Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:27, реферат
Социальная стратификация, одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Стратификация1 — это деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса
Таблица
1. Взаимоотношения общество/государство/страна.
Общество | Государство | Страна | |
Образование | + | ||
Недра | + | ||
Прокуратура | + | ||
Народ | + | ||
Армия | + | ||
Социология | + | ||
Семья | + | ||
Законодательство | + | ||
Природа | + | ||
Хоккей | + | ||
Безработица | + | ||
Транспорт | + | ||
Профсоюз | + | ||
Территория | + | ||
Пресса | + | ||
Энергетика | + |
Какие
основные потребности людей удовлетворяет
общество? Какое из многочисленных
определений понятия „общество" представляется
вам наиболее точным и практичным? Почему?
Для удовлетворения своих потребностей человек вступает в определенные отношения с обществом, с природой, с другими членами семьи. Когда физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, человек будет нуждаться в эмоциональных отношениях с людьми, в занятии достойного места в своей группе, и он будет интенсивно добиваться достижения этой цели.
Мировосприятие и мироотношение личности4 – понимание и отношение личности к окружающему миру, человеческому обществу, ценности своей жизни, восприятие окружающего социального бытия, необходимости самореализации и самоутверждения в обществе. Это мир в сознании человека и понимание себя в мире и смысла своей жизни, система потребностей личности, её мотивация на достижение самореализации и самоутверждения. Согласно классификации А. Маслоу можно выделить три группы основных потребностей удовлетворяющих социумом:
1) социальные потребности (потребности в понимании, причастности к какой-либо группе, привязанности и поддержке);
2) статусные потребности (потребность в уважении, самоуважении, личных достижениях, компетентности, признании);
3) потребности самовыражения (потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности).
Таким образом, происходит социализация индивида5 – это процесс включения личности в систему общественных связей и отношений, овладение и принятие общественно приемлемых форм поведения, норм, ценностей, в результате чего личность становится полноправным членом общества. Подразумевается, что в процессе социализации происходит превращение изначально асоциального субъекта в социальную личность. Благодаря социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация идет повсеместно и непрерывно в процессе своего физического и психологического развития.
Понятие „общество" имеет многочисленные определения, такие как общество – это6:
1)
совокупность всех видов
2)
исторически конкретный тип соц
3)
группа лиц, объединенных
4)
объединение людей, в
6.Методы
сбора социологический информации. Заполните
таблицу. Поясните.
Общественная
жизнь постоянно ставит перед
человеком множество вопросов, ответить
на которые можно лишь с помощью научного
исследования, в частности социологического.
В широком смысле социологическое исследование
— это специфический вид систематической
познавательной деятельности, направленной
на исследование социальных объектов,
отношений и процессов с целью получения
новой информации и выявления закономерностей
общественной жизни на основе теорий,
методов и процедур, принятых в социологии.
В более узком смысле социологическое
исследование представляет собой систему
логически последовательных методологических,
методических и организационно-технических
процедур, подчиненных единой цели: получить
точные и объективные данные об изучаемом
социальном объекте, явлении или процессе.
Иными словами, социологическое исследование
— это специфическая разновидность социальных
(обществоведческих) исследований (их
"ядро"), рассматривающая общество
как целостную социокультурную систему
и опирающаяся на особые методы и приемы
сбора, обработки и анализа первичной
информации, которые приняты в социологии.
Согласно этому, в таблице 2 предоставлены
методы сбора социологической информации,
преимущества и недостатки каждого из
методов, а также сфера его возможного
применения.
Таблица 2. Методы сбора социологической информации.
Методы | Преимущества | Недостатки | Сферы возможного применения |
Прямое
наблюдение |
а) непосредственность
восприятия;
б)возможность более глубокого изучения проблемы, отслеживания эмоциональных реакций; в)получение информации –оперативно; г)возможность использования метода прямого наблюдения в сложной, экстремальной ситуации; д)полученная
информация не зависит от эмоционального
состояния и желания е) оперативность ф) применим как в лабораторных условиях, так и в естественной социальной среде. |
а)невозможность
контролировать ход исследования;
б)сложность фиксирования результатов наблюдения, обработки, описания и анализа; в)необъективность наблюдателя; г) присутствие исследователя, который, так или иначе, влияет на поведение изучаемых лиц, что следует принимать в расчет при регистрации и интерпретации данных, собранных подобным образом. |
а) маркетинг;
б ) образование; в) юриспруденция; г) услуги; д) производство; е) общественные отношения; ж) информационные технологии; з)финансы; и) здравоохранение; к) т.д.. |
Анализ
документов |
а) относительная
объективность получаемой информации;
б) возможность
регулярного получения в) позволяет исследовать стратегию, «поле жизнедеятельности» объекта; г) отсутствие влияния исследователя на изучаемый объект; д) высокая степень надежности получаемых данных; е) возможность получения информации, которая не поддается в такой мере выявлению посредством других методов. |
а) сложности
отбора источников информации в связи
с их специализацией по функциональному
признаку, часто не совпадающему с задачами
исследования;
б) трудоемкость процедуры; в) необходимость высокого уровня квалификации аналитиков. |
а) маркетинг;
б ) образование; в) юриспруденция; г) услуги; д) производство; е) общественные отношения; ж) информационные технологии; з)финансы; и) здравоохранение; к) т.д.. |
Анкетирование | а) возможность
в быстрые сроки охватить довольно
большие группы людей, что позволяет выявить
целевую аудиторию;
б) относительная дешевизна. |
а) проблема выборки;
б) проблема экстраполяции результатов. |
а) маркетинг;
б ) образование; в) юриспруденция; г) услуги; д) т.д.. |
Интервью | а) позволяет
выявить индивидуальные мнения респондентов,
особенности;
б) позволяет разъяснить респондентам отдельные вопросы методики; в) возможность охватить социально-незащищенные слои населения (слепых и неграмотных), включая их в состав целевых групп. |
а) возможность
влияния личных особенностей интервьюера,
его поведения на ход интервью
и содержание ответов;
б) трудоемкость проведения интервью; в) возможность
недоверчивого отношения |
а) маркетинг;
б ) образование; в) юриспруденция; г) услуги; д) производство; е) общественные отношения; ж)финансы; з) здравоохранение; и) т.д.. |
Экспертная оценка | а)оперативность
получения требуемого решения;
б)разностороннего анализа проблем; в)комплексный охват решаемой проблемы. |
сложность организации экспертизы, так как иногда невозможно собрать вместе требуемых специалистов, создать непринужденную атмосферу и исключить влияние должностных взаимоотношений. | методы экспертных
оценок применяются как для |
Эксперимент |
а) искусственно
вызывать интересующие экспериментатора
явления;
б) четко учитывать влияние условий на изучаемые социально-психические явления; в) количественно изменять условия эксперимента; г) изменять одни условия, сохраняя неизменными другие. |
а) искусственность
эксперимента или его отдаленность от
жизни, обусловленная выпадением существенных
для изучаемого явления условий;
б) аналитичность и абстрактность эксперимента не дают возможности делать непосредственные выводы о закономерностях протекания этих же процессов в естественных условиях; в) осложняющая роль воздействия экспериментатора. |
применяется в естественных науках, но сфера экспериментирования в социологии достаточно ограничена. |
Список
использованных источников.
Литература
Интернет ресурсы