Социальная защита населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 20:04, контрольная работа

Краткое описание

Цель нашей работы состоит в раскрытии сущности, содержания и механизма социальной защиты населения, рассмотрении основных нормативно-правовых актов, действующих в РФ в сфере социальной политики.

Оглавление

Введение
1. Теоретические аспекты социальной защиты населения
1.1. Понятие и сущность социальной защиты населения
1.2. Система социальной защиты населения и её структура
2. Нормативно – правовые акты социальной защиты населения
2.1. Юридические гарантии в сфере социального обеспечения
2.2. Принципы правового социального обеспечения
2.3. Виды социального обеспечения
2.4. Социальная ситуация в РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контр Соц защита и соц благотворительность.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

Социальная защита является той регулятивной системой стабилизации общества, которая направлена на устранение или сведение до минимума социальных противоречий, возникающих в правовом и экономическом статусе отдельных групп населения. Отсюда следует, что функцией социальной защиты является поддержание обществом наиболее уязвимых групп населения в условиях обострения экономических и политических отношений. Цель ее создания в обществе мерами социальной политики защитных механизмов для социально уязвимых групп. Успешность проведения социальной защиты способствует угасанию противоречий, восстановлению относительного равновесия в правовом статусе всех групп, составляющих общество. Неуспешная же социальная защита приводит к дальнейшему распространению социальной напряженности с негативными проявлениями, сила которых прямо пропорциональна массовости групп, включенных в конфликтную ситуацию.

Социальная защита - это совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав и достижений социально-приемлемого уровня жизни. Она включает в себя:

   предоставление государственных социальных гарантий всем категориям граждан, т. е. минимальные размеры заработной платы и социальных выплат, прожиточный минимум и индексация личных доходов;

   организацию социальной помощи малоимущим и слабо защищенным группам населения.

Новая система социальной защиты должна формироваться на следующих основных принципах:

1. Дифференцированный подход к различным слоям и группам населения в зависимости от их социального положения, возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности, адресность и целенаправленность.

Для нетрудоспособных — престарелых, детей, инвалидов, акцент должен быть сделан на поддержание достойного уровня жизни этой категории, обеспечение доступа к потреблению важнейших материальных и социально-культурных благ, создание надежных гарантий, размера индивидуальных доходов.

2. Механизм социальной защиты должен формироваться не на основе государственной благотворительности, а как совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий. Система не должна быть подобием «скорой помощи».

3. Система социальной защиты должна действовать на всех уровнях: федеральном, республиканском, областном, местном, даже на уровне предприятия или организации.

4. Хотелось бы отметить еще несколько важных принципов:

   гуманность и милосердие - готовность общества прийти на помощь любому его члену, попавшему в экстремальную ситуацию;

   гарантированность помощи всем нетрудоспособным и действительно нуждающимся гражданам при их обращении в органы социальной защиты за счет доведения уровня их дохода до установленного бюджета прожиточного уровня;

   комплексность - предоставление при необходимости одновременно нескольких видов помощи;

   динамичность - оперативный пересмотр социальных нормативов социальных выплат в связи с инфляцией и увеличением бюджета прожиточного уровня;

   самостоятельность органов исполнительной власти на всех уровнях, предприятий и организаций на реализацию своих социальных программ.

Система социальной защиты населения существует в единстве и комплексности с системой социальных гарантий. Социальные гарантии государства являются основой, базисом для реализации системы социальной защиты населения.

Заключение

Проанализировав и обдумав всё вышесказанное, мы пришли к выводу, что, несмотря на то, что, на наш взгляд, Российскую Федерацию ещё не в полной мере можно назвать государством социальным, тем не менее нам представляется совершенно очевидным то, что правительство РФ нацелено на усовершенствование механизмов социальной политики и социальной защиты, их цель одна – повышение качества жизни в России. Конечно, многое ещё предстоит сделать, но тот положительный вектор развития в социальной сфере, который мы можем наблюдать, придаёт нам уверенность в том, что наше правительство заботится и думает, в первую очередь, о своих гражданах.

Переход к рынку, ухудшение условий жизни значительной части населения страны, в особенности безработных, пенсионеров, семей с детьми, выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Это потребовало ее реформирования и практически полного обновления прежнего советского законодательства в области социального обеспечения.

Важной положительной чертой российской действительности является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения.

Подводя итог работе, необходимо отметить, что негативные социальные проблемы в области социальной защиты населения невозможно устранить за короткие сроки. Для реформирования системы социальной защиты необходимы время; различные ресурсы (организационные, правовые, и др.); разработка адекватных российским условиям и менталитету, востребованных технологий; подготовленные специалисты (медики, социальные работники, юристы, ортопеды, протезисты, инженеры, и другие); активная поддержка общественных организаций, всего населения.

Список литературы:

 

1) Бабосов Е.М. Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ТетраСистемс, 2001.

2) Гейц И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации. М.: ДИС, 2005.

3) Заяц О. В. Организация, администрирование и управление в социальной работе: Учебное пособие. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004.

4) Конституция РФ. М: Проспект, 2000.

5) Косов Г.В. Социология и политология. М.: Илекса, 2001.

6) Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. Учебное пособие. – М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2002.

7) Кузнецова А.И. Введение в социологию. М.: Новая школа, 1995

8) Миронова Т.К. Право и социальная защита. М.: Вектор, 2006.

9) Павленок П.Д. Основы социальной работы. М.: ИНФРА-М, 1998.

10) Савинов А.Н. Организация органов социального обеспечения: Учебник. М.: Форум, 2003.

11) Фирсов М.В. История социальной работы. Учебное пособие для высшей школы. М., 2004.

12) Фокина О.А. Основы социальной защиты: Учебник. М.: ВИА, 2001.

13) Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. М.: Дашков и Ко, 2009.

Размещено

 

27

 



[1] Савинов А.Н. Организация органов социального обеспечения: Учебник. М.: Форум, 2003. Стр.112


Информация о работе Социальная защита населения