоставление государственных социальных гарантий всем категориям граждан, т. е. минимальные размеры заработной платы и социальных выплат, прожиточный минимум и индексация личных доходов;
организацию социальной помощи малоимущим и слабо защищенным группам населения.
Новая система социальной защиты должна формироваться на следующих основных принципах:
1. Дифференцированный подход к различным слоям и группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности, адресность и целенаправленность.
Для нетрудоспособных — престарелых, детей, инвалидов, акцент должен быть сделан на поддержание достойного уровня жизни этой категории, обеспечение доступа к потреблению важнейших материальных и социально-культурных благ, создание надежных гарантий, размера индивидуальных доходов.
2. Механизм социальной защиты должен формироваться не на основе государственной благотворительности, а как совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий. Система не должна быть подобием «скорой помощи».
3. Система социальной защиты должна действовать на всех уровнях: федеральном, республиканском, областном, местном, даже на уровне предприятия или организации.
4. Хотелось бы отметить еще несколько важных принципов:
гуманность и милосердие - готовность общества прийти на помощь любому его члену, попавшему в экстремальную ситуацию;
гарантированность помощи всем нетрудоспособным и действительно нуждающимся гражданам при их обращении в органы социальной защиты за счет доведения уровня их дохода до установленного бюджета прожиточного уровня;
комплексность - предоставление при необходимости одновременно нескольких видов помощи;
динамичность - оперативный пересмотр социальных нормативов социальных выплат в связи с инфляцией и увеличением бюджета прожиточного уровня;
самостоятельность органов исполнительной власти на всех уровнях, предприятий и организаций на реализацию своих социальных программ.
Система социальной защиты населения существует в единстве и комплексности с системой социальных гарантий. Социальные гарантии государства являются основой, базисом для реализации системы социальной защиты населения.
Заключение
Проанализировав и обдумав всё вышесказанное, мы пришли к выводу, что, несмотря на то, что, на наш взгляд, Российскую Федерацию ещё не в полной мере можно назвать государством социальным, тем не менее нам представляется совершенно очевидным то, что правительство РФ нацелено на усовершенствование механизмов социальной политики и социальной защиты, их цель одна – повышение качества жизни в России. Конечно, многое ещё предстоит сделать, но тот положительный вектор развития в социальной сфере, который мы можем наблюдать, придаёт нам уверенность в том, что наше правительство заботится и думает, в первую очередь, о своих гражданах.
Переход к рынку, ухудшение условий жизни значительной части населения страны, в особенности безработных, пенсионеров, семей с детьми, выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Это потребовало ее реформирования и практически полного обновления прежнего советского законодательства в области социального обеспечения.
Важной положительной чертой российской действительности является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения.
Подводя итог работе, необходимо отметить, что негативные социальные проблемы в области социальной защиты населения невозможно устранить за короткие сроки. Для реформирования системы социальной защиты необходимы время; различные ресурсы (организационные, правовые, и др.); разработка адекватных российским условиям и менталитету, востребованных технологий; подготовленные специалисты (медики, социальные работники, юристы, ортопеды, протезисты, инженеры, и другие); активная поддержка общественных организаций, всего населения.
Список литературы:
1) Бабосов Е.М. Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ТетраСистемс, 2001.
2) Гейц И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации. М.: ДИС, 2005.
3) Заяц О. В. Организация, администрирование и управление в социальной работе: Учебное пособие. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004.
4) Конституция РФ. М: Проспект, 2000.
5) Косов Г.В. Социология и политология. М.: Илекса, 2001.
6) Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. Учебное пособие. – М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2002.
7) Кузнецова А.И. Введение в социологию. М.: Новая школа, 1995
8) Миронова Т.К. Право и социальная защита. М.: Вектор, 2006.
9) Павленок П.Д. Основы социальной работы. М.: ИНФРА-М, 1998.
10) Савинов А.Н. Организация органов социального обеспечения: Учебник. М.: Форум, 2003.
11) Фирсов М.В. История социальной работы. Учебное пособие для высшей школы. М., 2004.
12) Фокина О.А. Основы социальной защиты: Учебник. М.: ВИА, 2001.
13) Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2009.
Размещено
27
[1] Савинов А.Н. Организация органов социального обеспечения: Учебник. М.: Форум, 2003. Стр.112