Социальная стратификация общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:27, реферат

Краткое описание

Социальная стратификация, одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Стратификация1 — это деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым социальным статусом, отражающее сложившееся в нем представление о социальном неравенстве, выстроенное по вертикали (социальная иерархия), вдоль своей оси по одному или нескольким стратификационным критериям (показателям социального статуса

Файлы: 1 файл

sociologija.doc

— 160.50 Кб (Скачать)

Таблица 1. Взаимоотношения общество/государство/страна. 

        Общество Государство Страна
      Образование +    
      Недра     +
      Прокуратура   +  
      Народ +    
      Армия   +  
      Социология +    
      Семья +    
      Законодательство   +  
      Природа     +
      Хоккей +    
      Безработица +    
      Транспорт +    
      Профсоюз   +  
      Территория     +
      Пресса +    
      Энергетика +    
 
 
 
 
       
  1.   „Общество весьма полезно и в высшей степени необходимо не только для того, чтобы обезопасить жизнь от врагов, но и для сбережения многих вещей". Б. Спиноза.

       Какие  основные потребности людей удовлетворяет  общество?  Какое  из  многочисленных определений понятия „общество" представляется вам наиболее точным и практичным? Почему? 

       Для удовлетворения своих потребностей человек вступает в определенные отношения с обществом, с природой, с другими членами семьи. Когда физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, человек будет нуждаться в эмоциональных отношениях с людьми, в занятии достойного места в своей группе, и он будет интенсивно добиваться достижения этой цели.

      Мировосприятие  и мироотношение личности4 – понимание и отношение личности к окружающему миру, человеческому обществу, ценности своей жизни, восприятие окружающего социального бытия, необходимости самореализации и самоутверждения в обществе. Это мир в сознании человека и понимание себя в мире и смысла своей жизни, система потребностей личности, её мотивация на достижение самореализации и самоутверждения. Согласно классификации А. Маслоу можно выделить три группы основных потребностей удовлетворяющих социумом:

1) социальные потребности (потребности в понимании, причастности к какой-либо группе, привязанности и поддержке);

2) статусные потребности (потребность в уважении, самоуважении, личных достижениях, компетентности, признании);

3) потребности самовыражения (потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности).

      Таким образом, происходит социализация индивида5это процесс включения личности в систему общественных связей и отношений, овладение и принятие общественно приемлемых форм поведения, норм, ценностей, в результате чего личность становится полноправным членом общества. Подразумевается, что в процессе социализации происходит превращение изначально асоциального субъекта в социальную личность. Благодаря социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация идет повсеместно и непрерывно в процессе своего физического и психологического развития.

      Понятие „общество" имеет многочисленные определения, такие как общество – это6:

       1) совокупность всех видов взаимодействия  и форм объединения людей, которые  сложились исторически;

       2) исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений;

       3) группа лиц, объединенных общими  морально-этическими нормами;

       4) объединение людей, в результате  которого, т.к. это единение, всё  всестороннее возможное пространство  общества становится общественной, т.е. общей для этих людей и их потомков, собственностью;

      Наиболее точным и практичным определением данного понятия, на мой взгляд, представляется, что общество — это исторически сложенное единение людей, имеющих общие интересы и ценности, так как считаю, что именно такая формулировка в полной мере отражает  системные параметры, характеризующие общество как социальную систему.

 
 
 
 

       6.Методы сбора социологический информации. Заполните таблицу. Поясните. 
 

      Общественная  жизнь постоянно ставит перед  человеком множество вопросов, ответить на которые можно лишь с помощью научного исследования, в частности социологического. В широком смысле социологическое исследование — это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии. В более узком смысле социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе. Иными словами, социологическое исследование — это специфическая разновидность социальных (обществоведческих) исследований (их "ядро"), рассматривающая общество как целостную социокультурную систему и опирающаяся на особые методы и приемы сбора, обработки и анализа первичной информации, которые приняты в социологии. Согласно этому, в таблице 2 предоставлены методы сбора социологической информации, преимущества и недостатки каждого из методов, а также сфера его возможного применения. 
 

Таблица 2. Методы сбора социологической информации.

Методы Преимущества Недостатки Сферы возможного применения
Прямое

наблюдение

а) непосредственность восприятия;

б)возможность  более глубокого изучения проблемы, отслеживания эмоциональных реакций;

в)получение  информации –оперативно;

г)возможность  использования метода прямого наблюдения в  сложной, экстремальной ситуации;

д)полученная  информация не зависит от эмоционального состояния и желания респондента  участвовать в исследовании;

е) оперативность

ф) применим как в лабораторных условиях, так и в естественной социальной среде.

а)невозможность  контролировать ход исследования;

б)сложность  фиксирования результатов наблюдения, обработки, описания и анализа;

в)необъективность  наблюдателя;

г) присутствие исследователя, который, так или иначе, влияет на поведение изучаемых лиц, что следует принимать в расчет при регистрации и интерпретации данных, собранных подобным образом.

а) маркетинг;

б ) образование;

в) юриспруденция;

г) услуги;

д) производство;

е) общественные отношения;

ж) информационные технологии;

з)финансы;

и) здравоохранение;

к) т.д..

Анализ

документов

а) относительная  объективность получаемой информации;

б) возможность  регулярного получения информации о ходе и эффективности событий;

в) позволяет  исследовать стратегию, «поле жизнедеятельности» объекта;

г) отсутствие влияния исследователя на изучаемый объект;

д) высокая степень надежности получаемых данных;

е) возможность получения информации, которая не поддается в такой мере выявлению посредством других методов.

а) сложности  отбора источников информации в связи с их специализацией по функциональному признаку, часто не совпадающему с задачами исследования;

б) трудоемкость процедуры;

в) необходимость высокого уровня квалификации аналитиков.

а) маркетинг;

б ) образование;

в) юриспруденция;

г) услуги;

д) производство;

е) общественные отношения;

ж) информационные технологии;

з)финансы;

и) здравоохранение;

к) т.д..

Анкетирование а) возможность  в быстрые сроки охватить  довольно большие группы людей, что позволяет выявить целевую аудиторию;

б) относительная  дешевизна.

а) проблема выборки;

б) проблема экстраполяции  результатов.

а) маркетинг;

б ) образование;

в) юриспруденция;

г) услуги;

д) т.д..

Интервью а) позволяет  выявить индивидуальные мнения респондентов, особенности;

б) позволяет  разъяснить респондентам отдельные вопросы методики;

в) возможность  охватить социально-незащищенные слои населения (слепых и неграмотных), включая  их в состав целевых групп.

а) возможность  влияния личных особенностей интервьюера, его поведения на ход интервью и содержание ответов;

б) трудоемкость проведения интервью;

в) возможность  недоверчивого отношения респондентов к интервьюеру.

а) маркетинг;

б ) образование;

в) юриспруденция;

г) услуги;

д) производство;

е) общественные отношения;

ж)финансы;

з) здравоохранение;

и) т.д..

Экспертная оценка а)оперативность получения требуемого решения;

б)разностороннего анализа проблем;

в)комплексный охват решаемой проблемы.

сложность организации  экспертизы, так как иногда невозможно собрать вместе требуемых специалистов, создать непринужденную атмосферу и исключить влияние должностных взаимоотношений. методы экспертных оценок применяются как для количественного  измерения событий в настоящем, так и для целей прогнозирования.
Эксперимент 
а) искусственно вызывать интересующие экспериментатора явления;

б) четко учитывать влияние условий на изучаемые социально-психические явления;

в) количественно изменять условия эксперимента;

г) изменять одни условия, сохраняя неизменными другие.

а) искусственность эксперимента или его отдаленность от жизни, обусловленная выпадением существенных для изучаемого явления условий;

б) аналитичность и абстрактность эксперимента не дают возможности делать непосредственные выводы о закономерностях протекания этих же процессов в естественных условиях;

в) осложняющая роль воздействия экспериментатора.

применяется в естественных науках, но сфера экспериментирования в социологии достаточно ограничена.
 
 

     

    Список использованных источников. 
 

    Литература

  1. Смелзер Н. Социология / Под ред. В.А. Ядова. — М.: Феникс, 1994. — 688 с.
  2. Лукьянов, В.Г. Социология: учебное пособие / В.Г. Лукьянов, В.С. Лялин, И.С. Урсу. – СПб.: Знание, 2010. – 480 с.
  3. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с.
 

    Интернет ресурсы

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. http://www.advance-mr.ru/articles/shirkov/stratif.htm

Информация о работе Социальная стратификация общества