Социальная структура как горизонтальный срез общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:58, контрольная работа

Краткое описание

Понятие социальной структуры употребляется в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле социальная структура определяется как внутреннее строение общества. Под обществом в этом случае имеется в виду ни человечество вообще (глобальное общество) или производственно-сбытовые единицы типа ООО, АО и другие, а конкретный социум уровня страны, независимо от того, имеется ли в виду абстрактная модель, или совершенно определенная держава. Признаками такого общества являются: постоянная территория, развития культура, политическая независимость и самовоспроизводство населения.

Оглавление

Социальная структура: понятие, основные признаки. (стр.2-4)
Основные элементы социальной культуры. (стр.5-9)
Виды социальной структуры: социально-демографическая, социально-классовая, социально-этническая, социально-профессиональная и др.(стр.10-18)
Список литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

тема 16. Социальная структура как горизонтальный срез общества 
 

ПЛАН: 

  1. Социальная  структура: понятие, основные признаки. (стр.2-4)
  2. Основные элементы социальной культуры. (стр.5-9)
  3. Виды социальной структуры: социально-демографическая, социально-классовая, социально-этническая, социально-профессиональная и др.(стр.10-18)
  4. Список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Социальная структура: понятие, основные признаки. 
 

      Понятие социальной структуры употребляется  в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле социальная структура определяется как внутреннее строение общества. Под обществом в этом случае имеется в виду ни человечество вообще (глобальное общество) или производственно-сбытовые единицы типа ООО, АО и другие, а конкретный социум уровня страны, независимо от того, имеется ли в виду абстрактная модель, или совершенно определенная держава. Признаками такого общества являются: постоянная территория, развития культура, политическая независимость и самовоспроизводство населения. Каждое суверенное общество строится из типовых блоков, конечно, приспособленных к конкретным условиям, или видоизмененных, порой до неузнаваемости, по субъективному усмотрению. Так, например, общество уровня суверенной страны в своем основании имеет две фундаментальные структуры – государство и гражданское общество. Государство как воплощение властного начала организационно-управленческих и нормативно контрольных функций олицетворяет всеобщие  интересы социума и каждого отдельного человека. Гражданское общество – это сфера представления и реализации особых (частных, индивидуальных, групповых) интересов людей, - через добровольные, самодеятельные объединения (союзы, клубы, ассоциации и т.д.).

      Гражданское общество в Беларуси находится сегодня  в стадии самоорганизации. Возникли многочисленные самодеятельные формирования, по некоторым данным их в настоящее время более тысячи, функционируют десятки партий, множество негосударственных фондов, ассоциаций и т.д.

      Совокупность  всех элементов системы государственного устройства и, соответственно, гражданского общества, а также взаимосвязей между ними представляет собой структуру конкретного общества. Ее называют социальной структурой, исходя из этимологии слова (socialis – общественный). Но термин «социальное» имеет и другое значение. Им обозначают ту часть общества (социальная сфера), ту сторону общественной жизни (социальное обеспечение) или вид деятельности (социальная работа), которые связаны положением людей в обществе, его поддержанием или изменением.

      Исходя  из этого, понятие социальная структура в узком смысле слова есть совокупность социальных групп, выделенных по критериям, отражающим их положение в обществе, и систему связей между группами, характерных для того или иного уровня расслоения.

     Социальная структура общества есть совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними. 

      Одни  социологи определяют и исследуют  социальную структуру с точки зрения статусных и ролевых различий, влияющих на содержание и направленность социальных отношений; другие, напротив, анализируют социальную структуру, исходя из различных моделей социальных отношений, из которых выводятся статусные и ролевые различия между людьми. Но и в первом и во втором случае речь идет о социальных отношениях, возникающих только в пределах взаимодействия людей, объединяющихся в те или иные социальные группы, общности. Поэтому вполне обоснованно можно дать следующее определение исследуемому социальному феномену. Социальная структура общества есть совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними.

Важнейшая отличительная особенность социальной структуры заключается в том, что она тождественна системным свойствам комплекса составляющих ее элементов, т.е. свойствам, не характеризующим отдельные элементы этого комплекса. В любой структуре можно выделить элементы, составляющие собственно структуру, и комплекс элементов, из которых структура строится. Сумма всех деревьев остается неизменной независимо от того, стоит ли каждое дерево на отдельном участке или же все деревья составляют лес, т.е. определенную экологическую структуру. Структура социальной группы также отличается от совокупности составляющих ее членов теми свойствами, которые не могут быть использованы для описания отдельных членов группы, так как они характеризуют отношения и взаимодействия большинства или всех этих членов и, следовательно, относятся ко всей группе как целому, например, свойствами сплоченности. Таким образом, социологический анализ социальной структуры коренным образом отличается от изучения составляющих ее элементов (индивидов, норм, ценностей, социальных статусов, ролей, позиций и т.п.), поскольку такое исследование сосредоточено на системных, эмерджентных (не сводимых к сумме составляющих элементов) свойствах именно совокупности элементов, характеризующих не отдельные из них, а способ их сочетания, отношений и взаимодействий между ними.

     Главными  признаками социальной структуры выступают:

• социальное положение элементов в общественной системе по поводу обладания властью, доходом, социальным престижем и т.д.;

• вертикальная и горизонтальная упорядоченность  элементов структуры относительно друг друга, основанная на неравном обладании этими благами;

• взаимосвязь  элементов структуры через обмен  ресурсами, информацией, общность ценностей и т.д.;

• социальная активность элементов структуры  в общественной, в том числе  экономической, жизни.

     Социальная  структура - качественная определенность общества. Ее изменение выражает коренной сдвиг в общественной системе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Основные элементы социальной культуры. 
 

     Одним из важнейших факторов развития человека и общества является культура. Человек живет и действует и как индивид, и как социальная общность (семейная, профессиональная, территориальная, этническая и т.п.), и как все человеческое сообщество (род людской) не в чисто естественной, природой дан-ной окружающей среде, а в среде, преобразованной человеческим же трудом и культурой. Да и выделился он из животного мира, отделился от него и возвысился над ним благодаря труду и культуре. Поэтому культура как специфически человеческая деятельность и как совокупность духовных и материальных ценностей, норм, идеалов, образцов поведения вовлечена в многогранный процесс структурирования и развития общества.

     Суть  большинства определений культуры в социологии сводится к тому, что культура – это система исторически сложившихся относительно устойчивых установок, убеждений, представлений, моделей поведения людей, проявляющихся в их непосредственной деятельности.

     Культура – это набор ценностей, представлений о мире, убеждений, образцов и норм, служащих для упорядочения опыта и регулирования поведения людей.

     Социологическое понимание культуры фиксирует внимание на следующих ее элементах: понятия  и представления, ценности, нормы и правила.

     Понятия и представления. Понятия и представления об окружающем мире выступают как знания, сформулированные через знаково-символическую систему и наиболее точно зафиксированные в языке. Усвоение понятий дает человеку и организации своего опыта. Представления о взаимоотношениях между понятиями как реального, так и сверхъестественного мира, являются необходимым элементом той или иной культуры.

     Язык  – это объективная форма аккумуляции, хранения и передачи человеческого  опыта. Хотя процесс социализации в значительной мере основывается на имитации жестов – кивков, гримас недовольства, улыбок, - язык все же является основным средством передачи культуры. Язык не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени. Общий язык служит не только тому, чтобы люди понимали друг друга, но и способствует сплочению общества, формированию чувства группового единства. Между людьми, говорящими на одном языке, будь то литературный или официальный стиль, или какой-нибудь жаргон, почти автоматически возникает взаимопонимание и симпатия друг к другу.

     Ценности. Ценности жизни и культуры, или разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым нужно стремиться, являются вторым элементом культуры. Ценности формируются в результате осознания социальным субъектом своих потребностей в соотнесении их с предметами окружающего мира.

     В этом смысле ценность определяется как  значимость предмета, явления, принципа для личности социальной группы, общества.

     Являясь результатом человеческой деятельности, ценности лежат в основе поведения  людей, определяют его мотивы и смысл.

     Ценности  очень часто лежат в основе становления и развития потребностей, интересов, установок и мотивов деятельности личности, в значительной степени определяя их направленность, интенсивность и предпочтительность.

     Люди  не только усваивают и воспроизводят  сложившиеся в культуре ценности, но и формируют новые, отражающие вновь появившиеся в процессе общественной практики образцы социального поведения.

     В современной социологической литературе делаются попытки классифицировать ценности по разным основаниям:

  • витальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, материальное благосостояние, образование, квалификация, семья, родственники, малая родина);
  • межличностного общения (трудолюбие, бескорыстие, доброжелательность);
  • общественного признания (трудолюбие, социальное положение, успех);
  • демократические (свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет);
  • смыслосодержащие (представление о добре, зле, счастье, смысле жизни);
  • ценности-фетишизмы (стремление к абсолюту, вера в Бога).

     При исследовании жизненных ценностей  социологи выделяют в их структуре  терминальные и инструментальные ценности. Терминальные ценности выражают важнейшие цели, идеалы, смыслы жизни людей, такие как: ценность свободы, справедливости, чести, межличностных отношений, человеческой жизни и аналогичные им.

     Инструментальные  ценности включают в себя, одобряемые в конкретном обществе или социальной общности, средства достижения целей. Они включают в себя как нравственные нормы поведении (совесть, честь, долг и т.п.), так и качества личности (инициативность, авторитетность, независимость и др.).

     В отличие от терминальных ценностей  инструментальные в большей мере вызывают не только разное понимание и поддержку, но и трактовку. Иногда они могут игнорироваться и даже противопоставляться друг другу. Известно, что в условиях кризисного развития экономики Беларуси резко упала ценность нравственных норм поведения. Значительно девальвировались такие категории, как честь, совесть, долг. На их смену приходит страсть к обогащению и наживе любой ценой.

     Но  одновременно возросла значимость таких  черт личности, как независимость, самостоятельность, самоуважение, возрастает потребность в общении, развитии личных вкусов и наклонностей, а также своего эстетического и этического видения мира.

     Социальные  ценности – это разделяемые обществом, социальной группой общностью, личностью цели, пути и средства, обуславливающие прогрессивное развитие социума и раскрытие сущностных сил личности.

     В социологии очень часть используется понятие базовые ценности, которые характеризуют основные ориентации людей в жизни. Именно базовые ценности с их конкретным предметным содержание являются основной для типологизации сознания и поведения человека, а отношение к ним со стороны конкретной личности – мерилом ее интеллектуального богатства.

     К базовым ценностям, формирующим  личность, обычно относят:

  • потребность в самореализации личности, в развитии способностей, в духовном обогащении, творчестве;
  • общение между людьми, при котором другой человек – не средство для достижения своих корыстных целей, а сама цель, основывающаяся на личном интересе;
  • творчество и профессионализм;
  • досуг как средство развития сущностных сил личности;
  • здоровый образ жизни, обеспечивающий гармоничное развитие всех способностей и возможностей личности и т.п.

Информация о работе Социальная структура как горизонтальный срез общества